Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралойл" (ОГРН 1024500510308, ИНН 4501085468; далее - общество "Уралойл") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А34-4276/2012 Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
От Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Уралойл" - Седунов А.В. (доверенность от 06.02.2012);
- Правительства Курганской области (ОГРН 1024500521517, ИНН 4500000214; далее - Правительство) - Бабунова О.П. (доверенность от 19.11.2012 N 01-17).
Общество "Уралойл" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением:
- о признании недействительным распоряжения Правительства от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка";
- об обязании Правительства принять распоряжение о предварительном согласовании места размещения АЗС в адрес общества с ограниченной ответственностью "Уралойл".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.
Определением суда первой инстанции производство по делу в части требований об обязании Правительства принять распоряжение о предварительном согласовании места размещения АЗС в адрес общества "Уралойл" прекращено в связи с отказом общества от этой части требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 20.02.2013 (судья Губанова Е.И.) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным распоряжение Правительства от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Уралойл" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, заявитель жалобы полагает, что судом не учтены выводы по делам N А34-244/2008, N А34-9951/2009, N А34-2655/2010, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы общество "Уралойл" поясняет, что общество с ограниченной ответственностью "Транзит" (далее - общество "Транзит") имело реальную возможность заявить об участии в конкурсе в 2007 г., однако не реализовало право на участие в конкурсе. Общество "Транзит" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о выборе того же земельного участка в порядке ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) лишь 15.01.2009, т.е. после опубликования информации о проведении конкурса и после проведения первого этапа конкурса (в 2007 г.). По мнению заявителя жалобы, не соответствует действительности тот факт, что заявление общества "Транзит" о предоставлении того же земельного участка под строительство подано ранее опубликования информации о проведении конкурса, ранее проведения самого конкурса.
Заявитель жалобы поясняет, что Правительство Курганской области не вправе было предварительно согласовывать место размещения АЗС на указанном земельном участке обществу "Транзит" по процедуре, начатой по его заявлению от 15.01.2009, поскольку 04.07.2008 вступило в силу решение арбитражного суда от 24.04.2008 по делу N А34-244/2008, обязывающее Правительство Курганской области определить среди трех претендентов: индивидуального предпринимателя Власовой (далее - ИП Власовой), общество "Уралойл", общество с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест" (далее - ООО "ОВК-Инвест") победителя конкурса на формирование земельного участка для размещения объектов дорожного сервиса на территории Курганской области с последующим заключением договора аренды земельного участка "ул. Мостостроителей - ул. Епишева" г. Курган. Земельный кодекс не предусматривает возможности проведения одновременно двух различных и взаимоисключающих процедур по предоставлению одного и того же земельного участка. Процедура предоставления обществу "Транзит" земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта начата неправомерно, поскольку действующее законодательство не предусматривает замещение процедур предоставления земельного участка или замену одной процедуры на другую при инициировании одной из них; предоставление спорного земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта обществу "Транзит" нарушает права заявителя, полученные как победителем торгов, в рамках процедуры предоставления земельного участка на торгах.
Заявитель жалобы также поясняет, что общество "Уралойл" признано победителем конкурса, первый этап которого проводился в 2007 году, иного конкурса не проводилось; общество "Транзит" участником конкурса не являлось, заявку на участие в конкурсе не подавало, результаты конкурса не отменены, не признаны недействительными.
В отзывах, представленных на кассационную жалобу от Правительства и Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, указанные лица отклоняют доводы заявителя кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным, фактические обстоятельства дела установленными и исследованными судом в полном объеме, выводы суда соответствующими материалам дела.
Проверив законность и обоснованность судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Судами установлено, что постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 в целях упорядочения размещения объектов дорожного сервиса на территории Курганской области, в соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 17.12.2002 N 479 "Об утверждении схемы размещения АЗС и АГЗС на территории Курганской области" создана Конкурсная комиссия по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (далее - Конкурсная комиссия).
Конкурс по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков проведен 15.11.2007; победитель аукциона на формирование земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева г. Кургана определен не был.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 24.04.2008 по делу N А34-244/2008 решение Конкурсной комиссии признано незаконным. Суд обязал Правительство Курганской области рассмотреть ранее представленные на конкурс документы претендентов - индивидуального предпринимателя Власовой (далее - ИП Власова), общества с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест" (далее - ООО "ОВК-Инвест"), общества "Уралойл" и определить победителя.
Во исполнение решения суда согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии от 21.08.2009 победителем конкурса на право формировать земельный участок по ул. Мостостроителей - ул. Епишева с последующим заключением договора аренды признано - общество "Уралойл".
Общество "Уралойл" направило 26.08.2009 в адрес Правительства письмо с подтверждением своих намерений как победителя конкурса по строительству АЗС и просило направить соответствующие документы (обращение) в Администрацию г. Кургана или уполномоченный орган местного самоуправления; данное письмо направлено в адрес Администрации г. Кургана письмом Департамента от 16.02.2010.
Постановлением Администрации г. Кургана от 14.02.2012 обществу "Уралойл" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана для размещения АЗС; администрацией г. Кургана оформлен акт от 13.03.2012 N 11 о выборе земельного участка для строительства здания автомобильной заправочной станции по ул. Мостостроителей - ул. Епишева в г. Кургане площадью 3457 кв. м.
Общество "Уралойл" обратилось 26.03.2012 в Департамент земельных и имущественных отношений Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - автомобильной заправочной станции на земельном участке площадью 0,3457 га, расположенном по адресу: пересечение улиц Мостостроителей - Епишева.
Правительством принято распоряжение от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка", согласно которому обществу "Уралойл" отказано в размещении АЗС на земельном участке площадью 0,3456 га. Местоположение земельного участка: г. Курган, в районе пересечения ул. Мостостроителей - Епишева.
Пунктами 2 и 3 указанного распоряжения Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области поручено провести торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка указанного в п. 1 настоящего распоряжения и совместно с соответствующими органами местного самоуправления МО г. Курган провести работы по формированию земельного участка с целью проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
На основании заявления общества "Транзит" от 15.01.2009 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 0,3 га для строительства АЗС по ул. Мостостроителей - ул. Епишева уполномоченными на предоставление земельных участков в г. Кургане органами государственной власти и местного самоуправления начата процедура выбора земельного участка для общества "Транзит".
Постановлением Администрации г. Кургана от 17.08.2009 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, 04.12.2009 составлен акт о выборе земельного участка, площадью 0,1868 га для размещения АЗС. Распоряжением Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 28-р обществу "Транзит" предварительно согласовано место размещения АЗС на земельном участке площадью 0,1868 га местоположение: г. Курган, в районе пересечения улиц Мостостроителей - ул. Епишева.
Как следует из решения Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2010 по делу N А34-9951/2009 суд, исследовав схему размещения (границ) земельного участка, выданную обществу "Уралойл", в отношении которого проводился конкурс по отбору претендентов на формирование земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева и схему расположения земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева, прилагаемую к акту выбора земельного участка, выданного обществу "Транзит", установил, что местоположение этих земельных участков совпадает.
Решением Арбитражного суда от 28.09.2010 по делу N А34-2655/2010 распоряжение Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 28-р признано недействительным. Суд сделал вывод, что данное распоряжение, являясь в силу ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство, нарушает преимущественное право общества "Уралойл" по формированию указанного земельного участка и получения его в аренду.
Ссылаясь на то, что распоряжение Правительства Курганской области N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" является незаконным, нарушает его право на получение земельного участка под строительство АЗС, общество "Уралойл" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что обществом "Уралойл" как победителем конкурса, заинтересованным в предоставлении земельного участка для строительства, соблюдены требования действующего законодательства, пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения от 26.04.2012 N 100-р и нарушении преимущественного права общества "Уралойл" по формированию указанного земельного участка и получения его в аренду для строительства АЗС.
Апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение соответствует нормам земельного законодательства, не нарушает прав заявителя.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанным на правильном применении норм права.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (п. 5).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса).
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Суд апелляционной инстанции установил, что утвержденный постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 "Порядок организации и проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков" (далее - Порядок проведения конкурса) признан утратившим силу на основании постановления Правительства Курганской области от 27.10.2008 N 483.
Судом установлено, что материалами дела подтверждены обстоятельства проведения двух различных процедур, направленных на предоставление одного и того же земельного участка, одна из которых начатая в рамках принятого во исполнение требований ст. 34 Земельного кодекса нормативного акта Курганской области, утвердившего Порядок проведения конкурса, другая в рамках урегулированного нормами ст. 30 - 32 Земельного кодекса порядка предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Каждая из указанных процедур предполагает соблюдение принципа открытости, гласности и соблюдения прав всех лиц, заинтересованных в предоставлении того или иного земельного участка.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
По смыслу положений п. 3 ст. 31 Земельного кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Обязательным этапом процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса также является информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Судом установлено, что общество "Уралойл" признано победителем конкурса на право формировать земельный участок по ул. Мостостроителей - ул. Епишева, который проводился 21.08.2009 во исполнение судебного решения, обязавшего Правительство Курганской области определить победителя среди круга первоначальных претендентов - ИП Власовой, общества "Уралойл", ООО "ОВК-Инвест". Информация о выделении земельного участка для размещения АЗС опубликована в газете "Курган и курганцы" от 02.07.2009 N 70.
Судом также установлено, что данная конкурсная процедура проведена в рамках исполнения судебного акта арбитражного суда, при этом на момент ее проведения Порядок проведения конкурса был признан утратившим силу. Общество "Транзит" не имело возможности вступить в данную процедуру в качестве претендента на получение того же земельного участка, право на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта им реализовано путем обращения в уполномоченный орган с заявлением от 15.01.2009, т.е. раньше проведения конкурсной процедуры, победителем которой было признан заявитель.
Порядок предоставления земельного участка для строительства в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить. Право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса, поскольку данный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных лиц, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данное толкование правовых норм дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Апелляционный суд, установив, что заявление обществом "Транзит" о предоставлении того же земельного участка под строительство в порядке ст. 31 Земельного кодекса подано ранее опубликования информации о проведении конкурса, ранее проведения самого конкурса и определения его победителя, принимая во внимание, что вступить в данную процедуру в качестве претендента указанное общество не могло, поскольку решением арбитражного суда от 24.04.2008 по делу N А34-244/2008 на Правительство Курганской области возложена обязанность определить победителя среди трех претендентов, но земельным законодательством не предусмотрена возможность установления преимущественного права одних заявителей перед другими в случае обращения с заявлением о предоставлении одного и того же земельного участка под строительство, обоснованно заключил, что оспариваемое распоряжение Правительства Курганской области от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" соответствует нормам действующего земельного законодательства и не нарушает прав заявителя.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, обществом "Уралойл" не представлено.
При этом фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
Доводы общества "Уралойл", указанные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права заявителем кассационной жалобы.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А34-4276/2012 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралойл" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАНГИН
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2013 N Ф09-6918/13 ПО ДЕЛУ N А34-4276/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. N Ф09-6918/13
Дело N А34-4276/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралойл" (ОГРН 1024500510308, ИНН 4501085468; далее - общество "Уралойл") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А34-4276/2012 Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
От Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Уралойл" - Седунов А.В. (доверенность от 06.02.2012);
- Правительства Курганской области (ОГРН 1024500521517, ИНН 4500000214; далее - Правительство) - Бабунова О.П. (доверенность от 19.11.2012 N 01-17).
Общество "Уралойл" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением:
- о признании недействительным распоряжения Правительства от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка";
- об обязании Правительства принять распоряжение о предварительном согласовании места размещения АЗС в адрес общества с ограниченной ответственностью "Уралойл".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.
Определением суда первой инстанции производство по делу в части требований об обязании Правительства принять распоряжение о предварительном согласовании места размещения АЗС в адрес общества "Уралойл" прекращено в связи с отказом общества от этой части требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 20.02.2013 (судья Губанова Е.И.) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным распоряжение Правительства от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Уралойл" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, заявитель жалобы полагает, что судом не учтены выводы по делам N А34-244/2008, N А34-9951/2009, N А34-2655/2010, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы общество "Уралойл" поясняет, что общество с ограниченной ответственностью "Транзит" (далее - общество "Транзит") имело реальную возможность заявить об участии в конкурсе в 2007 г., однако не реализовало право на участие в конкурсе. Общество "Транзит" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о выборе того же земельного участка в порядке ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) лишь 15.01.2009, т.е. после опубликования информации о проведении конкурса и после проведения первого этапа конкурса (в 2007 г.). По мнению заявителя жалобы, не соответствует действительности тот факт, что заявление общества "Транзит" о предоставлении того же земельного участка под строительство подано ранее опубликования информации о проведении конкурса, ранее проведения самого конкурса.
Заявитель жалобы поясняет, что Правительство Курганской области не вправе было предварительно согласовывать место размещения АЗС на указанном земельном участке обществу "Транзит" по процедуре, начатой по его заявлению от 15.01.2009, поскольку 04.07.2008 вступило в силу решение арбитражного суда от 24.04.2008 по делу N А34-244/2008, обязывающее Правительство Курганской области определить среди трех претендентов: индивидуального предпринимателя Власовой (далее - ИП Власовой), общество "Уралойл", общество с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест" (далее - ООО "ОВК-Инвест") победителя конкурса на формирование земельного участка для размещения объектов дорожного сервиса на территории Курганской области с последующим заключением договора аренды земельного участка "ул. Мостостроителей - ул. Епишева" г. Курган. Земельный кодекс не предусматривает возможности проведения одновременно двух различных и взаимоисключающих процедур по предоставлению одного и того же земельного участка. Процедура предоставления обществу "Транзит" земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта начата неправомерно, поскольку действующее законодательство не предусматривает замещение процедур предоставления земельного участка или замену одной процедуры на другую при инициировании одной из них; предоставление спорного земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта обществу "Транзит" нарушает права заявителя, полученные как победителем торгов, в рамках процедуры предоставления земельного участка на торгах.
Заявитель жалобы также поясняет, что общество "Уралойл" признано победителем конкурса, первый этап которого проводился в 2007 году, иного конкурса не проводилось; общество "Транзит" участником конкурса не являлось, заявку на участие в конкурсе не подавало, результаты конкурса не отменены, не признаны недействительными.
В отзывах, представленных на кассационную жалобу от Правительства и Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, указанные лица отклоняют доводы заявителя кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным, фактические обстоятельства дела установленными и исследованными судом в полном объеме, выводы суда соответствующими материалам дела.
Проверив законность и обоснованность судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Судами установлено, что постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 в целях упорядочения размещения объектов дорожного сервиса на территории Курганской области, в соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 17.12.2002 N 479 "Об утверждении схемы размещения АЗС и АГЗС на территории Курганской области" создана Конкурсная комиссия по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (далее - Конкурсная комиссия).
Конкурс по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков проведен 15.11.2007; победитель аукциона на формирование земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева г. Кургана определен не был.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 24.04.2008 по делу N А34-244/2008 решение Конкурсной комиссии признано незаконным. Суд обязал Правительство Курганской области рассмотреть ранее представленные на конкурс документы претендентов - индивидуального предпринимателя Власовой (далее - ИП Власова), общества с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест" (далее - ООО "ОВК-Инвест"), общества "Уралойл" и определить победителя.
Во исполнение решения суда согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии от 21.08.2009 победителем конкурса на право формировать земельный участок по ул. Мостостроителей - ул. Епишева с последующим заключением договора аренды признано - общество "Уралойл".
Общество "Уралойл" направило 26.08.2009 в адрес Правительства письмо с подтверждением своих намерений как победителя конкурса по строительству АЗС и просило направить соответствующие документы (обращение) в Администрацию г. Кургана или уполномоченный орган местного самоуправления; данное письмо направлено в адрес Администрации г. Кургана письмом Департамента от 16.02.2010.
Постановлением Администрации г. Кургана от 14.02.2012 обществу "Уралойл" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана для размещения АЗС; администрацией г. Кургана оформлен акт от 13.03.2012 N 11 о выборе земельного участка для строительства здания автомобильной заправочной станции по ул. Мостостроителей - ул. Епишева в г. Кургане площадью 3457 кв. м.
Общество "Уралойл" обратилось 26.03.2012 в Департамент земельных и имущественных отношений Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - автомобильной заправочной станции на земельном участке площадью 0,3457 га, расположенном по адресу: пересечение улиц Мостостроителей - Епишева.
Правительством принято распоряжение от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка", согласно которому обществу "Уралойл" отказано в размещении АЗС на земельном участке площадью 0,3456 га. Местоположение земельного участка: г. Курган, в районе пересечения ул. Мостостроителей - Епишева.
Пунктами 2 и 3 указанного распоряжения Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области поручено провести торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка указанного в п. 1 настоящего распоряжения и совместно с соответствующими органами местного самоуправления МО г. Курган провести работы по формированию земельного участка с целью проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
На основании заявления общества "Транзит" от 15.01.2009 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 0,3 га для строительства АЗС по ул. Мостостроителей - ул. Епишева уполномоченными на предоставление земельных участков в г. Кургане органами государственной власти и местного самоуправления начата процедура выбора земельного участка для общества "Транзит".
Постановлением Администрации г. Кургана от 17.08.2009 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, 04.12.2009 составлен акт о выборе земельного участка, площадью 0,1868 га для размещения АЗС. Распоряжением Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 28-р обществу "Транзит" предварительно согласовано место размещения АЗС на земельном участке площадью 0,1868 га местоположение: г. Курган, в районе пересечения улиц Мостостроителей - ул. Епишева.
Как следует из решения Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2010 по делу N А34-9951/2009 суд, исследовав схему размещения (границ) земельного участка, выданную обществу "Уралойл", в отношении которого проводился конкурс по отбору претендентов на формирование земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева и схему расположения земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева, прилагаемую к акту выбора земельного участка, выданного обществу "Транзит", установил, что местоположение этих земельных участков совпадает.
Решением Арбитражного суда от 28.09.2010 по делу N А34-2655/2010 распоряжение Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 28-р признано недействительным. Суд сделал вывод, что данное распоряжение, являясь в силу ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство, нарушает преимущественное право общества "Уралойл" по формированию указанного земельного участка и получения его в аренду.
Ссылаясь на то, что распоряжение Правительства Курганской области N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" является незаконным, нарушает его право на получение земельного участка под строительство АЗС, общество "Уралойл" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что обществом "Уралойл" как победителем конкурса, заинтересованным в предоставлении земельного участка для строительства, соблюдены требования действующего законодательства, пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения от 26.04.2012 N 100-р и нарушении преимущественного права общества "Уралойл" по формированию указанного земельного участка и получения его в аренду для строительства АЗС.
Апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение соответствует нормам земельного законодательства, не нарушает прав заявителя.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанным на правильном применении норм права.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (п. 5).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса).
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Суд апелляционной инстанции установил, что утвержденный постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 "Порядок организации и проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков" (далее - Порядок проведения конкурса) признан утратившим силу на основании постановления Правительства Курганской области от 27.10.2008 N 483.
Судом установлено, что материалами дела подтверждены обстоятельства проведения двух различных процедур, направленных на предоставление одного и того же земельного участка, одна из которых начатая в рамках принятого во исполнение требований ст. 34 Земельного кодекса нормативного акта Курганской области, утвердившего Порядок проведения конкурса, другая в рамках урегулированного нормами ст. 30 - 32 Земельного кодекса порядка предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Каждая из указанных процедур предполагает соблюдение принципа открытости, гласности и соблюдения прав всех лиц, заинтересованных в предоставлении того или иного земельного участка.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
По смыслу положений п. 3 ст. 31 Земельного кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Обязательным этапом процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса также является информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Судом установлено, что общество "Уралойл" признано победителем конкурса на право формировать земельный участок по ул. Мостостроителей - ул. Епишева, который проводился 21.08.2009 во исполнение судебного решения, обязавшего Правительство Курганской области определить победителя среди круга первоначальных претендентов - ИП Власовой, общества "Уралойл", ООО "ОВК-Инвест". Информация о выделении земельного участка для размещения АЗС опубликована в газете "Курган и курганцы" от 02.07.2009 N 70.
Судом также установлено, что данная конкурсная процедура проведена в рамках исполнения судебного акта арбитражного суда, при этом на момент ее проведения Порядок проведения конкурса был признан утратившим силу. Общество "Транзит" не имело возможности вступить в данную процедуру в качестве претендента на получение того же земельного участка, право на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта им реализовано путем обращения в уполномоченный орган с заявлением от 15.01.2009, т.е. раньше проведения конкурсной процедуры, победителем которой было признан заявитель.
Порядок предоставления земельного участка для строительства в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить. Право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса, поскольку данный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных лиц, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данное толкование правовых норм дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Апелляционный суд, установив, что заявление обществом "Транзит" о предоставлении того же земельного участка под строительство в порядке ст. 31 Земельного кодекса подано ранее опубликования информации о проведении конкурса, ранее проведения самого конкурса и определения его победителя, принимая во внимание, что вступить в данную процедуру в качестве претендента указанное общество не могло, поскольку решением арбитражного суда от 24.04.2008 по делу N А34-244/2008 на Правительство Курганской области возложена обязанность определить победителя среди трех претендентов, но земельным законодательством не предусмотрена возможность установления преимущественного права одних заявителей перед другими в случае обращения с заявлением о предоставлении одного и того же земельного участка под строительство, обоснованно заключил, что оспариваемое распоряжение Правительства Курганской области от 26.04.2012 N 100-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Уралойл" в размещении АЗС и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" соответствует нормам действующего земельного законодательства и не нарушает прав заявителя.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, обществом "Уралойл" не представлено.
При этом фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
Доводы общества "Уралойл", указанные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права заявителем кассационной жалобы.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А34-4276/2012 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралойл" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАНГИН
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)