Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2013 ПО ДЕЛУ N А70-4225/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. по делу N А70-4225/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8369/2013) Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2013 по делу N А70-4225/2013 (судья Минеев О.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Дуван" (ОГРН 1027200796314, ИНН 7224018448)
к Администрации Тюменского муниципального района (ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797)
3-и лица: 1) Департамент лесного комплекса Тюменской области; 2) Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области; 3) Департамент недропользования и экологии Тюменской области

о признании незаконным отказа Администрации Тюменского муниципального района oт 13.03.2013 N 02556/03 в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Дуван" в аренду земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под очистку болота "Начип-сас" и создание прудового рыбохозяйства, общая площадь 100000 кв. м, кадастровый номер 72:17:0405001:48, расположенный по адресу Тюменская область, р-н Тюменский, в 150 м к востоку от п.Андреевский и об обязании предоставить данный земельный участок в аренду
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Жантасова Б.М. (удостоверение, по доверенности N 15 от 04.02.2013); Уляшева (удостоверение, по доверенности N 100 от 30.07.2013);
- от общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Дуван" - Пудовкин А.Ю. (паспорт, по доверенности от 13.03.2013);
- от Администрации Тюменского муниципального района - Удлуцкая А.О. (удостоверение, по доверенности N 68 от 07.10.2013);
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Бабанова М.С. (паспорт, по доверенности N 01/01-Д от 09.01.2013);
- от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Известкина А.А. (паспорт, по доверенности б/н от 18.09.2013);

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Дуван" (далее - ООО "НПФ "Дуван", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом дополнения к нему от 22.05.2013, к Администрации Тюменского муниципального района (далее - Администрация) о признании незаконным отказа Администрации Тюменского муниципального района oт 13.03.2013 N 02556/03 в предоставлении ООО "НПФ "Дуван" в аренду земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под очистку болота "Начип-сас" и создание прудового рыбохозяйства, общая площадь 100000 кв. м, кадастровый номер 72:17:0405001:48, расположенный по адресу Тюменская область, р-н Тюменский, в 150 м к востоку от п.Андреевский и об обязании Администрации Тюменского муниципального района предоставить ООО "НПФ "Дуван" в аренду земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под очистку болота "Начип-сас" и создание прудового рыбохозяйства, общая площадь 100000 кв. м, кадастровый номер 72:17:0405001:48, расположенный по адресу Тюменская область, р-н Тюменский, в 150 м к востоку от п.Андреевский.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2013 по делу N А70-4225/2013 требования ООО "НПФ "Дуван" удовлетворены. Признан недействительным отказ Администрации Тюменского муниципального района oт 13.03.2013 N 02556/03 в предоставлении ООО "НПФ "Дуван" в аренду земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под очистку болота "Начип-сас" и создание прудового рыбохозяйства, общая площадь 100000 кв. м, кадастровый номер 72:17:0405001:48, расположенный по адресу Тюменская область, р-н Тюменский, в 150 м к востоку от п.Андреевский.
Судебный акт мотивирован тем, что отказ Администрации Тюменского муниципального района в предоставлении земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, является незаконным. Доказательства вхождения спорного земельного участка в состав земель лесного фонда, регистрации на него права федеральной собственности или нарушения водного законодательства не представлены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент лесного комплекса Тюменской области обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что земельному участку с кадастровым номером 72:17:0405001:48 предшествовал участок с кадастровым номером 72:17:0401003:291. При сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0401003:291 следует, что он имеет наложения на земли лесного фонда в квартале N 12 Боровского участкового лесничества Тюменского лесничества. По мнению подателя жалобы, остался не разрешенным вопрос о расположении земельного участка с кадастровым номером 72:17:0405001:48 на землях лесного фонда. Наложении указанного земельного участка на земли лесного фонда подтверждается данными Федеральной кадастровой палаты, которые поступили в адрес подателя жалобы после вынесения судом первой инстанции решения.
От Администрации Тюменского муниципального района, ООО "НПФ "Дуван", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Представители сторон участвовали в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, полномочия представителей проверены Арбитражным судом Тюменской области.
В судебном заседании (05.11.2013) представителем Департамента лесного комплекса Тюменской области заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе, а именно: карты - схемы местоположения и границ лесных участков совмещенной с информацией из ГКН (запрос от 26.06.2013). Невозможность представления данного документа в суд первой инстанции представитель обосновал тем, что на момент судебного заседания указанный документ отсутствовал.
Представителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области в судебном заседании заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа, приложенного к отзыву, а именно: копию свидетельства о государственной регистрации права собственности от 25.12.2012. Невозможность представления данного документа в суд первой инстанции представитель обосновал тем, что до подачи апелляционной жалобы отсутствовали необходимые сведения.
Представителем ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела кадастрового плана территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным в целях объективного рассмотрения дела, что соответствует целям судебного разбирательства, оценить представленные доказательства в рамках рассмотрения апелляционной жалобы, при этом процессуальных нарушений прав лиц, участвующих в деле, приобщением дополнительных доказательств суд не усматривает.
Лица, участвующие в деле, высказались по доводам апелляционной жалобы и отзывам к ней.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 05.04.2000 N 11-а ООО "НПФ "Дуван" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из земель поселений площадью 10 га под очистку болота "Начип-сас" и создания рыбохозяйства в 150 м к востоку от п.Андреевский.
Земельный участок площадью 100 000 кв. м (местоположение: Тюменский район, в 150 м к востоку от п.Андреевский) поставлен на кадастровый учет, о чем 13.06.2008 в государственный кадастр недвижимости внесен кадастровый номер 72:17:0401003:291 и 17.06.2008 выдан кадастровый паспорт N 017/08-3852.
Право постоянного (бессрочного) пользования общества зарегистрировано в установленном порядке, о чем 29.11.2010 выдано свидетельство 72НЛ 923373.
Заявлением от 12.05.2012 Общество просило предоставить в аренду сроком на 49 лет земельный участок: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под очистку болота "Начип-сас" и создания прудового рыбохозяйства, общая площадь 100 000 кв. м, кадастровый номер 72:17:0401003, расположенный по адресу: Тюменский район, в 150 м к востоку от п.Андреевский. В заявлении также указано, что земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Общества на основании Постановления Администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области N 11-а от 05.04.2000. Указанное заявление представлено Администрацией в суд апелляционной инстанции.
В связи с уточнением местоположения границ земельного участка 16.01.2013 Обществу выдана кадастровая выписка N 7200/201/13-5526 и присвоен новый кадастровый номер 72617:0405001:48.
Кадастровая выписка от 16.01.2013 представлена Обществом Администрации Тюменского муниципального района 24.01.2013.
На заявление Общества о предоставлении земельного участка Администрация Тюменского муниципального района письмом от 13.03.2013 N 02556/03 сообщила о невозможности предоставления земельного участка на том основании, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Андреевского сельского поселения, утвержденными решением Думы муниципального образования п.Андреевский от 27.03.2009 N 3 земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах: АТ - зона автомобильного транспорта, Р1 - зона природного ландшафта, ОД2 - общественно-деловая зона учреждений образования, Ж5 - зона перспективной жилой застройки, что противоречит части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Общество считает отказ Администрации Тюменского муниципального района незаконным, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
26.07.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Департаментом лесного комплекса Тюменской области в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Основанием отказа Обществу в предоставлении земельного участка на праве аренды на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137-ФЗ явился факт нахождения испрашиваемого земельного участка в различных территориальных зонах. В связи с чем, Обществу предложено обратиться с заявлением о внесении изменений в документы территориального планирования.
Как следует из статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и его целевой категорией определяется правовой режим земельного участка.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно пунктам 7 и 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, и включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Как правильно указал суд первой инстанции, вид разрешенного использования земельных участков определяется Правилами землепользования и застройки.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам.
На основании пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации также закреплено правило о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться в том числе по границам земельных участков.
Как указано ранее, земельный участок предоставлен Обществу постановлением Администрации Андреевского муниципального образования в 2000 году. Участок внесен в государственный кадастр недвижимости 13.06.2008 площадью 100 000 кв. м с кадастровым номером 72:17:0405001:48, то есть до принятия Думой Андреевского сельского поселения решения от 27.03.2009 N 3 об утверждении Правил землепользования и застройки. Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 100 000 кв. м зарегистрировано за Обществом в установленном порядке.
Учитывая указанные обстоятельства, именно границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности земельного участка Обществу только к одной зоне, а не наоборот. Границы территориальных зон должны быть установлены таким образом, чтобы не допустить нарушения прав существующих землепользователей.
При принятии Правил землепользования и застройки требования части 4 статьи 30 и пункта 1 и 4 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не были учтены, в связи с чем границы установленных названным нормативным правовым актом территориальных зон не отвечают требованию принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне.
В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Нормы федерального законодательства обладают большей юридической силой по сравнению с Правилами землепользования и застройки сельского поселения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку на обоснованность издания оспариваемого отказа в связи с принятием Правил землепользования и застройки.
Иных причин отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка оспариваемое решение Администрации Тюменского муниципального района oт 13.03.2013 N 02556/03 не содержит.
Администрация Тюменского муниципального района в суде первой инстанции указало, что Обществом не был представлен перечень зданий, строений и сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, что и явилось основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Однако, как указано ранее, в решении Администрации Тюменского муниципального района oт 13.03.2013 N 02556/03 такого основания как непредставление перечня зданий, строений и сооружений, не содержится.
Более того, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом предусмотренное пунктом 2 статьи 3 Вводного закона правило переоформления права постоянного (бессрочного) пользования не поставлено законодателем в зависимость от факта расположения на нем строений.
Кроме того, пункт 2 статьи 3 Вводного закона является самостоятельным основанием для приобретения в собственность или получения в аренду земельных участков, даже при отсутствии строений, в то время как статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае определяет лишь порядок реализации данного права, а не его основания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в месячный срок с даты принятия данного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Общество обратилось к Администрации в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 Вводного закона для переоформления принадлежащего ему права бессрочного (постоянного) пользования земельного участка.
Сведений о прекращении данного права в установленном законом порядке ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
Порядок, предусмотренный пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Обществом соблюден.
Доводы Администрации о невозможности предоставления земельного участка в испрашиваемых границах по той причине, что его часть относится к береговой полосе водного объекта, судом первой инстанции отклонены обоснованно.
Пунктом 2.6 статьи 3 Вводного закона предусмотрено, что принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи осуществляются при наличии кадастрового паспорта земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 кадастровый учет проводится на основании представленного заявления о его проведении и приложенного к нему межевого плана.
Земельный участок с кадастровым номером 72:17:0405001:48 испрашиваемой площадью 100 000 кв. м и конфигурации поставлен на кадастровый учет по результатам межевания, при котором были уточнены границы земельного участка, предоставленного в таком же размере и такой же конфигурации на праве постоянного бессрочного пользования.
Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота.
В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Департамент недропользования Тюменской области в суде первой инстанции указал, что при проведении обследования территории земельного участка было выявлено, что испрашиваемый земельный участок частично находится в границах береговой полосы водного объекта общего пользования - обводненный карьер. При условии обеспечения бесплатного доступа граждан к водному объекту указанный земельный участок, по утверждению Департамента недропользования Тюменской области, может быть предоставлен Обществу в аренду.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 и пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В силу части 3.2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Таким образом, нахождение в границах земельного участка площадью 100 000 кв. м обводненного карьера не может служить основанием для отказа в переоформлении имеющегося у Общества права постоянного бессрочного пользования на право аренды. Соблюдение прав граждан на доступ к водному объекту может быть обеспечен установлением уполномоченным на распоряжение земельными участками государственным органом публичного сервитута.
Судом первой инстанции ответчику и третьим лицам предлагалось представить доказательства вхождения спорного земельного участка в состав земель лесного фонда, регистрации на него права федеральной собственности или нарушения водного законодательства.
Однако таких доказательств в суд первой инстанции представлено не было.
В апелляционной жалобе Департамент лесного комплекса Тюменской области указал, что земельному участку с кадастровым номером 72:17:0405001:48 предшествовал участок с кадастровым номером 72:17:0401003:291. При сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0401003:291 следует, что он имеет наложения на земли лесного фонда в квартале N 12 Боровского участкового лесничества Тюменского лесничества. По мнению подателя жалобы, остался не разрешенным вопрос о расположении земельного участка с кадастровым номером 72:17:0405001:48 на землях лесного фонда. Наложение указанного земельного участка на земли лесного фонда подтверждается данными Федеральной кадастровой палаты, которые поступили в адрес подателя жалобы после вынесения судом первой инстанции решения.
Как указано ранее, апелляционным судом удовлетворены ходатайства Департамента лесного комплекса Тюменской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области и ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" и приобщены к материалам дела: карта - схема местоположения и границ лесных участков совмещенной с информацией из ГКН, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности от 25.12.2012, кадастровый план территории.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя жалобы на основании следующего.
Карта-схема местоположения и границ лесных участков не является правоустанавливающим документом и документом кадастрового учета земельных участков.
Согласно статье 12 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом Департамент лесного хозяйства Тюменской области не предоставил лицензии на право осуществления им картографической деятельности.
Положение о департаменте лесного комплекса Тюменской области, утвержденное Постановлением Правительства Тюменской области от 09.07.2007 N 153-п также не содержит полномочий на осуществление Департаментом картографической деятельности.
В предоставленной Департаментом лесного комплекса Тюменской области карте-схеме отсутствуют сведения об используемой при ее составлении системе координат, масштабе, об источниках из которых составитель определил границы земель лесного фонда и земель населенного пункта (п. Андреевский). Указанное обстоятельство не позволяет определить, обозначенные на карте-схеме, земельные участки на местности, актуальность, используемых Департаментом лесного комплекса Тюменской области источников для составления карты-схемы.
Таким образом, вышеуказанная карта-схема не является надлежащим доказательством расположения земельного участка с кадастровым номером 72:17:0405001:48 в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:00:00:000:0039.
По утверждению Департамента лесного хозяйства Тюменской области за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым (условным) номером 72:17:00:00:000:0039 (свидетельство о государственной регистрации 72 НМ N 337531 от 25.12.2012), в состав которого входит квартал N 12.
Однако свидетельство о регистрации содержит лишь адресное указание без конкретного номера квартала и выделов.
Согласно кадастровым номерам земельных участков следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:00:00:000:0039 и 72:17:0405001:48 расположены в различных кадастровых кварталах. Указанное обстоятельство подтверждается кадастровым планом территории, выданным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области 20.09.2013 N 7200/201/13-212659.
Как следует из указанного плана территории в кадастровом квартале 72:17:0405001 отсутствует земельный участок с кадастровым номером 72:17:00:00:000:0039.
Также апелляционный суд отмечает, что в материалах дела представлен акт выбора земельного участка от 07.08.2000 (т. д. 1 л.д. 66-67). Из данного акта следует, что комиссия произвела выбор земельного участка площадью 12,0 га для очистки болота "Начип-сас" и создания прудового рыбохозяйства и индивидуального жилищного строительства. Испрашиваемый земельный участок находится в 150 км к востоку п. Андреевский, расположен на землях Андреевского муниципального образования площадью 2, 0 га болото и часть земельного участка площадью 10, 0 га расположен на землях лесхоза Боровского лесничества в квартале 12 выдел 1, угодья - болото, в 1 группы, зеленой зоне г. Тюмени.
По убеждению апелляционного суда, акт выбора земельного участка свидетельствует о предоставлении Обществу земельного участка из состава земель Боровского лесничества, что само по себе не свидетелствует, что такие земли являются землями лесного фонда, так как на территории Боровского лесничества могли находиться и земли с иным назначением. При этом согласно акту, площадь земельного участка составляла 12 га, тогда как фактически предоставили 100 000 кв. м, то есть 10 га.
Кроме того, в составе комиссии при составлении акта от 07.08.2000 присутствовал директор Тюменского лесхоза и не возражал против предоставления Обществу земельного участка. При этом данный земельный участок предоставлен администрацией Андреевского муниципального образования, а не органом, который управляет федеральным имуществом. С 2000 года соответствующим органом, в чьем распоряжении находятся земли лесного фонда, возражений по вопросу предоставления Обществу земельного участка заявлено не было, не подано самостоятельного заявления в суд и на сегодняшний день.
Учитывая изложенное выше, требования Общества об обязании ответчика совершить действия, направленные на восстановление прав Общества соответствуют пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 201 АПК РФ, а факт принадлежности данного земельного участка к лесному фонду является недоказанным, и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2013 по делу N А70-4225/2013 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Тюменской области оставлена без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента лесного комплекса Тюменской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате указанным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2013 по делу N А70-4225/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)