Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 сентября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Дозоровой Е.В.,
при участии в заседании представителя администрации Волгограда Кузнецовой И.В., действующей на основании доверенности N 05-ИД/37 от 31.05.2008 года,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Энергопромстрой" Черкасовой С.Г., действующей на основании доверенности от 04.02.2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волгограда, г. Волгоград,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2008 года
по делу N А12-6109/2008-с45, принятое судьей Пономаревым А.В.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Энергопромстрой", Республика Калмыкия, г. Элиста,
к Администрации Волгограда, г. Волгоград,
третье лицо: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград,
о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления и обязании заключить договор аренды земельного участка,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось ООО "Энергопромстрой" с исковым заявлением о признании недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности постановления Администрации города Волгограда N 543 от 18.03.2008 г. "Об отмене Постановления администрации Волгограда от 08 апреля 2005 г. N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта".
ООО "Энергопромстрой" также просило суд обязать Администрацию г. Волгограда предоставить земельный участок (учетный номер N 4-38-19) для строительства капитального объекта - многофункционального административно- гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2008 года исковые требования ООО "Энергопромстрой" были удовлетворены в полном объеме:
- - признано недействительным постановление администрации города Волгограда N 543 от 18.03.2008 г. "Об отмене Постановления администрации Волгограда от 08 апреля 2005 г. N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта", как не соответствующее статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы ООО "Энергопромстрой";
- - администрация г. Волгограда обязывалась предоставить земельный участок (учетный номер N 4-38-19) для строительства капитального объекта - многофункционального административно - гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда.
Администрация г. Волгограда не согласившись с принятым судебным актом арбитражного суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленных исковых требованиях ООО "Энергопромстрой".
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда о дате, месте, времени рассмотрения апелляционной жалобы администрации г. Волгограда, представил в материалы дела ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии представителя комитета земельных ресурсов администрации Волгограда.
ООО "Энергопромстрой" представлен отзыв на жалобу, в которой общество просит оставить обжалуемое решение без изменения, саму жалобу - без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших доводы жалобы и отзыва соответственно, арбитражный апелляционный суд считает жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемое решение отмене в силу следующего.
Решением комиссии по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда 22.04.2004 года ООО фирма "Апикур" было предоставлено право аренды земельного участка, расположенного по улице Пархоменко, улице Балонина в Центральном районе Волгограда, под размещение административно-гостиничного комплекса. Впоследствии, письмом на имя заместителя главы администрации Волгограда ООО фирма "Апикур" отказалась от данного земельного участка в пользу ООО "Трипл-Н".
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям при администрации Волгограда 30.09.2004 года принято положительное решение о переоформлении указанного земельного участка с ООО фирма "Апикур" на ООО "Трипл-Н". Решением этой же комиссии 28.10.2004 года утвержден проект границ испрашиваемого земельного участка ООО "Трипл-Н" и документы были направлены на подготовку акта выбора земельного участка.
На основании решения названной комиссии ООО "Трипл-Н" постановлением администрации Волгограда от 04.11.2004 года N 1674 было предварительно согласовано место размещения многофункционального административно-гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда. Письмом от 11.11.2004 года ООО "Трипл-Н" отказалось от предоставленного ему земельного участка в пользу ООО "Лидер", вследствие чего, первым заместителем главы администрации Волгограда было издано постановление N 600 от 08.04.2005 года "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта". Собранием участников от 21.03.2007 года в уставные документы общества были внесены изменения в части наименования с ООО "Лидер" на ООО "Энергопромстрой".
Постановлением администрации Волгограда от 18.03.2008 года N 543 "Об отмене постановления администрации Волгограда от 08.04.2005 года N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта", отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 4-38-19) для строительства объекта обществу с ограниченной ответственностью "Энергопромстрой" было отменено постановление первого заместителя главы администрации Волгограда от 08.04.2005 года N 600, как несоответствующее статьям 30, 31, 32 Земельного Кодекса |РФ и ООО "Энергопромстрой" было отказано в предоставлении земельного участка.
Апелляционная инстанция считает вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности отмены постановления первого заместителя главы администрации Волгограда от 08.04.2005 года N 600 не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Делая вывод о незаконности отмены ненормативного правового акта - постановления администрации Волгограда, арбитражный суд первой инстанции указал на его несоответствии пункту 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ. Однако из буквального толкования данной нормы права следует, что обжалованию в судебном порядке подлежит решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, а не ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, отменяющий действие другого акта.
Так, положения Земельного кодекса РФ предусматривают следующие виды прав на земельные участки: право собственности, право аренды, право постоянного бессрочного пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования. При этом вид права как право предварительного согласования места размещения объекта Земельным кодексом РФ не предусмотрен, и, соответственно, принятие решения о переоформлении права, которое не существует, невозможно. Учитывая вышеизложенное, постановление администрации Волгограда N 600 от 08.04.2005 года "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" не основано на нормах действующего законодательства и противоречит статьям 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
В период принятия постановления от 08.04.2005 года N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" действовало постановление администрации Волгограда от 26 марта 1997 г. N 330 "О распределении обязанностей между главой администрации, заместителями главы администрации, управляющим делами и заместителем управляющего делами администрации Волгограда" (с изменениями от 25 августа 1999 г.). Согласно данному постановлению к обязанностям первых заместителей Главы администрации были отнесены:
- 1. вопросы экономики, финансовых ресурсов, управления собственностью города, международных отношений, созданием и внедрением современных информационных технологий, правовые;
- 2. осуществление общего руководства деятельностью комитетов: по управлению имуществом, экономике, промышленной политике и развитию предпринимательства; управлений: международных связей, ресурсов; информационно-аналитического и правового отделов.
3. вопросы перспективного развития города на основе корректируемого генерального плана, согласование решения о размещении объектов при разработке генеральных планов,
4. вопросы финансирования и строительства на территории города, осуществляемыми областным и федеральным бюджетами, а также другими федеральными органами и иностранными инвесторами, охраны природы.
Также к обязанностям первых заместителей было отнесено издание распоряжений администрации Волгограда.
В соответствии с пунктом 15 статьи 36 Устава города-Героя Волгограда, принятым постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, Глава Волгограда имеет право отменять муниципальные правовые акты Волгограда первых заместителей главы Волгограда как противоречащие действующему законодательству или муниципальным правовым актам Волгограда
Согласно пункту 15 указанной статьи, в полномочия главы Волгограда входит отмена муниципальных правовых актов, противоречащих действующему законодательству. Следовательно, установив противоречие действующему законодательству, постановлений первых заместителей, заместителей главы администрации Волгограда, глава Волгограда, обладает полномочиями по их отмене.
Изложенное свидетельствует о том, что к должностным обязанностям первых заместителей Главы Волгограда, утвержденными постановлением администрации Волгограда от 26 марта 1997 г. N 330 "О распределении обязанностей между главой администрации, заместителями главы администрации, управляющим делами и заместителем управляющего делами администрации Волгограда" не были отнесены вопросы переоформления прав предварительного согласования места размещения объектов строительства, и вопросы принятия постановлений администрации Волгограда.
Учитывая изложенное, отмена Главой Волгограда постановления первого заместителя главы администрации Волгограда от 08.04.2005 года N 600, как несоответствующего действующему законодательству, произведена в пределах полномочий, предоставленных положениями Устава города-героя Волгограда. Далее суд первой инстанции указывает на то обстоятельство, что администрация Волгограда произвела изъятие спорного земельного участка от прежнего застройщика, т.е. ООО "Трипл-Н". Однако данный вывод не основывается на материалах дела. Из постановления от 08.04.2005 года N 600 не следует, что при переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта было также произведено изъятие спорного земельного участка у ООО "Трипл-Н". В материалах дела также отсутствуют какие-либо доказательства данному факту.
Не соответствует законодательству и вывод суда первой инстанции об обязании администрации г. Волгограда предоставить земельный участок (учетный номер N 4-38-19) для строительства капитального объекта - многофункционального административно- гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда.
Так, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта (статья 30 Земельного кодекса РФ, раздел 1 Положения)
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - проведение работ но формированию земельного участка;
- - государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта не свидетельствует о каких-либо правах заявителя на выбранный земельный участок. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и не влекут последствий в виде обязательного предоставления земельного участка для строительства.
Далее, принимая решение о понуждении предоставить земельный участок для строительства, суд не учел положений пункта 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ, статьи 173 АПК РФ.
Положениями пункта 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Далее. В аренду могут быть предоставлены земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Однако в резолютивной части решения суд указывает на его учетный, а не кадастровый номер 4-38-19, который содержался также в постановлениях от 08.04.2005 года N 600, и от 18.03.2008 года N 543 и не является кадастровым.
Статья 173 АПК РФ (Решение о заключении или об изменении договора) предусматривает, что по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор. Однако данные условия не были соблюдены судом первой инстанции.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Администрацией Волгограда при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 23.07.2008 года N 194499 была оплачена государственная пошлина в размере 1000 (одной тысячи) рублей, которая на основании положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ООО "Энергопромстрой".
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2008 года по делу А12-6109/08-с45 отменить.
Отказать ООО "Энергопромстрой" в признании недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности постановления Администрации города Волгограда N 543 от 18.03.2008 г. "Об отмене Постановления администрации Волгограда от 08 апреля 2005 г. N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" и в обязании администрации г. Волгограда предоставить земельный участок (учетный номер N 4-38-19) для строительства капитального объекта - многофункционального административно-гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда.
Взыскать с ООО "Энергопромстрой" государственную пошлину в размере 1000 (одной тысячи) рублей в пользу администрации Волгограда.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме
Председательствующий
О.А.ДУБРОВИНА
Судьи
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2008 ПО ДЕЛУ N А12-6109/2008-С45
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2008 г. по делу N А12-6109/2008-с45
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 сентября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Дозоровой Е.В.,
при участии в заседании представителя администрации Волгограда Кузнецовой И.В., действующей на основании доверенности N 05-ИД/37 от 31.05.2008 года,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Энергопромстрой" Черкасовой С.Г., действующей на основании доверенности от 04.02.2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волгограда, г. Волгоград,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2008 года
по делу N А12-6109/2008-с45, принятое судьей Пономаревым А.В.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Энергопромстрой", Республика Калмыкия, г. Элиста,
к Администрации Волгограда, г. Волгоград,
третье лицо: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград,
о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления и обязании заключить договор аренды земельного участка,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось ООО "Энергопромстрой" с исковым заявлением о признании недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности постановления Администрации города Волгограда N 543 от 18.03.2008 г. "Об отмене Постановления администрации Волгограда от 08 апреля 2005 г. N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта".
ООО "Энергопромстрой" также просило суд обязать Администрацию г. Волгограда предоставить земельный участок (учетный номер N 4-38-19) для строительства капитального объекта - многофункционального административно- гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2008 года исковые требования ООО "Энергопромстрой" были удовлетворены в полном объеме:
- - признано недействительным постановление администрации города Волгограда N 543 от 18.03.2008 г. "Об отмене Постановления администрации Волгограда от 08 апреля 2005 г. N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта", как не соответствующее статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы ООО "Энергопромстрой";
- - администрация г. Волгограда обязывалась предоставить земельный участок (учетный номер N 4-38-19) для строительства капитального объекта - многофункционального административно - гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда.
Администрация г. Волгограда не согласившись с принятым судебным актом арбитражного суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленных исковых требованиях ООО "Энергопромстрой".
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда о дате, месте, времени рассмотрения апелляционной жалобы администрации г. Волгограда, представил в материалы дела ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии представителя комитета земельных ресурсов администрации Волгограда.
ООО "Энергопромстрой" представлен отзыв на жалобу, в которой общество просит оставить обжалуемое решение без изменения, саму жалобу - без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших доводы жалобы и отзыва соответственно, арбитражный апелляционный суд считает жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемое решение отмене в силу следующего.
Решением комиссии по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда 22.04.2004 года ООО фирма "Апикур" было предоставлено право аренды земельного участка, расположенного по улице Пархоменко, улице Балонина в Центральном районе Волгограда, под размещение административно-гостиничного комплекса. Впоследствии, письмом на имя заместителя главы администрации Волгограда ООО фирма "Апикур" отказалась от данного земельного участка в пользу ООО "Трипл-Н".
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям при администрации Волгограда 30.09.2004 года принято положительное решение о переоформлении указанного земельного участка с ООО фирма "Апикур" на ООО "Трипл-Н". Решением этой же комиссии 28.10.2004 года утвержден проект границ испрашиваемого земельного участка ООО "Трипл-Н" и документы были направлены на подготовку акта выбора земельного участка.
На основании решения названной комиссии ООО "Трипл-Н" постановлением администрации Волгограда от 04.11.2004 года N 1674 было предварительно согласовано место размещения многофункционального административно-гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда. Письмом от 11.11.2004 года ООО "Трипл-Н" отказалось от предоставленного ему земельного участка в пользу ООО "Лидер", вследствие чего, первым заместителем главы администрации Волгограда было издано постановление N 600 от 08.04.2005 года "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта". Собранием участников от 21.03.2007 года в уставные документы общества были внесены изменения в части наименования с ООО "Лидер" на ООО "Энергопромстрой".
Постановлением администрации Волгограда от 18.03.2008 года N 543 "Об отмене постановления администрации Волгограда от 08.04.2005 года N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта", отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 4-38-19) для строительства объекта обществу с ограниченной ответственностью "Энергопромстрой" было отменено постановление первого заместителя главы администрации Волгограда от 08.04.2005 года N 600, как несоответствующее статьям 30, 31, 32 Земельного Кодекса |РФ и ООО "Энергопромстрой" было отказано в предоставлении земельного участка.
Апелляционная инстанция считает вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности отмены постановления первого заместителя главы администрации Волгограда от 08.04.2005 года N 600 не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Делая вывод о незаконности отмены ненормативного правового акта - постановления администрации Волгограда, арбитражный суд первой инстанции указал на его несоответствии пункту 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ. Однако из буквального толкования данной нормы права следует, что обжалованию в судебном порядке подлежит решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, а не ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, отменяющий действие другого акта.
Так, положения Земельного кодекса РФ предусматривают следующие виды прав на земельные участки: право собственности, право аренды, право постоянного бессрочного пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования. При этом вид права как право предварительного согласования места размещения объекта Земельным кодексом РФ не предусмотрен, и, соответственно, принятие решения о переоформлении права, которое не существует, невозможно. Учитывая вышеизложенное, постановление администрации Волгограда N 600 от 08.04.2005 года "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" не основано на нормах действующего законодательства и противоречит статьям 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
В период принятия постановления от 08.04.2005 года N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" действовало постановление администрации Волгограда от 26 марта 1997 г. N 330 "О распределении обязанностей между главой администрации, заместителями главы администрации, управляющим делами и заместителем управляющего делами администрации Волгограда" (с изменениями от 25 августа 1999 г.). Согласно данному постановлению к обязанностям первых заместителей Главы администрации были отнесены:
- 1. вопросы экономики, финансовых ресурсов, управления собственностью города, международных отношений, созданием и внедрением современных информационных технологий, правовые;
- 2. осуществление общего руководства деятельностью комитетов: по управлению имуществом, экономике, промышленной политике и развитию предпринимательства; управлений: международных связей, ресурсов; информационно-аналитического и правового отделов.
3. вопросы перспективного развития города на основе корректируемого генерального плана, согласование решения о размещении объектов при разработке генеральных планов,
4. вопросы финансирования и строительства на территории города, осуществляемыми областным и федеральным бюджетами, а также другими федеральными органами и иностранными инвесторами, охраны природы.
Также к обязанностям первых заместителей было отнесено издание распоряжений администрации Волгограда.
В соответствии с пунктом 15 статьи 36 Устава города-Героя Волгограда, принятым постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, Глава Волгограда имеет право отменять муниципальные правовые акты Волгограда первых заместителей главы Волгограда как противоречащие действующему законодательству или муниципальным правовым актам Волгограда
Согласно пункту 15 указанной статьи, в полномочия главы Волгограда входит отмена муниципальных правовых актов, противоречащих действующему законодательству. Следовательно, установив противоречие действующему законодательству, постановлений первых заместителей, заместителей главы администрации Волгограда, глава Волгограда, обладает полномочиями по их отмене.
Изложенное свидетельствует о том, что к должностным обязанностям первых заместителей Главы Волгограда, утвержденными постановлением администрации Волгограда от 26 марта 1997 г. N 330 "О распределении обязанностей между главой администрации, заместителями главы администрации, управляющим делами и заместителем управляющего делами администрации Волгограда" не были отнесены вопросы переоформления прав предварительного согласования места размещения объектов строительства, и вопросы принятия постановлений администрации Волгограда.
Учитывая изложенное, отмена Главой Волгограда постановления первого заместителя главы администрации Волгограда от 08.04.2005 года N 600, как несоответствующего действующему законодательству, произведена в пределах полномочий, предоставленных положениями Устава города-героя Волгограда. Далее суд первой инстанции указывает на то обстоятельство, что администрация Волгограда произвела изъятие спорного земельного участка от прежнего застройщика, т.е. ООО "Трипл-Н". Однако данный вывод не основывается на материалах дела. Из постановления от 08.04.2005 года N 600 не следует, что при переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта было также произведено изъятие спорного земельного участка у ООО "Трипл-Н". В материалах дела также отсутствуют какие-либо доказательства данному факту.
Не соответствует законодательству и вывод суда первой инстанции об обязании администрации г. Волгограда предоставить земельный участок (учетный номер N 4-38-19) для строительства капитального объекта - многофункционального административно- гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда.
Так, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта (статья 30 Земельного кодекса РФ, раздел 1 Положения)
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - проведение работ но формированию земельного участка;
- - государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта не свидетельствует о каких-либо правах заявителя на выбранный земельный участок. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и не влекут последствий в виде обязательного предоставления земельного участка для строительства.
Далее, принимая решение о понуждении предоставить земельный участок для строительства, суд не учел положений пункта 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ, статьи 173 АПК РФ.
Положениями пункта 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Далее. В аренду могут быть предоставлены земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Однако в резолютивной части решения суд указывает на его учетный, а не кадастровый номер 4-38-19, который содержался также в постановлениях от 08.04.2005 года N 600, и от 18.03.2008 года N 543 и не является кадастровым.
Статья 173 АПК РФ (Решение о заключении или об изменении договора) предусматривает, что по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор. Однако данные условия не были соблюдены судом первой инстанции.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Администрацией Волгограда при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 23.07.2008 года N 194499 была оплачена государственная пошлина в размере 1000 (одной тысячи) рублей, которая на основании положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ООО "Энергопромстрой".
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2008 года по делу А12-6109/08-с45 отменить.
Отказать ООО "Энергопромстрой" в признании недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности постановления Администрации города Волгограда N 543 от 18.03.2008 г. "Об отмене Постановления администрации Волгограда от 08 апреля 2005 г. N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" и в обязании администрации г. Волгограда предоставить земельный участок (учетный номер N 4-38-19) для строительства капитального объекта - многофункционального административно-гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда.
Взыскать с ООО "Энергопромстрой" государственную пошлину в размере 1000 (одной тысячи) рублей в пользу администрации Волгограда.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме
Председательствующий
О.А.ДУБРОВИНА
Судьи
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)