Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2013 ПО ДЕЛУ N А41-7735/13

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2013 г. по делу N А41-7735/13


Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Черниковой Е.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Тарасенко Т.И.,
при участии в заседании:
от истца Открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" (ИНН: 5036065113, ОГРН: 1057746555811): Мишина В.С., представитель по доверенности б/н от 25.06.2013 г.,
от ответчика Местной общественной организации городского округа Химки "Химкинский автомобилист" (ИНН: 5047095134, ОГРН: 1085000002757): Никулин О.А., представитель по доверенности б/н от 30.08.2013 г., зарег. в реестре за N 5-5-6327,
от 3-его лица Администрации городского округа Химки Московской области (ИНН: 5047009801, ОГРН: 1025006177525): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2013 года по делу N А41-7735/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
по иску Открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" к Местной общественной организации городского округа Химки "Химкинский автомобилист" о сносе возведенного объекта,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Администрации городского округа Химки Московской области

установил:

Открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Местной общественной организации городского округа Химки "Химкинский автомобилист" (далее - общественная организация "Химкинский автомобилист", ответчик), в котором просило обязать общественную организацию "Химкинский автомобилист" снести возведенную в охранной зоне линий электропередачи ВЛ-110 кВ "Бутаково-Бурцево 1,2" в пролете опор N 4-5 по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 9-го Мая, район пересечения с ул. Парковая, автомобильную стоянку (л.д. 2-5).
Решением от 19 июня 2013 года по делу А41-7735/13 Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований отказал (л.д. 105-107).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь, на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Законность принятого по делу судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии с нормами статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил апелляционный суд отменить решение суда первой инстанции, удовлетворив его исковые требования.
Представитель ответчика просил суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд полагает следующее.
Как видно из материалов дела, ОАО "МОЭСК" на праве собственности принадлежит линия электропередачи ВЛ-110 кВ "Бутаково-Бурцево 1,2" с отпайками на ПС N 455, ПС N 164, ПС N 155 -протяженностью 6100 м, расположенная по адресу: Московская область, (г. Химки, ул. Ленинградская), г. Москва, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 января 2006 года сделана запись регистрации N 50-50-10/042/2005-201, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 08 февраля 2012 года серия 50-АГ N 322012 (л.д. 39).
02 марта 2012 года между Администрацией городского округа Химки и общественной организацией "Химкинский автомобилист" (на основании постановления Администрации городского округа Химки от 13 февраля 2012 года N 222) заключен Договор аренды земельного участка N ЮА-47, в соответствии с которым в аренду общественной организации предоставлялся земельный участок общей площадью 2566 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:10:0010102:123, расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 9-го Мая, район пересечения с ул. Парковая, в целях размещения коллективной автомобильной стоянки гаражного типа (л.д. 56-60).
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора срок его действия составляет 20 (Двадцать) лет с момента передачи земельного участка.
В пункте 8.5. договора аренды установлено, что земельный участок не обременен правами других лиц, ограничения в использовании земельного участка не установлены.
В этот же день между Сторонами был подписан Акт приема-передачи земельного участка (л.д. 63-64).
Договор аренды земельного участка N ЮА-47 от 02 марта 2012 года прошел государственную регистрацию в порядке, установленном действующим законодательством, что подтверждается сделанной 13 апреля 2012 года регистрационной записью N 50-50-10/012/2012-216.
10 апреля 2012 года Администрацией городского округа Химки общественной организации "Химкинский автомобилист" был выдан ордер N 157 со сроком действия до 10 июля 2012 года на проведение работ по возведению ограждения, асфальтирования, возведения навесов для организации коллективной автостоянки на земельном участке, предоставленном общественной организации в аренду (л.д. 36).
18 июля 2012 года ОАО "МОЭСК" направило в адрес общественной организации претензию, в которой указало на то, что земельный участок, предоставленный в аренду общественной организации "Химкинский автомобилист", находится в охранной зоне линий электропередачи ВЛ-110 кВ "Бутаково-Бурцево 1,2", в которой без письменного согласования с сетевыми организациями юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. В связи с чем, ОАО "МОЭСК" потребовало, чтобы ответчик в срок до 30 августа 2012 года принял меры, направленные на снос автомобильной стоянки (л.д. 21-22).
В связи с тем, что общественная организация не исполнила предписание о сносе возведенной автомобильной стоянки, ответа на претензию не направил, истец обратился с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований находит правомерными.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, ОАО "МОЭСК" исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Исходя из содержания пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением земельных участков изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом могут быть установлены следующие ограничения прав на землю:
- - особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
- - особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
- - условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
- - иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 3, 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно абзацу четвертому пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
В соответствии с данными положениями Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила установления охранных зон).
Как указано в пункте 1 Правил установления охранных зон настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
Исходя из содержания пункта 4 данных Правил следует, что изъятие земельных участков в связи с установлением охранных зон у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов, не допускается.
В соответствии с пунктом 6 Правил установления охранных зон границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).
Правилами установления охранных зон определен порядок установления охранных зон, в соответствии с которым сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
В Правилах установления охранных зон предусмотрено, что охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 7 Федерального закона от 04 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.
Согласно подпункту 6 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 февраля 2010 года N 42, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде ограничении (обременении) права, содержании ограничения (обременения) права, сроке действия ограничения (обременения) права, о лицах, в пользу которых ограничиваются (обременяются) права, дате возникновения и прекращения ограничения (обременения) права
В соответствии с пунктом 7 Правил установления охранных зон - охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.
В соответствии с пунктом 8 Правил установления охранных зон - в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Согласно пункту 11 Правил установления охранных зон в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается:
- - размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
- - складировать или размещать хранилища любых, в том числе горючесмазочных, материалов;
- - устраивать причалы для стоянки судов, барж и плавучих кранов, бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи).
ОАО "МОЭСК" ссылается также на неполучение ответчиком согласия на размещение спорного объекта в охраной зоне линии электропередач.
Однако указанные доводы опровергаются материалами дела.
На листе дела 19 содержится письмо ответчика истцу N 61 от 01 августа 2012 года с просьбой провести согласование земельного участка для дальнейшего размещения на нем коллективной стоянки гаражного типа.
В указанном письме ответчик отмечает, что гарантирует обеспечить беспрепятственный и круглосуточный доступ к указанным линиям электросетей персоналу ОАО "МОЭСК".
Данное письмо истец оставил без ответа, мотивированного отказа от согласования также не представил.
Таким образом, ответчиком был соблюден порядок согласования, предусмотренный законом.
Кроме того апелляционный суд полагает необходимым также отметить следующее.
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 АПК РФ защите подлежит нарушенное или оспоренное право, или законный интерес.
Согласно положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По смыслу статей 1, 11, 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
Следовательно, предъявление заявления (иска) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Условием удовлетворения иска об устранении препятствий в пользовании является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник или иной титульный владелец претерпевает нарушение своего права.
Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности следующих обстоятельств: наличия права собственности или иного вещного права у истца, наличия препятствий в осуществлении прав собственности, обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения.
Такой иск подлежит удовлетворению и случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его прав собственника или законного владения со стороны ответчика (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, устранение нарушений права владения и пользования имуществом путем обязания нарушителя совершить определенные действия возможно лишь в случае, если истец докажет нарушение своих прав.
В противном случае заявленный иск не может быть удовлетворен, поскольку не будет направлен на восстановление действительно нарушенного права, что не отвечает принципам судебной защиты.
Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Более того, удовлетворение иска, заявленного на основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, о сносе самовольной постройки без установления действительного нарушения права приведет к нарушению баланса интересов сторон, что обусловлено несоразмерностью заявленного требования последствиям нарушения.
Предметом заявленного иска является обязание ответчика снести возведенную в охранной зоне линий электропередачи ВЛ-110 кВ "Бутаково-Бурцево 1,2" в пролете опор N 4-5 по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 9-го Мая, район пересечения с ул. Парковая, автомобильную стоянку.
В пункте 22 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.
Между тем, представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что требование о признании спорного объекта на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не заявляет, не считает автостоянку ответчика самовольной постройкой.
Доказательств чинения ответчиком препятствий в пользовании земельным участком истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Пункт "б" части 8 раздела III Правил, на который истец ссылается в обоснование иска, не содержит положений о праве истца заявлять иск о сносе объекта, не отвечающего условиям охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках.
Основанием такого иска могут являться лишь положений, установленные федеральными законами, Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом, как было указано выше, истец не ссылается на нормы статьей 222, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы, изложенные в тексте апелляционной жалобы, не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2013 года по делу А41-7735/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Н.ИВАНОВА

Судьи
Е.В.ЧЕРНИКОВА
Н.С.ЮДИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)