Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2013 N 06АП-4392/2013 ПО ДЕЛУ N А04-1580/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2013 г. N 06АП-4392/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Индивидуального предпринимателя Хайбулова Павла Сергеевича: представитель не явился;
- от Администрации Ивановского района: представитель не явился;
- от Комитета по управлению имуществом Ивановского района: представитель не явился;
- от Прокуратуры Ивановского района: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Хайбулова Павла Сергеевича
на решение от 26.06.2013
по делу N А04-1580/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Анышем Д.С.
по заявлению Индивидуального предпринимателя Хайбулова Павла Сергеевича
к Администрации Ивановского района, Комитету по управлению имуществом Ивановского района
о признании недействительным постановления
третье лицо: Прокуратура Ивановского района

установил:

индивидуальный предприниматель Хайбулов Павел Сергеевич (далее - предприниматель, ИП Хайбулов П.С.) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации Ивановского района, Комитету по управлению имуществом Ивановского района о признании недействительным постановления от 14.01.2013 N 8 "О признании утратившими силу постановлений главы района от 05.07.2011 N 605 и от 01.09.2011 N 745".
Определением от 15.03.2013 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Ивановского района.
Решением суда первой инстанции от 26.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, индивидуальный предприниматель Хайбулов Павел Сергеевич обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, неверным установлением юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Индивидуальный предприниматель Хайбулов Павел Сергеевич, Администрация Ивановского района, Комитет по управлению имуществом Ивановского района, Прокуратура Ивановского района, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Администрацией Ивановского района представлены возражения на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, поскольку сторонами дополнительных доказательств не представлено.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Хайбулов Павел Сергеевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией ФНС России N 6 по Амурской области 23.01.2009 за основным государственным регистрационным номером 309282702300011, ИНН 281601498950.
20.06.2011 ИП Хайбулов П.С. обратился к главе Администрации Ивановского района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 200 кв. м для строительства магазина, расположенного по адресу: в начале ул. Ленина.
22.06.2011 ИП Хайбулов П.С. обратился к главе Администрации Ивановского района с заявлением о выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в котором просил предоставить земельный участок для строительства магазина, расположенный по адресу: с. Ивановка, ул. Ленина, вблизи дома N 34, примерной площадью 200 кв. м с испрашиваемым правом на земельный участок - аренда.
23.06.2011 комиссией в составе председателя комиссии - первого заместителя главы Администрации Ивановского района, председателя Комитета по управлению имуществом Ивановского района, начальника отдела строительства Администрации района, консультанта Южного межрайонного отдела Министерства природных ресурсов Амурской области, начальника Ивановского района Электрических сетей, главы Ивановского сельсовета произведен осмотра земельного участка площадью 200 кв. м, в кадастровом квартале 09, расположенном по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Ленина, категория земель "земли населенных пунктов", для размещения объекта - строительство магазина смешанных товаров. По результатам осмотра составлен акт выбора земельного участка с предварительным согласованием для размещения объекта - магазина смешанных товаров от 23.06.2011.
Постановлением главы Администрации Ивановского района от 05.07.2011 N 605 утвержден акт выбора земельного участка от 23.06.2011 под строительство магазина смешанных товаров, площадью 200 кв. м, в кадастровом квартале 09, расположенном по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Ленина. ИП Хайбулову П.С. предложено провести работы по формированию земельного участка и постановке на государственный кадастровый учет.
Руководителем Благовещенского городского геодезического центра - структурного подразделения Амурской топогеодезической экспедиции, в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Ленина, в результате выполнения кадастровых работ подготовлен межевой план от 17.07.2011.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 19.08.2011 N 28/11-1775 в государственный кадастр недвижимости внесен кадастровый номер 28:14:011609:48 земельного участка, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Ленина, площадью 200 кв. м.
26.08.2011 ИП Хайбулов П.С. обратился к главе Администрации Ивановского района с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок сроком на 10 лет, с кадастровым номером 28:14:011609:48, расположенный по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Ленина, разрешенное использование - для магазина, общей площадью 200 кв. м, с 01.09.2011 по 30.03.2021.
Постановлением главы Администрации Ивановского района от 01.09.2011 N 745 ИП Хайбулову П.С. предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 28:14:011609:48, площадью 200 кв. м из категории земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для магазина, местоположение: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Ленина.
01.09.2011 на основании постановления главы Администрации Ивановского района между Комитетом по управлению имуществом Ивановского района (арендодатель) и ИП Хайбуловым П.С. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 189/11-ЗУ, в соответствии с которым арендодатель передает за плату, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 28:14:011609:48 из категории земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для магазина, местоположение: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Ленина, общей площадью 200 кв. м. Срок аренды земельного участка установлен с 01.09.2011 по 31.08.2021.
Пунктом 5.1.1 договора аренды земельного участка от 01.09.2011 N 189/11-ЗУ установлено, что арендатор имеет право производить улучшение земельного участка, возводить на земельном участке здания, сооружения и иные объекты недвижимости в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
01.09.2011 ИП Хайбулов П.С. обратился к главе Администрации Ивановского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Ленина, с кадастровым номером 28:14:011609:48.
Начальником отдела строительства Администрации Ивановского района Амурской области 07.09.2011 ИП Хайбулову П.С. выдано разрешение на строительство N 1022801197451 "73", которым разрешено строительство магазина смешанных товаров, общей площадью 190 кв. м, на земельном участке, расположенном по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Ленина, кадастровый номер 28:14:011609:48.
30.11.2012 ИП Хайбулов П.С. обратился к главе Администрации Ивановского района с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию магазина смешанных товаров, расположенного на земельном участке по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Ленина, с кадастровым номером 28:14:011609:48, общей площадью 190 кв. м, строительный объем здания 483 кв. м.
Письмом главы Администрации Ивановского района от 09.01.2013 N 10 ИП Хайбулову П.С. сообщено, что Администрация Ивановского района не может выдать разрешение на ввод в эксплуатацию построенного им объекта "магазин смешанных товаров" в связи с тем, что в заявлении на ввод в эксплуатацию магазина смешанных товаров площадь указана 190 кв. м без учета очередей строительства; к заявлению не приложен документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям техническим регламентов, подписанный лицом, осуществляющим строительство. Фактически объект находится в незавершенном строительстве, так как не выполнены следующие работы: ходовая лестница на крыльцо второго этажа, отсутствует ограждение крыльца второго этажа, отсутствуют документы, подтверждающие огнезащитную обработку деревянных конструкций и антикоррозийную защиту металлических конструкций.
19.11.2012 в Прокуратуру Ивановского района обратился индивидуальный предприниматель Клещева Антонина Викторовна с заявлением о принятии мер прокурорского воздействия, в связи с незаконным предоставлением администрацией Ивановского района в аренду ИП Хайбулову П.С. земельного участка с кадастровым номером 28:14:011609:48, площадью 200 кв. м, по адресу: с. Ивановка, ул. Ленина, 36.
Представлением Прокурора Ивановского района от 18.12.2012, вынесенным по результатам проверки соблюдения земельного законодательства при выделении земельного участка для строительства ИП Хайбулову П.С., в связи выявлением факта нарушения Администрацией Ивановского района норм Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, неисполнение обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства при предварительном согласовании выделения земельного участка ИП Хайбулову П.С., предложено принять меры к устранению выявленных нарушений действующего земельного законодательства, а также причин и условий им способствующих и не допускать подобные нарушения впредь.
Постановлением главы Администрации Ивановского района от 14.01.2013 N 8 "О признании утратившими силу постановлений главы района от 05.07.2011 N 605 и от 01.09.2011 N 745", признаны утратившими силу постановления главы Администрации Ивановского района от 05.07.2011 N 605 "О предварительном согласовании земельного участка для размещения объекта: магазин смешанных товаров" и от 01.09.2011 N 745 "О предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности". Комитету по управлению имуществом Ивановского района предложено подготовить соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 01.09.2011 N 189/11-ЗУ.
Не согласившись с постановлением главы Администрации Ивановского района от 14.01.2013 N 8 "О признании утратившими силу постановлений главы района от 05.07.2011 N 605 и от 01.09.2011 N 745", ИП Хайбулов П.С. обратился в Арбитражный суд Амурской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что на основании постановлений главы Администрации Ивановского района от 05.07.2011 N 605 "О предварительном согласовании земельного участка для размещения объекта: магазин смешанных товаров", от 01.09.2011 N 745 "О предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности" ИП Хайбулову П.С. предоставлен в пользование на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 28:14:011609:48, площадью 200 кв. м из категории земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для магазина, местоположение: Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Ленина.
14.01.2013 главой Администрации Ивановского района в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", представлением прокуратуры Ивановского района об устранении нарушений земельного законодательства от 18.12.2012 N 309ж-2012 и с целью приведения ненормативного правового акта в соответствие с действующим земельным законодательством Российской Федерации вынесено постановление N 8 "О признании утратившими силу постановлений главы района от 05.07.2011 N 605 и от 01.09.2011 N 745", которым были отменены ранее изданные вышеуказанные постановления главы Администрации Ивановского района о предварительном согласовании земельного участка для размещения объекта и о предоставлении земельного участка в аренду ИП Хайбулова П.С., как изданные с нарушением требований земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка рассмотрения заявок на предоставление земельных участков и принятия решений по ним на территории Ивановского района, утвержденного решением районного Совета народных депутатов от 26.06.2007 N 590 (далее - Порядок от 26.06.2007 N 590), глава муниципального образования Ивановского района издает постановления, в том числе, по предоставлению земельных участков.
Судом установлено, что оспариваемое постановление от 14.01.2013 N 8 принято и подписано главой Администрации Ивановского района, то есть должностным лицом, принявшим постановления от 05.07.2011 N 605, от 01.09.2011 N 745.
Следовательно, отменяя постановления от 05.07.2011 N 605, от 01.09.2011 N 745, глава Администрации Ивановского района действовал в пределах своих полномочий.
Таким образом, довод предпринимателя о том, что при принятии оспариваемого постановления Администрация Ивановского района вышла за пределы своих полномочий судом правомерно отклонен.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (часть 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка от 26.06.2007 N 590, земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности района, предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с целевым назначением этих земельных участков и разрешенным использованием в собственность или аренду.
Порядок выбора земельных участков для строительства регламентирован статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (часть 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что 22.06.2011 ИП Хайбулов П.С. обратился к главе Администрации Ивановского района с заявлением о выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства магазина.
На основании заявления ИП Хайбулова П.С. главой Администрации Ивановского района издано постановление от 05.07.2011 N 605 "О предварительном согласовании земельного участка для размещения объекта: магазин смешанных товаров", которым, в частности, был утвержден акт выбора земельного участка от 23.06.2011.
Постановление главы Администрации Ивановского района от 05.07.2011 N 605 явилось правовым основанием для издания постановления главы Администрации Ивановского района от 01.09.2011 N 745 "О предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности".
На основании постановления главы Администрации Ивановского района от 01.09.2011 N 745, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ивановского района и ИП Хайбуловым П.С. 01.09.2011 был заключен договор аренды земельного участка от 01.09.2011 N 189/11-ЗУ.
Судом также установлено, что органом местного самоуправления не был в полной мере соблюден порядок выбора и предоставления ИП Хайбулову П.С. в аренду спорного земельного участка под строительство.
Часть 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Приведенные требования законодательства установлены в целях реализации гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (пункты 4 и 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Указанная правовая позиция сформирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Судом установлено, что при согласовании выделения земельного участка ИП Хайбулову П.С. с оформлением акта выбора земельного участка от 23.06.2011, информация о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления до населения не доводилась.
Таким образом, поскольку главой Администрации Ивановского района нарушены положения части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, при предоставлении спорного земельного участка в аренду ИП Хайбулова П.С., следовательно, постановления главы Администрации Ивановского района от 05.07.2011 N 605, от 01.09.2011 N 745 не соответствуют положениям земельного законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что постановление от 14.08.2013 N 8, вынесенное главой Администрации Ивановского района, об отмене названных постановлений главы Администрации Ивановского района соответствует нормам законодательства о местном самоуправлении и нормам земельного законодательства законным, поскольку оно направлено на устранение допущенных ранее нарушений земельного законодательства, в частности, порядка выбора и предоставления земельных участков для строительства.
Довод ИП Хайбулова П.С. о том, что издание оспариваемого постановления не направлено на защиту чьих-либо прав и интересов судом правомерно отклонен, поскольку положения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают порядок предоставления земельных участков, в том числе для строительства, а также необходимость публичного информирования населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка.
Как следует из материалов дела 19.11.2012 в Прокуратуру Ивановского района обратился индивидуальный предприниматель Клещева Антонина Викторовна с заявлением о принятии мер прокурорского воздействия в связи с незаконным предоставлением администрацией Ивановского района в аренду ИП Хайбулову П.С. земельного участка с кадастровым номером 28:14:011609:48, площадью 200 кв. м, по адресу: с. Ивановка, ул. Ленина, 36.
Свое заявление мотивировала тем, что спорный земельный участок предоставлен незаконно, без проведения аукциона, у ИП Клещевой А.В. имеется интерес в отношении спорного земельного участка.
Прокуратурой Ивановского района была проведена проверка соблюдения земельного законодательства при выделении земельного участка для строительства ИП Хайбулову П.С., в ходе которой выявлены нарушения норм Земельного кодекса Российской Федерации, в частности Администрацией Ивановского района не исполнена обязанность по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства при предварительном согласовании выделения земельного участка ИП Хайбулову П.С.
В связи с выявленными нарушениями Прокуратурой Ивановского района вынесено представление Администрации Ивановского района, принять меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства, а также причин и условий, им способствующих, и не допускать подобные нарушения впредь.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что при принятии главой Администрации Ивановского района постановлений от 05.07.2011 N 605 и от 01.09.2011 N 745 были нарушены права населения на своевременное информирование о возможном предоставлении земельного участка для строительства, в результате чего, не учтено мнение населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства.
Довод ИП Хайбулова П.С. о том, что при наличии заключенного договора аренды земельного участка от 01.09.2011 N 189/11-ЗУ Администрация не вправе во внесудебном порядке признать утратившими силу постановления, послужившие одним из оснований для заключения договора аренды, судом обоснованно отклонен.
Реализация прав по предоставлению в аренду спорного земельного участка возможна путем обращения ИП Хайбулова П.С. в установленном порядке в орган местного самоуправления и последующим предоставлении спорного земельного участка в соответствии с действующим земельным законодательством либо по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, либо по правилам части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении ему земельного участка.
Ссылка предпринимателя в обоснование требований на постановление Европейского Суда по правам человека (Дело "Гладышева (Gladysheva) против Российской Федерации" (Жалоба N 7097/10) Постановление Суда Страсбург, 6 декабря 2011 г.), в котором указано, что ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно в отсутствие иных конфликтующих интересов, иными словами, риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица, судом первой инстанции правомерно отклонена, поскольку приведенное постановление Европейского Суда по правам человека не имеет отношение к предмету рассматриваемого спора, так как в данном случае, признавая утратившими силу постановления главы района от 05.07.2011 N 605 и от 01.09.2011 N 745, администрации Ивановского района восстанавливает права неопределенного круга лиц, которые были нарушены в результате предоставления спорного земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а также обоснованно применив нормы, регулирующие спорные отношения, оценив, в порядке положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует земельному законодательству, следовательно, не может нарушать права и законные интересы ИП Хайбулова П.С. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 26.06.2013 по делу N А04-1580/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Хайбулова Павла Сергеевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА

Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)