Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
10 апреля 2013 года объявлена резолютивная часть постановления.
17 апреля 2013 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мануйлова Николая Викторовича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2012 по делу N А63-14801/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Мануйлова Николая Викторовича (г. Ессентуки, Ставропольский край, ИНН 262607102071, ОГРНИП 305262626900032)
к администрации Советского муниципального района Ставропольского края (г. Зеленокумск, Ставропольский край, ИНН 2619010872, ОГРН 1042600397872)
о признании незаконным решения, изложенного в письме N 2922 от 27.08.2012; обязании провести торги по продаже права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 566 664 кв. м для сельскохозяйственного производства, имеющего адресный ориентир: Ставропольский край, Советский район, вдоль федеральной трассы Минеральные Воды - Кочубей, севернее села Нины,
с участием третьего лица: индивидуального предпринимателя Тихинького Сергея Сергеевича (г. Зеленокумск, ИНН 261901629008, ОГРНИП 310264109000021),
в судебное заседание явились:
от администрации Советского муниципального района Ставропольского края - Устинов А.П. по доверенности,
от индивидуального предпринимателя Тихинького С.С. - Тихинький С.С. (лично),
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",
установил:
индивидуальный предприниматель Мануйлов Н.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Советского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 27.08.2012 N 2922; обязании провести торги по продаже права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 566 664 кв. м, для сельскохозяйственного производства, имеющего адресный ориентир: Ставропольский край, Советский район, вдоль федеральной трассы Минеральные Воды - Кочубей, севернее села Нины.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у заявителя отсутствовал статус КФХ при обращении в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду, при этом указанный участок предоставлялся для целей создания КФХ.
Не согласившись с данным решением суда, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует участию в приобретении права аренды на спорный участок на аукционе при наличии поданных нескольких заявок на спорный участок.
Представитель администрации Советского муниципального района Ставропольского края, индивидуальный предприниматель Тихинький С.С. возражают против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4, 5, 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации и Тихинького С.С., Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, индивидуальный предприниматель Тихинький С.С. обратился 15.07.2011 в администрацию с заявлением о предоставления в аренду сроком на 10 лет земельного участка примерной площадью 60 га, в районе села Нины для сельскохозяйственного производства в целях создания и осуществления деятельности КФХ.
Администрация в газете "Панорама нашей жизни" N 52 от 14 июля 2012 года разместила сообщение, в котором информирует о поступившем заявлении индивидуального предпринимателя Тихинького С.С. о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 566 664 кв. м, имеющего адресный ориентир: Ставропольский край, Советский район, вдоль федеральной трассы Минеральные Воды - Кочубей, севернее села Нины, для сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок).
18 июля 2012 года заявитель по делу со ссылкой на опубликованное сообщение обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, а при поступлении нескольких заявок просил провести торги по продаже права аренды земельного участка.
В письме от 27.08.2012 N 2922 администрация сообщила о рассмотрении заявления предпринимателя и об отказе в его удовлетворении. Основанием к отказу явилось то, что информационное сообщение носит уведомительный характер и не приглашает заинтересованных лиц подать заявления. Кроме того, земельный участок будет предоставлен в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а данный Закон не предусматривает проведение аукциона по продаже права аренды земельных участков, предоставляемых для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Полагая, что решение администрации, изложенное в письме от 27.08.2012 N 2922, является незаконным и нарушаются его права на приобретение земельного участка в аренду и на участие в аукционе по продаже права аренды указанного участка, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что предоставление Тихинькому С.С. спорного земельного участка осуществлено в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, в то время как Мануйлов Н.В. не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства и заявление им подано в общем порядке (статья 10 Закона N 101-ФЗ), в связи с чем оснований для проведения торгов по продаже права аренды спорного земельного участка у администрации не имелось.
Между тем суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу названной нормы, а также части 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо установить факт несоответствия их закону (иному нормативному правовому акту), а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
В силу названной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
С учетом изложенного доводы о применении правил статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве при предоставлении участков на этапе создания фермерского хозяйства, противоречат содержанию названной нормы, допускающей возможность получения участка и для осуществления деятельности хозяйства (его расширения).
Кроме того, нормы статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о крестьянском хозяйстве. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Из материалов дела следует, что Тихинький С.С., подавший заявку, не относится к крестьянским (фермерским) хозяйствам. Доказательств регистрации КФХ на дату рассмотрения апелляционной жалобы также не представлено суду апелляционной инстанции. В рассматриваемом случае доказательства отнесения Тихинького С.С. к специальным субъектам, названным в Законе о крестьянском хозяйства, в деле отсутствуют, в связи с чем оснований для предоставления спорного земельного участка Тихинькому С.С. в порядке статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве не имелось. Иных лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве, в материалы дела не представлено.
При этом с момента опубликования сообщения о предоставлении спорного земельного участка для сельскохозяйственного использования в адрес администрации поступило более двух заявлений о желании приобрести право аренды.
Таким образом, при наличии заявлений о предоставлении земельного участка в аренду от предпринимателей в порядке статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ то в силу абзаца 2 пункта 2, пункта 3 статьи 10 данного Закона право аренды подлежало выставлению на торги.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Кодекса.
Непроведение открытых торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, затрагивает права неограниченного круга лиц - потенциальных участников, намеревающихся получить права аренды на спорный земельный участок, в том числе главы КФХ, обратившегося в администрацию с соответствующим заявлением.
По смыслу статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
В рассматриваемом случае имеются оба названных условия, поскольку оспариваемые действия администрации нарушает действующее законодательство, поскольку оснований для предоставления спорного участка в порядке статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве отсутствуют, в связи с чем права и законные интересы предпринимателя Мануйлова Н.В. на получение права аренды посредствам аукциона нарушены.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку администрация при принятии решения, изложенного в письме N 2922 от 27.08.2012, об отказе Мануйлову Н.В. в проведении аукциона нарушила порядок предоставления земельных участков, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, а именно не провела торги на право заключения договора аренды, чем нарушила права заявителя, в связи с чем требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2012 по делу N А63-14801/2012 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Советского муниципального района Ставропольского края, изложенное в письме N 2922 от 27.08.2012, об отказе в проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 566 664 кв. м для сельскохозяйственного производства, имеющего адресный ориентир: Ставропольский край, Советский район, вдоль федеральной трассы Минеральные Воды - Кочубей, севернее села Нины.
Обязать администрацию Советского муниципального района Ставропольского края устранить допущенные нарушение, обязав ее в течение 90 дней со дня вступления в законную силу данного постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда провести торги по продаже права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 566 664 кв. м для сельскохозяйственного производства, имеющего адресный ориентир: Ставропольский край, Советский район, вдоль федеральной трассы Минеральные Воды - Кочубей, севернее села Нины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2013 ПО ДЕЛУ N А63-14801/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. по делу N А63-14801/2012
10 апреля 2013 года объявлена резолютивная часть постановления.
17 апреля 2013 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мануйлова Николая Викторовича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2012 по делу N А63-14801/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Мануйлова Николая Викторовича (г. Ессентуки, Ставропольский край, ИНН 262607102071, ОГРНИП 305262626900032)
к администрации Советского муниципального района Ставропольского края (г. Зеленокумск, Ставропольский край, ИНН 2619010872, ОГРН 1042600397872)
о признании незаконным решения, изложенного в письме N 2922 от 27.08.2012; обязании провести торги по продаже права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 566 664 кв. м для сельскохозяйственного производства, имеющего адресный ориентир: Ставропольский край, Советский район, вдоль федеральной трассы Минеральные Воды - Кочубей, севернее села Нины,
с участием третьего лица: индивидуального предпринимателя Тихинького Сергея Сергеевича (г. Зеленокумск, ИНН 261901629008, ОГРНИП 310264109000021),
в судебное заседание явились:
от администрации Советского муниципального района Ставропольского края - Устинов А.П. по доверенности,
от индивидуального предпринимателя Тихинького С.С. - Тихинький С.С. (лично),
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",
установил:
индивидуальный предприниматель Мануйлов Н.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Советского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 27.08.2012 N 2922; обязании провести торги по продаже права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 566 664 кв. м, для сельскохозяйственного производства, имеющего адресный ориентир: Ставропольский край, Советский район, вдоль федеральной трассы Минеральные Воды - Кочубей, севернее села Нины.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у заявителя отсутствовал статус КФХ при обращении в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду, при этом указанный участок предоставлялся для целей создания КФХ.
Не согласившись с данным решением суда, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует участию в приобретении права аренды на спорный участок на аукционе при наличии поданных нескольких заявок на спорный участок.
Представитель администрации Советского муниципального района Ставропольского края, индивидуальный предприниматель Тихинький С.С. возражают против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4, 5, 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации и Тихинького С.С., Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, индивидуальный предприниматель Тихинький С.С. обратился 15.07.2011 в администрацию с заявлением о предоставления в аренду сроком на 10 лет земельного участка примерной площадью 60 га, в районе села Нины для сельскохозяйственного производства в целях создания и осуществления деятельности КФХ.
Администрация в газете "Панорама нашей жизни" N 52 от 14 июля 2012 года разместила сообщение, в котором информирует о поступившем заявлении индивидуального предпринимателя Тихинького С.С. о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 566 664 кв. м, имеющего адресный ориентир: Ставропольский край, Советский район, вдоль федеральной трассы Минеральные Воды - Кочубей, севернее села Нины, для сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок).
18 июля 2012 года заявитель по делу со ссылкой на опубликованное сообщение обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, а при поступлении нескольких заявок просил провести торги по продаже права аренды земельного участка.
В письме от 27.08.2012 N 2922 администрация сообщила о рассмотрении заявления предпринимателя и об отказе в его удовлетворении. Основанием к отказу явилось то, что информационное сообщение носит уведомительный характер и не приглашает заинтересованных лиц подать заявления. Кроме того, земельный участок будет предоставлен в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а данный Закон не предусматривает проведение аукциона по продаже права аренды земельных участков, предоставляемых для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Полагая, что решение администрации, изложенное в письме от 27.08.2012 N 2922, является незаконным и нарушаются его права на приобретение земельного участка в аренду и на участие в аукционе по продаже права аренды указанного участка, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что предоставление Тихинькому С.С. спорного земельного участка осуществлено в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, в то время как Мануйлов Н.В. не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства и заявление им подано в общем порядке (статья 10 Закона N 101-ФЗ), в связи с чем оснований для проведения торгов по продаже права аренды спорного земельного участка у администрации не имелось.
Между тем суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу названной нормы, а также части 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо установить факт несоответствия их закону (иному нормативному правовому акту), а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
В силу названной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
С учетом изложенного доводы о применении правил статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве при предоставлении участков на этапе создания фермерского хозяйства, противоречат содержанию названной нормы, допускающей возможность получения участка и для осуществления деятельности хозяйства (его расширения).
Кроме того, нормы статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о крестьянском хозяйстве. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Из материалов дела следует, что Тихинький С.С., подавший заявку, не относится к крестьянским (фермерским) хозяйствам. Доказательств регистрации КФХ на дату рассмотрения апелляционной жалобы также не представлено суду апелляционной инстанции. В рассматриваемом случае доказательства отнесения Тихинького С.С. к специальным субъектам, названным в Законе о крестьянском хозяйства, в деле отсутствуют, в связи с чем оснований для предоставления спорного земельного участка Тихинькому С.С. в порядке статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве не имелось. Иных лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве, в материалы дела не представлено.
При этом с момента опубликования сообщения о предоставлении спорного земельного участка для сельскохозяйственного использования в адрес администрации поступило более двух заявлений о желании приобрести право аренды.
Таким образом, при наличии заявлений о предоставлении земельного участка в аренду от предпринимателей в порядке статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ то в силу абзаца 2 пункта 2, пункта 3 статьи 10 данного Закона право аренды подлежало выставлению на торги.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Кодекса.
Непроведение открытых торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, затрагивает права неограниченного круга лиц - потенциальных участников, намеревающихся получить права аренды на спорный земельный участок, в том числе главы КФХ, обратившегося в администрацию с соответствующим заявлением.
По смыслу статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
В рассматриваемом случае имеются оба названных условия, поскольку оспариваемые действия администрации нарушает действующее законодательство, поскольку оснований для предоставления спорного участка в порядке статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве отсутствуют, в связи с чем права и законные интересы предпринимателя Мануйлова Н.В. на получение права аренды посредствам аукциона нарушены.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку администрация при принятии решения, изложенного в письме N 2922 от 27.08.2012, об отказе Мануйлову Н.В. в проведении аукциона нарушила порядок предоставления земельных участков, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, а именно не провела торги на право заключения договора аренды, чем нарушила права заявителя, в связи с чем требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2012 по делу N А63-14801/2012 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Советского муниципального района Ставропольского края, изложенное в письме N 2922 от 27.08.2012, об отказе в проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 566 664 кв. м для сельскохозяйственного производства, имеющего адресный ориентир: Ставропольский край, Советский район, вдоль федеральной трассы Минеральные Воды - Кочубей, севернее села Нины.
Обязать администрацию Советского муниципального района Ставропольского края устранить допущенные нарушение, обязав ее в течение 90 дней со дня вступления в законную силу данного постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда провести торги по продаже права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 566 664 кв. м для сельскохозяйственного производства, имеющего адресный ориентир: Ставропольский край, Советский район, вдоль федеральной трассы Минеральные Воды - Кочубей, севернее села Нины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)