Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-14732/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2012 г. по делу N 33-14732/2012


Судья Радикевич З.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Константиновой О.В.,
судей Москаленко Ю.П.,
Киселевой С.Н.
при секретаре Максимовой Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску С. к администрации городского округа Краснотурьинск, Комитету по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана в целях строительства индивидуального жилого дома по апелляционной жалобе истца на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 19 сентября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.П., объяснения истца и ее представителя Е., действующего по доверенности от <...>, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков К. действующей на основании доверенности администрации городского округа Краснотурьинск от <...>, В., действующей по доверенности Комитета по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск от <...>, полагавших оспариваемое решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что является собственником земельного участка по адресу: <...>. Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка ввиду отсутствия межевого плана земельного участка, нахождения земельного участка в территориальной зоне ОД (С-1) зона торговых комплексов, несоответствия заявленного использования земельного участка "Правилам землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск", утвержденного Решением Думы городского округа Краснотурьинск <...> от <...>. Просила суд признать подобный отказ незаконным, обязать Комитет по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск подготовить и выдать градостроительный план земельного участка.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 19 сентября 2012 года в иске С. отказано.
Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, истец в апелляционной жалобе просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, неверным истолкованием закона.

Проверив материалы дела и обжалуемое решение в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия оснований для отмены оспариваемого судебного постановления не усматривает.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <...> кв. м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым <...>, расположенный по адресу: <...>.
<...> С. обратилась в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск с заявлениями о подготовке градостроительного плана указанного земельного участка с целью строительства индивидуального жилого дома на участке. К заявлению приложила копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок и копию кадастровой выписки о земельном участке.
Письмом от <...> Комитет по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск сообщил С. об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, поскольку отсутствует межевой план земельного участка, определяющий точное месторасположение его границ; земельный участок, расположенный между жилыми домами <...> и <...> находится в территориальной зоне ОД (С-1) "зона торговых комплексов", а поэтому такой вид использования как "индивидуальные жилые дома с приусадебными участками" не является разрешенным; использование земельного участка, имеющего вид использования, не поименованный как разрешенный для соответствующей территориальной зоны, может осуществляться только путем приведения его в соответствие с Правилами землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск применительно к территории города Краснотурьинска, утв. Решением Думы городского округа Краснотурьинск <...>, нормативами градостроительного проектирования или уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, установленным настоящими Правилами.
Оспаривая отказ в подготовке градостроительного плана земельного участка, а также решение суда первой инстанции о законности действий администрации, истец в апелляционной жалобе ссылалась на п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указывает, что согласно закрепленным в правовой норме положениям, для получения градостроительного плана земельного участка достаточно соответствующего заявления собственника. При этом иных документов, в том числе межевого плана, не требуется в силу отсутствия подобных указаний в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Целевое назначение земельного участка и его разрешенное использование, установленное Постановлением Главы администрации г. Краснотурьинска <...> от <...> в судебном заседании не оспорены, из чего следует, что право на строительство жилого дома на территории спорного земельного участка у собственника имеется. Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка препятствует получению разрешения на строительство, чем нарушает права и законные интересы собственника земельного участка на его использовании по целевому назначению.
Изложенные доводы апелляционной жалобы истца повторяют ее позицию в суде первой инстанции, получившую надлежащую оценку суда первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда, к неправильному толкованию закона.
С позицией истца о том, что для оформления градостроительного плана земельного участка в данной конкретной ситуации не требуется предоставлять помимо заявления иные документы, поскольку законом это не предусмотрено, судебная коллегия согласиться не может.
Земельным участком, в силу содержащегося в ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определения, является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (п. 7 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство.
Согласно ст. 56 названного кодекса градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с п. 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. В ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации не раскрывается, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план земельного участка.
Вместе с тем, согласно ч. ч. 3 и 4 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка для определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации <...> от <...>.
Разделы 2 и 3 формы градостроительного плана земельного участка предусматривают информацию о расположенных в его границах объектах капитального строительства и объектах культурного наследия; о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. На чертеже градостроительного плана земельного участка указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии.
Исходя из изложенного, для заполнения формы градостроительного плана земельного участка необходима, в частности, информация, содержащаяся в межевом плане данного земельного участка и материалах его топографической съемки.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Во исполнение положений ч. 3 ст. 44 указанного кодекса постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 28 июня 2010 года N 902 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, действующий на момент спорных правоотношений в новой редакции.
Пунктом 2.6 Административного регламента предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче градостроительного плана, в том числе межевой план земельного участка (п. 2.6.7). Непредоставление документов согласно п. 2.6 регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Исходя из изложенного выше анализа нормативных правовых актов, требование администрации о предоставлении дополнительных документов, необходимых для выдачи градостроительного плана земельного участка, основаны на положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации и принятого во исполнение его положений Административного регламента.
Согласно ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в ч. 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания, в том числе и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, градостроительный план земельного участка должен содержать минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения объекта недвижимости. И хотя порядок и методика определения минимальных отступов от границ земельного участка законодательно не определены, обязательность их указания в градостроительном плане земельного участка установлена пп. 3 ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из кадастровой выписки о земельном участке следует, что земельный участок по адресу: <...> поставлен на кадастровый учет присвоением ему кадастрового номера <...>. При этом в кадастровой выписке указано, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Сведения о присвоении объекту недвижимости адреса: <...>, в адресном плане г. <...> отсутствуют.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рассматриваемой ситуации кадастровый план земельного участка отсутствует, его границы в установленном порядке не определены, суд пришел к верному выводу о правомерности отказа в выдаче градостроительного плана.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в целом в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 19 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
КОНСТАНТИНОВА О.В.

Судьи
МОСКАЛЕНКО Ю.П.
КИСЕЛЕВА С.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)