Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-6766/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2011 г. по делу N 33-6766/2011


судья Расчупко Е.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х.,
судей Петерс И.А., Чердынцева В.Г.,
с участием прокурора Кобзарь А.И.
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Степановский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, по кассационной жалобе администрации муниципального образования Степановский сельсовет на решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 8 сентября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Петерс И.А., заключение прокурора Кобзарь А.П., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Переволоцкий районный суд Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки установлено несоблюдение ответчиком природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В нарушение требований федерального законодательства ответчиком не организован надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории населенных мест, на территории муниципального образования отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров и не установлены сами металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (или деревянные или металлические сборники в неканализированных домовладениях), организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением и учреждениями, Советом депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась генеральная схема очистки населенных пунктов, в муниципальном образовании не устанавливалась очередность планово-регулярной очистки и не согласовывалась с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
В связи с тем, что несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать ответчика не позднее 1 декабря 2011 года согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; установить и согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов; принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.
Решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 8 сентября 2011 года заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие администрации Степановский сельсовет Переволоцкого района по несогласованию с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения; обязал администрацию МО Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до 1 июня 2012 года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами: согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров; согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и организацию установки на улицах муниципального образования урн.
В кассационной жалобе Глава администрации МО Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Стороны, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационной инстанцией, в суд не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствии на основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Данная обязанность также закреплена в п. 18 ст. 5 Устава МО Степановский сельсовет.
В соответствии с п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В силу п. 1.6. СанПиН 42-128-4690-88 в районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы.
Согласно п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
На основании п. п. 2.2.2., 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно п. п. 2.2.1., 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре 5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).
Судом установлено, что, Советом депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась генеральная схема очистки населенных пунктов, на территории муниципального образования отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров и не установлены сами металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (или деревянные или металлические сборники в неканализированных домовладениях), организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением и учреждениями, в муниципальном образовании не устанавливалась очередность планово-регулярной очистки и не согласовывалась с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований прокурора, поскольку при организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Степановского сельсовета Переволоцкого района ответчиком не соблюдаются требования п. п. 1.2., 2.1.3., 2.2.1. - 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88.
Поскольку организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов населения должна осуществляться должным образом, в том числе с соблюдением требований п. п. 1.2., 2.1.3., 2.2.1. - 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88, то решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы ответчика о том, что не доказано бездействие администрации МО Степановский сельсовет по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, поскольку в судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования отсутствуют мусоросборные контейнеры и урны, а также специальные площадки для размещения контейнеров. Кроме того, сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением, данные обстоятельства подтверждаются письменными объяснениями главы МО Степановский сельсовета М.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом кассационной инстанции не установлено, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 8 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Степановский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)