Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Ждановой Л.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. без
использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Аверс" и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 12.11.2012 по делу N А27-4849/2010 (новое рассмотрение) (судья Ходякова О.С.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аверс" (ОГРН 1034205065520)
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области
третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "ИНКОМ ПРАЙС"
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий и решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аверс" (далее по тексту - ООО "Аверс", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля"):
- о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 4224:0101033:168 площадью 38 271 кв. м, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, в сумме 236 679 639,27 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. метр;
- о признании недействительным пункта 7 решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельного показателя его кадастровой стоимости;
- о признании незаконными действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38271 кв. м;
- о признании недействительным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером 42:24:0101033:168, оформленного письмом от 03.03.2010 N 07/12-1266;
- о возложении обязанности на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости.
Определением арбитражного суда от 03.06.2010 года произведена замена стороны в порядке статьи 48 АПК РФ - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Росреестра).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по существу спора, привлечена Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением арбитражного суда от 21.07.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010, отказано в удовлетворении заявления в части признания недействительным решения об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в остальной части заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены в части удовлетворения заявленных требований, в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 28.06.2011 N 913/11 отменил указанные судебные акты, признав неверной позицию судов о рассмотрении заявленных требований по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении Общество изложило свои требования в следующей редакции:
- - признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. м;
- - признать незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168, представления в Коллегию администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельных участков и внесения в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. метр.
Поддерживая указанные требования, Общество одновременно просило установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 41 598 000 руб., определенной независимым оценщиком по состоянию на 01.01.2010, и обязать внести такую стоимость в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве ответчика Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата по Кемеровской области" и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, независимого оценщика общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Инком Прайс" (далее по тексту - ООО НПФ "Инком Прайс").
В порядке статьи 48 АПК РФ арбитражный суд в связи с состоявшейся реорганизацией произвел замену Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Кемеровской области" на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - кадастровая палата, ФГБУ "ФКП Росреестра"). Также арбитражный суд в связи с реорганизацией заменил ФГУП "ФКЦ "Земля" на ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
По результатам нового рассмотрения арбитражный суд решением от 22.02.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 21.08.2012 отменил названные судебные акты, указал на необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности назначения по делу экспертизы. При наличии существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью суд с учетом статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вправе назначить экспертизу отчета с соблюдением правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении ООО "Аверс" изложило требования в следующей редакции:
- - признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38271 кв. м в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. м, содержащийся в отчете Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля");
- - признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6 184,34 руб. за кв. м;
- - признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки спорного земельного участка и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 6 184,34 руб. за кв. м;
- - признать недействительным решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 равной его рыночной стоимости в размере 11 149 000 руб., определенной независимым оценщиком по состоянию на 01.01.2007.
Решением от 12.11.2012 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично: установлена кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38271 кв. м равной его рыночной стоимости в сумме 11 149 000 рублей.
В удовлетворении требований к ФГУП "ФКЦ "Земля", Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области отказано.
Взысканы с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу ООО "Аверс" 3000 (три тысячи) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины и 24000 (двадцать четыре тысячи) рублей в возмещение судебных издержек по оплату услуг эксперта, всего 27000 (двадцать семь тысяч) рублей.
Обществу возвращены с депозитного счета Арбитражного суда Кемеровской области 18000 (восемнадцать тысяч) рублей, излишне перечисленные за проведение экспертизы (плательщик Зенкин П.В.).
Прекращено взыскание с ФГУП "ФКЦ "Земля", Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в пользу ООО "Аверс" 8000 (восемь тысяч) рублей в счет возмещения судебных расходов по отмененному решению суда от 21.07.2010.
Прекращено взыскание с ООО "Аверс" в доход федерального бюджета 4000 (четыре тысячи) рублей государственной пошлины по отмененному решению суда от 22.02.2012.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней, ООО "Аверс", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований к ФГУП "ФКЦ "Земля", Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38271 кв. м в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. м, содержащийся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля"; недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6 184,34 руб. за кв. м; незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки спорного земельного участка и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 6 184,34 руб. за кв. м; недействительным решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости, принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Подробно доводы Общества изложены в дополнениях к апелляционной жалобе. Кроме этого Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области также подана апелляционная жалоба на судебный акт, который просит отменить принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
В обоснование отмены состоявшегося судебного акта ссылается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку бремя несения судебных расходов по рассмотрению данной категории дел должно оставаться на заявителе, реализующего свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, а не восстановление каких-либо нарушенных прав, вызванных неправомерными действиями со стороны ФГБУ "ФКП Росреестра".
По мнению заявителя данной жалобы, ФГБУ "ФКП Росреестра", не наделенное полномочиями органа кадастрового учета по указанной категории дел, не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Кроме того, по заявлению Голубова А.С., поступившего в орган кадастрового учета 12.04.2012, в связи с уточнением площади и границ земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 изменился тип указанного земельного участка с "декларированной" на "уточненную", а значение с 38270,80 кв. м на 42098 кв. м, что не соответствует резолютивной части оспариваемого судебного акта.
Подробно доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 2 статьи 130, частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционные жалобы объединены для совместного рассмотрения в одно производство.
Письменные отзывы на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 АПК РФ не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились. Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Аверс" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 42:24:010215:47, площадью 38270,8 кв. м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, Заводский район, пр. Кузнецкий, 125 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.02.2004).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09.04.2009 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 (предыдущие номера 42:24:010215:47, 426240101033:0072) площадью 38271 кв. м составляет 236 679 639,27 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6 184,34 руб. / кв. м.
Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 24.11.2005.
Земельный участок вошел в Перечень объектов оценки земельных участков, сформированный на 01.01.2007, и относится к категории ранее учтенных земельных участков.
Результаты кадастровой стоимости указанного земельного участка утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного земельного составляет 236 679 639,37 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 6 187, 34 руб. за кв. метр.
Общество обратилось в Управление Роснедвижимости с заявлением от 02.02.2010 об исключении сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в связи с технической ошибкой, в ответ на которое получен ответ (письмо от 03.03.2010 N 07/12-1266) о том, что кадастровая стоимость земельных участков утверждается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости и соответствуют результатам, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, основания для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка вследствие технической ошибки отсутствуют.
ООО "Аверс", полагая, что при определении кадастровой стоимости нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедура проверки результатов кадастровой оценки, при этом кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость определенную независимым оценщиком, в подтверждение чего представлен отчет независимого оценщика ООО "НПФ "Инком - Прайс" от 08.02.2010 N 02/01 о величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:01010133:168 на дату оценки 01.01.2010 в размере 41 598 000 руб., обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями. 12.11.2012 Арбитражным судом Кемеровской области принято обжалуемое решение.
Апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила N 316), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее по тексту - Управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - кадастровый центр) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее по тексту - отчет кадастрового центра) по состоянию на 01.01.2007 (том 3, листы дела 93 - 147).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 (том 1, лист дела 55), которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания).
Коллегия администрации Кемеровской области Постановлением от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)" (далее по тексту - Постановление N 519) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Постановлением Коллегии от 27.11.2008 N 520 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Названные постановления является действующими нормативным правовыми актами акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые в установленном законом порядке не отменены, сведений о признании их судом недействующими также не имеется в материалах дела.
Полномочия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, сведения о конкретных показателях кадастровой стоимости, которые содержатся в вышеназванных нормативных актах исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определены специальным методом, а Управление Росреестра по Кемеровской области перенесло эти сведения в государственный кадастр недвижимости на очередной срок.
Доказательств того, что Управлением при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений по спорному земельному участку была допущена техническая ошибка, Обществом не представлено. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, соответствовали сведениям в документах, на основании которых они были внесены в государственный кадастр недвижимости, в связи правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 7 акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 N 2 - решения Роснедвижимости о соответствии отчета Методическим указаниям.
В связи с принятием Роснедвижимостью решения о соответствии отчета, предоставленного Управлением Роснедвижимости, Методическим указаниям, в соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента (акт проверки от 24.11.2008 N 2), непредставлением Обществом в порядке статьи 65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценки земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей, судом правомерно отказано в удовлетворении требований ООО "Аверс" в указанной части.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 сформулирована правовая позиция о том, что заявленные по делу А27-4849/2010 требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В свою очередь, в силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Кемеровской области проводились в период 2007 - 2008 г. г. по состоянию на 01.01.2007 г.
Рыночная стоимость земельного участка, определенная оценщиком обществом с ограниченной ответственностью "Финансы Бизнес Консалтинг" по результатам судебной экспертизы, по состоянию на 01.07.2007 составила 11 149 000 руб.
Отчет эксперта свидетельствует о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 15.09.2010 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области) наделено полномочиями органа кадастрового учета на территории Кемеровской области.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 473 Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").
Функции ФГБУ "ФКП Росреестра" на территории Кемеровской области осуществляются филиалом.
В суде первой инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра", являясь органом кадастрового учета, не оспаривал как возможность применения положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, так и достоверность величины рыночной стоимости земельного участка, определенной обществом с ограниченной ответственностью "Финансы Бизнес Консалтинг", в связи с чем требования Общества в части установления кадастровой стоимости земельного участка в виде его рыночной стоимости обоснованно удовлетворены судом.
Апелляционная инстанция, поддерживая выводы арбитражного суда по существу спора, исходит из того, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В целом доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя и уплачены им в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 156, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.11.2012 года по делу N А27-4849/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2013 ПО ДЕЛУ N А27-4849/2010
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. по делу N А27-4849/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Ждановой Л.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. без
использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Аверс" и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 12.11.2012 по делу N А27-4849/2010 (новое рассмотрение) (судья Ходякова О.С.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аверс" (ОГРН 1034205065520)
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области
третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "ИНКОМ ПРАЙС"
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий и решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аверс" (далее по тексту - ООО "Аверс", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля"):
- о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 4224:0101033:168 площадью 38 271 кв. м, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, в сумме 236 679 639,27 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. метр;
- о признании недействительным пункта 7 решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельного показателя его кадастровой стоимости;
- о признании незаконными действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38271 кв. м;
- о признании недействительным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером 42:24:0101033:168, оформленного письмом от 03.03.2010 N 07/12-1266;
- о возложении обязанности на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости.
Определением арбитражного суда от 03.06.2010 года произведена замена стороны в порядке статьи 48 АПК РФ - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Росреестра).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по существу спора, привлечена Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением арбитражного суда от 21.07.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010, отказано в удовлетворении заявления в части признания недействительным решения об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в остальной части заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены в части удовлетворения заявленных требований, в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 28.06.2011 N 913/11 отменил указанные судебные акты, признав неверной позицию судов о рассмотрении заявленных требований по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении Общество изложило свои требования в следующей редакции:
- - признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. м;
- - признать незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168, представления в Коллегию администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельных участков и внесения в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. метр.
Поддерживая указанные требования, Общество одновременно просило установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 41 598 000 руб., определенной независимым оценщиком по состоянию на 01.01.2010, и обязать внести такую стоимость в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве ответчика Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата по Кемеровской области" и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, независимого оценщика общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Инком Прайс" (далее по тексту - ООО НПФ "Инком Прайс").
В порядке статьи 48 АПК РФ арбитражный суд в связи с состоявшейся реорганизацией произвел замену Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Кемеровской области" на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - кадастровая палата, ФГБУ "ФКП Росреестра"). Также арбитражный суд в связи с реорганизацией заменил ФГУП "ФКЦ "Земля" на ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
По результатам нового рассмотрения арбитражный суд решением от 22.02.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 21.08.2012 отменил названные судебные акты, указал на необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности назначения по делу экспертизы. При наличии существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью суд с учетом статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вправе назначить экспертизу отчета с соблюдением правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении ООО "Аверс" изложило требования в следующей редакции:
- - признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38271 кв. м в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. м, содержащийся в отчете Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля");
- - признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6 184,34 руб. за кв. м;
- - признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки спорного земельного участка и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 6 184,34 руб. за кв. м;
- - признать недействительным решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 равной его рыночной стоимости в размере 11 149 000 руб., определенной независимым оценщиком по состоянию на 01.01.2007.
Решением от 12.11.2012 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично: установлена кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38271 кв. м равной его рыночной стоимости в сумме 11 149 000 рублей.
В удовлетворении требований к ФГУП "ФКЦ "Земля", Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области отказано.
Взысканы с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу ООО "Аверс" 3000 (три тысячи) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины и 24000 (двадцать четыре тысячи) рублей в возмещение судебных издержек по оплату услуг эксперта, всего 27000 (двадцать семь тысяч) рублей.
Обществу возвращены с депозитного счета Арбитражного суда Кемеровской области 18000 (восемнадцать тысяч) рублей, излишне перечисленные за проведение экспертизы (плательщик Зенкин П.В.).
Прекращено взыскание с ФГУП "ФКЦ "Земля", Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в пользу ООО "Аверс" 8000 (восемь тысяч) рублей в счет возмещения судебных расходов по отмененному решению суда от 21.07.2010.
Прекращено взыскание с ООО "Аверс" в доход федерального бюджета 4000 (четыре тысячи) рублей государственной пошлины по отмененному решению суда от 22.02.2012.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней, ООО "Аверс", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований к ФГУП "ФКЦ "Земля", Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38271 кв. м в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. м, содержащийся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля"; недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6 184,34 руб. за кв. м; незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки спорного земельного участка и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 6 184,34 руб. за кв. м; недействительным решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости, принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Подробно доводы Общества изложены в дополнениях к апелляционной жалобе. Кроме этого Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области также подана апелляционная жалоба на судебный акт, который просит отменить принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
В обоснование отмены состоявшегося судебного акта ссылается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку бремя несения судебных расходов по рассмотрению данной категории дел должно оставаться на заявителе, реализующего свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, а не восстановление каких-либо нарушенных прав, вызванных неправомерными действиями со стороны ФГБУ "ФКП Росреестра".
По мнению заявителя данной жалобы, ФГБУ "ФКП Росреестра", не наделенное полномочиями органа кадастрового учета по указанной категории дел, не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Кроме того, по заявлению Голубова А.С., поступившего в орган кадастрового учета 12.04.2012, в связи с уточнением площади и границ земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 изменился тип указанного земельного участка с "декларированной" на "уточненную", а значение с 38270,80 кв. м на 42098 кв. м, что не соответствует резолютивной части оспариваемого судебного акта.
Подробно доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 2 статьи 130, частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционные жалобы объединены для совместного рассмотрения в одно производство.
Письменные отзывы на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 АПК РФ не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились. Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Аверс" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 42:24:010215:47, площадью 38270,8 кв. м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, Заводский район, пр. Кузнецкий, 125 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.02.2004).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09.04.2009 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 (предыдущие номера 42:24:010215:47, 426240101033:0072) площадью 38271 кв. м составляет 236 679 639,27 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6 184,34 руб. / кв. м.
Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 24.11.2005.
Земельный участок вошел в Перечень объектов оценки земельных участков, сформированный на 01.01.2007, и относится к категории ранее учтенных земельных участков.
Результаты кадастровой стоимости указанного земельного участка утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного земельного составляет 236 679 639,37 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 6 187, 34 руб. за кв. метр.
Общество обратилось в Управление Роснедвижимости с заявлением от 02.02.2010 об исключении сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в связи с технической ошибкой, в ответ на которое получен ответ (письмо от 03.03.2010 N 07/12-1266) о том, что кадастровая стоимость земельных участков утверждается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости и соответствуют результатам, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, основания для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка вследствие технической ошибки отсутствуют.
ООО "Аверс", полагая, что при определении кадастровой стоимости нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедура проверки результатов кадастровой оценки, при этом кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость определенную независимым оценщиком, в подтверждение чего представлен отчет независимого оценщика ООО "НПФ "Инком - Прайс" от 08.02.2010 N 02/01 о величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:01010133:168 на дату оценки 01.01.2010 в размере 41 598 000 руб., обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями. 12.11.2012 Арбитражным судом Кемеровской области принято обжалуемое решение.
Апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила N 316), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее по тексту - Управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - кадастровый центр) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее по тексту - отчет кадастрового центра) по состоянию на 01.01.2007 (том 3, листы дела 93 - 147).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 (том 1, лист дела 55), которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания).
Коллегия администрации Кемеровской области Постановлением от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)" (далее по тексту - Постановление N 519) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Постановлением Коллегии от 27.11.2008 N 520 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Названные постановления является действующими нормативным правовыми актами акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые в установленном законом порядке не отменены, сведений о признании их судом недействующими также не имеется в материалах дела.
Полномочия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, сведения о конкретных показателях кадастровой стоимости, которые содержатся в вышеназванных нормативных актах исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определены специальным методом, а Управление Росреестра по Кемеровской области перенесло эти сведения в государственный кадастр недвижимости на очередной срок.
Доказательств того, что Управлением при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений по спорному земельному участку была допущена техническая ошибка, Обществом не представлено. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, соответствовали сведениям в документах, на основании которых они были внесены в государственный кадастр недвижимости, в связи правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 7 акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 N 2 - решения Роснедвижимости о соответствии отчета Методическим указаниям.
В связи с принятием Роснедвижимостью решения о соответствии отчета, предоставленного Управлением Роснедвижимости, Методическим указаниям, в соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента (акт проверки от 24.11.2008 N 2), непредставлением Обществом в порядке статьи 65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценки земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей, судом правомерно отказано в удовлетворении требований ООО "Аверс" в указанной части.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 сформулирована правовая позиция о том, что заявленные по делу А27-4849/2010 требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В свою очередь, в силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Кемеровской области проводились в период 2007 - 2008 г. г. по состоянию на 01.01.2007 г.
Рыночная стоимость земельного участка, определенная оценщиком обществом с ограниченной ответственностью "Финансы Бизнес Консалтинг" по результатам судебной экспертизы, по состоянию на 01.07.2007 составила 11 149 000 руб.
Отчет эксперта свидетельствует о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 15.09.2010 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области) наделено полномочиями органа кадастрового учета на территории Кемеровской области.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 473 Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").
Функции ФГБУ "ФКП Росреестра" на территории Кемеровской области осуществляются филиалом.
В суде первой инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра", являясь органом кадастрового учета, не оспаривал как возможность применения положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, так и достоверность величины рыночной стоимости земельного участка, определенной обществом с ограниченной ответственностью "Финансы Бизнес Консалтинг", в связи с чем требования Общества в части установления кадастровой стоимости земельного участка в виде его рыночной стоимости обоснованно удовлетворены судом.
Апелляционная инстанция, поддерживая выводы арбитражного суда по существу спора, исходит из того, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В целом доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя и уплачены им в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 156, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.11.2012 года по делу N А27-4849/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)