Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2009 ПО ДЕЛУ N А82-2285/2009-18

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. по делу N А82-2285/2009-18


Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2009 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Губиной Л.В., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Самуйловым С.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.07.2009 по делу N А82-2285/2009-18, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Компания "В гостях у русских сказок"
к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля,
Мэрии города Ярославля,
Департаменту финансов мэрии города Ярославля
о взыскании 22 000 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Компания "В гостях у русских сказок" (далее ООО "В гостях у русских сказок", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее Управление земельных ресурсов, ответчик 1, заявитель), Мэрии города Ярославля (далее - Мэрия г. Ярославля, ответчик 2), Департаменту финансов мэрии города Ярославля (далее - Департамент финансов, ответчик 3).
Предметом иска явилось требование о взыскании убытков, связанных с межеванием земельного участка.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Из искового заявления следует, что истец в марте 2005 года обратился к мэру г. Ярославля с коммерческим предложением об организации парка аттракционов "В гостях у русских сказок". В июле 2006 года подкомиссией по подготовке к юбилею тысячелетия основания город Ярославля идея создания парка была включена в перечень приоритетных проектов и Заволжскому району рекомендовано предложить для организации парка земельный участок, расположенный в пос. Резинотехника по ул. Спартаковской за ДК "Гамма". В мае 2007 года Управление земельных ресурсов известило истца о необходимости провести работы по межеванию земельного участка для его оформления в аренду. В апреле 2008 года утвержден проект границ земельного участка. В сентябре 2008 года истец получил ответ из мэрии г. Ярославля об отказе в предоставлении в аренду спорного земельного участка и предоставление земельного участка путем проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды. На межевание земельного участка истцом потрачено 22 000 руб. Истец просил взыскать 22 000 руб. убытков.
В суде первой инстанции ответчики 1 и 2 требования не признали и указали, что в соответствии с действующим законодательством работы по межеванию земельных участков осуществляются за счет заявителей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.07.2009 иск удовлетворен полностью. С Управления земельных ресурсов за счет казны города Ярославля в пользу ООО "В гостях у русских сказок" взыскано 22 000 руб. убытков, а также 880 руб. в возмещение расходов по госпошлине. В удовлетворении требований к Мэрии г. Ярославля и Департаменту финансов отказано. Суд исходил из того, что вина ответчика 1 в причинении истцу убытков нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Не согласившись с принятым решением, Управление земельных ресурсов обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в постановлении Губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 указана четкая последовательность действий при предоставлении земельных участков. Но письмо Управления земельных ресурсов датировано 03.05.2007. Вывод суда о том, что Управление должно обратиться за соответствующим согласованием до формирования земельного участка, по мнению заявителя, неверен. Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации не говорит о необходимости согласования проекта границ земельного участка с уполномоченными органами и организациями.
Заявитель указал, что действовал в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, утвердив проект границ земельного участка. С появлением постановления Губернатора Ярославской области N 487 возникла необходимость согласовать предоставление земельного участка с Департаментом по управлению государственным имуществом. Возврат денежных средств является следствием отказа в предоставлении земельного участка. В то же время отказ истец не обжаловал. По мнению заявителя, возврат денежных средств возможен лишь в случае признания отказа в предоставлении земельного участка незаконным. Проведение кадастровых работ за счет местного бюджета правовыми актами не предусмотрено.
ООО "В гостях у русских сказок" в отзыве на апелляционную жалобу решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мэрия г. Ярославля в отзыве поддержала доводы апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 31.07.2009 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, просили рассмотреть жалобу без участия своих представителей. В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, в данном случае в части удовлетворения исковых требований. Решение суда в части отказа в удовлетворении требований к ответчикам 2 и 3 не обжаловано.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
31.03.2005 ООО "Помощь-ВОИ" направило мэру г. Ярославля коммерческое предложение о организации культурно-развлекательного туристического комплекса "Страна русских сказок".
24.08.2006, 22.02.2007 Департамент архитектуры и развития территорий города в письме ООО "Помощь-ВОИ" предложил заявителю обратиться в Управление земельных ресурсов и не возражал против размещения парка с аттракционами.
03.05.2007 Управление земельных ресурсов письмом N 03-05/2594 предложило истцу получить предварительные согласования на основании письма Департамента архитектуры и развития территории города мэрии г. Ярославля от 22.02.2007 N 2-АР1/402, после чего провести работы по межеванию данного земельного участка путем обращения в любую лицензированную подрядную организацию.
08.05.2007 ООО "АБРИС" (исполнитель) и ООО "В гостях у русских сказок" (заказчик) заключили договор N 52 на выполнение работ по межеванию и инвентаризации земельного участка по адресу: г. Ярославль, Заволжский район, в районе улицы Спартаковской (детский игровой комплекс). Стоимость работ установлена в 22 000 руб.
19.03.2008 Департамент архитектуры и развития территории города мэрии г. Ярославля в письме истцу N 2-АР1/722 указал, что технические условия и согласования на размещение истцом Парка аттракционов без возведения капитальных объектов представлены в соответствии с письмом от 22.02.2007 в полном объеме, границы земельного участка рекомендовал принять в соответствии с графическим приложением.
01.04.2008 истец повторно обратился в Управление земельных ресурсов с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 22 322 кв. м на праве аренды для организации парка аттракционов.
07.04.2008 приказом начальника Управления земельных ресурсов N 1292 утвержден проект границ земельного участка общей площадью 22 322 кв. м из земель населенных пунктов.
09.04.2008 Управление земельных ресурсов сообщило истцу, что документы по испрашиваемому истцом земельному участку направлены в Департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области для согласования формирования земельного участка.
В материалы дела приложено письмо о направлении документов в Департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области от 09.04.2008.
28.05.2008 работы по межеванию выполнены и приняты истцом.
Платежными поручениями от 18.05.2007 N 3, от 24.05.2007 N 4, от 05.06.2007 N 5, от 26.06.2007 N 9 истец перечислил ООО "АБРИС" 22 000 руб. в счет оплаты работ по договору N 52.
Истцом представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка от 02.06.2008.
Комиссией Правительства Ярославской области по рассмотрению заявлений и согласованию предоставления земельных участков в г. Ярославле (протокол N 33 от 03.07.2008) принято решение об отказе в согласовании формирования спорного земельного участка.
15.08.2008 Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области сообщил ответчику 1, что принято решение о предоставлении спорного земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта с торгов.
01.09.2008 начальником Управления земельных ресурсов издан приказ N 3504 об отказе истцу в размещении объекта на земельном участке по адресу: ул. Спартаковская, за домом N 7 в Заволжском районе в связи с тем, что комиссией принято решение о предоставлении запрашиваемого земельного участка путем проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьями 15 и 393 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьями 16 и 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий органов местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответствующей казны муниципального образования.
По требованию о взыскании убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, лицо, требующее их возмещения, должно доказать наличие одновременно следующих условий: факт нарушения обязательства, наличие и размер понесенных убытков, вину причинителя вреда, причинную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками.
Согласно пунктам 2 и 3 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле" органы местного самоуправления городского округа город Ярославль распоряжаются земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, в целях жилищного строительства, строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и для целей, не связанных со строительством, по согласованию с Администрацией Ярославской области. Порядок взаимодействия Администрации Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа город Ярославль при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается настоящим Законом и принятым в соответствии с ним постановлением Губернатора Ярославской области.
Постановлением Губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 "О взаимодействии при распоряжении земельными участками в городе Ярославле" утвержден Порядок взаимодействия Администрации области и органов местного самоуправления городского округа город Ярославль при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 4.1 указанного Порядка органы местного самоуправления городского округа город Ярославль до проведения работ по формированию земельных участков для жилищного строительства, для строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также в целях, не связанных со строительством, обращаются в Администрацию области за согласованием. В обращении указываются цели и условия использования земельного участка.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и обоснованно пришел к выводу о том, что действиями ответчика 1 истцу причинены убытки в размере 22 000 руб., состоящие в стоимости проведенных работ по межеванию земельного участка. Незаконность действий Управления земельных ресурсов выразилась в том, что в нарушение пунктов 2 и 3 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з, не получив согласования с администрацией области, управление указало истцу на необходимость проведения работ по межеванию участка. Истец, произведя работы и впоследствии не получив никаких прав на земельный участок, понес убытки. Размер убытков доказан представленными в материалы дела документами.
Таким образом, апелляционный суд признает состав юридических фактов, необходимых для взыскания убытков, доказанным.
Оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными у апелляционного суда нет.
Ввиду изложенного выше доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Вопреки доводам заявителя, обязанность согласования распоряжения земельным участком с администрацией Ярославской области установлена действовавшим в спорный период законом Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з. Принятие Губернатором Ярославской области постановления от 30.05.2007, то есть после направления ответчиком распоряжения о межевании, и отсутствие обжалования отказа в предоставлении земельного участка правового значения при данных обстоятельствах не имеют. Спорный земельный участок согласно кадастровому паспорту сформирован 02.06.2008. Заявитель своевременно не уведомил истца об изменении порядка предоставления земельных участков.
Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого решения и не являются основанием для его отмены или изменения.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.07.2009 по делу N А82-2285/2009-18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
С.В.САМУЙЛОВ

Судьи
Л.В.ГУБИНА
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)