Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1693

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. по делу N 33-1693


Судья: Лужецкая В.И.

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Ковешниковой Е.А.,
судей: Босси Н.А., Тюриной Н.А.,
с участием прокурора: Лесняк Е.Н., Картушева В.В.,
при секретаре: Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2013 года апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 марта 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Моршанска Тамбовской области в интересах РФ к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области о понуждении к принятию мер по признанию права собственности на земельные участки, занятые полезащитными лесными полосами,
Заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия

установила:

В ходе проведения прокуратурой г. Моршанска проверки состояния законности в сфере содержания лесных полос и других защитных насаждений, расположенных на территории Моршанского района был выявлен факт нахождения полезащитных лесополос в границах ранее действовавшего СХПК "***", расположенного на территории *** сельсовета, требующих проведения охранно-восстановительных мероприятий, общая площадь которых составляет *** га.
Кроме того, проверкой установлено, что при выделении земель сельскохозяйственного значения вновь образованным хозяйствующим субъектам, пришедшим на смену ранее существовавшим колхозам и совхозам, полезащитные лесные насаждения не передавались, право собственности на них не определялось и соответственно новые землепользователи не несут ответственность за сохранность лесополос.
Указанное обстоятельство влияет на правовой режим использования земель, т.к. субъекты правоотношений по использованию земель обязаны осуществлять и охрану земельных участков на основе комплексного подхода.
В настоящий момент собственность на земельные участки, занятые защитными лесополосами не разграничена.
Согласно ч. 1, 2 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Соответственно, земельные участки под полезащитными полосами, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения на территории *** сельсовета Моршанского района Тамбовской области, на которые отсутствует государственная регистрация права собственности, и государственная собственность на которые на данный момент не разграничена, согласно ч. 2 ст. 214 ГК РФ являются государственной собственностью.
В соответствии с ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения с РФ и субъектов РФ, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ относится планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель, передачи объектов собственности субъекта РФ в муниципальную собственность, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
В силу ст. 26.11 ФЗ имущество, необходимое для осуществления вышеназванных полномочий, относится к собственности субъекта РФ.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со ст. 3 п. 10 указанного выше закона распоряжение земельными участками, которые относятся к государственной собственности субъекта РФ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области является органом исполнительной власти, на который согласно Положению о комитете по управлению имуществом Тамбовской области, утв. постановлением администрации Тамбовской области от 14 марта 2006 года, возложены функции по осуществлению приобретения в собственность Тамбовской области земельных участков; по вступлению от имени Тамбовской области в качестве заявителя при постановке земельных участков на кадастровый учет и при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в т.ч. земельные участки, находящиеся в собственности Тамбовской области и сделок с ними.
Полезащитные лесополосы это искусственные лесонасаждения вдоль полей в виде полос, защищающие поля от сухостоев, способствующие равномерному распределению снега по поверхности, улучшающие водный режим почвы путем задержания снега и уменьшения испарения, предотвращающие эрозию почв и роста оврагов.
Ссылаясь на то, что лишенные охраны и ухода, повреждаемые пожарами, агрохимиками, незаконными рубками, лесонасаждения постепенно теряют свое функциональное назначение, что отражается на экологии, поскольку земельные участки, занятые полезащитными лесонасаждениями, являются частью окружающей природы, элементом экосистемы, прокурор г. Моршанска в интересах РФ обратился в суд о понуждении к принятию мер по признанию права собственности на земельные участки, занятые полезащитными лесными полосами.
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 марта 2013 года иск прокурора г. Моршанска в интересах РФ к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области и Управлению сельского хозяйства Тамбовской области о понуждении к принятию мер по признанию права собственности на земельные участки, занятые полезащитными лесными полосами удовлетворен.
На Комитет по управлению имуществом Тамбовской области возложена обязанность произвести юридические действия по признанию права собственности на земельные участки, занятые полезащитными лесополосами, расположенные на территории *** сельсовета Моршанского района в границах бывшего СХПК "***", общей протяженностью *** га, а также обязанность по осуществлению противопожарного содержания указанных полезащитных лесополос, а именно расчистка от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов и других горючих материалов.
С решением суда не согласен Комитет по управлению имуществом Тамбовской области.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Считает, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального и процессуального права, не определены все фактические обстоятельства по делу, не дана надлежащая оценка доказательствам, а также не применены нормы закона, подлежащие применению.
Указывает, что оба требования прокурора являются необоснованными, поскольку указанные земельные участки не отнесены к собственности субъекта РФ, они передавались в постоянную эксплуатацию колхозам и совхозам. Спорные лесные полосы не создавались за счет средств областного бюджета, в пользовании комитета, области не находились. В результате сделок в собственность области не передавались, следовательно оснований для возникновения права собственности не имеется. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Ни полезащитные лесные насаждения, ни земельные участки, расположенные под ними собственностью Тамбовской области не являются, следовательно, на Комитет не может быть возложена обязанность по содержанию и проведению противопожарных мероприятий в отношении не принадлежащего области имущества. Более того, среди функций и задач, возложенных на Комитет, отсутствуют функции по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также осуществлению противопожарного содержания объектов недвижимого имущества. Следовательно, требование прокурора о понуждении к принятию мер также не подтверждено нормами материального права. Также указывает, что прокурором в ходе проверки не было предпринято мер по выяснению собственников спорных объектов недвижимого имущества. Кроме того, не соответствует фактическим обстоятельствам дела утверждение прокурора и вывод суда о том, что при выделении земель при реорганизации колхозов и совхозов, лесные насаждения не передавались вновь созданным хозяйствующим субъектам и на протяжении долгого времени никем не использовались. Указывает, что функции по регулированию деятельности граждан и юридических лиц в области создания систем защитных лесных насаждений возложены на органы местного самоуправления. Более того, суд, удовлетворяя требования к двум ответчикам, возлагает обязанность только на комитет, при этом не приводит оснований по которым счел необходимым возложить обязанность только на комитет.
В возражениях прокурор г. Моршанска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку решение суда вынесено законно и обоснованно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, свидетелей, специалиста, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные земельные участки, занятые полезащитными лесополосами находятся на землях, являющихся государственной собственностью.
Исходя из положений ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 26.3) за счет средств бюджета субъекта РФ осуществляется планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель, передачи объектов собственности субъекта РФ в муниципальную собственность, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
В силу ст. 26.11 ФЗ имущество, необходимое для осуществления вышеназванных полномочий, относится к собственности субъекта РФ.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Поскольку спорные земельный участки при реорганизации колхозов и совхозов не были переданы в собственность граждан, муниципальной собственностью не являются, следовательно данные участки подлежат оформлению в собственность субъекта РФ.
С данными выводами суда нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 2 Закона Тамбовской области от 6 декабря 2012 года N 219-З "О сохранении и воспроизводстве защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения в Тамбовской области" защитными лесными насаждениями являются искусственно созданные посадкой на земельных участках, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, деревья, кустарники, не входящие в лесной фонд (лесополосы).
Указанные лесополосы могут располагаться на земельных участках государственной, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, муниципальной или частной собственности.
Таким образом, лесополосы не являются самостоятельными объектами использования и не могут рассматриваться в отрыве от земельного участка, на котором они расположены и установления его принадлежности.
В настоящее время как указывает прокурор в исковом заявлении право собственности на земельные участки, занятые лесополосами, расположенные на территории Карельского сельсовета в границах ранее действующего СХПК ***, не разграничена, в связи с чем при разрешении данных требований по мнению судебной коллегии необходимо руководствоваться следующим.
Правовое регулирование первого этапа земельной реформы осуществлялось законом РСФСР N 374-1 от 23 ноября 1990 года "О земельной реформе" и Указами Президента Российской Федерации.
Статьей 5 Закона РСФСР N 374-1 от 23 ноября 1990 года "О земельной реформе" было определено, что колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность. Каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства имел право получить свою долю в виде земельного участка.
Указом от 27.12.1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предусматривалось, что колхозы и совхозы в 1992 году должны были провести реорганизацию, в том числе, в соответствии с п. 2 Указа привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности и перерегистрироваться в соответствующих органах в соответствии с п. 6 Указа - хозяйствам, использующим землю на праве постоянного (бессрочного) пользования, до 01 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР, а местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю.
Пунктом 5 Указа N 323 было предусмотрено включить в фонды перераспределения земель участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
Статьей 9 Земельного Кодекса РСФСР было предусмотрено, что часть земель сельскохозяйственного предприятия, не закрепленная в коллективно-долевую собственность, остается в государственной собственности. При этом у сельскохозяйственных предприятий сохранялось право бессрочного пользования на не закрепленные земли.
Из положений указанной нормы Земельного Кодекса РСФСР, а также пункта 5 Указа N 323, следует, что оставшиеся после передачи бесплатно в коллективно-долевую собственность земельные участки, относясь к землям государственной собственности, подлежали включению в фонды перераспределения.
При определении земельной доли (пая) учитывались исходя из положений п. 10 Постановления Правительства РФ N 708 только сельхозугодия. Таким образом определялись земли, которые подлежали передаче в собственность гражданам.
Пункт 2 ст. 77 Земельного Кодекса Российской Федерации определяя состав земель сельскохозяйственного назначения, разграничивает сельхозугодия, а также земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
Понятие сельхозугодий закреплено в ст. 79 Земельного Кодекса Российской федерации и относит к ним пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.
Из анализа указанных норм следует, что лесополосы не подлежали передаче в коллективно-долевую собственность.
В соответствии со ст. 80 ЗК РФ фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок, по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 11 ст. 3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Пунктом 11 Постановления СМ РСФСР от 05 июля 1967 года N 503 "О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии в РСФСР" было установлено, что лесополосы, расположенные на землях колхозов и совхозов передаются им в постоянную эксплуатацию.
Постановлением администрации Моршанского района Тамбовской области N *** от *** года в собственность колхоза *** было передано земель общей площадью *** га, из них *** га сельхозугодий, в т.ч. 1968 га пашни.
Постановлением администрации Моршанского района Тамбовской области N *** от *** года согласно проекту перераспределения земель за трудовым коллективом колхоза *** было закреплено в собственность бесплатно *** га сельхозугодий, из них *** га пашни и выдано свидетельство на право собственности на землю N *** от *** года.
Постановлением администрации Моршанского района Тамбовской области от *** года N *** колхоз *** был переименован в СХПК ***, а на основании общего собрания членов СХПК *** последний был переименован в СХПК "***", который в соответствии с решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.12.2007 года был признан несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.09.2008 года конкурсное производство в отношении СХПК "Карельский" было прекращено и исходя из указанного определения земля хозяйства в составе конкурсной массы не учитывалась.
В соответствии с законом Тамбовской области от 18 марта 1997 года N 101-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" в состав земель Тамбовской области был включен фонд перераспределения.
Перечень земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, в границах муниципальных образований области определены Постановлением Администрации Тамбовской области от 28 июня 2006 года N 718 "Об утверждении Порядка формирования фонда перераспределения земель Тамбовской области и Перечня земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области".
На основании указанного Постановления было зарегистрировано право субъекта РФ - Тамбовской области на земельные участки.
Спорные земельные участка в фонд перераспределения земель Тамбовской области включены не были, а следовательно доводы истца о том, что на них возникло право собственности субъекта РФ не основаны на материалах дела и не подтверждены соответствующими доказательствами.
В соответствии с ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Оснований, предусмотренных законом, позволяющих Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, зарегистрировать право субъекта на спорные земельные участки, в исковом заявлении и решении суда не приведено. В ходе рассмотрения дела таких оснований не установлено, а следовательно решение суда в части возложении обязанности на Комитет по совершению юридических действий по признанию права собственности на спорные земельные участки в данном случае не основано на нормах материального права, что делает невозможным его исполнение.
Обязанность содержания и финансирования работ по содержанию лесополос в соответствии с Законом Тамбовской области от 6 декабря 2012 года N 219-З возложена на их собственников.
Таким образом, на Комитет по управлению имуществом не может быть возложена обязанность по противопожарному содержанию лесополос, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Из пояснений специалиста ФГПУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, показаний свидетеля Ж., допрошенного в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что без проведения межевания невозможно определить место положение спорных земельных участков и их принадлежность.
Данные пояснения согласуются с положениями ст. 11.9 ЗК РФ во взаимосвязи с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003 года), в соответствии с которыми границы земельных участков, образуемых как для несельскохозяйственных нужд, так и для вновь формируемых сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, устанавливаются с учетом их компактного размещения и, как правило, совмещаются с существующими границами полей севооборотов и рабочих участков, с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами и другими природными и созданными трудом человека объектами). Образование земельных участков на орошаемых или осушенных землях осуществляется на условиях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем.
В материалы дела сведения о сформированных земельных участках и зарегистрированных на них правах в полном объеме не предоставлены. Из сведений о *** следует, что в его состав входят в том числе земли субъекта РФ, земли Российской Федерации и земли, находящиеся в общей долевой собственности.
Инвентаризация лесополос с указанием их площадей, месторасположением земельных участков, занятых ими, исходя из требований Закона Тамбовской области от 06.12.2012 года N 219-З, в настоящее время уполномоченным органом не проведена.
Разграничение земель в функции суда не входит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска прокурора к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области в пределах заявленных им требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 марта 2013 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора г. Моршанска Тамбовской области в интересах Российской Федерации к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области о понуждении к принятию мер по признанию права собственности на земельные участки, занятые полезащитными лесными полосами, возложении на Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обязанности осуществления противопожарного содержания полезащитных лесополос, расположенных на территории *** сельсовета Моршанского района в границах бывшего СХПК "***", общей протяженностью *** га - отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)