Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 24 апреля 2013 года, которым признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Тыва обратился в Верховный Суд Республики Тыва с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов", полагая, что оно противоречит части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земельных участков осуществлен в отсутствие законных оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 24 апреля 2013 года заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и оставлении заявления прокурора Республики Тыва без рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов" из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов переведены земельные участки площадью 10.000 кв. м с кадастровым номером 17:18:010300304:39, площадью 160.000 кв. м с кадастровым номером 17:18:0103004:38, площадью 100.000 кв. м с кадастровым номером 17:18:010304:83, расположенные по адресу: Республика Тыва, Пий-Хемский кожуун, местечко Вавилинский затон, 6 км трассы Кызыл - Кара-Хаак (пункт 1).
Пунктом 2 постановления установлен вид разрешенного использования указанных в пункте 1 земельных участков - для жилищного строительства с сопутствующим строительством инженерной и социальной инфраструктур.
Разрешая заявление прокурора о признании недействующим названного постановления, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда основан на законе, анализ которого приведен в решении, и не находит оснований для несогласия с ним.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона под переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов понимается установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов.
В силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Судом установлено, что по состоянию на 24 ноября 2011 года (день принятия оспариваемого постановления) генеральный план и правила землепользования и застройки сумона Сесерлигский и схема территориального планирования Пий-Хемского района не разработаны и не утверждены.
Статья 6 Конституционного закона Республики Тыва от 19 марта 2008 года N 627 ВХ-2 (в редакции от 25 апреля 2011 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) "Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва" предусматривала, что Верховный Хурал (Парламент) Республики Тыва принимает конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва об изменении границ муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.
Согласно пункту 3 статьи 5 Конституционного закона Республики Тыва от 12 декабря 2011 года N 1054 ВХ-1 "Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва", вступившего в силу 20 декабря 2011 года, к полномочиям Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва относится установление и изменение границ административно-территориальных единиц в Республике Тыва путем принятия закона Республики Тыва.
Между тем, из материалов дела следует, что в связи с переводом земельных участков, названных в оспариваемом постановлении, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов изменения в Закон Республики Тыва от 24 декабря 2010 года N 268 ВХ-I "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва не вносились. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем Правительства Республики Тыва.
При таких данных суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора, признав недействующим постановление Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов".
Довод апелляционной жалобы Правительства Республики Тыва о том, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом, и необоснованности неприменения судом в связи с этим статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием к отмене решения суда явиться не может. Аналогичный довод заявлялся представителем Правительства Республики Тыва в процессе рассмотрения дела и получил оценку суда в решении. Суд правильно указал, что оспариваемый акт обладает всеми признаками нормативного правового акта: издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение существующих отношений (им осуществлен перевод земельных участков из одной категории земель в другую и установлен вид разрешенного использования земельных участков); статья 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, находящаяся в главе 25 и устанавливающая трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, при оспаривании нормативных правовых актов не применяется.
Довод апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле собственника земельных участков, о которых идет речь в постановлении, основанием к отмене решения суда явиться не может, поскольку не основан на законе. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов к участию в деле привлекается лишь орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Полагая, что апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене решения суда, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Верховного Суда Республики Тыва от 24 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Тыва - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.09.2013 N 92-АПГ13-6
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. N 92-АПГ13-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 24 апреля 2013 года, которым признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Тыва обратился в Верховный Суд Республики Тыва с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов", полагая, что оно противоречит части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земельных участков осуществлен в отсутствие законных оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 24 апреля 2013 года заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и оставлении заявления прокурора Республики Тыва без рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов" из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов переведены земельные участки площадью 10.000 кв. м с кадастровым номером 17:18:010300304:39, площадью 160.000 кв. м с кадастровым номером 17:18:0103004:38, площадью 100.000 кв. м с кадастровым номером 17:18:010304:83, расположенные по адресу: Республика Тыва, Пий-Хемский кожуун, местечко Вавилинский затон, 6 км трассы Кызыл - Кара-Хаак (пункт 1).
Пунктом 2 постановления установлен вид разрешенного использования указанных в пункте 1 земельных участков - для жилищного строительства с сопутствующим строительством инженерной и социальной инфраструктур.
Разрешая заявление прокурора о признании недействующим названного постановления, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда основан на законе, анализ которого приведен в решении, и не находит оснований для несогласия с ним.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона под переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов понимается установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов.
В силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Судом установлено, что по состоянию на 24 ноября 2011 года (день принятия оспариваемого постановления) генеральный план и правила землепользования и застройки сумона Сесерлигский и схема территориального планирования Пий-Хемского района не разработаны и не утверждены.
Статья 6 Конституционного закона Республики Тыва от 19 марта 2008 года N 627 ВХ-2 (в редакции от 25 апреля 2011 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) "Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва" предусматривала, что Верховный Хурал (Парламент) Республики Тыва принимает конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва об изменении границ муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.
Согласно пункту 3 статьи 5 Конституционного закона Республики Тыва от 12 декабря 2011 года N 1054 ВХ-1 "Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва", вступившего в силу 20 декабря 2011 года, к полномочиям Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва относится установление и изменение границ административно-территориальных единиц в Республике Тыва путем принятия закона Республики Тыва.
Между тем, из материалов дела следует, что в связи с переводом земельных участков, названных в оспариваемом постановлении, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов изменения в Закон Республики Тыва от 24 декабря 2010 года N 268 ВХ-I "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва не вносились. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем Правительства Республики Тыва.
При таких данных суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора, признав недействующим постановление Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов".
Довод апелляционной жалобы Правительства Республики Тыва о том, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом, и необоснованности неприменения судом в связи с этим статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием к отмене решения суда явиться не может. Аналогичный довод заявлялся представителем Правительства Республики Тыва в процессе рассмотрения дела и получил оценку суда в решении. Суд правильно указал, что оспариваемый акт обладает всеми признаками нормативного правового акта: издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение существующих отношений (им осуществлен перевод земельных участков из одной категории земель в другую и установлен вид разрешенного использования земельных участков); статья 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, находящаяся в главе 25 и устанавливающая трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, при оспаривании нормативных правовых актов не применяется.
Довод апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле собственника земельных участков, о которых идет речь в постановлении, основанием к отмене решения суда явиться не может, поскольку не основан на законе. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов к участию в деле привлекается лишь орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Полагая, что апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене решения суда, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Верховного Суда Республики Тыва от 24 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Тыва - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)