Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поваровой Н.В.,
- при участии в судебном заседании представителя администрации Волгограда - Кузнецовой И.В., доверенность от 31.05.2007 N 05-ИД/37, выдана сроком на три года (удостоверение N 240);
- без участия в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс", комитета по земельным ресурсам администрации Волгограда, комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитета по культуре администрации Волгограда, своевременно и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, (почтовые уведомления NN 95031,95037,95030,95038,95039,95034,95036, телеграмма по квитанции 00831, приобщены к материалам дела),
рассмотрев апелляционную жалобу администрации Волгограда на решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2009 г. по делу N А12-14984/08, принятое судьей Калашниковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс", г. Волгоград,
к администрации Волгограда, г. Волгоград,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда, г. Волгоград,
комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, г. Волгоград,
комитет по культуре администрации Волгограда, г. Волгоград,
о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс", г. Волгоград, на земельном участке (учетный номер 4-86-8), площадью 672 кв. м по ул. Советской в Центральном районе города Волгограда, как не соответствующего части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агроресурс" (далее по тексту ООО "Агроресурс") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда (далее по тексту Администрация), выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, обязании администрации Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года требования общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 08.07.2009 г. состоявшиеся судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2009 года требования общества удовлетворены в части признания незаконным бездействия Администрации. В порядке восстановления нарушенного права, суд обязал Администрацию рассмотреть заявление ООО "Агроресурс" о предварительном согласовании места размещения объекта и принять по нему одно из предусмотренных ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решений.
Администрация Волгограда с принятым решением не согласилась, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Агроресурс" полагает решение суда первой инстанции обоснованным и законным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третьими лицами - Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
Комитет по культуре администрации Волгограда представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил при рассмотрении апелляционной жалобы учесть, что письмом от 15.12.20009 г. исх. N 01-13/2257 Комитет счел возможным согласовать проект планировки и межевания территории квартала 04_06_031 с разделом обеспечения сохранности объектов культурного наследия и устраненными замечаниями, указанными в акте государственной историко-культурной экспертизы эксперта Сена С.Л. от 30.09.2009 г., в подтверждение чего в материалы дела посредством факсограммы представлены ксерокопии письма и акта.
В судебном заседании представитель администрации Волгограда поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс", комитета по земельным ресурсам администрации Волгограда, комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитета по культуре администрации Волгограда, на основании п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2009 г. отменены решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года, которыми признано незаконным бездействие администрации г. Волгограда, выразившееся в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации и суд обязал Администрацию принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
При новом рассмотрении суду первой инстанции на основании пункта 15 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предложено принять во внимание довод Администрации о том, что до принятия решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания на земельном участке между домами N 14 и N 16 по ул. Советская в Центральном районе г. Волгограда, являющихся объектом культурного наследия необходимо определение зон охраны памятников; рассмотреть вопрос о привлечении к участии в деле органа, уполномоченного в сфере охраны объектов культурного наследия и учесть, что при рассмотрении вопроса о восстановлении нарушенного права суд вышел за рамки ст. 201 АПК РФ, приняв на себя функции органа, уполномоченного принять в соответствии с ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение.
Приняв во внимание указания суда кассационной инстанции, арбитражный суд при новом рассмотрении настоящего дела, не установив пропуска заявителем процессуального срока на обращение в суд, пришел к выводу о доказанности факта бездействия Администрации, выразившегося в длительном невыполнении обязанности по рассмотрению заявления ООО "Агроресурс" и непринятии до настоящего времени одного из решений, предусмотренного ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ, избрав способ восстановления нарушенного права в виде обязания Администрации рассмотреть заявлении ООО "Агроресурс" о предварительном согласовании места размещения объекта и принять по нему одно из предусмотренных ч. 6 ст. 31 ЗК РФ решений.
При этом судом учтено, что оснований для удовлетворения требования Общества об обязании Администрации принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного комплекса здания не имеется, поскольку в настоящее время в соответствии с заключением ГУК "Областной научно- производственный центр по охране памятников истории и культуры от 18.08.2009 г. N 3272 проект межевания территории квартала 04_06_031 в Центральном районе г. Волгограда нуждается в доработке, в нем необходимо предусмотреть раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия.
Оспаривая законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, Администрация полагает, что при принятии решения судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства: в процессе согласования проекта предоставления земельного участка было установлено, что формируемый участок находится на территории, в отношении которой отсутствует документация по планировке и межеванию, что препятствовало принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и о выборе земельного участка; комплекс застройки ул. Советской (1-47) отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения, в связи с чем, до принятия решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания на земельном участке, между домами 14,16 по ул. Советской, необходимо определение зон охраны памятников, однако данное препятствующее обстоятельство не устранено до настоящего времени; заявитель не обращался в Администрацию с заявлением в порядке ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, а потому оснований к рассмотрению вопроса о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не имелось.
Кроме того, податель жалобы настаивает, что при обращении в суд ООО "Агроресурс" пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объекта исключительно на торгах и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Пункт 5 данной статьи устанавливает процедуру предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием, в том числе с принятием органом местного самоуправления в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании мест размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. Согласно положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании мест размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка.
Как следует из материалов дела, ООО "Агроресурс" в мае 2006 года обратилось с заявлением в администрацию Волгограда о возможности строительства здания торгово-административного комплекса по ул. Советской, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04 06 031 в Центральном районе г. Волгограда.
В соответствии с п. п. 2.1 Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации Волгограда 11 июня 2004 года N 790 (в редакции действующей в спорный период) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства или реконструкции (далее - строительство) объекта (далее - Заявитель), обращаются с заявлением в комитет внебюджетной политики и инвестиционно-строительных программ администрации Волгограда (далее - Комитет) на имя заместителя главы администрации Волгограда, курирующего вопросы градостроительства. Заявление имеет форму анкеты-заявки, содержащей основные характеристики объекта, испрашиваемого земельного участка, вид испрашиваемого на него права.
Согласно п. п. 2.2, 2.3 Положения заявление и приложенные к нему материалы, перечисленные в п. 2.1 раздела 2 регистрировались в комитете внебюджетной политики и инвестиционно-строительных программ администрации Волгограда, который информировал заявителя о порядке приобретения прав на земельные участки для строительства и начинал формировать дело объекта строительства. В рассматриваемом случае Комитет регистрировал заявления только в форме анкеты- заявки о предоставлении земельных участков для строительства при наличии совокупности приложенных материалов, с даты регистрации начинался период рассмотрения заявлений.
Материалами дела подтверждается, что Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда от 31 июля 2006 года N 1066 было подготовлено градостроительное заключение о возможности и условиях предоставления земельного участка для строительства (реконструкции) объекта из которого усматривается, что формирование земельного участка для предоставления возможно при условии разработки проекта планировки и межевания территории, при отсутствии прав третьих лиц.
При исследовании Градостроительного заключения (т. 1 л.д. 15) судом апелляционной инстанции установлено, что оно имеет ссылку на реквизиты анкеты- заявки ООО "Агроресурс вход. ГКА N ВХ/7857-06 от 26.05.2006 г.
Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе на то, что заявитель не обращался в Администрацию с заявлением в порядке ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, а потому оснований к рассмотрению вопроса о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не имелось, опровергается материалами дела.
Письмом комитета земельных ресурсов администрации Волгограда N 6747 от 07 августа 2006 года Обществу было сообщено, что земельный участок правами третьих лиц не обременен.
Рассмотрев обращение ООО "Агроресурс" по вопросу размещения торгово-административного комплекса по ул. Советская в Центральном районе, администрация Центрального района г. Волгограда сообщила, что не возражает против размещения данного объекта в соответствии с разработанным и согласованным, в установленном порядке проектом. При разработке проекта администрация района просила учесть выполнение комплексного благоустройства прилегающей территории.
В связи с тем, что предоставление земельного участка для строительства могло состояться лишь после разработки документации по планировке территории, 25 сентября 2006 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда с заявлением о возможности выполнения проекта межевания квартала N 32 в Центральном районе г. Волгограда.
07 ноября 2006 года администрацией Волгограда принято постановление о разработке документации по планировке территории квартала 04_ 06_ 031, ограниченного ул.Советской, ул. Аллея Героев, ул. им.Маршала Чуйкова в Центральном районе г. Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 24 января 2007 года за N 110 утвержден проект межевания квартала 04_ 06_ 031 в Центральный районе, разработанный на основании постановления главы Волгограда от 07 ноября 2006 года за.N 2961 "О разработке документации по планировке территории", согласно заключению Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30 ноября 2006 года N ГД-06-22, заключению о результатах публичных слушаний от 26 декабря 2006 года N 9-20006пс.
На комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 18 января 2007 года по заявлению ООО "Агроресурс" о возможности размещения здания торгово-административного комплекса по ул. Советской, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04_ 06_ 031 в Центральном районе было принято положительное решение.
08 февраля 2007 года комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда вынесено решение об утверждении проекта границ земельного участка при условии отсутствия дополнительных заявок.
03 февраля 2007 года в газете "Волгоградская газета" было опубликовано информационное сообщение о возможном размещении объекта капитального строительства -здания торгово-административного комплекса по ул. Советская, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04_ 06_ 031 в Центральном районе г. Волгограда.
Письмом комитета инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда от 28 апреля 2007 года N 2149 ООО "Агроресурс" было проинформировано о том, что заявки от дополнительных претендентов на испрашиваемый земельный участок на основании публикации не поступали.
22 мая 2007 года был утвержден проект границ земельного участка заместителем главы Волгограда.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ сроки, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пунктам 5.1. - 5.3. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации Волгограда 11 июня 2004 года N 790 (в редакции действующей в спорный период) комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, Комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда на основании проекта границ земельного участка, согласованного с Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда о разрешенном использовании земельного участка, заключений иных согласующих служб, осуществляет оформление акта о выборе земельного участка.
В рассматриваемом случае в дело представлен Акт N АВ-07-9 от 05.03.2007 г. о выборе земельного участка (трассы) для строительства. Для размещения объекта строительства - многофункциональное торгово-административное здание выбран земельный участок (учетный N 4-86-8), расположенный по ул. Советская в Центральной районе г. Волгограда (т. 1 л.д. 41).
В соответствии с Решением комиссии по градостроительству и земельным отношениям при администрации Волгограда об утверждении проекта границ земельного участка и акта о выборе земельного участка Комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда осуществляет подготовку проекта постановления главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта.
Проект указанного постановления согласовывается с Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, Правовым управлением администрации Волгограда.
Заявитель за счет собственных или привлеченных средств оплачивает работы по разработке, согласованию проекта границ земельного участка, оформлению акта о выборе земельного участка, иные затраты, связанные с формированием земельного участка.
С учетом указанных документов Комитет инвестиционных и строительных программ администрации Волгограда обеспечивает утверждение постановления главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании принятого комиссией по градостроительству и земельным отношениям Решения от 02 февраля 2007 года и в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации был подготовлен проект постановления администрации Волгограда "О предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания обществу с ограниченной ответственностью "Агроресурс", который был зарегистрирован в протокольном отделе администрации Волгограда 16 февраля 2007 года за N 1632.
Указанный проект постановления был согласован с соответствующими структурными подразделениями, а также заместителем главы Волгограда, однако соответствующего решения принято не было.
30 июля 2008 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда, с просьбой сообщить о принятом решении относительно согласования места размещения объекта либо отказе в принятии такого решения.
Ответа на обращение не последовало, что и послужило основанием для обращения ООО "Агроресурс" в арбитражный суд с приведенными требованиями.
Судебными инстанциями установлено, что до настоящего времени органом местного самоуправления в установленном законом порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом, по заявлению ООО "Агроресурс" принято не было.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что бездействие администрации Волгограда в непринятии одного из предусмотренных ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решений не соответствует положениям статьи 10 Гражданского и нарушает права ООО "Агроресурс" и создает препятствия для осуществления организацией предпринимательской и иной экономической деятельности является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что комплекс застройки ул. Советской (1-47) отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения, в связи с чем, до принятия решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания на земельном участке, между домами 14,16 по ул. Советской, необходимо определение зон охраны памятников, однако данное препятствующее принятию решения о предварительном согласовании обстоятельство, не устранено до настоящего времени, суд апелляционной инстанции не может принять в качестве основания оправдывающего бездействие Администрации, поскольку приведенное обстоятельство не препятствует соблюдению требований ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 409.126 постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 г. N 62/706 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры волгоградской области" комплекс застройки ул. Советской (Советская 1-47) является памятником архитектуры и градостроительства, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения.
Действительно, при новом рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии с заключением ГУК "Областной научно- производственный центр по охране памятников истории и культуры от 18.08.2009 г. N 3272 проект межевания территории квартала 04_06_031 в Центральном районе г. Волгограда нуждается в доработке, в нем необходимо предусмотреть раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия.
Вместе с тем в суд апелляционной инстанции третьим лицом- комитетом по культуре администрации Волгограда представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Комитет просит при рассмотрении апелляционной жалобы учесть, что письмом от 15.12.20009 г. исх. N 01-13/2257 Комитет счел возможным согласовать проект планировки и межевания территории квартала 04_06_031 с разделом обеспечения сохранности объектов культурного наследия и устраненными замечаниями, указанными в акте государственной историко-культурной экспертизы эксперта Сена С.Л. от 30.09.2009 г., в подтверждение чего в материалы дела посредством факсограммы представлены ксерокопии письма и акта.
Довод апелляционной жалобы о том, что Обществом при обращении в суд пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ судом апелляционной инстанции отклоняется.
В рассматриваемом случае Администрация ошибочно исчисляет срок на обжалование бездействия с даты принятия и регистрации проект постановления о предварительном согласовании места размещения объекта (16.02.2007 г.), ссылаясь при этом на Регламент администрации г. Волгограда, согласно которого постановление должно быть принято в течение месяца, с момента регистрации проекта постановления о предварительном согласовании места размещения объекта в протокольном отделе администрации Волгограда.
Суд первой инстанции верно отметил, что срок для обращения в суд ООО "Агроресурс" не пропущен, поскольку бездействие органа местного самоуправление до настоящего времени не прекратилось.
Кроме того, Регламент администрации Волгограда, утвержденный Постановлением администрации Волгограда от 25 февраля 1999 года N 223, не содержит положений регулирующий срок принятия подобных постановлений.
30 июля 2008 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда, с просьбой сообщить о принятом решении относительно согласования места размещения объекта либо отказе в принятии такого решения.
Ответ на обращение не последовало, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд Волгоградской области 09 сентября 2008 г.
Таким образом, трехмесячный срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на момент обращения Общества в арбитражный суд не истек.
Ссылка администрации г. Волгограда на то, что для решения по заявлению ООО "Агроресурс" в рассматриваемом случае в соответствии с требованиями ч. Ст. 43 Градостроительного кодекса необходима была актуальная градостроительная документация, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу пунктов 2, 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Согласно пункту 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В целях обеспечения перехода к конкурентным процедурам предоставления прав на земельные участки для строительства пунктом 14 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что с 01 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
Реализация указанной нормы будет обеспечиваться частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 01 января 2010 года и запрещающей выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 ст. 1 Кодекса правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, утверждаемый нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, органов государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга, где устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград на момент допущения Администрацией оспариваемого бездействия утверждены не были.
Способ восстановления нарушенного права ООО "Агроресурс" судом первой инстанции избран правильно.
В данном случае арбитражный суд Волгоградской области принял во внимание указание суда кассационной инстанции в постановлении от 08.07.2009 г., согласно которого ФАС Поволжского округа обратил внимание суда на то, что арбитражный суд Волгоградской области, при принятии решения 18.11.2008 г. вышел за рамки ст. 201 АПК РФ, принял на себя функции органа, уполномоченного в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ, обязав администрацию Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения здания на земельном участке, лишив тем самым, администрацию Волгограда, как орган местного самоуправления, с учетом представленных заявителем документов, проверив их на предмет законности и полноты, принять одно из решений либо о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо об отказе в размещении объекта.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда Волгоградской области следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу администрации г. Волгограда не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2009 года по делу N А12-14984/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Волгограда (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через суд, принявший решение.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
О.А.ДУБРОВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2010 ПО ДЕЛУ N А12-14984/08
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2010 г. по делу N А12-14984/08
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поваровой Н.В.,
- при участии в судебном заседании представителя администрации Волгограда - Кузнецовой И.В., доверенность от 31.05.2007 N 05-ИД/37, выдана сроком на три года (удостоверение N 240);
- без участия в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс", комитета по земельным ресурсам администрации Волгограда, комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитета по культуре администрации Волгограда, своевременно и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, (почтовые уведомления NN 95031,95037,95030,95038,95039,95034,95036, телеграмма по квитанции 00831, приобщены к материалам дела),
рассмотрев апелляционную жалобу администрации Волгограда на решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2009 г. по делу N А12-14984/08, принятое судьей Калашниковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс", г. Волгоград,
к администрации Волгограда, г. Волгоград,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда, г. Волгоград,
комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, г. Волгоград,
комитет по культуре администрации Волгограда, г. Волгоград,
о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс", г. Волгоград, на земельном участке (учетный номер 4-86-8), площадью 672 кв. м по ул. Советской в Центральном районе города Волгограда, как не соответствующего части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агроресурс" (далее по тексту ООО "Агроресурс") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда (далее по тексту Администрация), выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, обязании администрации Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года требования общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 08.07.2009 г. состоявшиеся судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2009 года требования общества удовлетворены в части признания незаконным бездействия Администрации. В порядке восстановления нарушенного права, суд обязал Администрацию рассмотреть заявление ООО "Агроресурс" о предварительном согласовании места размещения объекта и принять по нему одно из предусмотренных ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решений.
Администрация Волгограда с принятым решением не согласилась, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Агроресурс" полагает решение суда первой инстанции обоснованным и законным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третьими лицами - Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
Комитет по культуре администрации Волгограда представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил при рассмотрении апелляционной жалобы учесть, что письмом от 15.12.20009 г. исх. N 01-13/2257 Комитет счел возможным согласовать проект планировки и межевания территории квартала 04_06_031 с разделом обеспечения сохранности объектов культурного наследия и устраненными замечаниями, указанными в акте государственной историко-культурной экспертизы эксперта Сена С.Л. от 30.09.2009 г., в подтверждение чего в материалы дела посредством факсограммы представлены ксерокопии письма и акта.
В судебном заседании представитель администрации Волгограда поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс", комитета по земельным ресурсам администрации Волгограда, комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитета по культуре администрации Волгограда, на основании п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2009 г. отменены решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года, которыми признано незаконным бездействие администрации г. Волгограда, выразившееся в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации и суд обязал Администрацию принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
При новом рассмотрении суду первой инстанции на основании пункта 15 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предложено принять во внимание довод Администрации о том, что до принятия решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания на земельном участке между домами N 14 и N 16 по ул. Советская в Центральном районе г. Волгограда, являющихся объектом культурного наследия необходимо определение зон охраны памятников; рассмотреть вопрос о привлечении к участии в деле органа, уполномоченного в сфере охраны объектов культурного наследия и учесть, что при рассмотрении вопроса о восстановлении нарушенного права суд вышел за рамки ст. 201 АПК РФ, приняв на себя функции органа, уполномоченного принять в соответствии с ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение.
Приняв во внимание указания суда кассационной инстанции, арбитражный суд при новом рассмотрении настоящего дела, не установив пропуска заявителем процессуального срока на обращение в суд, пришел к выводу о доказанности факта бездействия Администрации, выразившегося в длительном невыполнении обязанности по рассмотрению заявления ООО "Агроресурс" и непринятии до настоящего времени одного из решений, предусмотренного ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ, избрав способ восстановления нарушенного права в виде обязания Администрации рассмотреть заявлении ООО "Агроресурс" о предварительном согласовании места размещения объекта и принять по нему одно из предусмотренных ч. 6 ст. 31 ЗК РФ решений.
При этом судом учтено, что оснований для удовлетворения требования Общества об обязании Администрации принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного комплекса здания не имеется, поскольку в настоящее время в соответствии с заключением ГУК "Областной научно- производственный центр по охране памятников истории и культуры от 18.08.2009 г. N 3272 проект межевания территории квартала 04_06_031 в Центральном районе г. Волгограда нуждается в доработке, в нем необходимо предусмотреть раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия.
Оспаривая законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, Администрация полагает, что при принятии решения судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства: в процессе согласования проекта предоставления земельного участка было установлено, что формируемый участок находится на территории, в отношении которой отсутствует документация по планировке и межеванию, что препятствовало принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и о выборе земельного участка; комплекс застройки ул. Советской (1-47) отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения, в связи с чем, до принятия решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания на земельном участке, между домами 14,16 по ул. Советской, необходимо определение зон охраны памятников, однако данное препятствующее обстоятельство не устранено до настоящего времени; заявитель не обращался в Администрацию с заявлением в порядке ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, а потому оснований к рассмотрению вопроса о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не имелось.
Кроме того, податель жалобы настаивает, что при обращении в суд ООО "Агроресурс" пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объекта исключительно на торгах и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Пункт 5 данной статьи устанавливает процедуру предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием, в том числе с принятием органом местного самоуправления в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании мест размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. Согласно положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании мест размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка.
Как следует из материалов дела, ООО "Агроресурс" в мае 2006 года обратилось с заявлением в администрацию Волгограда о возможности строительства здания торгово-административного комплекса по ул. Советской, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04 06 031 в Центральном районе г. Волгограда.
В соответствии с п. п. 2.1 Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации Волгограда 11 июня 2004 года N 790 (в редакции действующей в спорный период) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства или реконструкции (далее - строительство) объекта (далее - Заявитель), обращаются с заявлением в комитет внебюджетной политики и инвестиционно-строительных программ администрации Волгограда (далее - Комитет) на имя заместителя главы администрации Волгограда, курирующего вопросы градостроительства. Заявление имеет форму анкеты-заявки, содержащей основные характеристики объекта, испрашиваемого земельного участка, вид испрашиваемого на него права.
Согласно п. п. 2.2, 2.3 Положения заявление и приложенные к нему материалы, перечисленные в п. 2.1 раздела 2 регистрировались в комитете внебюджетной политики и инвестиционно-строительных программ администрации Волгограда, который информировал заявителя о порядке приобретения прав на земельные участки для строительства и начинал формировать дело объекта строительства. В рассматриваемом случае Комитет регистрировал заявления только в форме анкеты- заявки о предоставлении земельных участков для строительства при наличии совокупности приложенных материалов, с даты регистрации начинался период рассмотрения заявлений.
Материалами дела подтверждается, что Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда от 31 июля 2006 года N 1066 было подготовлено градостроительное заключение о возможности и условиях предоставления земельного участка для строительства (реконструкции) объекта из которого усматривается, что формирование земельного участка для предоставления возможно при условии разработки проекта планировки и межевания территории, при отсутствии прав третьих лиц.
При исследовании Градостроительного заключения (т. 1 л.д. 15) судом апелляционной инстанции установлено, что оно имеет ссылку на реквизиты анкеты- заявки ООО "Агроресурс вход. ГКА N ВХ/7857-06 от 26.05.2006 г.
Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе на то, что заявитель не обращался в Администрацию с заявлением в порядке ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, а потому оснований к рассмотрению вопроса о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не имелось, опровергается материалами дела.
Письмом комитета земельных ресурсов администрации Волгограда N 6747 от 07 августа 2006 года Обществу было сообщено, что земельный участок правами третьих лиц не обременен.
Рассмотрев обращение ООО "Агроресурс" по вопросу размещения торгово-административного комплекса по ул. Советская в Центральном районе, администрация Центрального района г. Волгограда сообщила, что не возражает против размещения данного объекта в соответствии с разработанным и согласованным, в установленном порядке проектом. При разработке проекта администрация района просила учесть выполнение комплексного благоустройства прилегающей территории.
В связи с тем, что предоставление земельного участка для строительства могло состояться лишь после разработки документации по планировке территории, 25 сентября 2006 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда с заявлением о возможности выполнения проекта межевания квартала N 32 в Центральном районе г. Волгограда.
07 ноября 2006 года администрацией Волгограда принято постановление о разработке документации по планировке территории квартала 04_ 06_ 031, ограниченного ул.Советской, ул. Аллея Героев, ул. им.Маршала Чуйкова в Центральном районе г. Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 24 января 2007 года за N 110 утвержден проект межевания квартала 04_ 06_ 031 в Центральный районе, разработанный на основании постановления главы Волгограда от 07 ноября 2006 года за.N 2961 "О разработке документации по планировке территории", согласно заключению Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30 ноября 2006 года N ГД-06-22, заключению о результатах публичных слушаний от 26 декабря 2006 года N 9-20006пс.
На комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 18 января 2007 года по заявлению ООО "Агроресурс" о возможности размещения здания торгово-административного комплекса по ул. Советской, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04_ 06_ 031 в Центральном районе было принято положительное решение.
08 февраля 2007 года комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда вынесено решение об утверждении проекта границ земельного участка при условии отсутствия дополнительных заявок.
03 февраля 2007 года в газете "Волгоградская газета" было опубликовано информационное сообщение о возможном размещении объекта капитального строительства -здания торгово-административного комплекса по ул. Советская, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04_ 06_ 031 в Центральном районе г. Волгограда.
Письмом комитета инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда от 28 апреля 2007 года N 2149 ООО "Агроресурс" было проинформировано о том, что заявки от дополнительных претендентов на испрашиваемый земельный участок на основании публикации не поступали.
22 мая 2007 года был утвержден проект границ земельного участка заместителем главы Волгограда.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ сроки, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пунктам 5.1. - 5.3. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации Волгограда 11 июня 2004 года N 790 (в редакции действующей в спорный период) комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, Комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда на основании проекта границ земельного участка, согласованного с Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда о разрешенном использовании земельного участка, заключений иных согласующих служб, осуществляет оформление акта о выборе земельного участка.
В рассматриваемом случае в дело представлен Акт N АВ-07-9 от 05.03.2007 г. о выборе земельного участка (трассы) для строительства. Для размещения объекта строительства - многофункциональное торгово-административное здание выбран земельный участок (учетный N 4-86-8), расположенный по ул. Советская в Центральной районе г. Волгограда (т. 1 л.д. 41).
В соответствии с Решением комиссии по градостроительству и земельным отношениям при администрации Волгограда об утверждении проекта границ земельного участка и акта о выборе земельного участка Комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда осуществляет подготовку проекта постановления главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта.
Проект указанного постановления согласовывается с Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, Правовым управлением администрации Волгограда.
Заявитель за счет собственных или привлеченных средств оплачивает работы по разработке, согласованию проекта границ земельного участка, оформлению акта о выборе земельного участка, иные затраты, связанные с формированием земельного участка.
С учетом указанных документов Комитет инвестиционных и строительных программ администрации Волгограда обеспечивает утверждение постановления главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании принятого комиссией по градостроительству и земельным отношениям Решения от 02 февраля 2007 года и в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации был подготовлен проект постановления администрации Волгограда "О предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания обществу с ограниченной ответственностью "Агроресурс", который был зарегистрирован в протокольном отделе администрации Волгограда 16 февраля 2007 года за N 1632.
Указанный проект постановления был согласован с соответствующими структурными подразделениями, а также заместителем главы Волгограда, однако соответствующего решения принято не было.
30 июля 2008 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда, с просьбой сообщить о принятом решении относительно согласования места размещения объекта либо отказе в принятии такого решения.
Ответа на обращение не последовало, что и послужило основанием для обращения ООО "Агроресурс" в арбитражный суд с приведенными требованиями.
Судебными инстанциями установлено, что до настоящего времени органом местного самоуправления в установленном законом порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом, по заявлению ООО "Агроресурс" принято не было.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что бездействие администрации Волгограда в непринятии одного из предусмотренных ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решений не соответствует положениям статьи 10 Гражданского и нарушает права ООО "Агроресурс" и создает препятствия для осуществления организацией предпринимательской и иной экономической деятельности является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что комплекс застройки ул. Советской (1-47) отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения, в связи с чем, до принятия решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания на земельном участке, между домами 14,16 по ул. Советской, необходимо определение зон охраны памятников, однако данное препятствующее принятию решения о предварительном согласовании обстоятельство, не устранено до настоящего времени, суд апелляционной инстанции не может принять в качестве основания оправдывающего бездействие Администрации, поскольку приведенное обстоятельство не препятствует соблюдению требований ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 409.126 постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 г. N 62/706 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры волгоградской области" комплекс застройки ул. Советской (Советская 1-47) является памятником архитектуры и градостроительства, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения.
Действительно, при новом рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии с заключением ГУК "Областной научно- производственный центр по охране памятников истории и культуры от 18.08.2009 г. N 3272 проект межевания территории квартала 04_06_031 в Центральном районе г. Волгограда нуждается в доработке, в нем необходимо предусмотреть раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия.
Вместе с тем в суд апелляционной инстанции третьим лицом- комитетом по культуре администрации Волгограда представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Комитет просит при рассмотрении апелляционной жалобы учесть, что письмом от 15.12.20009 г. исх. N 01-13/2257 Комитет счел возможным согласовать проект планировки и межевания территории квартала 04_06_031 с разделом обеспечения сохранности объектов культурного наследия и устраненными замечаниями, указанными в акте государственной историко-культурной экспертизы эксперта Сена С.Л. от 30.09.2009 г., в подтверждение чего в материалы дела посредством факсограммы представлены ксерокопии письма и акта.
Довод апелляционной жалобы о том, что Обществом при обращении в суд пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ судом апелляционной инстанции отклоняется.
В рассматриваемом случае Администрация ошибочно исчисляет срок на обжалование бездействия с даты принятия и регистрации проект постановления о предварительном согласовании места размещения объекта (16.02.2007 г.), ссылаясь при этом на Регламент администрации г. Волгограда, согласно которого постановление должно быть принято в течение месяца, с момента регистрации проекта постановления о предварительном согласовании места размещения объекта в протокольном отделе администрации Волгограда.
Суд первой инстанции верно отметил, что срок для обращения в суд ООО "Агроресурс" не пропущен, поскольку бездействие органа местного самоуправление до настоящего времени не прекратилось.
Кроме того, Регламент администрации Волгограда, утвержденный Постановлением администрации Волгограда от 25 февраля 1999 года N 223, не содержит положений регулирующий срок принятия подобных постановлений.
30 июля 2008 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда, с просьбой сообщить о принятом решении относительно согласования места размещения объекта либо отказе в принятии такого решения.
Ответ на обращение не последовало, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд Волгоградской области 09 сентября 2008 г.
Таким образом, трехмесячный срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на момент обращения Общества в арбитражный суд не истек.
Ссылка администрации г. Волгограда на то, что для решения по заявлению ООО "Агроресурс" в рассматриваемом случае в соответствии с требованиями ч. Ст. 43 Градостроительного кодекса необходима была актуальная градостроительная документация, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу пунктов 2, 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Согласно пункту 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В целях обеспечения перехода к конкурентным процедурам предоставления прав на земельные участки для строительства пунктом 14 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что с 01 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
Реализация указанной нормы будет обеспечиваться частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 01 января 2010 года и запрещающей выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 ст. 1 Кодекса правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, утверждаемый нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, органов государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга, где устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград на момент допущения Администрацией оспариваемого бездействия утверждены не были.
Способ восстановления нарушенного права ООО "Агроресурс" судом первой инстанции избран правильно.
В данном случае арбитражный суд Волгоградской области принял во внимание указание суда кассационной инстанции в постановлении от 08.07.2009 г., согласно которого ФАС Поволжского округа обратил внимание суда на то, что арбитражный суд Волгоградской области, при принятии решения 18.11.2008 г. вышел за рамки ст. 201 АПК РФ, принял на себя функции органа, уполномоченного в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ, обязав администрацию Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения здания на земельном участке, лишив тем самым, администрацию Волгограда, как орган местного самоуправления, с учетом представленных заявителем документов, проверив их на предмет законности и полноты, принять одно из решений либо о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо об отказе в размещении объекта.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда Волгоградской области следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу администрации г. Волгограда не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2009 года по делу N А12-14984/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Волгограда (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через суд, принявший решение.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
О.А.ДУБРОВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)