Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Ушаковой И.В.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью агентство "Линкор": Гальчанской Н.Н., представителя по доверенности б/н от 29.01.2013,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Администрации города Курска: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Администрации Курской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, общества с ограниченной ответственностью агентство "Линкор" и Администрации Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2013 по делу N А35-1136/2013 (судья Валеева Т.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Линкор" (ОГРН 1024600944664 ИНН 4630016783) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области об установлении кадастровой стоимости, при участии в качестве третьих лиц: Администрации города Курска, Администрации Курской области, Комитета по управлению имуществом Курской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью агентство "Линкор" (ООО агентство "Линкор", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском (с учетом уточнения) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10, площадью 1 217 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12Б, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для торговой деятельности, установленной по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 2 166 260 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Курской области, Администрация города Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (третьи лица).
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.07.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Курской области, Администрация Курской области и ООО агентство "Линкор" обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Курской области, Управление Росреестра по Курской области, Администрация Курской области, Администрация города Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционные жалобы рассматривались в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В ходе судебного заседания представитель ООО агентство "Линкор" заявил ходатайство об отказе от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2013 по делу N А35-1136/2013 и возражал против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим удовлетворению в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку отказ от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
При таких обстоятельствах производство по апелляционной жалобе ООО агентство "Линкор" подлежит прекращению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО агентству "Линкор" на праве собственности принадлежит одноэтажное нежилое здание, литера Б, площадью 915,8 кв. м, по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12б.
На основании постановления Администрации города Курска от 07.08.1997 N 87 для осуществления торговой деятельности ООО агентству "Линкор" в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, 12б, площадью 1 217 га.
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, площадью 1 217 кв. м, по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12б зарегистрировано за ООО агентство "Линкор", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 46-АВ N 029873 от 27.08.2001.
Из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 21.07.2012 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10, площадью 1 217 кв. м, местоположение: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12б, составила 8 001 482,92 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6 574,76 руб. /кв. м.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па по состоянию на 01.01.2011.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка ООО агентством "Линкор" был получен отчет независимого эксперта-оценщика общества с ограниченной ответственностью "Дивиденд" от 11.02.2013 N 039/2013, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10 по состоянию на 01.01.2011 составила 2 068 900 руб.
По вопросу соответствия отчета N 039/2013 законодательству об оценочной деятельности судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, по результатам проведения которой представлено экспертное заключение, согласно которому отчет ООО "Дивиденд" от 11.02.2013 N 039/2013 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10, площадью 1 217 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, 12б, по состоянию на 01.01.2011 в размере 2 166 260 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Правительства Курской области от 17.01.2012 N 15-па.
Утвержденные Администрацией Курской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10 составил 6 574,76 руб. за кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила 8 001 482,92 руб.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы и выкупную стоимость земельного участка, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы арендатора (иного титульного владельца) и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно заключению эксперта, полученному в рамках рассмотрения настоящего дела, рыночная стоимость земельного участка площадью 1 217 кв. м, кадастровый номер 46:29:102150:10, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, 12б, по состоянию на 01.01.2011 составила 2 166 260 руб.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено. Доказательств недостаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленной нормативными актами, не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта N 07-Э/06/13 от 07.06.2013 надлежащими доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 2 166 260 руб. по состоянию на 01.01.2011.
Доводы апелляционных жалоб относительно того, что иск был предъявлен к ненадлежащему ответчику, не могут повлиять на правильность выводов суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка, права и законные интересы ООО агентство "Линкор" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки, и заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10, площадью 1 217 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12Б на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Курской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционных жалоб относится на заявителей жалоб. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Государственная пошлина в сумме 2 000 руб. 00 коп., уплаченная ООО агентство "Линкор" при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 83 от 12.08.2013, подлежит ему возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью агентство "Линкор" прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью агентство "Линкор" (ОГРН 1024600944664 ИНН 4630016783) из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению N 83 от 12.08.2013.
Решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2013 по делу N А35-1136/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, Администрации Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА
Судьи
И.В.УШАКОВА
А.И.ПОРОТИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.10.2013 ПО ДЕЛУ N А35-1136/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2013 г. по делу N А35-1136/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Ушаковой И.В.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью агентство "Линкор": Гальчанской Н.Н., представителя по доверенности б/н от 29.01.2013,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Администрации города Курска: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Администрации Курской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, общества с ограниченной ответственностью агентство "Линкор" и Администрации Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2013 по делу N А35-1136/2013 (судья Валеева Т.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Линкор" (ОГРН 1024600944664 ИНН 4630016783) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области об установлении кадастровой стоимости, при участии в качестве третьих лиц: Администрации города Курска, Администрации Курской области, Комитета по управлению имуществом Курской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью агентство "Линкор" (ООО агентство "Линкор", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском (с учетом уточнения) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10, площадью 1 217 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12Б, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для торговой деятельности, установленной по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 2 166 260 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Курской области, Администрация города Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (третьи лица).
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.07.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Курской области, Администрация Курской области и ООО агентство "Линкор" обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Курской области, Управление Росреестра по Курской области, Администрация Курской области, Администрация города Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционные жалобы рассматривались в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В ходе судебного заседания представитель ООО агентство "Линкор" заявил ходатайство об отказе от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2013 по делу N А35-1136/2013 и возражал против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим удовлетворению в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку отказ от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
При таких обстоятельствах производство по апелляционной жалобе ООО агентство "Линкор" подлежит прекращению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО агентству "Линкор" на праве собственности принадлежит одноэтажное нежилое здание, литера Б, площадью 915,8 кв. м, по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12б.
На основании постановления Администрации города Курска от 07.08.1997 N 87 для осуществления торговой деятельности ООО агентству "Линкор" в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, 12б, площадью 1 217 га.
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, площадью 1 217 кв. м, по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12б зарегистрировано за ООО агентство "Линкор", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 46-АВ N 029873 от 27.08.2001.
Из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 21.07.2012 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10, площадью 1 217 кв. м, местоположение: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12б, составила 8 001 482,92 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6 574,76 руб. /кв. м.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па по состоянию на 01.01.2011.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка ООО агентством "Линкор" был получен отчет независимого эксперта-оценщика общества с ограниченной ответственностью "Дивиденд" от 11.02.2013 N 039/2013, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10 по состоянию на 01.01.2011 составила 2 068 900 руб.
По вопросу соответствия отчета N 039/2013 законодательству об оценочной деятельности судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, по результатам проведения которой представлено экспертное заключение, согласно которому отчет ООО "Дивиденд" от 11.02.2013 N 039/2013 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10, площадью 1 217 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, 12б, по состоянию на 01.01.2011 в размере 2 166 260 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Правительства Курской области от 17.01.2012 N 15-па.
Утвержденные Администрацией Курской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10 составил 6 574,76 руб. за кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила 8 001 482,92 руб.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы и выкупную стоимость земельного участка, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы арендатора (иного титульного владельца) и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно заключению эксперта, полученному в рамках рассмотрения настоящего дела, рыночная стоимость земельного участка площадью 1 217 кв. м, кадастровый номер 46:29:102150:10, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, 12б, по состоянию на 01.01.2011 составила 2 166 260 руб.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено. Доказательств недостаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленной нормативными актами, не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта N 07-Э/06/13 от 07.06.2013 надлежащими доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 2 166 260 руб. по состоянию на 01.01.2011.
Доводы апелляционных жалоб относительно того, что иск был предъявлен к ненадлежащему ответчику, не могут повлиять на правильность выводов суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка, права и законные интересы ООО агентство "Линкор" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки, и заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:10, площадью 1 217 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Хуторская, д. 12Б на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Курской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционных жалоб относится на заявителей жалоб. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Государственная пошлина в сумме 2 000 руб. 00 коп., уплаченная ООО агентство "Линкор" при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 83 от 12.08.2013, подлежит ему возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью агентство "Линкор" прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью агентство "Линкор" (ОГРН 1024600944664 ИНН 4630016783) из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению N 83 от 12.08.2013.
Решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2013 по делу N А35-1136/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, Администрации Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА
Судьи
И.В.УШАКОВА
А.И.ПОРОТИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)