Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2013 ПО ДЕЛУ N А13-183/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2013 г. по делу N А13-183/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от истца Смирновой И.С. по доверенности от 27.11.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 марта 2013 года по делу N А13-183/2013 (судья Корепин С.В.),

установил:

индивидуальный предприниматель Шитова Гранислава Владимировна (ОГРНИП 309352927100047, далее - Предприниматель) обратилась с иском в суд к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 24 000 кв. м, кадастровый номер 35:24:0103002:1556, находящегося в Вологодской обл., г. Вологда, ул. Преображенского, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства здания оптового склада с выставочным залом, в размере его рыночной стоимости, равном 3 754 000 руб.; о возложении обязанности на Учреждение внести рыночную стоимость земельного участка в размере 3 754 000 руб. в государственный кадастр недвижимости с 23 октября 2012 года.
Определением суда от 11.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда от 18 марта 2013 года исковые требования удовлетворены частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 24 000 кв. м, кадастровый номер 35:24:0103002:1556, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства здания оптового склада с выставочным залом, расположенного в южной части кадастрового квартала, по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Преображенского, в размере его рыночной стоимости равной 3 754 000 руб. Обязал федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области внести рыночную стоимость земельного участка в размере 3 754 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного решения.
Учреждение с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить. Доводы подателя жалобы к следующему. Кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 74 247 840 руб., внесена в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013 на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206. Суд, выходя за рамки исковых требований, установил кадастровую стоимость земельного участка с момента вступления решения суда в законную силу, чего истец не просил, тем самым была изменена кадастровая стоимость земельного участка внесенная в ГКН на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, что противоречит нормам действующего законодательства. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти (на территории Вологодской области данным органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области), а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 необходимо обращаться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения. Кроме того, суд при вынесении решения руководствовался отчетом от 05.12.2012 N 624/12, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1556 установлена по состоянию на 23.10.2012, что противоречит действующему законодательству в рамках вынесенного решения, так как кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена по состоянию на 02.06.2012. Податель жалобы указывает, что поскольку вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, в данном случае для органа кадастрового учета, который должен будет внести новую кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости, возложении на этот орган соответствующей обязанности путем принятия настоящего судебного акта, является излишним, так как судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. На данный момент с учетом установления новой кадастровой стоимости лишь оспариваемым судебным актом, который еще только подлежит исполнению, органом кадастрового учета право заявителя, которое, как полагает последний, подлежит защите путем возложения соответствующей обязанности, не может быть признано нарушенным, в связи с чем требование о возложении на орган кадастрового учета соответствующей обязанности удовлетворению не подлежит. Апеллянт считает, что в связи с тем, что в данном деле Учреждение участвовало в качестве ответчика только в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета, и действия ответчика не нарушили прав истца судебные расходы в соответствии с пунктом 4 статьи 110 АПК РФ должны быть отнесены на истца.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В связи с нахождением судьи Шадриной А.Н. в очередном отпуске на основании распоряжения председателя состава в составе произведена ее замена на судью Зайцеву А.Я.
Заслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1556, общей площадью 24 000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства здания оптового склада с выставочным залом, местонахождение: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Преображенского, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.10.2012 серия 35-АБ N 198814.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01 января 2011 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка установлена в размере 81 380 640 руб.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 05.12.2012 N 624/12, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки собственности", рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 23 октября 2012 года в размере 3 754 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными частично.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и не подлежащим отмене.
На момент судебного разбирательства в суде первой инстанции постановление Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18 января 2013 года N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете "Красный Север" 18 января 2013 года), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.
Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1556 в соответствии с новыми результатами оценки составляет 74 247 840 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
В соответствии с пунктом 2.1.17 данных Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:0447 определена в соответствии с требованиями нормативных документов.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 05.12.2012 N 624/12, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки собственности" (оценщик Семакова Светлана Александровна, являющаяся членом саморегулируемой организации - Некоммерческое партнерство "Общество профессиональных экспертов и оценщиков") рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1556, площадью 24 000 кв. м, расположенного по адресу: Вологодской обл., г. Вологда, ул. Преображенского, определенная по состоянию на 23.10.2012, составляет 3 754 000 руб.
В соответствии с пунктом 26 Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Таким образом, согласно пункту 26 ФСО N 1, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 была определена по состоянию на 02.06.2012.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного заключения эксперта.
При этом суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности внести сведения о рыночной стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с конкретной даты - с 23 октября 2012 года, поскольку в указанной части требование истца неисполнимо, не соответствует разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, о возложении судом обязанности на орган кадастрового учета внести сведения в государственный кадастр недвижимости с момента с момента вступления решения суда в законную силу, а также положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, определяющим срок (десять рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости) для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, и устанавливающим, правило, согласно которому сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Довод подателя жалобы о том, что Учреждение в данном деле участвовало в качестве ответчика только в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета, и действия ответчика не нарушили прав истца судебные расходы в соответствии с пунктом 4 статьи 110 АПК РФ должны быть отнесены на истца., отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный в связи со следующим.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Вологодской области выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 Учреждение с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав. Вывод о возможности защиты прав лица избранным им способом зависит от того, какой материально-правовой интерес преследует лицо, обратившееся в арбитражный суд.
Предприниматель, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные Предпринимателем требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Из приведенных разъяснений следует, что если рыночная стоимость земельного участка определена, требования лица, обратившегося в арбитражный суд, подлежат удовлетворению. При этом суд обязывает орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой с момента вступления в силу судебного акта.
Соответственно Учреждение является ответчиком, который несет все предусмотренные АПК РФ процессуальные права и обязанности, в том числе по распределению судебных расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вышеприведенные положения не содержат указания на возможность освобождения ответчика от возмещения другой стороне судебных расходов, которые состоят из судебных издержек и государственной пошлины.
В случае удовлетворения арбитражным судом требований заявителя, не освобожденного от уплаты государственной пошлины по делу, распределение судебных расходов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ: если проигравшей стороной является государственный орган, орган местного самоуправления, освобожденный от уплаты госпошлины, то с него взыскиваются в пользу другой - выигравшей стороны понесенные судебные расходы, в том числе и госпошлина.
При соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд вправе отнести на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением (часть 4 статьи 110 АПК РФ).
По настоящему делу такого соглашения между сторонами не достигнуто.
На основании изложенного, в связи с частичным удовлетворением требований истца по настоящему делу, суд обоснованно взыскал с Учреждения в пользу истца государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Довод ответчика о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена 02.06.2012, в то время как его рыночная стоимость, в размере которой Предприниматель просит установить кадастровую стоимость, определена согласно представленному в материалы дела отчету 05.12.2012 N 624/12 по состоянию на 23.10.2012, апелляционной коллегией не принимается как противоречащий правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которой, по правилу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Доказательств неактуальности установленной отчетом оценщика рыночной стоимости земельного участка на момент вынесения судом решения ответчиком не представлено.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 марта 2013 года по делу N А13-183/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.НОСАЧ

Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.РОМАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)