Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 12.09.2013 ПО ДЕЛУ N А28-9201/2012

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. по делу N А28-9201/2012



Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Кочкина С.А. (доверенность от 05.08.2013),
Зырянова К.В. (доверенность от 05.08.2013),
от заинтересованного лица: Серегиной Т.В. (доверенность от 19.07.2013 N 147-10-26)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.01.2013,
принятое судьей Волковой С.С., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А28-9201/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юность Вятки"

о признании незаконным отказа администрации города Кирова

в выдаче схемы расположения земельного участка,
третье лицо - муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 5" города Кирова,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Юность Вятки" (далее - Общество, ООО "Юность Вятки") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к администрации города Кирова (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в выдаче схемы расположения земельного участка, изложенного в письме от 04.09.2012 N 9903-03-01, и об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 5" (далее - МОАУ ДОД ДЮСШ N 5).
Решением суда от 15.01.2013 требование Общества удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащую применению статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации. По его мнению, государственный кадастровый учет, а также сведения о земельных участках, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, исключают обязанность органа местного самоуправления по утверждению и выдаче схемы в отношении них в порядке, установленном в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации; отсутствие на земельном участке строений также исключает применение положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации; отнесение земельных участков с кадастровыми номерами 43:40:000304:10 и 43:40:000304:11 к землям общего пользования, не подлежащим приватизации, исключает основания для выдачи схемы их расположения.
Представители Администрации в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами Администрации, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу с 21.12.2007 на праве собственности принадлежит объект недвижимости - стадион (кадастровый номер 43:40:000304:008:16780/09/ А, Г, Д, И, М, Н, I, II, III, IV), расположенный по адресу: город Киров, улица Дрелевского, дом 4а. Данный объект недвижимости является единым спортивным сооружением и зарегистрирован как единый объект, предназначенный для занятий физкультурой и спортом.
Стадион расположен на земельном участке с кадастровым номером 43:40:000304:0008 по адресу: Киров, улица Дрелевского, 4а. Данный участок был разделен и ликвидирован, из него сформировано семь новых земельных участков с кадастровыми номерами 43:40:000304:10, 43:40:000304:11 43:40:000304:12, 43:40:000304:13, 43:40:000304:14, 43:40:000304:15, 43:40:000304:16.
На основании распоряжения заместителя главы Администрации от 01.09.2008 N 1180-зр земельные участки с кадастровыми номерами 43:40:000304:10, 43:40:000304:11 предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование МОАУ ДОД ДЮСШ N 5. Государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования третьего лица на земельные участки с кадастровыми номерами 43:40:000304:11 и 43:40:000304:10 произведена 10.02.2009 и 24.02.2009 соответственно.
ООО "Юность Вятки" обратилось в Администрацию с заявлением от 26.12.2011 о приобретении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: город Киров, улица Дрелевского, дом 4а, на котором находится принадлежащий заявителю стадион, с выдачей схемы расположения земельного участка.
Администрация направила Обществу письмо от 18.01.2012, в котором сообщила, что для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность необходимо представить кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, а также о том, что копия заявления Общества в части выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории направлена в управление градостроительства и архитектуры Администрации.
На основании заявления ООО "Юность Вятки" решением Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-928/2012, вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в невыдаче Обществу схемы расположения спорного земельного участка, на Администрацию возложена обязанность в месячный срок после вступления судебного решения в законную силу утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка в границах объекта недвижимого имущества (стадион) по адресу: город Киров, улица Дрелевского, дом 4а, принадлежащего на праве собственности ООО "Юность Вятки", либо при наличии оснований, предусмотренных законодательством, вынести мотивированный отказ в утверждении и выдаче ООО "Юность Вятки" схемы расположения земельного участка в границах объекта недвижимого имущества (стадион) по адресу: город Киров, улица Дрелевского, дом 4а.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением 17.08.2012 о выдаче схемы расположения земельного участка на основании решения суда по делу N А28-928/2012.
Письмом от 04.09.2012 N 9903-03-01 Администрация отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, указав, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним объект недвижимости - стадион расположен в границах кадастрового квартала 43:40:000304; по сведениям государственного кадастра недвижимости на 20.03.2012 в отношении земельных участков, расположенных в указанном кадастровом квартале, осуществлен государственный кадастровый учет.
Посчитав, что данное решение Администрации об отказе в выдаче схемы расположения спорного земельного участка противоречит положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-928/2012, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Юность Вятки" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 28, 36 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2, пунктами 5 и 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, подпунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, при этом исходил из того, что Администрация обязана утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
На основании пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, из статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если земельный участок, на котором расположен принадлежащий лицу на праве собственности объект недвижимости, не сформирован в соответствующих границах именно для эксплуатации данного объекта и именно для этой цели не поставлен на государственный кадастровый учет, указанное лицо при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении в собственность данного земельного участка вправе требовать выдачи схемы расположения названного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как следует из материалов дела и установили суды, в собственности Общества находится стадион, расположенный по адресу: город Киров, улица Дрелевского, дом 4а (свидетельство о государственной регистрации права от 29.01.2009 43-АВ N 165549). Земельный участок, предназначенный для эксплуатации данного объекта не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет. Данный факт установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2012 по делу N А28-928/2012, которое в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет в части преюдициальное значение для данного дела.
Администрация в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила в материалы дела доказательств формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка, предназначенного для размещения и эксплуатации стадиона, принадлежащего Обществу.
Таким образом, вывод судов о том, что Администрация была обязана выдать Обществу на основании его заявления от 17.08.2012 схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, необходимого для размещения принадлежащего Обществу стадиона, является верным.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали обжалуемое решение Администрации не соответствующим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что создает препятствия в пользовании принадлежащим ему объектом недвижимости, и удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверены окружным судом и отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 15.01.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 по делу N А28-9201/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)