Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 15.08.2013 ПО ДЕЛУ N А61-2179/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. по делу N А61-2179/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (ИНН 1512008702, ОГРН 1021500978641), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1502046674, ОГРН 1031500254961) и третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Михайловское", Российской академии сельскохозяйственных наук, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.12.2012 (судья Джиоев З.П.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 (судьи Марченко О.В., Казакова Г.В., Фриев А.Л.) по делу N А61-2179/2012, установил следующее.
Государственное научное учреждение Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - территориальное управление) с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление Росреестра) с целью государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки:
- - с кадастровым номером 15:08:0010202:17 площадью 455 489 кв. м, расположенный северо-восточнее с. Михайловское;
- - с кадастровым номером 15:08:0010202:88 площадью 4757 кв. м, расположенный по адресу: с. Михайловское, ул. Темирязева, 1;
- - с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 6 431 247 кв. м, расположенный северо-восточнее с. Михайловское.
Определениями от 28.08.2012 и от 29.10.2012 (т. 1, л.д. 1, 148) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Росреестра, Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия), ОНО ОПХ "Михайловское" Россельхозакадемии (далее - организация научного обслуживания), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.12.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013, требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации в управлении Росреестра права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки с кадастровыми номерами 15:08:0010202:17, 15:08:0010202:88, 15:08:0010202:99. С территориального управления в пользу учреждения взыскано 2 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства передан Россельхозакадемии как подведомственная ей некоммерческая научная организация, созданная в форме учреждения. Решением от 26.08.2010 по делу N А61-1234/2010 признано право собственности Российской Федерации на земельные участки общей площадью 754,6693 га, предоставленные учреждению и организации научного обслуживания в бессрочное (постоянное) пользование (государственные акты от 06.01.1997 N 423 и N 78). Осуществляя функции собственника, Россельхозакадемия приняла решение (протоколы заседания президиума от 14.09.2010 и от 10.10.2012) переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 15:08:0010202:17 (площадью 455 489 кв. м), 15:08:0010202:88 (площадью 4757 кв. м), 15:08:0010202:99 (площадью 6 431 247 кв. м) из землепользования организации научного обслуживания в постоянное (бессрочное) пользование учреждения. Уклонение территориального управление об обращения за государственной регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования учреждения послужило основанием для обращения в суд. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке), Положением об осуществлении государственными академиями наук полномочий учредителей подведомственных государственных бюджетных учреждений и собственников закрепленного за ними федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 450 (далее - Положение), Положением о Росимуществе, а также Положением о территориальном управлении. В соответствии с приведенными актами решение по вопросам распоряжения недвижимым имуществом учреждения принимается Россельхозакадемией по согласованию с Росимуществом (его территориальными органами), которое согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании; в случае не поступления ответа в месячный срок соответствующее решение считается согласованным. Поскольку бездействие территориального управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права учреждения, судебные инстанции пришли к выводу о наличии основания для удовлетворения заявленных требований (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Кодекса возложены на территориальное управление (т. 2, л.д. 44, 178).
Территориальное управление обжаловало решение от 24.12.2012 и апелляционное постановление от 06.05.2013 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды пришли к ошибочному выводу о том, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорные участки возникло у учреждения на основании решения Россельхозакадемии, оформленного протоколом заседания президиума Россельхозакадемии от 14.09.2010 N 8. Данный вывод не соответствует статье 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Однако, даже если согласиться с позицией судов, документы для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками должны быть представлены учреждением, которое (как правообладатель) и должно обращаться в управление Росреестра (абзац второй пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; далее - Закон о регистрации). На территориальное управление возлагается только обязанность, связанная с регистрацией права федеральной собственности. Производные вещные права федеральных учреждений и унитарных предприятий могут регистрироваться только по заявлениям самих правообладателей (учреждений и предприятий). Ссылка в судебных актах на Положение (05.05.2012) несостоятельна. Данное Положение не действовало на момент принятия решения о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (14.09.2010). Суды также не учли, что организация научного обслуживания, являющаяся федеральным унитарным предприятием (решение от 24.06.2010 по делу N А61-1804/2009) признана несостоятельным (банкротом) и в отношении нее открыто конкурсное производство. С учетом требований статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) Россельхозакадемия не вправе издавать каких-либо акты в отношении организации научного обслуживания и ее имущества. Кроме того, суды не приняли во внимание, что в утвержденный после издания распоряжения Правительства Российской Федерации N 1002-р перечень предприятий и учреждений Россельхозакадемии организация научного обслуживания не включена. Судом первой инстанции также допущено нарушение процессуальных норм. Учреждение обжаловало бездействие, выразившееся в необращении с заявлением о государственной регистрации права, в то время как суд признал незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя.
Учреждение в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 26.08.2010 по делу N А61-1234/2010 признано право собственности Российской Федерации на земельные участки общей площадью 754,6693 га, предоставленные учреждению и организации научного обслуживания в бессрочное (постоянное) пользование. Россельхозакадемия, являясь саморегулируемой некоммерческой организацией, осуществляет функции собственника и федерального органа исполнительной власти в отношении созданных ею юридических лиц (статьи 125, 214 Гражданского кодекса, статья 6 Закона о науке). Россельхозакадемия приняла решение (протоколы заседания президиума от 14.09.2010 и от 10.10.2012) переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 15:08:0010202:17, 15:08:0010202:88, 15:08:0010202:99 из землепользования организации научного обслуживания в постоянное (бессрочное) пользование учреждения. Учреждение 12.07.2012 обратилось в территориальное управление с просьбой направить в управление Росреестра заявление о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на указанные земельные участки. Соответствующая обязанность закреплена в пункте 5.40 Положения о Росимуществе, согласно которому Росимущество (его территориальные подразделения) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним. Постановление президиума Россельхозакадемии (оформленное протоколом от 14.09.2010) является сделкой (статья 153 Гражданского кодекса), а не актом уполномоченного государственного органа, как ошибочно полагает территориальное управление. Таким образом, бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии мер по регистрации в управлении Росреестра права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки с кадастровыми номерами 15:08:0010202:17, 15:08:0010202:88, 15:08:0010202:99 незаконного и нарушает права заявителя.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобы не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Кодекса в суд кассационной инстанции представителей не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу следует удовлетворить.
Как видно из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 26.08.2010 N А61-1234/2010 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесены записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 15:08:0010202:17 площадью 455 489 кв. м и 15:08:0010202:99 площадью 6 431 247 кв. м, расположенные северо-восточнее с. Михайловское, а также участок с кадастровым номером 15:08:0010202:88 площадью 4757 кв. м, расположенный по адресу: с. Михайловское, ул. Темирязева, 1. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.02.2012 и от 29.02.2012 (т. 1, л.д. 15-17, 135-137).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 26.08.2010 по делу N А61-1234/2010 (с участием тех же лиц) установлены следующие обстоятельства. На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук создана Россельхозакадемия с передачей последней в бессрочное, бесплатное пользование земель, ранее предоставленных РАСХН, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям. Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства передан Россельхозакадемии как подведомственная ей некоммерческая научная организация, созданная в форме учреждения. Имущество учреждения находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления. Учреждению на праве бессрочного (постоянного) пользования выделен земельный участок общей площадью 52,68 га, выдан государственной акт от 06.01.1997 N 423. Организация научного обслуживания, созданная как государственное унитарное предприятие, находится в подчинении Россельхозакадемии. Указанной организации согласно государственному акту N 78 (без даты) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование участок площадью 703 га, находящийся в федеральной собственности (пункт 3 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.06.2010 по делу N А61-1804/2009 организация научного обслуживания признана несостоятельным (банкротом) и в отношении нее открыто конкурсное производство.
14 сентября 2010 года на заседании президиума Россельхозакадемии (выписка из протокола N 8) принято решение в целях укрепления экспериментально-опытной базы учреждения переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 703 га из землепользования организации научного обслуживания в постоянное (бессрочное) пользование учреждения (т. 1, л.д. 39).
Согласно выписке из протокола от 10.10.2012 N 10 в связи с изменением площади земельного участка, ранее закрепленного за организацией научного обслуживания, а также банкротством организации в постановление президиума от 14.09.2010 внесены изменения. В пользование учреждения решено переоформить земельные участки с кадастровыми номерами 15:08:0010202:99 и 15:08:0010202:17 (т. 2, л.д. 26).
12 июля 2012 года учреждение обратилось в территориальное управление с письмом, в котором просило обратиться в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки с кадастровыми номерами 15:08:0010202:99 и 15:08:0010202:17 и 15:08:0010202:88 (т. 1, л.д. 34-37).
В письме от 13.08.2012 территориальное управление сообщило о невозможности представления интересов учреждения при регистрации прав в ЕГРП (т. 1, л.д. 38).
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.12.2012 по делу N А61-1804/2009 конкурсное производство в отношении организации научного обслуживания завершено.
29 января 2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации организации научного обслуживания.
Считая бездействие территориального управления незаконным и нарушающим права учреждения в имущественной сфере, последнее обратилось в арбитражный суд заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 20 Земельного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. За гражданами и юридическими лицами сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если оно возникло до введения в действие Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса, пункту 1 статьи 26 Земельного кодекса, пункту 1 статьи 4 Закона о регистрации право постоянного (бессрочного) пользования подлежит государственной регистрации в ЕГРП.
Судебные инстанции при разрешении спора сослались на статью 6 Закона о науке, Положение, Положение о Росимуществе, а также Положение о территориальном управлении, и исходили из того, что решение по вопросам распоряжения недвижимым имуществом учреждения принимается Россельхозакадемией по согласованию с Росимуществом (его территориальными органами). Росимущество согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании; в случае не поступления ответа в месячный срок соответствующее решение считается согласованным. Признав, что бездействие территориального управления (его необращение в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учреждения земельными участками) не соответствует закону, судебные инстанции пришли к выводу о наличии основания для удовлетворения требований.
Данный вывод судов первой и апелляционной инстанций ошибочен.
В пункте 1 статьи 6 Закона о науке закреплено, что Россельхозакадемия осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника (право владения, пользования и распоряжения) в отношении имущества своих учреждений, предприятий, находящегося в федеральной собственности, а также полномочия учредителей подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, включая научные организации, организации научного обслуживания и организации социальной сферы, и собственников федерального имущества, принадлежащего этим организациям, в том числе закрепление федерального имущества за подведомственными организациями.
Согласно пункту 3 Положения государственной академией наук по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом, принимаются решения по следующим вопросам: распоряжение особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом бюджетного учреждения; внесение бюджетным учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества другим образом в качестве их учредителя или участника. Соответствующее решение принимается государственной академией наук путем направления федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на управление и распоряжение федеральным имуществом, проекта решения. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на управление и распоряжение федеральным имуществом, рассматривает проект решения и в течение 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании. В случае непоступления от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление и распоряжение федеральным имуществом, соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления ему проекта решения государственной академией наук решение считается согласованным.
В соответствии с пунктом 5.40 Положения о Росимуществе, последнее выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами. Аналогичные полномочия закреплены и в Положении о территориальном управлении.
Пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Законом, государственная регистрация прав во исполнение которого проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации является Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Из содержания приведенных норм (актов) не следует обязанность Росимущества (его территориальных органов) осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (в том числе земельные участки), закрепленные в установленном порядке за федеральными государственными учреждениями. В них предусмотрены полномочия Росимущества на осуществление от имени Российской Федерации действий по государственной регистрации права собственности федерального недвижимого имущества, а также согласованию принимаемых Россельхозакадемией отдельных решений. Однако предметом настоящего спора не является уклонение территориального управления от принятия (согласования) решения по вопросам распоряжения недвижимым имуществом учреждения. Заявитель настаивает на наличии у органа, осуществляющего публичные полномочия, нормативно установленной обязанности по обращению (в интересах учреждения) в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации ограниченного вещного права последнего в отношении земельных участков, закрепленных за ним ранее решением Россельхозакадемии.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей, за исключением обязательных случаев регистрации, предусмотренных пунктом той же статьи.
Судебными актами по делу N А61-1234/2010 установлено, что учреждению на праве бессрочного (постоянного) пользования выделен земельный участок общей площадью 52,68 га, выдан государственной акт от 06.01.1997 N 423. Организации научного обслуживания на основании государственного акта N 78 (без даты) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование участок площадью 703 га. Таким образом, указанные юридические лица признаются землепользователями (обладателями ограниченного вещного права) в отношении земельных участков.
Россельхозакадемия (организация, осуществляющая функции собственника и федерального органа исполнительной власти в отношении созданных ею юридических лиц) приняла решение (протоколы от 14.09.2010 и от 10.10.2012) переоформить право пользования земельными участками с кадастровыми номерами 15:08:0010202:17, 15:08:0010202:88 и 15:08:0010202:99 из землепользования организации научного обслуживания в постоянное (бессрочное) пользование учреждения.
С учетом изложенного, право постоянного (бессрочного) пользования учреждения в отношении названных земельных участков подлежит государственной регистрации на основании заявления последнего (как правообладателя), поданного в управление Росреестра с приложением документов, необходимых для такой регистрации. В случае отказа регистрирующего органа правообладатель (учреждение) вправе оспорить его в установленном порядке (абзац четвертый пункта 3 статьи 20 Закона о регистрации).
Изложенный в отзыве на кассационную жалобу довод учреждения о том, что решение Россельхозакадемии о переоформлении на учреждение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является сделкой, поэтому влечет обязанность территориального управления обратиться за государственной регистрацией права в управление Росреестра, не основан на законе.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса акты государственных органов и органов местного самоуправления являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей в том случае, если они предусмотрены законом в качестве такого основания.
Распорядительный акт Россельхозакадемии по переоформлению прав на земельные участки в отношении подведомственных юридических лиц не установлен нормами законодательства в качестве основания возникновения гражданско-правового обязательства, которое в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса должно отвечать критериям равенства и автономии воли участников. Отношения, возникшие между Россельхозакадемией (организацией, осуществляющей функции собственника и федерального органа исполнительной власти в отношении созданных ею юридических лиц) и учреждением в результате принятия указанного решения, названным критериям не отвечают, поэтому не могут быть квалифицированы как гражданско-правовые. В рассматриваемом случае решение (действия) по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками не является сделкой по распоряжению федеральной собственностью в смысле статьи 153 Гражданского кодекса.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Поскольку бездействие территориального управления по вопросу обращения в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки с кадастровыми номерами 15:08:0010202:17, 15:08:0010202:88 и 15:08:0010202:99 не нарушает закон, у судов отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя.
Суд кассационной инстанции вправе отменить решение и (или) апелляционное постановление и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применена норма права (пункт 2 части 1 статьи 287 Кодекса).
Основаниями для отмены судебных актов являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).
Судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства спора, но неправильно применены нормы материального (статья 6 Закона о науке, статья 16 Закона о регистрации) и процессуального (статьи 198, 200 и 201 Кодекса) права. Поэтому принятые по делу судебные акты на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Кодекса следует отменить, в удовлетворении заявленных учреждением требований - отказать.
В материалах дела отсутствуют доказательства исполнения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.12.2012 в части взыскания с территориального управления понесенных учреждением расходов по уплате государственной пошлины (в размере 2 тыс. рублей). В связи с отменой судебных актов взыскание по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, подлежит прекращению (часть 2 статьи 325 Кодекса).
Территориальное управление (федеральный орган государственной власти) от уплаты государственной пошлины освобождено (подпункт 1 пункта статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 (в редакции от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", государственная пошлина с учреждения не взыскивается.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.12.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по делу N А61-2179/2012 отменить. Прекратить взыскание по отмененным судебным актам.
В удовлетворении требований Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)