Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Изготовлено 07 июня 2013 года.
Ярославский областной суд
в составе председательствующего судьи
областного суда Малахова В.А.,
при секретаре Артюшовой Е.А.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" о признании недействующими подпунктов 52, 53, 54 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",
в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09 октября 2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" земельные участки, расположенные на территории Ярославской области, переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда согласно Приложению.
Согласно подпунктам 52, 53, 54 приложения к указанному постановлению Правительства Ярославской области принято решение о переводе земельных участков, расположенных по адресу: Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010701:4, площадью 8520000 кв. м, Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010702:8, площадью 8520000 кв. м, Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010703:3, площадью 8530000 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести" N 91 от 10.10.2008 года.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Луч" обратился в суд с заявлением о признании незаконными подпунктов 52, 53, 54 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области N 537-п от 09.10.2008 г., ссылаясь на то, что данным нормативным правовым актом нарушаются права заявителя.
В обоснование заявления указывается, что на момент издания постановления правообладателем земельного участка являлся сельскохозяйственный производственный кооператив "Луч" (далее - СПК "Луч") в силу постановления Главы администрации Некоузского района от 17.08.95 N 219 "Об утверждении проектов землеустройства (перераспределения земель) сельхозкооперативов" и постановления Главы Некоузского муниципального района от 17.04.2006 N 255, которым уточнена площадь земельного участка.
Оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 года N 172-ФЗ), поскольку перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда осуществлен без согласия заявителя как правообладателя данного земельного участка и в силу ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса РФ" влечет за собой прекращение имущественных прав заявителя в отношении данного земельного участка.
Представитель заявителя Мигиль В.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо Правительство Ярославской области о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, представителя для участия в рассмотрении дела не направило. Согласно отзыву ходатайствовало о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Правительства Ярославской области.
Как видно из представленных объяснений, Правительство Ярославской области заявленные требования СПК "Луч" не признает, ссылаясь на то, что спорный земельный участок изначально относился к категории земель лесного фонда, ошибочно включен в состав земель сельскохозяйственного назначения как участок, находившийся во владении сельскохозяйственной организации. С целью устранения указанных несоответствий, для уточнения категории земельных участков, занятых лесами и ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, а также установления их правовой природы было принято постановление от 09.10.2008 N 537-п. При этом в постановлении не ставится вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки.
Кроме того, в отзыве приведен довод относительно подведомственности данного спора арбитражному суду, поскольку постановлением от 09.10.2008 N 537-п затрагиваются экономические интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленное требование, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений. За исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В силу п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отнесение земельных участков к той или иной категории и перевод земель из одной категории в другую определяют правовой режим земель, который затрагивает не только права и обязанности землепользователей в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности, но влияет на права более широкого круга лиц, в том числе лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, в данном случае - на право граждан на пребывание в лесах (ст. 11 Лесного кодекса РФ).
В связи с изложенным данное дело относится к подведомственности судов общей юрисдикции и подлежит рассмотрению Ярославским областным судом как судом первой инстанции.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельные участки, указанные в п/п 52, 53, 54 приложения к постановлению Правительства Ярославской области N 537-п, не разрешался. В связи с этим Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области вправе было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Некоузского района от 17.08.1995 года N 219 за сельскохозяйственным кооперативом "Луч" закреплен на праве пользования земельный участок площадью 2558 га. Постановлением главы Некоузского муниципального района от 17.04.2006 N 255 в постановление главы администрации Некоузского района N 219 внесены изменения, согласно которым уточнена площадь земельного участка, выделенного сельхозкооперативу "Луч" в постоянное пользование, которая стала равна 2557 га.
Согласно п. 1.10 Устава СПК "Луч" является правопреемником сельхозкооператива "Луч".
28.09.2006 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 76:08:010701:4, площадью 8 520 000 кв. м, с местоположением относительно ориентира с почтовым адресом Ярославская область, Некоузский район, с/с Веретейское, ГУ ЯО "Брейтовское лесничество" Ситское участковое лесничество, СПК "Луч", лесные кварталы N 1001, 1002, 1004, 1005, 1006 часть.
29.05.2009 г. в государственный кадастр недвижимости внесены кадастровые номера земельных участков 76:08:010701:87 (предыдущий номер 76:08:010702:8), площадью 8 520 000 кв. м, 76:08:010701:89 (предыдущий номер 76:08:010703:3), площадью 8 530 000, расположенные относительно ориентира с почтовым адресом Ярославская область, Некоузский район, с/с Веретейское, ГУ ЯО "Брейтовское лесничество" Ситское участковое лесничество, СПК "Луч", лесные кварталы N 1007 часть, 1008, 1009, 1010 часть и лесные кварталы 1003, 1006 часть, 1007 часть, 1010 часть соответственно.
Совокупная площадь земельных участков равна площади земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование сельхозкооперативу "Луч".
Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что заявитель является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 76:08:010701:4, 76:08:010701:87 (предыдущий номер 76:08:010702:8), 76:08:010701:89 (предыдущий номер 76:08:010703:3), на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Правительства Ярославской области N 537-п земельные участки, расположенные по адресу: Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010701:4, площадью 8520000 кв. м, Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010702:8, площадью 8520000 кв. м, Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010703:3, площадью 8530000 кв. м, переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности.
Как видно из материалов дела, право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Луч" на указанный земельный участок в установленном законом порядке на момент принятия постановления не оспорено.
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.
Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст. ст. 216, 305 ГК РФ).
Из материалов дела, в том числе текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда от 01.10.2008 года N 4726 и приложенных к нему документов следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие СПК "Луч" на перевод земельных участков с кадастровым номером 76:08:010701:4, площадью 8520000 кв. м, расположенного в Некоузском районе, с кадастровым номером 76:08:010702:8, площадью 8520000 кв. м, расположенном в Некоузском районе, с кадастровым номером 76:08:010703:3, площадью 8530000 кв. м, расположенном в Некоузском районе, из состава земель одной категории в другую; такое согласие у правообладателя получено не было.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка СПК "Луч", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, избрав один из указанных видов права исключительно по своему усмотрению (с учетом установленных Кодексом и федеральными законами оснований отказа в предоставлении земельных участков в собственность).
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права заявителя, поскольку перевод земельного участка, принадлежащего СПК "Луч" на праве постоянного (бессрочного) пользования, в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение данного права на земельный участок.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года N 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года N 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд
признать недействующими подпункты 52, 53, 54 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
В.А.МАЛАХОВ
Решение вступило в законную силу
9 июля 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N 3-34/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N 3-34/2013
Изготовлено 07 июня 2013 года.
Ярославский областной суд
в составе председательствующего судьи
областного суда Малахова В.А.,
при секретаре Артюшовой Е.А.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" о признании недействующими подпунктов 52, 53, 54 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",
установил:
в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09 октября 2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" земельные участки, расположенные на территории Ярославской области, переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда согласно Приложению.
Согласно подпунктам 52, 53, 54 приложения к указанному постановлению Правительства Ярославской области принято решение о переводе земельных участков, расположенных по адресу: Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010701:4, площадью 8520000 кв. м, Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010702:8, площадью 8520000 кв. м, Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010703:3, площадью 8530000 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести" N 91 от 10.10.2008 года.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Луч" обратился в суд с заявлением о признании незаконными подпунктов 52, 53, 54 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области N 537-п от 09.10.2008 г., ссылаясь на то, что данным нормативным правовым актом нарушаются права заявителя.
В обоснование заявления указывается, что на момент издания постановления правообладателем земельного участка являлся сельскохозяйственный производственный кооператив "Луч" (далее - СПК "Луч") в силу постановления Главы администрации Некоузского района от 17.08.95 N 219 "Об утверждении проектов землеустройства (перераспределения земель) сельхозкооперативов" и постановления Главы Некоузского муниципального района от 17.04.2006 N 255, которым уточнена площадь земельного участка.
Оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 года N 172-ФЗ), поскольку перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда осуществлен без согласия заявителя как правообладателя данного земельного участка и в силу ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса РФ" влечет за собой прекращение имущественных прав заявителя в отношении данного земельного участка.
Представитель заявителя Мигиль В.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо Правительство Ярославской области о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, представителя для участия в рассмотрении дела не направило. Согласно отзыву ходатайствовало о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Правительства Ярославской области.
Как видно из представленных объяснений, Правительство Ярославской области заявленные требования СПК "Луч" не признает, ссылаясь на то, что спорный земельный участок изначально относился к категории земель лесного фонда, ошибочно включен в состав земель сельскохозяйственного назначения как участок, находившийся во владении сельскохозяйственной организации. С целью устранения указанных несоответствий, для уточнения категории земельных участков, занятых лесами и ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, а также установления их правовой природы было принято постановление от 09.10.2008 N 537-п. При этом в постановлении не ставится вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки.
Кроме того, в отзыве приведен довод относительно подведомственности данного спора арбитражному суду, поскольку постановлением от 09.10.2008 N 537-п затрагиваются экономические интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленное требование, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений. За исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В силу п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отнесение земельных участков к той или иной категории и перевод земель из одной категории в другую определяют правовой режим земель, который затрагивает не только права и обязанности землепользователей в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности, но влияет на права более широкого круга лиц, в том числе лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, в данном случае - на право граждан на пребывание в лесах (ст. 11 Лесного кодекса РФ).
В связи с изложенным данное дело относится к подведомственности судов общей юрисдикции и подлежит рассмотрению Ярославским областным судом как судом первой инстанции.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельные участки, указанные в п/п 52, 53, 54 приложения к постановлению Правительства Ярославской области N 537-п, не разрешался. В связи с этим Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области вправе было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Некоузского района от 17.08.1995 года N 219 за сельскохозяйственным кооперативом "Луч" закреплен на праве пользования земельный участок площадью 2558 га. Постановлением главы Некоузского муниципального района от 17.04.2006 N 255 в постановление главы администрации Некоузского района N 219 внесены изменения, согласно которым уточнена площадь земельного участка, выделенного сельхозкооперативу "Луч" в постоянное пользование, которая стала равна 2557 га.
Согласно п. 1.10 Устава СПК "Луч" является правопреемником сельхозкооператива "Луч".
28.09.2006 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 76:08:010701:4, площадью 8 520 000 кв. м, с местоположением относительно ориентира с почтовым адресом Ярославская область, Некоузский район, с/с Веретейское, ГУ ЯО "Брейтовское лесничество" Ситское участковое лесничество, СПК "Луч", лесные кварталы N 1001, 1002, 1004, 1005, 1006 часть.
29.05.2009 г. в государственный кадастр недвижимости внесены кадастровые номера земельных участков 76:08:010701:87 (предыдущий номер 76:08:010702:8), площадью 8 520 000 кв. м, 76:08:010701:89 (предыдущий номер 76:08:010703:3), площадью 8 530 000, расположенные относительно ориентира с почтовым адресом Ярославская область, Некоузский район, с/с Веретейское, ГУ ЯО "Брейтовское лесничество" Ситское участковое лесничество, СПК "Луч", лесные кварталы N 1007 часть, 1008, 1009, 1010 часть и лесные кварталы 1003, 1006 часть, 1007 часть, 1010 часть соответственно.
Совокупная площадь земельных участков равна площади земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование сельхозкооперативу "Луч".
Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что заявитель является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 76:08:010701:4, 76:08:010701:87 (предыдущий номер 76:08:010702:8), 76:08:010701:89 (предыдущий номер 76:08:010703:3), на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Правительства Ярославской области N 537-п земельные участки, расположенные по адресу: Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010701:4, площадью 8520000 кв. м, Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010702:8, площадью 8520000 кв. м, Некоузский район, кадастровый номер 76:08:010703:3, площадью 8530000 кв. м, переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности.
Как видно из материалов дела, право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Луч" на указанный земельный участок в установленном законом порядке на момент принятия постановления не оспорено.
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.
Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст. ст. 216, 305 ГК РФ).
Из материалов дела, в том числе текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда от 01.10.2008 года N 4726 и приложенных к нему документов следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие СПК "Луч" на перевод земельных участков с кадастровым номером 76:08:010701:4, площадью 8520000 кв. м, расположенного в Некоузском районе, с кадастровым номером 76:08:010702:8, площадью 8520000 кв. м, расположенном в Некоузском районе, с кадастровым номером 76:08:010703:3, площадью 8530000 кв. м, расположенном в Некоузском районе, из состава земель одной категории в другую; такое согласие у правообладателя получено не было.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка СПК "Луч", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, избрав один из указанных видов права исключительно по своему усмотрению (с учетом установленных Кодексом и федеральными законами оснований отказа в предоставлении земельных участков в собственность).
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права заявителя, поскольку перевод земельного участка, принадлежащего СПК "Луч" на праве постоянного (бессрочного) пользования, в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение данного права на земельный участок.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года N 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года N 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
признать недействующими подпункты 52, 53, 54 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
В.А.МАЛАХОВ
Решение вступило в законную силу
9 июля 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)