Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Муриной М.Е. по доверенности от 10.05.2012 N 5
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "ОтельСтройСервис"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.06.2012,
принятое судьей Марусиным В.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012,
принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А82-2932/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОтельСтройСервис"
(ИНН: 7603051008, ОГРН: 1117603001647)
о признании недействительным приказа департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области
(ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469)
и
общество с ограниченной ответственностью "ОтельСтройСервис" (далее - Общество, ООО "ОтельСтройСервис") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным приказа департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент) от 27.01.2012 N 41 "Об отказе ООО "ОтельСтройСервис" в размещении объекта" и обязании Департамента устранить нарушение прав и законных интересов Общества.
Решением суда от 26.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что заявление от 17.11.2011 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта рассматривалось по правилам, установленным постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2011 N 864-п "Об установлении случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства и признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п", согласно пункту 2 которого рассмотрение заявлений, поданных до вступления в силу настоящего постановления, происходит по правилам статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с этим вывод судов о законности действий Департамента по применению нормативно-правового акта, утратившего силу (постановление Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п), неправомерен.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ярославской области.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ОтельСтройСервис" обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением от 17.11.2011 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства комплекса мини-мотелей с парком и спортивными площадками. Примерный размер земельного участка, указанный в заявлении - 130 000 квадратных метров, предполагаемое место размещения объекта - Заволжский район города Ярославля, на левом берегу реки Волги, в устье реки Толгоболки, напротив фабрики "Красный Перевал" (правый берег реки Волги).
Согласно представленному в материалы дела протоколу от 28.12.2011 N 96 комиссия Правительства Ярославской области по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков в городе Ярославле по заявлению Общества от 17.11.2011 приняла решение о начале процедуры формирования испрашиваемого земельного участка для последующего его предоставления без предварительного согласования места размещения объекта.
Департамент приказом от 27.01.2012 N 41 отказал Обществу в размещении объекта, указав, что согласно постановлению Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п "Об утверждении перечня случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" предоставление земельных участков площадью более 10 000 квадратных метров осуществляется исключительно на торгах.
Письмом от 30.01.2012 N ИХ.28-0813/12 Департамент уведомил ООО "ОтельСтройСервис" о принятом решении.
Посчитав, что отказ Департамента в выборе земельного участка не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 2, частью 1 статьи 4, статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле", постановлением Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п "Об утверждении перечня случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства", постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2011 N 864-п "Об установлении случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства и признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что отказ Департамента в выборе земельного участка является законным и не нарушающим прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление таких участков осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 1.1 названной статьи предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством названные органы вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п "Об утверждении перечня случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" (далее - Постановление от 14.03.2011 N 163-п) земельные участки площадью более 10 000 квадратных метров предоставляются исключительно на торгах.
Правительство Ярославской области приняло постановление от 02.11.2011 N 864-п "Об установлении случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства и признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п" (далее - Постановление от 02.11.2011 N 864-п).
Пунктом 5 Постановления от 02.11.2011 N 864-п установлено, что оно вступает в силу через десять дней после его официального опубликования. Постановление опубликовано в газете "Документ-Регион" 08.11.2011, следовательно, вступило в законную силу с 19.11.2011.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов на основании заявлений граждан и юридических лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, поданных до вступления в силу настоящего постановления, осуществляется в порядке, установленном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного до вступления в законную силу Постановления от 02.11.2011 N 864-п подлежало применению Постановление от 14.03.2011 N 163-п, действующее до 18.11.2011 включительно и предусматривающее предоставление земельных участков площадью более 10 000 квадратных метров исключительно на торгах.
Таким образом, заявление Общества от 17.11.2011 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должно было рассматриваться с учетом положений Постановления от 14.03.2011 N 163-п.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что отказ Департамента в проведении процедуры выбора земельного участка площадью 130 000 квадратных метров с предварительным согласованием места размещения объекта является законным и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.06.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 по делу N А82-2932/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОтельСтройСервис" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 07.02.2013 ПО ДЕЛУ N А82-2932/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2013 г. по делу N А82-2932/2012
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Муриной М.Е. по доверенности от 10.05.2012 N 5
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "ОтельСтройСервис"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.06.2012,
принятое судьей Марусиным В.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012,
принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А82-2932/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОтельСтройСервис"
(ИНН: 7603051008, ОГРН: 1117603001647)
о признании недействительным приказа департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области
(ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469)
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОтельСтройСервис" (далее - Общество, ООО "ОтельСтройСервис") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным приказа департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент) от 27.01.2012 N 41 "Об отказе ООО "ОтельСтройСервис" в размещении объекта" и обязании Департамента устранить нарушение прав и законных интересов Общества.
Решением суда от 26.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что заявление от 17.11.2011 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта рассматривалось по правилам, установленным постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2011 N 864-п "Об установлении случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства и признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п", согласно пункту 2 которого рассмотрение заявлений, поданных до вступления в силу настоящего постановления, происходит по правилам статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с этим вывод судов о законности действий Департамента по применению нормативно-правового акта, утратившего силу (постановление Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п), неправомерен.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ярославской области.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ОтельСтройСервис" обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением от 17.11.2011 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства комплекса мини-мотелей с парком и спортивными площадками. Примерный размер земельного участка, указанный в заявлении - 130 000 квадратных метров, предполагаемое место размещения объекта - Заволжский район города Ярославля, на левом берегу реки Волги, в устье реки Толгоболки, напротив фабрики "Красный Перевал" (правый берег реки Волги).
Согласно представленному в материалы дела протоколу от 28.12.2011 N 96 комиссия Правительства Ярославской области по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков в городе Ярославле по заявлению Общества от 17.11.2011 приняла решение о начале процедуры формирования испрашиваемого земельного участка для последующего его предоставления без предварительного согласования места размещения объекта.
Департамент приказом от 27.01.2012 N 41 отказал Обществу в размещении объекта, указав, что согласно постановлению Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п "Об утверждении перечня случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" предоставление земельных участков площадью более 10 000 квадратных метров осуществляется исключительно на торгах.
Письмом от 30.01.2012 N ИХ.28-0813/12 Департамент уведомил ООО "ОтельСтройСервис" о принятом решении.
Посчитав, что отказ Департамента в выборе земельного участка не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 2, частью 1 статьи 4, статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле", постановлением Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п "Об утверждении перечня случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства", постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2011 N 864-п "Об установлении случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства и признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что отказ Департамента в выборе земельного участка является законным и не нарушающим прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление таких участков осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 1.1 названной статьи предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством названные органы вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п "Об утверждении перечня случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" (далее - Постановление от 14.03.2011 N 163-п) земельные участки площадью более 10 000 квадратных метров предоставляются исключительно на торгах.
Правительство Ярославской области приняло постановление от 02.11.2011 N 864-п "Об установлении случаев предоставления исключительно на торгах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства и признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 163-п" (далее - Постановление от 02.11.2011 N 864-п).
Пунктом 5 Постановления от 02.11.2011 N 864-п установлено, что оно вступает в силу через десять дней после его официального опубликования. Постановление опубликовано в газете "Документ-Регион" 08.11.2011, следовательно, вступило в законную силу с 19.11.2011.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов на основании заявлений граждан и юридических лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, поданных до вступления в силу настоящего постановления, осуществляется в порядке, установленном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного до вступления в законную силу Постановления от 02.11.2011 N 864-п подлежало применению Постановление от 14.03.2011 N 163-п, действующее до 18.11.2011 включительно и предусматривающее предоставление земельных участков площадью более 10 000 квадратных метров исключительно на торгах.
Таким образом, заявление Общества от 17.11.2011 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должно было рассматриваться с учетом положений Постановления от 14.03.2011 N 163-п.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что отказ Департамента в проведении процедуры выбора земельного участка площадью 130 000 квадратных метров с предварительным согласованием места размещения объекта является законным и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.06.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 по делу N А82-2932/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОтельСтройСервис" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)