Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.08.2013 N 33-3380/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. N 33-3380/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Григорьевой Н.М. и Ночевника С.Г.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - представителя администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области Д. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 21 мая 2012 года, которым удовлетворено исковое заявление А. к администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области о признании права собственности на объект незавершенного строительства и земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пономаревой Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

А., являющийся ветераном военной службы и имеющий права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленном статьями 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах", обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области (далее - администрация МО "Ломоносовский МР" ЛО) о признании права собственности на объект недвижимости - недостроенный жилой дом (фундамент) общей площадью ... кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, и на земельный участок площадью ... кв. м, кадастровый номер: ..., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС), расположенный по тому же адресу.
В обоснование исковых требований А. ссылался на те обстоятельства, что постановлением мэра Ломоносовского района Ленинградской области от <...> N гражданам были выделены земельные участки и разрешено строительство индивидуальных жилых домов с надворными постройками. По утверждению А., <...> между администрацией Ломоносовского района истцом был заключен договор N "О возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке", в пункте 1 которого указано, что земельный участок N площадью ... кв. м, расположенный в <адрес> отведен истцу на основании постановления мэра Ломоносовского района от <...> N и закреплен актом о праве собственности на землю от <...> (б/н). А. утверждал, что начал освоение выделенного земельного участка, освободил от леса, раскорчевал и разработал участок, посадил плодовые деревья и кустарники, построил временный хозяйственный блок, а также начал строительство жилого дома, которое в настоящий момент не завершено - согласно кадастровому паспорту объекта незавершенного строительства от <...> объект, расположенный на спорном земельном участке, определен как недостроенный жилой дом (фундамент) общей площадью ... кв. м, степень готовности объекта:... Однако, по утверждению А., истцу не представляется возможным зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства, поскольку отсутствует правоустанавливающий документ на земельный участок и утрачен прилагаемый к постановлению от <...> N список граждан, которым выделены земельные участки.
В этой связи А. находил наличие оснований для применения положений пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и требовал судебной защиты имущественного права по избранному средству гражданского судопроизводства (л.д. 4 - 7).
В ходе проведения подготовки дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции представитель администрации МО "Ломоносовский МР" ЛО Д., действовавшая на основании письменной доверенности N от <...> сроком до <...> (л.д. 35), представила письменный отзыв на исковое заявление А., в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований А. (л.д. 36 - 38).
Ломоносовский районный суд 21 мая 2013 года постановил решение, которым удовлетворил исковые требования А. в полном объеме (л.д. 52 - 57).
Администрация МО "Ломоносовский МР" ЛО не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного 21 мая 2013 года решения, представитель Д., имеющая полномочия по обжалованию судебных постановлений на основании письменной доверенности N от <...> сроком до <...> (л.д. 35), представила апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда и принять новое решение, в соответствии с которым отказать в удовлетворении иска А. В качестве оснований для отмены судебного решения представитель администрации МО "Ломоносовский МР" ЛО Д. ссылалась на противоречие постановленного судебного акта нормам действующего законодательства и неправильное применение нормы закона. Податель жалобы обращала внимание суда апелляционной инстанции на отсутствие указания в постановлении главы администрации Ломоносовского района от <...> N вида права, на котором предоставлен истцу земельный участок, при этом содержится указание о предоставлении участка на правах аренды. Тогда как на дату принятия <...> мэром Ломоносовского района постановления N действовал Земельный кодекс Российской Федерации, утвержденный Верховным Советом РСФСР 25 июля 1991 года N 1103-1, в соответствии с которым земельные участки гражданам предоставлялись в пожизненное наследуемое владение, собственность, аренду. Согласно статье 31 ЗК РФ право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик. К договору прилагается план земель, предоставленный во временное пользование, аренду. Кроме того, поскольку не достигнута цель, указанная в постановлении главы администрации Ломоносовского района от <...> N: для строительства индивидуального жилого дома для постоянного проживания в нем, то, по мнению представителя администрации МО "Ломоносовский МР" ЛО Д., по правилам статьи 36 ЗК РФ у истца не возникло права на предоставление земельного участка в собственность до окончания строительства и введения в эксплуатацию. Податель жалобы также указывала на тот факт, что в настоящее время спорный земельный участок не переведен из категории "земли промышленности" в категорию "земель населенных пунктов", отсутствуют адрес, инфраструктура, инженерные сети и коммуникации, поэтому и по данному основанию земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность (л.д. 59 - 61).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции не явились представитель администрации МО "Ломоносовский МР" ЛО, А., принимавший участие в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель У., действовавший в защиту прав, свобод и законных интересов А. на основании письменной доверенности N от <...> сроком на три года (л.д. 8), и представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ассоциации по защите социальных прав военнослужащих "...".
С учетом наличия сведений об извещении (дважды) участников гражданского процесса о времени месте апелляционного разбирательства по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) (л.д. 64, 65, 66, 69, 70, 71, 72), суд апелляционной инстанции нашел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся участников гражданского процесса
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно постановлению мэра Ломоносовского района от <...> N предусмотрено выделение земельных участков граждан (согласно прилагаемому списку) и разрешено строительство индивидуальных жилых домов с надворными постройками для постоянного проживания на землях Ломоносовского района южнее поселка ... со снятием с очереди на улучшение жилищных условий. Кроме того, этим же постановлением, в частности, на граждан возложена обязанность по заключению договоров на строительство жилого дома с мэром Горского сельсовета и по согласованию с архитектурно-строительной комиссией администрации Ломоносовского района проекта жилого дома, хозпостроек и генплана участков. Пунктом 2.5 этого постановления также предусмотрено закончить строительство жилых домов в течение 3-х лет со дня заключения договора на строительство (л.д. 9, 24).
Как видно из содержания искового заявления (л.д. 4 - 7), подтвержденного письменным сообщением начальника архивного отдела администрации МО "Ломоносовский МР" ЛО от <...> N на судебный запрос (л.д. 23), объяснениями представителя администрации МО "Ломоносовский МР" ЛО Д. в ходе проведения подготовки дела к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании и в ходе самого судебного разбирательства в суде первой инстанции (л.д. 42, 50), список граждан, являвшийся приложением к постановлению от <...> N, утрачен и в архиве администрации МО "Ломоносовский МР" отсутствует.
В подтверждение исковых требований А. также представил письменный договор N о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке, заключенный <...> между администрацией Ломоносовского района в лице главного архитектора Ломоносовского района Г. Н., действовавшего на основании Положения, с одной стороны, и А., с другой стороны, в соответствии с которым гражданин, именуемый в дальнейшем "Застройщик", обязан построить жилой дом на земельном участке в <адрес> под N площадью ... кв. м по фасаду ... метров, по задней меже ... метров, по правой меже ... метров, по левой меже ... метров, отведенной на основании постановления мэра Ломоносовского района от <...> N и закрепленном актом о праве собственности на землю за N - от <...> (л.д. 10 - 10-оборот).
При этом пунктом 5 указанного договора предусмотрено, что к строительству жилого дома застройщик приступает после получения разрешения органа по делам строительства и архитектуры на производство строительных работ. Строительные работы должны вестись с таким расчетом, чтобы вся постройка была закончена в течение не более 3 лет со дня получения разрешения на производство строительных работ от органа по делам строительства и архитектуре мэрии Ломоносовского района (л.д. 10).
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель администрации МО "Ломоносовский МР" ЛО Д. представила постановление главы администрации Ломоносовского района от <...> N, которым предусмотрено предоставление гражданам, перечисленным в приложении N 1, земельных участков общей площадью ... кв. м на землях Ассоциации "..." на правах аренды сроком до 3-х лет под строительство индивидуальных жилых домов с последующей передачей земельных участков в собственность по окончании строительства домов (л.д. 39).
Вместе с тем в пункте 10 приложения N 1 к постановлению от <...> N указаны сведения об А., проживающем по адресу: <адрес>, ..., как пользователе участка N площадью ... кв. м (л.д. 40).
Из содержания кадастрового паспорта здания, выданного <...> Ленинградским филиалом ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральным БТИ, усматривается, что недостроенный жилой дом (фундамент), общей площадью ... кв. м литера А, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, имеет степень готовности объекта незавершенного строительства ...% (л.д. 17).
Разрешая заявленный А. спор по существу, суд первой инстанции учел содержание постановления от <...> N и договора от <...> N, которыми не определен вид права предоставленного истцу земельного участка под строительство, и пришел к выводу, что с учетом положений пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О ведении в действие Земельного кодекса" (далее - Вводный закон) указанный участок предоставлен истцу на праве собственности, следовательно, за истцом можно признать право собственности на этот участок.
Кроме того, суд первой инстанции, нашедший правовые основания для признания права собственности А. на земельный участок, исходя из требований пункта 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ, пришел к другому выводу о наличии правовых оснований для признания за А. права собственности и на недостроенный жилой дом.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не может согласиться с правомерностью указанных выводов, положенных в основу предоставления А. судебной защиты имущественных прав по избранным им средствам гражданского судопроизводства, поскольку судом первой инстанции при постановлении решения в данной части в силу неправильного применения норм материального права, имея в виду применение закона, не подлежащего применению, - положения пункта 9.1 статьи 3 Вводного закона, и неприменения норм материального права, подлежащих применению, - статьи 7, пункта 1 и абзаца 1 пункта 2 статьи 28, статей 36 и 87 ЗК РФ, а также пункта 5 статьи 20 ЗК РФ, утратившего силу с 1 сентября 2006 года на основании Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", пункта 4 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции Федеральных законов от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ, от 17 июля 2009 года N 174-ФЗ, от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ), неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем сделан вывод, не соответствующий обстоятельствам дела, нарушены нормы процессуального права - статьи 2, 12, 55, 56 и 67 ГПК РФ, что привело к неправильному разрешению дела.
Приведенные обстоятельства в силу положений пунктов 1, 3 и 4 части 1, пунктов 1 и 2 части 2, части 3 статьи 330 ГПК РФ являются основанием для отмены судебного решения в указанной части.
Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционных жалоб решения суда первой инстанции по вышеуказанным основаниям в соответствии с положениями статьи 328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, то суд апелляционной инстанции, действуя согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 1 пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производства в суде апелляционной инстанции", сам принимает новое решение по делу по исковому заявлению А.
При вынесении нового решения по исковому заявлению А. суд апелляционной инстанции учитывает положения пункта 9.1 статьи 3 Вводного закона, в соответствии с которой, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 и абзацем 1 пункта 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что по ранее действовавшему пункту 5 статьи 20 ЗК РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
Между тем, указанное законоположение - пункт 5 статьи 20 ЗК РФ утратило силу с 1 сентября 2006 года на основании Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", а регулирование правоотношений по поводу приобретения в собственность земельных участков регламентировано в пункте 4 статьи 3 Вводного закона согласно которой:
Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года N 212-ФЗ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Кроме того, для правильного разрешения заявленного А. спора следует применить положения пункта 4 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции Федеральных законов от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ, от 17 июля 2009 года N 174-ФЗ, от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ), предусматривающей:
Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил такие документы самостоятельно.
Принимая во внимание, что со стороны А., требующего судебной защиты имущественного права на земельный участок, в нарушение части 1 статьи 56 ГПК РФ отсутствует представление документов, подтверждающих факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для ИЖС, предусмотренных пунктом 4 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для предоставления А. судебной защиты имущественного права по требованию о признании права собственности на земельный участок площадью ... кв. м с кадастровым номером: ..., так и по требованию о признании права собственности на объекта незавершенного строительства со степенью готовности ...%, в отношении которого отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию.
Следует также учитывать, что Правительство Ленинградской области, действуя в соответствии со статьей 36 ЗК и Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", 17 сентября 2012 года издало постановление N 293 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках", которым предусмотрено: 1. Установить, что до 1 января 2015 года продажа в Ленинградской области земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, осуществляется: (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 17 декабря 2012 года N 407)
по цене, равной 3 процентам кадастровой стоимости земельного участка, - в отношении земельных участков:
относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения,
относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования),
- вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);
- по цене, равной 15 процентам кадастровой стоимости земельного участка, - в отношении прочих земельных участков;
- по цене, равной 2,5 процента, - в случаях, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
2. Лица, приобретающие земельные участки в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, оплачивают приобретаемый земельный участок в течение десяти банковских дней с момента подписания договора купли-продажи земельного участка в безналичном порядке путем перечисления денежных средств по реквизитам, указанным в договоре купли-продажи земельного участка.
Рассрочка либо отсрочка оплаты земельных участков, приобретаемых в соответствии с настоящим пунктом, в договоре купли-продажи земельного участка не предусматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит правовых оснований для удовлетворения искового заявления А. о признании права собственности на земельный участок и на объект незавершенного строительства, отказывает в его удовлетворении за отсутствием правовой состоятельности. Кроме того, является обоснованным довод апелляционной жалобы представителя администрации МО "Ломоносовский МР" ЛО Д. относительно другого основания для отказа в удовлетворении искового заявления А. - на момент рассмотрения и разрешения спора в суде первой инстанции спорный земельный участок не переведен из категории "земли промышленности" в категорию "земель населенных пунктов".
Сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от <...> N, свидетельствуют о том, что вся площадь земельного участка N площадью ... кв. м с кадастровым номером: ... расположена на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) (л.д. 11).
Между тем, в соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
При этом пунктом 1 статьи 87 ЗК РФ регламентировано, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
В то время как в силу положений пунктов 1 и 2 статьи 27 ЗК РФ:
1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Тогда как согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Отсутствие решения вопроса об изменении категории земель, к которым относится испрашиваемый земельный участок, также свидетельствует о правовой несостоятельности заявленного А. искового заявления.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, пунктом 2 статьи 328, частью 1 статьи 329 и пунктами 1, 3 и 4 части 1, пунктами 1 и 3 части 2, частью 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 21 мая 2013 года отменить.
В удовлетворении иска А. к администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области о признании права собственности на объект недвижимости - недостроенный жилой дом (фундамент) общей площадью ... кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, и на земельный участок N площадью ... кв. м, кадастровый номер: ..., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)