Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Желтянникова В.И.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: Михальчук О.В. (доверенность от 01.02.2013)
от ответчика: не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2047/2013) Комитет имущественных отношений Администрации г. Мончегорска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.12.2012 по делу N А42-4509/2012 (судья Востряков К.А.), принятое
по иску ОАО "НК Роснефть"-Мурманскнефтепродукт"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области
3-и лица: 1. Комитет имущественных отношений Администрации г. Мончегорска, 2. Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация МО город Мончегорск с подведомственной территорией
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
- ОАО "НК "Роснефть"-Мурманскнефтепродукт" (далее истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области (далее - ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельных участков: из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для обслуживания автозаправочной станции N 16, площадью 4716 кв. м, адрес объекта: г. Мончегорск, ФАД М-18 до границы с Норвегией, район 1259 км 800 м, кадастровый номер 51:10:040301:0018 в размере рыночной стоимости 543 000 (пятьсот сорок три тысячи) рублей; из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: под АЗС, площадью 3429 кв. м, адрес объекта: г. Мончегорск, Привокзальное шоссе, д. 5А, кадастровый номер 51:10:040201:0054 в размере рыночной стоимости 582 000 (пятьсот восемьдесят две тысячи) рублей;
- из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: под АЗС N 49, площадью 5744 кв. м, адрес объекта: г. Мончегорск, Никелевское шоссе, кадастровый номер 51:10:040201:0024 в размере рыночной стоимости 975 000 (девятьсот семьдесят пять тысяч) рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мончегорска (далее Комитет), Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией (далее - Администрация).
Решением от 17.12.2012 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять, новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать, полагая, что кадастровая оценка земель произведена в соответствии с законодательством РФ, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не является действием, входящим в состав процедур, реализуемых в рамках проведения государственной кадастровой оценки. Кроме того, арбитражный суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства Комитета о предоставлении времени для ознакомления с Отчетом об оценке стоимости земельных участков от 23.11.2012, который, по мнению Комитета, составлен с нарушением федерального законодательства и содержит недостоверную информацию.
Истец возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу указало, что обжалуемое решение исполнено, права и законные интересы филиала оспариваемым решением не затрагиваются.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на основании договоров аренды от 20.01.2005 N 011, от 20.01.2005 N 012, от 28.03.2007 N 120 предоставлены земельные участки с кад. N 51:10:040201:0024, кад. N 51:10:040201:0054, кад. N 51:10:040301:0018 соответственно для использования автозаправочных станций (АЗС) N 49, N 10, N 16, принадлежащих Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 23.01.2001 N 51-АА 000997, от 07.06.2006 N 51-АБ 098396, от 23.01.2004 N 51-АА 160710.
Постановлением Правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Мурманской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области.
По итогам указанной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу на правах аренды, составила:
- - 8 890 448 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040201:0024;
- - 1 968 824,45 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040201:0054;
- - 1 705 494 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040301:0018.
Данные сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости и отражены в кадастровых планах.
Согласно выполненному оценщиком отчету от 23.11.2012 N 04/12М об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, по состоянию на 01.06.2012 их рыночная стоимость составила соответственно:
- - 975 000 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040201:0024;
- - 582 000 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040201:0054;
- - 543 000 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040301:0018.
Поскольку за использование земельных участков Общество вносит арендную плату, рассчитанную исходя из кадастровой стоимости, размер которой существенно превышает его рыночную стоимость, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В материалы дела истец представил отчет от 23.11.2012 об оценке рыночной стоимости упомянутых земельных участков на дату оценки 01.06.2012.
Учреждение, Комитет не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорных земельных участком является иной, не просили суд назначить экспертизу.
Напротив, истцом представлено экспертное заключение от 11.12.2012 N 12/022-536-78 на отчет об оценке от 23.11.2012, выполненное экспертами некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов - оценщиков", согласно которому отчет от 23.11.2012 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные и не нашедшие своего подтверждения в материалах дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.12.2012 по делу N А42-4509/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2013 ПО ДЕЛУ N А42-4509/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. по делу N А42-4509/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Желтянникова В.И.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: Михальчук О.В. (доверенность от 01.02.2013)
от ответчика: не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2047/2013) Комитет имущественных отношений Администрации г. Мончегорска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.12.2012 по делу N А42-4509/2012 (судья Востряков К.А.), принятое
по иску ОАО "НК Роснефть"-Мурманскнефтепродукт"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области
3-и лица: 1. Комитет имущественных отношений Администрации г. Мончегорска, 2. Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация МО город Мончегорск с подведомственной территорией
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
- ОАО "НК "Роснефть"-Мурманскнефтепродукт" (далее истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области (далее - ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельных участков: из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для обслуживания автозаправочной станции N 16, площадью 4716 кв. м, адрес объекта: г. Мончегорск, ФАД М-18 до границы с Норвегией, район 1259 км 800 м, кадастровый номер 51:10:040301:0018 в размере рыночной стоимости 543 000 (пятьсот сорок три тысячи) рублей; из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: под АЗС, площадью 3429 кв. м, адрес объекта: г. Мончегорск, Привокзальное шоссе, д. 5А, кадастровый номер 51:10:040201:0054 в размере рыночной стоимости 582 000 (пятьсот восемьдесят две тысячи) рублей;
- из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: под АЗС N 49, площадью 5744 кв. м, адрес объекта: г. Мончегорск, Никелевское шоссе, кадастровый номер 51:10:040201:0024 в размере рыночной стоимости 975 000 (девятьсот семьдесят пять тысяч) рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мончегорска (далее Комитет), Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией (далее - Администрация).
Решением от 17.12.2012 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять, новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать, полагая, что кадастровая оценка земель произведена в соответствии с законодательством РФ, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не является действием, входящим в состав процедур, реализуемых в рамках проведения государственной кадастровой оценки. Кроме того, арбитражный суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства Комитета о предоставлении времени для ознакомления с Отчетом об оценке стоимости земельных участков от 23.11.2012, который, по мнению Комитета, составлен с нарушением федерального законодательства и содержит недостоверную информацию.
Истец возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу указало, что обжалуемое решение исполнено, права и законные интересы филиала оспариваемым решением не затрагиваются.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на основании договоров аренды от 20.01.2005 N 011, от 20.01.2005 N 012, от 28.03.2007 N 120 предоставлены земельные участки с кад. N 51:10:040201:0024, кад. N 51:10:040201:0054, кад. N 51:10:040301:0018 соответственно для использования автозаправочных станций (АЗС) N 49, N 10, N 16, принадлежащих Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 23.01.2001 N 51-АА 000997, от 07.06.2006 N 51-АБ 098396, от 23.01.2004 N 51-АА 160710.
Постановлением Правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Мурманской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области.
По итогам указанной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу на правах аренды, составила:
- - 8 890 448 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040201:0024;
- - 1 968 824,45 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040201:0054;
- - 1 705 494 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040301:0018.
Данные сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости и отражены в кадастровых планах.
Согласно выполненному оценщиком отчету от 23.11.2012 N 04/12М об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, по состоянию на 01.06.2012 их рыночная стоимость составила соответственно:
- - 975 000 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040201:0024;
- - 582 000 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040201:0054;
- - 543 000 руб. земельного участка с кадастровым номером 51:10:040301:0018.
Поскольку за использование земельных участков Общество вносит арендную плату, рассчитанную исходя из кадастровой стоимости, размер которой существенно превышает его рыночную стоимость, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В материалы дела истец представил отчет от 23.11.2012 об оценке рыночной стоимости упомянутых земельных участков на дату оценки 01.06.2012.
Учреждение, Комитет не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорных земельных участком является иной, не просили суд назначить экспертизу.
Напротив, истцом представлено экспертное заключение от 11.12.2012 N 12/022-536-78 на отчет об оценке от 23.11.2012, выполненное экспертами некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов - оценщиков", согласно которому отчет от 23.11.2012 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные и не нашедшие своего подтверждения в материалах дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.12.2012 по делу N А42-4509/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)