Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2013 ПО ДЕЛУ N А13-2300/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. по делу N А13-2300/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 ноября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Козловой С.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,
при участии от административного органа Кургановой О.М. по доверенности от 09.01.20103, от общества Элиозашвили Т.О. по доверенности от 01.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 июня 2013 года по делу N А13-2300/2013 (судья Киров С.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Леспромсевер" (ОГРН 1023502494971; далее - ООО "Леспромсевер", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.02.2013 N 35-05/013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также признании недействительным предписания от 13.02.2013 N 6-р об устранении нарушений требований законодательства.
Определением суда первой инстанции от 26.06.2013 требование ООО "Леспромсевер" о признании недействительным предписания управления от 13.02.2013 N 6-р об устранении нарушений требований законодательства, выделено в отдельное производство, делу присвоен N А13-7067/2013.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 июня 2013 года заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Управление с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что административным органом доказана вина общества во вмененном ему правонарушении. Ссылается на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы жалобы не признало, поскольку при вывозке леса использовалась полевая дорога, пролегающая по границе кварталов, помимо общества заготовка древесины велась и иной организацией, проведение рекультивации земель допустимо после окончания лесозаготовительных работ.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 25.10.2012 в адрес административного органа поступило сообщение Главы Липецкого сельского поселения Верховажского муниципального района о вывозе, складировании и разделке древесины на земельных участках сельскохозяйственного назначения, примыкающих к урочищу Маврия Верховажского района Вологодской области.
На основании данного письма управлением 26.10.2012 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По окончании административного расследования государственным инспектором отдела земельного надзора и государственного надзора за деятельностью органов государственной власти составлен протокол об административном правонарушении от 21.01.2013 N 35-25/05-009.
В протоколе указано, что ООО "Леспромсевер" на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:07:0000000:28, примыкающем с западной стороны к бывшим населенным пунктам Маврия и Мало-Федоровская Верховажского района Вологодской области, общей площадью 75,4 га осуществляет вывозку и складирование древесины. Земельный участок состоит из двух участков, последовательно примыкающих друг к другу полей площадями 73,7 га и 1,7 га. На земельном участке площадью 73,7 га образованы колеи шириной 6 м, длиной 1,2 км, глубиной до 40 см, в результате чего почва изрезана и уплотнена, естественная растительность не произрастает. Общая площадь, занятая под колеями составляет 0,72 га. В западной части земельного участка по краю поля у кромки леса на площади 0,018 га размещены лесоматериалы. На земельном участке общей площадью 1,7 га в западной части участка на площади 1,2 га размещены лесоматериалы и отходы от вырубки леса.
ООО "Леспромсевер" при осуществлении хозяйственной деятельности допустило захламление и образование колеи на земельном участке сельскохозяйственного назначения, не выполнило установленных требований и обязательных агротехнических мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, тем самым нарушены статья 42, часть 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Начальник отдела земельного надзора управления Тестова М.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, установив наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, переквалифицировала действия общества с части 2 статьи 8.7 КоАП РФ на часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ, и вынесла постановление от 13.02.2013 N 35-05/013, которым назначила обществу административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
ООО "Леспромсевер", не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества в полном объеме.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в полном объеме по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, является невыполнение обязанностей по рекультивации земель, в том числе при осуществлении иных работ.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 78 названного Кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу пункта 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от 22.12.1995 N 525, Роскомзема N 67 (далее - Основные положения) рекультивации подлежат земли, нарушенные при проведении лесозаготовительных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
На основании пунктов 3 и 4 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Согласно пункту 32 этих же Положений за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
Согласно постановлению административного органа от 13.02.2013 N 35-05/013 обществу вменяется не проведение рекультивации нарушенных в результате захламления и образования колеи в ходе лесозаготовки земель сельскохозяйственного назначения.
По материалам дела ООО "Леспромсевер" на основании договора аренды лесного участка от 08.09.2008, заключенного с Департаментом лесного комплекса Вологодской области, осуществляет заготовку древесины в Центральном сельском участковом лесничестве совхоза "Север", квартал 36, выдел 20Ю, номер лесосеки 1 (т. 1, л. 109 - 115).
Проект освоения лесов ООО "Леспромсевер", включающий в себя лесозаготовку в 36 квартале Верховажского района, прошел государственную экспертизу, имеет положительное заключение данной экспертизы, которое утверждено приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 23.011.2009 N 922.
В соответствии с пунктом 12 Правил заготовки древесины (далее - Правила), утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины. Согласно пункта 53 Правил организации и проведения работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. В технологической карте разработки лесосек указываются схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, сладов, стоянок машин и другие характеристики.
Согласно абрису и схеме расположения мест рубок при использовании лесов в 2012 году, являющейся приложением к лесной декларации общества, квартальная просека между 36 и 38 кварталом, лесопользователем которого в свою очередь выступает СПК "Липки", проходит по естественной границе, полевой дороге, пересекающей спорные сельскохозяйственные угодья по направлению к д. Маврия с запада.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Из материалов дела видно, что вывоз древесины с места рубки осуществлялся с использованием вышеописанной полевой дороги.
По сведениям Департамента лесного комплекса Вологодской области данная дорога проходит как по землям лесного фонда, так и землям сельскохозяйственного назначения. В той части, в которой дорога расположена на территории, не относящейся к землям лесного фонда, она не является лесной дорогой.
Материалами дела в их совокупности и в частности сведениями, полученными от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 35:07:0000000:28, по которому проходит часть дороги, относится к землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в собственности ряда физических лиц, пайщиков сельскохозяйственного производственного кооператива "Липки" (далее - СПК "Липки").
При этом дополнительно полученные 30.10.2013 судом апелляционной инстанции сведения от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области доказывают, что данная полевая дорога не имеет отношения к автодороге Леушинская - Маврия, которая примыкает к д. Маврия с севера и земли под которой ранее переданы из состава земель ТОО "Север" территориальному дорожному комитету (т. 2, л. 12, 23).
Таким образом, полевая дорога, проходящая по спорному земельному участку, находящемуся в частной собственности, является временной и предназначена для проезда сельскохозяйственной техники владельцев данного земельного участка или иной легкой техники.
Объяснения свидетелей Сушова В.Н., Тендрякова А.Н., Комолина И.С., Веденской Г.П. подтверждают факт образования глубокой колеи на дороге в результате проезда автомашин, используемых в работах по заготовке древесины ООО "Леспромсевер".
По данным полиции с сентября по октябрь 2012 года незаконных рубок древесины у деревни Маврия выявлено не было (т. 1, л. 70).
Никаких сведений о том, что нарушение земельного участка произошло в результате лесозаготовительных работ СПК "Липки" в материалах дела не имеется.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 данного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, именно действия ООО "Леспромсевер" находятся в причинной связи с обнаруженной при осмотре поля колеей шириной до 6 метров, глубиной до 40 см, протяженностью 1,2 км, а также с выявленным захламлением кромки поля лесоматериалами и отходами от вырубки леса.
Поскольку ООО "Леспромсевер" использовало полевую дорогу без законных на то оснований, обязанность по рекультивации земельного участка в той его части, в которой нарушен почвенный покров, возникла у общества не с момента окончания лесозаготовительных работ, а с момента нарушения почвенного покрова.
Доказательств принятия обществом исчерпывающих мер по недопущению нарушения плодородного слоя почвы заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах в действиях общества административным органом обоснованно установлен состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, заявление общества о признании незаконным постановления от 13.02.2013 N 35-05/013 - оставлению без удовлетворения.
Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, госпошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 июня 2013 года по делу N А13-2300/2013 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Леспромсевер" (ОГРН 1023502494971) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области от 13.02.2013 N 35-05/013 о привлечении к административной ответственности отказать.

Председательствующий
В.И.СМИРНОВ

Судьи
С.В.КОЗЛОВА
Н.Н.ОСОКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)