Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23772/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. по делу N А55-23772/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Индивидуального предпринимателя Колмычковой Валентины Витальевны - Писарев А.М.; доверенность от 25.10.2012 года,
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Филюк Т.В.;
- доверенность от 22.10.2012 года N Д05-01/2611,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Вирт О.И.; доверенность от 20.12.2012 года N 518,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 ноября 2012 года по делу N А55-23772/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Колмычковой Валентины Витальевны, (ОГРНИП 304631223300040), г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
3-е лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане,

установил:

Индивидуальный предприниматель Колмычкова Валентина Витальевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо), с учетом уточненных требований, о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/520-0-1 от 19.03.2012 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, об обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в месячный срок по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Нагорная, 136а, площадью 70 кв. м под установку временного магазина "Продукты" (л.д. 47 - 49).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Суд решил признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/520-0-1 от 19.03.2012 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Нагорная, 136а, площадью 70 кв. м под установку временного магазина "Продукты" на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в месячный срок по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Нагорная, 136а, площадью 70 кв. м под установку временного магазина "Продукты".
Не согласившись с выводами суда, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что Департаментом 19.03.2012 за N СП-6/520-0-1 дано заключение о невозможности утверждения схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в связи с тем, что возможность размещения объектов будет определена после утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Как считает податель жалобы, Арбитражным судом Самарской области не правомерно сделан вывод, основанный на ч. 6 ст. 10 Федерального закона.
По смыслу части 6 статьи 10 Федерального закона, ни утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, ни внесение в нее изменений не может повлиять на размещение нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых на законных основаниях были начаты до утверждения указанной схемы.
Также податель жалобы указывает, что заявителем не представлены доказательства того, что до принятия указанного заключения Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, им были осуществлены на законных основаниях строительство, реконструкция или эксплуатация принадлежащего ему торгового объекта.
Также указанное заключение Департамента не содержит каких-либо прямых ограничений в отношении нестационарного торгового объекта, используемого заявителем.
По мнению подателя жалобы, вывод Арбитражного суда Самарской области о том, что перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой, не обоснован.
Податель жалобы считает, что права и законные интересы заявителя не нарушены, препятствия в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке отсутствуют.
В судебном заседании представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Индивидуального предпринимателя Колмычковой Валентины Витальевны и Министерства имущественных отношений Самарской области считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
18 мая 2006 г. между Министерством имущественных отношений Самарской области и ИП Колмычковой В.В. был заключен договор аренды земельного участка N 024831з, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Нагорная, 136а, площадью 70 кв. м под установку временного магазина "Продукты".
ИП Колмычкова В.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Кировский район, ул. Нагорная, 136а, площадью 70 кв. м под установку временного магазина "Продукты".
На основании вышеназванного обращения заявителя, Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключением N СП-6/520-0-1 от 19.03.2012 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Заключение, со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", мотивировано отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
На основании указанного заключения, Министерство имущественных отношений Самарской области сообщением N 12-1/0071/12-а от 16.05.2012 отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований Индивидуального предпринимателя Колмычковой Валентины Витальевны суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
- В их обязанность входит: - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно п. п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункта 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства и либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на невозможность предоставления земельного участка на часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Судом первой инстанции правомерно указано на следующее.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с частью 6 статьи 10 данного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Таким образом суд первой инстанции правомерно посчитал, что, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. При этом, перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что основания, по которым заявителю было оказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемое заключение нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. препятствуют в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке и удовлетворил заявленные требования.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 ноября 2012 года по делу N А55-23772/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)