Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Тароян Р.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Гороховика А.С.
Судей: Захарова С.В., Акининой О.А.
При секретаре: Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Кировского районного суда г. Самара от 12 февраля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования К.М.И. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.
Признать за К.М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 478 кв. м, разрешенное использование: под огород, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: N.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., судебная коллегия
установила:
К.М.И. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании за ним права собственности, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 478 кв. м, разрешенное использование: под огород, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: N, в порядке приватизации, ссылаясь на то, что 06.09.2010 г. он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, площадью 478 кв. м "для ведения личного подсобного хозяйства".
Неоднократно по предложению Министерства К.М.И. писал уточняющие заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, испрашиваемого в собственность - "для ведения садоводства", "под сады", "под огород".
08.06.2012 г. Министерство имущественных отношений Самарской области издало приказ N 1650 "Об уточнении местоположения границ и площади земельного участка (объекта недвижимости), изменении вида разрешенного использования (назначения) земельного участка и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о частях земельного участка, расположенного по адресу <адрес>.
После получения кадастрового паспорта на земельный участок с изменением вида разрешенного использования "под огород", К.М.И. обратился в Кадастровую палату с заявлением об уточнении площади испрашиваемого земельного участка.
Однако, 06 сентября 2012 г. К.М.И. получил из Министерства имущественных отношений Самарской области уведомление об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 477,8 кв. м, используемого для ведения садоводства, с возвращением пакета документов. Министерство указало на отсутствие оформленного надлежащим образом кадастрового паспорта. Кроме того, Министерство ссылается на то, что у К.М.И. имеются в собственности земельные участки с целевым использованием под ИЖС.
К.М.И. считает отказ Минимущества Самарской области незаконным и необоснованным, в связи с тем, что он испрашивал в собственность бесплатно под огород земельный участок по адресу <адрес>.
Земельный участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользовании, расположен в зоне малоэтажной застройки (Ж1-2), использование земельного участка под огород соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны.
В судебном заседании представитель К.М.И. указал также на то, что испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц, фактическое использование земельного участка началось с 1949 г., данным земельным участком пользовались еще родители истца, но юридически использование данного земельного участка началось с 12.06.1996 г., когда был заключен договор аренды с Комитетом по управлению имуществом г. Самара. Границы испрашиваемого земельного участка определены в соответствии с законом, т.е. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок.
Истец считает, что в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" (ред. от 11.10.2012 г.), испрашиваемый земельный участок возможно предоставить ему "под огород" бесплатно, так как у истца в собственности нет земельных участков с таким же видом разрешенного использования.
Земельный участок,, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N, под ИЖС, площадью 500 кв. м, приобретен К.М.И. на основании договора дарения N 4047 от 20.11.1995 г. (л.д. 30), земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: N также приобретен истцом на основании договора дарения от 08.07.2009 г (л.д. 32), т.е. К.М.И. ранее не предоставлялись земельные участки бесплатно (в порядке приватизации).
Судом постановлено указанное выше решение. Удовлетворяя исковые требования К.М.И., суд, приняв во внимание, что испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, вид разрешенного использования соответствует карте правового зонирования, на данный земельный участок не претендуют иные лица, что К.М.И. не использовал право на приватизацию земельного участка, пришел к выводу, что испрашиваемый земельный участок возможно предоставить истцу "под огород" бесплатно, так как, согласно выписке из ЕГРП у истца в собственности нет земельных участков с таким же видом разрешенного использования: под огородничество, и ранее с 1992-1998 г.г. ему не предоставлялись ни в пожизненно наследуемое владение, ни постоянное (бессрочное) пользование земельные участки (л.д. 32).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений просит отменить судебное решение, полагая, что судом нарушены нормы материального права.
Минимущество Самарской области считает, что представленные К.М.И. документы не подтверждают наличие у К.М.И. оснований для возникновения право собственности на спорный земельный участок, собственником которого является государство.
Министерство имущественных отношений полагает, что оспариваемое решение суда подменяет компетенцию министерства как уполномоченного органа на предоставление в собственность земельных участков.
Кроме того, Министерство считает, что суд не принял во внимание, что спорный земельный участок не может быть предоставлен К.М.И. в связи с запретом указанным в абзаце 5 п. 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", поскольку К.М.И. обладает на праве собственности земельным участком с разрешенным видом использования "Для индивидуального строительства", поэтому у Министерства отсутствуют основания для предоставления в собственность бесплатно спорного земельного участка с разрешенным видом использования "под садоводство", и для "ведения личного подсобного хозяйства".
В заседание судебной коллегии стороны не явились. Извещены надлежащим образом Самарским областным судом по имеющимся в материалах дела адресам.
Неявка сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что К.М.И. 06.09.2010 г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением 12-4/08 65/10-с о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 477,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
В дальнейшем к указанному заявлению истцом было приобщено новое заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 478 кв. м
24.09.2010 г. истцом было получено письмо из Министерства имущественных отношений Самаркой области о том, что ему необходимо написать заявление о получении от Министерства приказа (доверенность) на уточнение площади земельного участка и внесения изменений в кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка в части разрешенного использования.
Из материалов гражданского дела видно, что испрашиваемый земельный участок, площадью 477,80 кв. м по адресу <адрес> Постановлением Администрации города Самары от 01.11 1995 г. N 1351 был предоставлен К.М.И. под индивидуальное жилищное строительство в аренду с правом выкупа на срок с 12.01.1996 г. по 12.01.2006 г. л.д. 30.
Судом также установлено, что в период рассмотрения Минимуществом Самарской области заявления К.М.И. о предоставлении ему в собственность земельного участка, К.М.И. неоднократно, по просьбе Министерства писал заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка: с цели "для ведения личного подсобного хозяйства" на цель "для ведения садоводства", а затем изменил цель - для ведения огородничества.
Из материалов гражданского дела видно, что 06 сентября 2012 г. Министерством имущественных отношений Самарской области отказано в предоставлении в собственность бесплатно К.М.И. земельного участка с разрешенным видом использования под садоводство по адресу Самара, <адрес>, с возвращением пакета документов.
Отказывая в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, Министерство указало на отсутствие надлежащим образом оформленного кадастрового паспорта земельного участка, что означает, что испрашиваемый земельный участок и его границы не определены в порядке, установленном законом, поэтому основания для предоставления его в собственность отсутствуют.
Кроме того, Министерство имущественных отношений указало на то, что в соответствии с законом Самарской области "О земле" земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного <...>) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых для индивидуального жилищного строительства. К.М.И. принадлежат на праве собственности земельные участки с целевым использованиям "под индивидуальное жилищное строительство" по адресам <адрес>, а также по <адрес>. л.д. 22-23.
Статья 8 ГК РФ определяет основания возникновения гражданских прав. Права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских права и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Совместный Пленум Верховного суда РФ ВАС РФ в Постановлении N 10/22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил судам, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации, и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона о регистрации, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Из имеющихся в материалах дела документов не следует наличие у истца основания возникновения права собственности на спорный земельный участок.
Испрашиваемый земельный участок является государственной собственностью, а право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом, на основании договора купли-продажи, мены, дарения и иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 2 статьи 235 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.
Суд первой инстанции, делая вывод о том, что испрашиваемый земельный участок возможно предоставить истцу под огород, согласился с тем, что у истца отсутствуют какие-либо права на испрашиваемый земельный участок.
Поскольку судебные органы РФ в соответствии с Конституцией РФ, Конституционным Законом "О судах общей юрисдикции в РФ", Гражданским процессуальным кодексом РФ не наделаны правом предоставления земельных участков, то данное судебное решение подменяет компетенцию Министерства имущественных отношений Самарской области как уполномоченного органа на предоставление в собственность земельного участка.
Решение Министерства Самарской области от 06 сентября 2012 г. об отказе в предоставлении К.М.И. земельного участка не оспорено. Доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый К.М.И. предоставлялся К.М.И. (на праве собственности, праве бессрочного пользования, праве пожизненного наследуемого владения) не представлено.
Доводы К.М.И. и выводы суда о том, что фактическое использование земельного участка началось в 1949 г. родителями истца, не могут служить основанием для признания за К.М.И. права собственности на земельный участок, собственником которого является государство.
Исследование обстоятельств, препятствующих предоставлению К.М.И. испрашиваемого земельного участка или отсутствие таковых, по статье 9 Закона Самарской области "О земле", допустимо при разрешении спора о законности решения Министерства имущественных отношений об отказе в предоставлении К.М.И. земельного участка, однако таковые требования не заявлены К.М.И.
При таких обстоятельствах судебное решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований К.М.И. о признании за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 478 кв. м, разрешенное использование: под огород, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: N.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самара от 12 февраля 2013 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований К.М.И. о признании за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 478 кв. м, разрешенное использование: под огород, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: N.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4345/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. по делу N 33-4345/2013
Судья: Тароян Р.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Гороховика А.С.
Судей: Захарова С.В., Акининой О.А.
При секретаре: Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Кировского районного суда г. Самара от 12 февраля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования К.М.И. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.
Признать за К.М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 478 кв. м, разрешенное использование: под огород, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: N.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., судебная коллегия
установила:
К.М.И. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании за ним права собственности, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 478 кв. м, разрешенное использование: под огород, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: N, в порядке приватизации, ссылаясь на то, что 06.09.2010 г. он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, площадью 478 кв. м "для ведения личного подсобного хозяйства".
Неоднократно по предложению Министерства К.М.И. писал уточняющие заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, испрашиваемого в собственность - "для ведения садоводства", "под сады", "под огород".
08.06.2012 г. Министерство имущественных отношений Самарской области издало приказ N 1650 "Об уточнении местоположения границ и площади земельного участка (объекта недвижимости), изменении вида разрешенного использования (назначения) земельного участка и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о частях земельного участка, расположенного по адресу <адрес>.
После получения кадастрового паспорта на земельный участок с изменением вида разрешенного использования "под огород", К.М.И. обратился в Кадастровую палату с заявлением об уточнении площади испрашиваемого земельного участка.
Однако, 06 сентября 2012 г. К.М.И. получил из Министерства имущественных отношений Самарской области уведомление об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 477,8 кв. м, используемого для ведения садоводства, с возвращением пакета документов. Министерство указало на отсутствие оформленного надлежащим образом кадастрового паспорта. Кроме того, Министерство ссылается на то, что у К.М.И. имеются в собственности земельные участки с целевым использованием под ИЖС.
К.М.И. считает отказ Минимущества Самарской области незаконным и необоснованным, в связи с тем, что он испрашивал в собственность бесплатно под огород земельный участок по адресу <адрес>.
Земельный участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользовании, расположен в зоне малоэтажной застройки (Ж1-2), использование земельного участка под огород соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны.
В судебном заседании представитель К.М.И. указал также на то, что испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц, фактическое использование земельного участка началось с 1949 г., данным земельным участком пользовались еще родители истца, но юридически использование данного земельного участка началось с 12.06.1996 г., когда был заключен договор аренды с Комитетом по управлению имуществом г. Самара. Границы испрашиваемого земельного участка определены в соответствии с законом, т.е. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок.
Истец считает, что в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" (ред. от 11.10.2012 г.), испрашиваемый земельный участок возможно предоставить ему "под огород" бесплатно, так как у истца в собственности нет земельных участков с таким же видом разрешенного использования.
Земельный участок,, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N, под ИЖС, площадью 500 кв. м, приобретен К.М.И. на основании договора дарения N 4047 от 20.11.1995 г. (л.д. 30), земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: N также приобретен истцом на основании договора дарения от 08.07.2009 г (л.д. 32), т.е. К.М.И. ранее не предоставлялись земельные участки бесплатно (в порядке приватизации).
Судом постановлено указанное выше решение. Удовлетворяя исковые требования К.М.И., суд, приняв во внимание, что испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, вид разрешенного использования соответствует карте правового зонирования, на данный земельный участок не претендуют иные лица, что К.М.И. не использовал право на приватизацию земельного участка, пришел к выводу, что испрашиваемый земельный участок возможно предоставить истцу "под огород" бесплатно, так как, согласно выписке из ЕГРП у истца в собственности нет земельных участков с таким же видом разрешенного использования: под огородничество, и ранее с 1992-1998 г.г. ему не предоставлялись ни в пожизненно наследуемое владение, ни постоянное (бессрочное) пользование земельные участки (л.д. 32).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений просит отменить судебное решение, полагая, что судом нарушены нормы материального права.
Минимущество Самарской области считает, что представленные К.М.И. документы не подтверждают наличие у К.М.И. оснований для возникновения право собственности на спорный земельный участок, собственником которого является государство.
Министерство имущественных отношений полагает, что оспариваемое решение суда подменяет компетенцию министерства как уполномоченного органа на предоставление в собственность земельных участков.
Кроме того, Министерство считает, что суд не принял во внимание, что спорный земельный участок не может быть предоставлен К.М.И. в связи с запретом указанным в абзаце 5 п. 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", поскольку К.М.И. обладает на праве собственности земельным участком с разрешенным видом использования "Для индивидуального строительства", поэтому у Министерства отсутствуют основания для предоставления в собственность бесплатно спорного земельного участка с разрешенным видом использования "под садоводство", и для "ведения личного подсобного хозяйства".
В заседание судебной коллегии стороны не явились. Извещены надлежащим образом Самарским областным судом по имеющимся в материалах дела адресам.
Неявка сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что К.М.И. 06.09.2010 г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением 12-4/08 65/10-с о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 477,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
В дальнейшем к указанному заявлению истцом было приобщено новое заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 478 кв. м
24.09.2010 г. истцом было получено письмо из Министерства имущественных отношений Самаркой области о том, что ему необходимо написать заявление о получении от Министерства приказа (доверенность) на уточнение площади земельного участка и внесения изменений в кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка в части разрешенного использования.
Из материалов гражданского дела видно, что испрашиваемый земельный участок, площадью 477,80 кв. м по адресу <адрес> Постановлением Администрации города Самары от 01.11 1995 г. N 1351 был предоставлен К.М.И. под индивидуальное жилищное строительство в аренду с правом выкупа на срок с 12.01.1996 г. по 12.01.2006 г. л.д. 30.
Судом также установлено, что в период рассмотрения Минимуществом Самарской области заявления К.М.И. о предоставлении ему в собственность земельного участка, К.М.И. неоднократно, по просьбе Министерства писал заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка: с цели "для ведения личного подсобного хозяйства" на цель "для ведения садоводства", а затем изменил цель - для ведения огородничества.
Из материалов гражданского дела видно, что 06 сентября 2012 г. Министерством имущественных отношений Самарской области отказано в предоставлении в собственность бесплатно К.М.И. земельного участка с разрешенным видом использования под садоводство по адресу Самара, <адрес>, с возвращением пакета документов.
Отказывая в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, Министерство указало на отсутствие надлежащим образом оформленного кадастрового паспорта земельного участка, что означает, что испрашиваемый земельный участок и его границы не определены в порядке, установленном законом, поэтому основания для предоставления его в собственность отсутствуют.
Кроме того, Министерство имущественных отношений указало на то, что в соответствии с законом Самарской области "О земле" земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного <...>) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых для индивидуального жилищного строительства. К.М.И. принадлежат на праве собственности земельные участки с целевым использованиям "под индивидуальное жилищное строительство" по адресам <адрес>, а также по <адрес>. л.д. 22-23.
Статья 8 ГК РФ определяет основания возникновения гражданских прав. Права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских права и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Совместный Пленум Верховного суда РФ ВАС РФ в Постановлении N 10/22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил судам, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации, и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона о регистрации, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Из имеющихся в материалах дела документов не следует наличие у истца основания возникновения права собственности на спорный земельный участок.
Испрашиваемый земельный участок является государственной собственностью, а право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом, на основании договора купли-продажи, мены, дарения и иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 2 статьи 235 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.
Суд первой инстанции, делая вывод о том, что испрашиваемый земельный участок возможно предоставить истцу под огород, согласился с тем, что у истца отсутствуют какие-либо права на испрашиваемый земельный участок.
Поскольку судебные органы РФ в соответствии с Конституцией РФ, Конституционным Законом "О судах общей юрисдикции в РФ", Гражданским процессуальным кодексом РФ не наделаны правом предоставления земельных участков, то данное судебное решение подменяет компетенцию Министерства имущественных отношений Самарской области как уполномоченного органа на предоставление в собственность земельного участка.
Решение Министерства Самарской области от 06 сентября 2012 г. об отказе в предоставлении К.М.И. земельного участка не оспорено. Доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый К.М.И. предоставлялся К.М.И. (на праве собственности, праве бессрочного пользования, праве пожизненного наследуемого владения) не представлено.
Доводы К.М.И. и выводы суда о том, что фактическое использование земельного участка началось в 1949 г. родителями истца, не могут служить основанием для признания за К.М.И. права собственности на земельный участок, собственником которого является государство.
Исследование обстоятельств, препятствующих предоставлению К.М.И. испрашиваемого земельного участка или отсутствие таковых, по статье 9 Закона Самарской области "О земле", допустимо при разрешении спора о законности решения Министерства имущественных отношений об отказе в предоставлении К.М.И. земельного участка, однако таковые требования не заявлены К.М.И.
При таких обстоятельствах судебное решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований К.М.И. о признании за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 478 кв. м, разрешенное использование: под огород, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: N.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самара от 12 февраля 2013 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований К.М.И. о признании за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 478 кв. м, разрешенное использование: под огород, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: N.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)