Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 11.02.2013 ПО ДЕЛУ N А05-10731/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. по делу N А05-10731/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М., при участии от ДНП "Содружество" Кобелева В.А. (доверенность от 01.09.2011), от администрации муниципального образования "Северодвинск" Кириллова М.А. (доверенность от 28.12.2012), рассмотрев 04.02.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Содружество" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу N А05-10731/2011 (судьи Тарасова О.А., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.),

установил:

Дачное некоммерческое партнерство "Содружество", место нахождения: 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Серго Орджоникидзе, д. 8, ОГРН 1092902000223 (далее - ДНП), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Северодвинск", место нахождения: 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703 (далее - администрация), оформленного письмом от 14.06.2011 N 01-03-26/1791, в утверждении акта выбора земельного участка для размещения ДНП в районе между железной дорогой Северодвинск - Ненокса и рекой Ширшемой, а также об обязании администрации принять решение об утверждении акта выбора земельного участка для размещения ДНП и о предварительном согласовании места размещения данного объекта в районе между железной дорогой Северодвинск - Ненокса и рекой Ширшемой.
Решением суда от 15.12.2011 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 22.02.2012 решение оставлено без изменения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 04.06.2012 решение и постановление отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением суда от 20.08.2012 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 08.11.2012 решение отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ДНП просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что в постановлении апелляционный суд ставит в прямую зависимость возможность предоставления земельного участка для размещения ДНП от его обязательного создания органом местного самоуправления; ДНП зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве юридического лица, внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц; статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен не льготный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством; статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков за исключением изъятия земель из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных нужд; судом первой инстанции установлено, что заявление по форме и содержанию соответствует требованию статьи 34 ЗК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить постановление без изменения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель ДНП подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель администрации обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
ДНП обратилось в администрацию с заявлением от 06.02.2009 о выборе земельного участка под размещение дачного некоммерческого объединения в районе железной дороги Северодвинск - Ненокса и реки Ширшемы, приложив к заявлению копию свидетельства о государственной регистрации заявителя, выписку из решения общего собрания ДНП, копию его устава и схему расположения испрашиваемого земельного участка.
Комиссия по предварительному рассмотрению заявлений по вопросам, касающимся размещения объектов капитального строительства либо временного размещения временных объектов, 17.03.2009 рассмотрела вопрос о выборе земельного участка ориентировочной площадью 30 га и предварительном согласовании места размещения дачного строительства в районе между железной дорогой Северодвинск-Ненокса и рекой Ширшемой (в районе бывшего "Нижнего склада") и приняла положительное решение по данному вопросу.
Информация о возможности размещения дачного строительства опубликована в газете "Северный рабочий" 31.03.2009.
Администрация 14.05.2009 выдала ДНП акт выбора земельного участка для согласования со всеми заинтересованными лицами. Акт выбора земельного участка подписан представителями органов государственного контроля и надзора, уполномоченных на согласование при предоставлении земельного участка под дачное строительство.
В результате проведенного Центром гигиены и эпидемиологии в городе Северодвинске обследования испрашиваемого земельного участка составлен акт от 04.06.2009, в котором указано на отсутствие нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм радиационной безопасности.
ДНП 21.01.2011 представило в администрацию для утверждения акт выбора земельного участка с приложением документов, подтверждающих прохождение согласовательных процедур с заинтересованными лицами, а также акт санитарно-эпидемиологического обследования и санитарно-эпидемиологическое заключение.
Управление строительства и архитектуры администрации в письме от 25.02.2011 N 04-01-08/356 отказало заявителю в утверждении акта выбора земельного участка со ссылкой на отсутствие в муниципальном образовании "Северодвинск" схем зонирования территорий для размещения дачного некоммерческого партнерства с установленным разрешенным использованием земельных участков.
ДНП 09.03.2011 повторно обратилось в администрацию с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка.
Администрация письмом от 14.06.2011 N 01-03-26/1791 отказала в утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения дачного строительства на земельном участке. Отказ мотивирован отсутствием схем зонирования территорий для размещения дачного некоммерческого партнерства.
ДНП, считая, что данный отказ противоречит статьям 12 и 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (далее - Закона N 66-ФЗ) и статье 31 ЗК РФ, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции применил статьи 28, 34, 81 ЗК РФ, статью 1, пункт 1 статьи 4, пункт 1 статьи 13, пункты 4 и 5 статьи 14, пункт 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ.
Суд пришел к выводу о том, что заявление ДНП по форме и содержанию соответствует требованиям статьи 34 ЗК РФ, сослался на то, что администрация не представила доказательств невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для дачного строительства, участок не исключен из гражданского оборота, не относится к землям населенных пунктов, не имеется доказательств, подтверждающих, что участок расположен в зоне, выделенной в соответствии со статьей 15 Закона N 66-ФЗ, в которой не предоставляются садовые, огородные и дачные участки. Суд также сослался на то, что участок не сформирован, свободен от прав третьих лиц. Суд посчитал, что проведение зонирования территорий является обязанностью органа местного самоуправления, и неисполнение этой обязанности не должно приводить к нарушению прав граждан на ведение дачного хозяйства.
Суд отклонил довод администрации о том, что ДНП создано в ином порядке, чем предусмотрено Законом N 66-ФЗ, сославшись на то, что администрацией не представлено доказательств, подтверждающих, что проводится работа во исполнение статьи 14 Закона N 66-ФЗ.
Суд также сослался на то, что инициатива ДНП была поддержана органом местного самоуправления, начата процедура формирования земельного участка под дачное строительство.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует Закону N 66-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 14 названного закона орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении содового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребность в садовых, огородных и дачных земельных участках. Апелляционный суд посчитал, что закон предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Апелляционный суд счел, что создание и государственная регистрация ДНП произведена не в порядке, установленном Законом N 66-ФЗ. Граждане, члены ДНП, не обращались в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении дачного земельного участка. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что отсутствие таких обращений лишило администрацию возможности произвести расчет потребности в подобных участках. Кроме того, апелляционный суд сослался на то, что категория спорного земельного участка не определена, зонирование земельного участка не произведено. Суд указал в постановлении, что зонирование территории является составной частью работ при разработке генерального плана развития муниципального образования "Северодвинск", который планируется утвердить в 2013 г. Апелляционный суд применил статью 15 упомянутого закона и сделал вывод о том, что до определения категории земель, к которому относится земельный участок, и включения его в фонд перераспределения земель, он не может быть предоставлен для дачного строительства. Суд апелляционной инстанции также сослался на то, что на территории муниципального образования "Северодвинск" находится 40 садоводческих товариществ, занимающих земли общей площадью 3 072 га, данная территория освоена на 80%, то есть имеется не менее 2 000 га земель, которые могут быть предоставлены для дачного строительства, в связи с чем граждане, изъявившие желание вести дачное строительство на территории указанного муниципального образования, не лишены такой возможности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статья 33 ЗК РФ регламентирует порядок определения нормы предоставления земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения, в частности дачного строительства.
Согласно статье 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Законом N 66-ФЗ предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно статье 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Таким образом, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом порядке, регламентированном Законом N 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления о предоставлении им земельного участка в указанных целях, из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений гражданам. Зонирование территории осуществляется по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации и утверждается нормативным правовым актом с учетом мнения населения на публичных слушаниях. Цель зонирования территории - это определение границ зон в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, лесным и водным законодательством с последующим определением категории земель и вида их разрешенного использования.
Разработка схем зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений требует определенного финансирования. Как правильно установлено судом апелляционной инстанции, зонирование территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не проведено, поскольку зонирование территории является составной частью разработки генерального плана развития муниципального образования "Северодвинск", утверждение которого планируется в 2013 г.
Апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает права заявителя. При этом апелляционный суд правильно применил статьи 12, 13 и 14 Закона N 66-ФЗ и сослался на то, что орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огороднического или дачного земельного участка, определяет потребность в садовых, огородных или дачных земельных участках, производит расчет исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимого размещения имущества общего пользования. Апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что закон предусматривает предварительное зонирование территории для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Апелляционный суд правильно указал в постановлении, что факт регистрации ДНП в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для дачного строительства. Апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что действия администрации, связанные с выдачей акта выбора земельного участка, произведены без учета требования упомянутого закона, поэтому не порождают правовых последствий.
Довод подателя жалобы о том, что его обращение связано с предоставлением земельного участка для целей не связанных со строительством, не может быть признан обоснованным. Приведенные нормы права регламентируют порядок предоставление земельных участков для дачного строительства. Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ дачный земельный участок это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу N А05-10731/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Содружество" - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)