Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Рогачева А.М.
Докладчик: Гаркавенко И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Гаркавенко И.В.,
судей Верещагина Г.С., Бланару Е.М.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске дело по апелляционной жалобе администрации МО "Киземское" на решение Устьянского районного суда Архангельской области от 13 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Киземское" Устьянского района Архангельской области по неосуществлению дорожной деятельности на участках автомобильной дороги общего пользования местного значения МО "Киземское" по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области.
Обязать администрацию муниципального образования "Киземское" Устьянского района Архангельской области ликвидировать нарушения в содержании автомобильной дороги местного значения, расположенной по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области, путем устранения выявленных недостатков, а именно: разработать проект уличного стационарного электрического освещения автомобильной дороги общего пользования, протяженностью 31,4 км, по ул. Железнодорожная п. Кизема, предусмотрев в нем схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, полный перечень адресных ведомостей; по всей протяженности ул. Железнодорожная установить надлежащее стационарное электрическое освещение в соответствии с разработанным проектом с учетом СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства".
Заслушав доклад судьи Гаркавенко И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО "Киземское" по неосуществлению дорожной деятельности на участках автомобильной дороги общего пользования местного значения МО "Киземское" по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области и возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильной дороги местного значения, расположенной по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области, путем устранения выявленных недостатков.
В обоснование заявления указал, что ответчик ненадлежащим образом исполняет обязанность по осуществлению дорожной деятельности по организации стационарного наружного электрического освещения на участках автомобильной дороги в черте населенного пункта п. К. "Киземское" по ул. Железнодорожная от примыкания к ул. Деповская до железнодорожного вокзала ст. Кизема.
В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Шульган И.П. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика администрации МО "Киземское" заявленные требования не признал, считая, что обязанность по соблюдению правил содержания дороги лежит на ОАО "РЖД", поскольку автомобильная дорога расположена в полосе отвода ОАО "РЖД", земельный участок из земель поселений, на котором расположена ул. Железнодорожная находится в аренде ОАО "РЖД". При это не оспаривал, что стационарное электрическое освещение по указанным участкам дороги не соответствует нормативам.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, поскольку автомобильная дорога, в отношении которой суд обязал ликвидировать нарушения в содержании и устранить выявленные недостатки, имеет протяженность 1,06 км.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Подчередниченко О.С., судебная коллегия приходит к следующему.
К вопросам местного значения поселений согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; организация освещения улиц.
При этом под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Область применения ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.
Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе устанавливает требования к стационарному электрическому освещению на автомобильных дорогах.
Согласно п. 4.6.1.1 вышеуказанного ГОСТа стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии не менее 100 метров.
Пунктом 2.5 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.
В силу п. 2.30 "Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов СН 541-82" отношение шага светильников к высоте их подвеса на улицах и дорогах всех категорий должно быть не более 5:1 при одностороннем размещении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 марта 2013 г. и.о. прокурора Устьянского района проведена контрольная проверка текущего эксплуатационного состояния улично-дорожной сети МО "Киземское", в ходе которой было установлено, что на ул. Железнодорожная от примыкания к ул. Деповская до железнодорожного вокзала ст.Кизема выявлено недостаточное наружное искусственное освещение, при высоте подвеса светильников 10 м расстояние между установленными светильниками: д. 1 "а" - д. 1 - 120 м; д. 1 - д. 2 - 60 м; д. 2 - д. 11 - 60 м; д. 11 - д. 15 "а" - 80 м; д. 15 "а" - д. 12 - 95 м; д. 12 - котельная ООО "РСК" - 105 м; котельная ООО "РСК" - примыкание ул. Гагарина - 60 м; от примыкания ул. Гагарина до железнодорожного вокзала на протяжении 300 м отсутствуют светильники освещения, участок дороги в черте населенного пункта не освещен, имеющийся светильник на данном участке населенного пункта удален от края земляного полотна дороги на расстоянии 14 м при высоте подвеса 8 м.
Кроме того, отсутствует проект схем наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов СН 541-82.
Собственником автомобильной дороги в границах сельского поселения МО "Киземское", в том числе и ее участка по улице Железнодорожная, является муниципальное образование "Киземское".
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия законных оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, поскольку он основан на законе и обстоятельствах дела.
В решении суда дан подробный анализ доказательств, на основании которых суд пришел к указанному выше выводу, а потому необходимость повторения данных обоснований в апелляционном определении отсутствует.
Между тем, правильно установив бездействие ответчика и возложив на него обязанность по ликвидации нарушений в содержании автомобильной дороги местного значения, суд неверно указал протяженность улицы, на которой данные нарушения были выявлены. Согласно выписки из реестра муниципального имущества МО "Киземское" протяженность ул. Железнодорожная составляет 1,06 км, а не 31,4 км как указал суд в решении, в связи с чем последнее подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Устьянского районного суда Архангельской области от 13 мая 2013 года изменить и принять новое решение:
"Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Киземское" Устьянского района Архангельской области по неосуществлению дорожной деятельности на участках автомобильной дороги общего пользования местного значения МО "Киземское" по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области.
Обязать администрацию муниципального образования "Киземское" Устьянского района Архангельской области ликвидировать нарушения в содержании автомобильной дороги местного значения, расположенной по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области, путем устранения выявленных недостатков, а именно: разработать проект уличного стационарного электрического освещения автомобильной дороги общего пользования, протяженностью 1,06 км, по ул. Железнодорожная п. Кизема, предусмотрев в нем схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, полный перечень адресных ведомостей; по всей протяженности ул. Железнодорожная установить надлежащее стационарное электрическое освещение в соответствии с разработанным проектом с учетом СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства".
Председательствующий
И.В.ГАРКАВЕНКО
Судьи
Г.С.ВЕРЕЩАГИН
Е.М.БЛАНАРУ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4001/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2013 г. по делу N 33-4001/13
Судья: Рогачева А.М.
Докладчик: Гаркавенко И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Гаркавенко И.В.,
судей Верещагина Г.С., Бланару Е.М.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске дело по апелляционной жалобе администрации МО "Киземское" на решение Устьянского районного суда Архангельской области от 13 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Киземское" Устьянского района Архангельской области по неосуществлению дорожной деятельности на участках автомобильной дороги общего пользования местного значения МО "Киземское" по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области.
Обязать администрацию муниципального образования "Киземское" Устьянского района Архангельской области ликвидировать нарушения в содержании автомобильной дороги местного значения, расположенной по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области, путем устранения выявленных недостатков, а именно: разработать проект уличного стационарного электрического освещения автомобильной дороги общего пользования, протяженностью 31,4 км, по ул. Железнодорожная п. Кизема, предусмотрев в нем схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, полный перечень адресных ведомостей; по всей протяженности ул. Железнодорожная установить надлежащее стационарное электрическое освещение в соответствии с разработанным проектом с учетом СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства".
Заслушав доклад судьи Гаркавенко И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО "Киземское" по неосуществлению дорожной деятельности на участках автомобильной дороги общего пользования местного значения МО "Киземское" по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области и возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильной дороги местного значения, расположенной по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области, путем устранения выявленных недостатков.
В обоснование заявления указал, что ответчик ненадлежащим образом исполняет обязанность по осуществлению дорожной деятельности по организации стационарного наружного электрического освещения на участках автомобильной дороги в черте населенного пункта п. К. "Киземское" по ул. Железнодорожная от примыкания к ул. Деповская до железнодорожного вокзала ст. Кизема.
В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Шульган И.П. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика администрации МО "Киземское" заявленные требования не признал, считая, что обязанность по соблюдению правил содержания дороги лежит на ОАО "РЖД", поскольку автомобильная дорога расположена в полосе отвода ОАО "РЖД", земельный участок из земель поселений, на котором расположена ул. Железнодорожная находится в аренде ОАО "РЖД". При это не оспаривал, что стационарное электрическое освещение по указанным участкам дороги не соответствует нормативам.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, поскольку автомобильная дорога, в отношении которой суд обязал ликвидировать нарушения в содержании и устранить выявленные недостатки, имеет протяженность 1,06 км.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Подчередниченко О.С., судебная коллегия приходит к следующему.
К вопросам местного значения поселений согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; организация освещения улиц.
При этом под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Область применения ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.
Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе устанавливает требования к стационарному электрическому освещению на автомобильных дорогах.
Согласно п. 4.6.1.1 вышеуказанного ГОСТа стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии не менее 100 метров.
Пунктом 2.5 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.
В силу п. 2.30 "Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов СН 541-82" отношение шага светильников к высоте их подвеса на улицах и дорогах всех категорий должно быть не более 5:1 при одностороннем размещении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 марта 2013 г. и.о. прокурора Устьянского района проведена контрольная проверка текущего эксплуатационного состояния улично-дорожной сети МО "Киземское", в ходе которой было установлено, что на ул. Железнодорожная от примыкания к ул. Деповская до железнодорожного вокзала ст.Кизема выявлено недостаточное наружное искусственное освещение, при высоте подвеса светильников 10 м расстояние между установленными светильниками: д. 1 "а" - д. 1 - 120 м; д. 1 - д. 2 - 60 м; д. 2 - д. 11 - 60 м; д. 11 - д. 15 "а" - 80 м; д. 15 "а" - д. 12 - 95 м; д. 12 - котельная ООО "РСК" - 105 м; котельная ООО "РСК" - примыкание ул. Гагарина - 60 м; от примыкания ул. Гагарина до железнодорожного вокзала на протяжении 300 м отсутствуют светильники освещения, участок дороги в черте населенного пункта не освещен, имеющийся светильник на данном участке населенного пункта удален от края земляного полотна дороги на расстоянии 14 м при высоте подвеса 8 м.
Кроме того, отсутствует проект схем наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов СН 541-82.
Собственником автомобильной дороги в границах сельского поселения МО "Киземское", в том числе и ее участка по улице Железнодорожная, является муниципальное образование "Киземское".
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия законных оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, поскольку он основан на законе и обстоятельствах дела.
В решении суда дан подробный анализ доказательств, на основании которых суд пришел к указанному выше выводу, а потому необходимость повторения данных обоснований в апелляционном определении отсутствует.
Между тем, правильно установив бездействие ответчика и возложив на него обязанность по ликвидации нарушений в содержании автомобильной дороги местного значения, суд неверно указал протяженность улицы, на которой данные нарушения были выявлены. Согласно выписки из реестра муниципального имущества МО "Киземское" протяженность ул. Железнодорожная составляет 1,06 км, а не 31,4 км как указал суд в решении, в связи с чем последнее подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Устьянского районного суда Архангельской области от 13 мая 2013 года изменить и принять новое решение:
"Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Киземское" Устьянского района Архангельской области по неосуществлению дорожной деятельности на участках автомобильной дороги общего пользования местного значения МО "Киземское" по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области.
Обязать администрацию муниципального образования "Киземское" Устьянского района Архангельской области ликвидировать нарушения в содержании автомобильной дороги местного значения, расположенной по улице Железнодорожная п. Кизема Устьянского района Архангельской области, путем устранения выявленных недостатков, а именно: разработать проект уличного стационарного электрического освещения автомобильной дороги общего пользования, протяженностью 1,06 км, по ул. Железнодорожная п. Кизема, предусмотрев в нем схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, полный перечень адресных ведомостей; по всей протяженности ул. Железнодорожная установить надлежащее стационарное электрическое освещение в соответствии с разработанным проектом с учетом СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства".
Председательствующий
И.В.ГАРКАВЕНКО
Судьи
Г.С.ВЕРЕЩАГИН
Е.М.БЛАНАРУ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)