Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н., судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чесноковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2013 по делу N А01-1721/2012 (судья Мусифулина Н.Г.) по иску Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям к Федеральному государственному унитарному предприятию "Рослесинфорг", Федеральному агентству лесного хозяйства при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея, Управлению лесами Республики Адыгея, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, администрации муниципального образования "Майкопский район", администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" об обязании совершить действия по исправлению кадастровой ошибки,
- при участии: от истца: Ожев Р.А. (доверенность от 09.01.2012 N 01-1); от ответчиков: от Федерального агентства лесного хозяйства - Челбин И.М. (доверенность N ВМ-03-28/2515 от 18.03.2013); от ФГУП "Рослесинфорг" - не явился, извещен (уведомление N 34400261404543); от третьих лиц: от ТУ ФАУГИ в Республике Адыгея - не явился, извещен (уведомление N 34400261404567); от ФГБУ "ФКП Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея - не явился, извещен (уведомление N 34400261404574); от Управления лесами Республики Адыгея - не явился, извещен (уведомление N 34400261404581); от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея - не явился, извещен (уведомление N 34400261404598, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие); от администрации муниципального образования "Майкопский район" - не явился, извещен (уведомление N 34400261404604); от администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" - не явился, извещен (уведомление N 34400261404611);
Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям (обратился - в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Рослесинфорг", Федеральному агентству лесного хозяйства о признании границ земельного участка, площадью 498 000 кв. м, с кадастровым номером 01:04:0000000:283, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, юго-западнее п. Краснооктябрьский в соответствии с межевым планом от 31.05.2012, обязании ответчиков внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о границах земельных участков с кадастровыми номерами 01:00:0000000:30 и 01:04:0000000:286 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 101)).
Исковые требования мотивированы тем, что при формировании границ земельных участков Федеральным государственным унитарным предприятием "Рослесинфорг" не были учтены материалы лесоустройства, на которых отображена существующая автомобильная дорога, в результате чего земельный участок под автомобильной дорогой "Майкоп - Туапсе" не был включен в государственный кадастровый реестр. Однако, в соответствии с межевым планом от 31.05.2012 земельный участок с кадастровым номером 01:04:0000000:283 фактически находится в границах лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея, Управление лесами Республики Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, администрация муниципального образования "Майкопский район", администрация муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2013 исковые требования удовлетворены в части. Суд решил установить границы земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283, площадью 498 000 кв. м, расположенного по адресу: Майкопский район, юго-западнее поселка Краснооктябрьский, Майкопского района, под автомобильной дорогой Майкоп-Туапсе в соответствии с межевым планом от 31.05.2012; обязать Федеральное агентство лесного хозяйства внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о границах земельных участков с кадастровыми номерами 01:00:0000000:30 и 01:04:0000000:286. В удовлетворении требований к Федеральному государственному унитарному предприятию "Рослесинфорг" отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Федеральное агентство лесного хозяйства обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просило отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства, принять новый судебный акт, рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Апелляционная жалоба мотивирована непредставлением истцом акта согласования границ спорного земельного участка с землями лесного фонда. Заявитель полагает, что в данном деле присутствует спор о праве. Земельный участок для строительства дороги "Майкоп-Туапсе" из земель лесного фонда не изымался, решение о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий не принималось.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" просит оставить решение суда без изменения, рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея при рассмотрении спора полагается на усмотрение суда, ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства поддержал доводы апелляционной жалобы, право собственности на автомобильную дорогу оспорено не было. Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы.
Судебное заседание проведено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалованной части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок, площадью 498 000 кв. м, с кадастровым номером 01:04:0000000:283, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, юго-западнее п. Краснооктябрьский был сформирован и поставлен на кадастровый учет 10.12.1992 с разрешенным использованием: под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе".
С целью уточнения местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283 31.05.2012 был изготовлен межевой план. Согласно заключению кадастрового инженера выявлена кадастровая ошибка в местоположении земельного участка с кадастровым номером 01:04:5511002:10, ранее учтенного уточненного, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, в границах Майкопского лесхоза.
В соответствии с решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.06.2012 N 0100/12-13410 по представленным координатам межевого плана от 31.05.2012 граница земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283 пересекает границы обособленных ранее учтенных земельных участков из состава земель лесного фонда, входящих в состав Единого землепользования с кадастровыми номерами 01:00:0000000:30 и 01:04:0000000:286.
Данные об автомобильной дороге "Майкоп-Туапсе", расположенной по адресу: Майкопский район, Краснооктябрьское сельское поселение, являющейся собственностью Республики Адыгея, были отражены в материалах лесоустройства, что подтверждается представленными копиями схематических чертежей лесного участка, включающего в себя территорию Опытного участкового лесничества. Выкопировками из таксационных описаний выделов Опытного участкового лесничества от 1996 года подтвержден факт наличия на них данной автодороги с твердым покрытием, шириной 35-40 м.
Федеральным государственным унитарным предприятием "Рослесинфорг" при подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках, данные обстоятельства не были учтены, что повлекло необоснованное включение земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе", в состав земель лесного фонда.
В силу статей 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
На основании пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 этого Кодекса.
Местоположение границ земельного участка в силу положений части 3 статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 7, статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является уникальной характеристикой такого участка и устанавливается при межевании посредством определения координат характерных точек его границ.
Порядок согласования местоположения границ земельных участков определен в статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с частью 1 которой местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами (заинтересованными лицами), указанными в части 3 настоящей статьи, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в соответствующем акте личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (статья 40 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2009 N Д23-2824 согласование местоположения границы между двумя земельными участками (соответствующей части границы), на одном из которых располагается автомобильная дорога (и при этом местоположение указанной границы определено с учетом норм отвода земель для автомобильных дорог), проводится независимо от требований заинтересованного лица без установления соответствующей части границы на местности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правильно исходил из того, что земельный участок площадью 498 000 кв. м, с кадастровым номером 01:04:0000000:283, с разрешенным использованием: под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе" был учтен декларативно в 1992 году. ФГУП "Рослесинфорг" в 2011 году должен был учесть наличие автомобильной дороги при подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках. Границы земельных участков лесного фонда не были согласованы с границами земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283.
Доводы апелляционной жалобы об отнесении к землям лесного фонда спорного земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283 не имеют правовых оснований. Так, из кадастрового паспорта (т. 1, л.д. 122) следует, что у земельного участка категория земель не установлена.
В судебном заседании представители сторон подтвердили, что также следует из картографического материала, что земельные участки ФГУП "Рослесинфорг" были отмежеваны таким образом, что автомобильная дорога оказалась на нескольких земельных участках. Пояснения представителя заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании о том, что автомобильная дорога относится к землям лесного фонда, противоречит материалам дела, так как согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.04.2012 N 01-АА 412316 право собственности на автомобильную дорогу "Майкоп-Туапсе" зарегистрировано за Республикой Адыгея.
Невозможность внесения надлежащих сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283 в связи с неправильностью сведений о границах участков лесного фонда препятствует оборотоспособности объекта гражданских прав - автомобильной дороги.
Апеллянтом сделан необоснованный вывод, что судом произведено изменение категории земель. В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, поскольку целевое назначение земельного участка - под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе" - не изменилось с момента постановки земельного участка на кадастровый учет, доводы апелляционной жалобы в этой части также подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии под пунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных с удах, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2013 по делу N А01-1721/2012 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
О.Х.ТИМЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2013 N 15АП-4464/2013 ПО ДЕЛУ N А01-1721/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2013 г. N 15АП-4464/2013
Дело N А01-1721/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н., судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чесноковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2013 по делу N А01-1721/2012 (судья Мусифулина Н.Г.) по иску Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям к Федеральному государственному унитарному предприятию "Рослесинфорг", Федеральному агентству лесного хозяйства при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея, Управлению лесами Республики Адыгея, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, администрации муниципального образования "Майкопский район", администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" об обязании совершить действия по исправлению кадастровой ошибки,
- при участии: от истца: Ожев Р.А. (доверенность от 09.01.2012 N 01-1); от ответчиков: от Федерального агентства лесного хозяйства - Челбин И.М. (доверенность N ВМ-03-28/2515 от 18.03.2013); от ФГУП "Рослесинфорг" - не явился, извещен (уведомление N 34400261404543); от третьих лиц: от ТУ ФАУГИ в Республике Адыгея - не явился, извещен (уведомление N 34400261404567); от ФГБУ "ФКП Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея - не явился, извещен (уведомление N 34400261404574); от Управления лесами Республики Адыгея - не явился, извещен (уведомление N 34400261404581); от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея - не явился, извещен (уведомление N 34400261404598, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие); от администрации муниципального образования "Майкопский район" - не явился, извещен (уведомление N 34400261404604); от администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" - не явился, извещен (уведомление N 34400261404611);
-
установил:
установил:
Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям (обратился - в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Рослесинфорг", Федеральному агентству лесного хозяйства о признании границ земельного участка, площадью 498 000 кв. м, с кадастровым номером 01:04:0000000:283, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, юго-западнее п. Краснооктябрьский в соответствии с межевым планом от 31.05.2012, обязании ответчиков внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о границах земельных участков с кадастровыми номерами 01:00:0000000:30 и 01:04:0000000:286 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 101)).
Исковые требования мотивированы тем, что при формировании границ земельных участков Федеральным государственным унитарным предприятием "Рослесинфорг" не были учтены материалы лесоустройства, на которых отображена существующая автомобильная дорога, в результате чего земельный участок под автомобильной дорогой "Майкоп - Туапсе" не был включен в государственный кадастровый реестр. Однако, в соответствии с межевым планом от 31.05.2012 земельный участок с кадастровым номером 01:04:0000000:283 фактически находится в границах лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея, Управление лесами Республики Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, администрация муниципального образования "Майкопский район", администрация муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2013 исковые требования удовлетворены в части. Суд решил установить границы земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283, площадью 498 000 кв. м, расположенного по адресу: Майкопский район, юго-западнее поселка Краснооктябрьский, Майкопского района, под автомобильной дорогой Майкоп-Туапсе в соответствии с межевым планом от 31.05.2012; обязать Федеральное агентство лесного хозяйства внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о границах земельных участков с кадастровыми номерами 01:00:0000000:30 и 01:04:0000000:286. В удовлетворении требований к Федеральному государственному унитарному предприятию "Рослесинфорг" отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Федеральное агентство лесного хозяйства обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просило отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства, принять новый судебный акт, рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Апелляционная жалоба мотивирована непредставлением истцом акта согласования границ спорного земельного участка с землями лесного фонда. Заявитель полагает, что в данном деле присутствует спор о праве. Земельный участок для строительства дороги "Майкоп-Туапсе" из земель лесного фонда не изымался, решение о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий не принималось.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" просит оставить решение суда без изменения, рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея при рассмотрении спора полагается на усмотрение суда, ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства поддержал доводы апелляционной жалобы, право собственности на автомобильную дорогу оспорено не было. Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы.
Судебное заседание проведено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалованной части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок, площадью 498 000 кв. м, с кадастровым номером 01:04:0000000:283, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, юго-западнее п. Краснооктябрьский был сформирован и поставлен на кадастровый учет 10.12.1992 с разрешенным использованием: под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе".
С целью уточнения местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283 31.05.2012 был изготовлен межевой план. Согласно заключению кадастрового инженера выявлена кадастровая ошибка в местоположении земельного участка с кадастровым номером 01:04:5511002:10, ранее учтенного уточненного, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, в границах Майкопского лесхоза.
В соответствии с решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.06.2012 N 0100/12-13410 по представленным координатам межевого плана от 31.05.2012 граница земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283 пересекает границы обособленных ранее учтенных земельных участков из состава земель лесного фонда, входящих в состав Единого землепользования с кадастровыми номерами 01:00:0000000:30 и 01:04:0000000:286.
Данные об автомобильной дороге "Майкоп-Туапсе", расположенной по адресу: Майкопский район, Краснооктябрьское сельское поселение, являющейся собственностью Республики Адыгея, были отражены в материалах лесоустройства, что подтверждается представленными копиями схематических чертежей лесного участка, включающего в себя территорию Опытного участкового лесничества. Выкопировками из таксационных описаний выделов Опытного участкового лесничества от 1996 года подтвержден факт наличия на них данной автодороги с твердым покрытием, шириной 35-40 м.
Федеральным государственным унитарным предприятием "Рослесинфорг" при подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках, данные обстоятельства не были учтены, что повлекло необоснованное включение земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе", в состав земель лесного фонда.
В силу статей 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
На основании пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 этого Кодекса.
Местоположение границ земельного участка в силу положений части 3 статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 7, статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является уникальной характеристикой такого участка и устанавливается при межевании посредством определения координат характерных точек его границ.
Порядок согласования местоположения границ земельных участков определен в статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с частью 1 которой местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами (заинтересованными лицами), указанными в части 3 настоящей статьи, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в соответствующем акте личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (статья 40 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2009 N Д23-2824 согласование местоположения границы между двумя земельными участками (соответствующей части границы), на одном из которых располагается автомобильная дорога (и при этом местоположение указанной границы определено с учетом норм отвода земель для автомобильных дорог), проводится независимо от требований заинтересованного лица без установления соответствующей части границы на местности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правильно исходил из того, что земельный участок площадью 498 000 кв. м, с кадастровым номером 01:04:0000000:283, с разрешенным использованием: под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе" был учтен декларативно в 1992 году. ФГУП "Рослесинфорг" в 2011 году должен был учесть наличие автомобильной дороги при подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках. Границы земельных участков лесного фонда не были согласованы с границами земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283.
Доводы апелляционной жалобы об отнесении к землям лесного фонда спорного земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283 не имеют правовых оснований. Так, из кадастрового паспорта (т. 1, л.д. 122) следует, что у земельного участка категория земель не установлена.
В судебном заседании представители сторон подтвердили, что также следует из картографического материала, что земельные участки ФГУП "Рослесинфорг" были отмежеваны таким образом, что автомобильная дорога оказалась на нескольких земельных участках. Пояснения представителя заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании о том, что автомобильная дорога относится к землям лесного фонда, противоречит материалам дела, так как согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.04.2012 N 01-АА 412316 право собственности на автомобильную дорогу "Майкоп-Туапсе" зарегистрировано за Республикой Адыгея.
Невозможность внесения надлежащих сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:283 в связи с неправильностью сведений о границах участков лесного фонда препятствует оборотоспособности объекта гражданских прав - автомобильной дороги.
Апеллянтом сделан необоснованный вывод, что судом произведено изменение категории земель. В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, поскольку целевое назначение земельного участка - под автомобильной дорогой "Майкоп-Туапсе" - не изменилось с момента постановки земельного участка на кадастровый учет, доводы апелляционной жалобы в этой части также подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии под пунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных с удах, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.02.2013 по делу N А01-1721/2012 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
О.Х.ТИМЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)