Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителей:
Московского городского военного прокурора - Субботин Д.А., доверенность от 15.03.2013 N 4/201,
Министерства обороны России - Соколова С.Ю., доверенность о 12.11.2012 N 207/823д,
от заинтересованных лиц:
Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - Кожухарь Д.В., доверенность от 02.04.2012 N исх0568
Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области - Перьминова А.М., доверенность от 25.04.2012 N 50/2012-56,
от третьих лиц:
Военного научно-учебного центра "Общевойсковая Академия Вооруженных сил Российской Федерации" - не явился, извещен надлежащим образом,
Каводника Г.Н. - Берендюхин В.Ю., адвокат по ордеру от 18.03.2013 N 1/03, удостоверение от 22.01.2003 77/5256,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны России и Московского городского военного прокурора на решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2012 по делу N А41-38816/12, принятое судьей Е.А. Неяскиной, по заявлению Московского городского военного прокурора, Минобороны России к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, при участии третьих лиц: Военного научно-учебного центра "Общевойсковая Академия Вооруженных сил Российской Федерации", Каводника Г.Н., о признании недействительным решения, обязании исключить сведения из ГКН,
установил:
Московский городской военный прокурор в интересах Минобороны России (далее - заявители) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО (далее - заинтересованные лица):
- 1) о признании недействительным постановления Главы администрации Солнечногорского муниципального района МО от 4 февраля 2011 г. N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области";
- 2) об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью 2500 кв. м с КН 50:09:0080101:17.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.12.2012 по делу N А41-38816/12 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с названным судебным актом, Московский городской военный прокурор и Минобороны России обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители военного прокурора и Министерства обороны Российской Федерации поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Указали, что требования прокурором предъявлены в интересах Минобороны РФ (которое является заявителем) к заинтересованным лицам: Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Московской области.
В судебном заседании представитель администрации возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области поддержал позицию администрации, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Каводника Г.Н., поддержал позицию администрации, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Военного научно-учебного центра "Общевойсковая Академия Вооруженных сил Российской Федерации", извещенного надлежащим образом о времени месте судебного разбирательства, в заседание апелляционного суда не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы заявления, отзыва и письменных пояснений, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, при проведении прокурорской проверки должностными лицами Московской городской военной прокуратуры установлено, что 04 февраля 2011 года постановлением Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области" был образован земельный участок N 36 площадью 2 500 кв. метров.
Как следует из постановления Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области N 211 от 04.02.2011 года, данный земельный участок относится к категории земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" на землях неразграниченной государственной собственности.
Впоследствии указанный земельный участок N 36 был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:09:0080101:17, а 14.04.2011 Главой Солнечногорского муниципального района Московской области принято постановление N 1319 "О предоставлении в аренду гражданке Каводник Галине Никифоровне земельного участка N 36" (л.д. 59).
Проведенным с участием специалиста топографической службы Вооруженных Сил РФ обследованием участка местности, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080101:17 полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080101:0009, балансодержателем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в городе Солнечногорске Московской области площадью 118,21 га, которого является Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации".
Считая, что вышеуказанный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления (постановление Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 04 февраля 2011 года N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области") не отвечает требованиям закона и нарушает права и интересы других лиц, в частности Минобороны РФ как уполномоченного собственника земельного участка, в связи с чем является недействительным, Московский городской военный прокурор обратился в Арбитражный суд Московской области с требованиями о признании недействительным Постановления Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 04 февраля 2011 года N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области", а также об обязании Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью 2 500 кв. метров с кадастровым номером 50:09:0080101:17.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Российская Федерация в лице Минобороны России является собственником, а Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" - балансодержателем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в городе Солнечногорске Московской области площадью 118,21 га с кадастровым номером 50:09:0080101:0009.
Основанием для возникновения у Российской Федерации в лице Минобороны России и ВУНЦ "Общевойсковая академия ВС РФ" указанных прав на землю является решение Исполкома Солнечногорского городского совета народных депутатов от 5 августа 1985 г. N 376-02/13, в соответствии с которым Высшим офицерским курсам "Выстрел" (далее по тексту - ВОК "Выстрел") в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок в городе Солнечногорске Московской области площадью 118,21 га, о чем 29 января 1986 года выдан Государственный Акт на право пользования землей серии A-I N 273443.
На части вышеуказанного земельного участка возведен имущественный комплекс военного городка, характеризующийся строениями капитального типа (жилые дома, казармы, объекты соцкультбыта и т.п.).
Как установлено судебными актами по делу N А41-44060/11 с аналогичными обстоятельствами дела, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.08.1998 года N 1009, приказа Министра обороны РФ от 16.09.1998 года, ВОК "Выстрел" было реорганизовано, на их базе, а также на базе Военной академии имени М.В. Фрунзе и военной академии БТВ создано новое юридическое лицо - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации".
Согласно Уставу ГОУ ВПО "Общевойсковая академия ВС РФ" указанное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, за которым на праве оперативного управления закреплено все движимое и недвижимое имущество, а также земельные участки (на праве постоянного (бессрочного) пользования) реорганизованных воинских учреждений.
В настоящее время ГОУ ВПО "Общевойсковая академия ВС РФ" преобразовано в Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" без изменения организационно-правовой формы (учреждение) и имущественных прав в отношении имеющегося движимого и недвижимого имущества, в том числе и земельных участков.
В 2005 году вышеуказанный земельный участок из состава земель обороны поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:09:0080101:0009.
В соответствии со статьей 9 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года, статьей 12 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.; пункта 2 Указа Президента РФ от 11 ноября 1998 года N 1357 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации" указанный земельный участок принадлежал Министерству обороны СССР, а затем Министерству обороны РФ в лице Высших офицерских курсов "Выстрел" и его правопреемников на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 12 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует аналогичному праву, предусмотренному Земельном кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне", статьи 93 Земельного кодекса РФ установлено право федеральной собственности на земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам. Поскольку вышеуказанный земельный участок был в установленном порядке предоставлен Вооруженным силам, следовательно, он находится в собственности Российской Федерации.
Право собственности РФ, возникшее до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации (пункт 1 статьи 6).
Государственная регистрация таких прав проводится лишь по желанию их правообладателей.
Согласно пункту "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность.
В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации и статьей 14 Федерального Конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 9 и статье 17 Земельного кодекса РФ.
Полномочия по управлению и распоряжению федеральной собственностью Правительство РФ осуществляет через свой федеральный орган государственной власти, наделенный для этого соответствующими государственно-властными полномочиями.
Федеральным органом государственной власти, входящим в состав Правительства РФ и осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению федеральной собственностью является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Постановление Правительства РФ от 05.06.08 г. N 432, Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
Вместе с тем, на основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций переданы из ведения Росимущества в ведение Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация в лице Минобороны России является собственником земельного участка в г. Солнечногорске Московской области площадью 118,21 га с кадастровым номером 50:09:0080101:0009, а ВУНЦ "Общевойсковая академия ВС РФ" надлежащим землепользователем.
Материалами дела установлено, что прокурорской проверкой, проведенной в августе 2011 года, выявлен факт издания постановления Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 04.02.2011 года N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области" в соответствии с которым образован земельный участок N 36 площадью 2500 кв. метров по указанному адресу.
Как следует из содержания постановления, данный земельный участок относится к категории земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" на землях неразграниченной государственной собственности.
После осуществления государственного кадастрового учета с присвоением КН 50:09:0080101:17 указанный земельный участок N 36 на основании постановления Главы Солнечногорского района N 1319 от 14.04.2011 подлежал предоставлению гражданке Каводник Г.Н. в аренду под заявленные цели на основании договора аренды.
Согласно сведениям Филиала по Московской области ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 24.09.2012 N 50:09-2\\2915, представленным прокурором в материалы дела, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080101:17 расположен внутри внешних границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080101:9 (л.д. 83). Указанные сведения представлены заинтересованным лицом на основании данных публичной кадастровой карты.
Таким образом, как подтверждается материалами дела, оспариваемый ненормативный правовой акт издан в отношении земельного участка площадью 2 500 кв. метров, входящего в состав земель обороны, являющихся федеральной собственностью. Кроме того, изменены категория земель ("земли обороны" на "земли населенных пунктов") и вид разрешенного использования ("для нужд обороны" на "для целей индивидуального жилищного строительства").
В соответствии со статьей 209 ГК РФ и частью 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ, лишь собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе предоставлять земельные участки под строительство.
Распоряжение земельными участками из состава земель обороны (федеральная собственность), в силу статьи 9 Земельного кодекса РФ предоставлено лишь Российской Федерации в лице Росимущества (с 2009 года - в лице Минобороны России).
Министерство обороны Российской Федерации согласия на вовлечение вышеуказанного земельного участка расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области, площадью 2 500 кв. метров с кадастровым номером 50:09:0080101:17 для целей индивидуального жилищного строительства в интересах каких-либо физических лиц не давало и не знало об отчуждении земельного участка, в связи с чем у Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области отсутствовали законные основания для издания оспариваемого постановления, т.к. органы местного самоуправления вправе управлять и распоряжаться только земельными участками, которые находятся в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11, статья 29 Земельного кодекса РФ).
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в случае его одновременного несоответствия закону и нарушения законных прав и интересов юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать права владения, пользования и распоряжения своим имуществом другим лицам, оставаясь собственником, обременять и распоряжаться им иными способами.
В соответствии со статьей 43 Земельного кодекса РФ, частью 3 статьи 209 ГК РФ юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, в той мере, в какой их оборот допускается законом.
Как установлено апелляционным судом, на основании вышеуказанного ненормативного правового акта органа местного самоуправления из состава земель обороны незаконно исключен земельный участок площадью 2 500 кв. метров, в связи с чем существенно нарушены права и законные интересы Российской Федерации в лице Минобороны России и ВУНЦ "Общевойсковая академия ВС РФ" в сфере экономической деятельности.
Довод представителя Администрации Солнечногорского муниципального района, о том, что в данный момент права и законные интересы Российской Федерации в лице Министерства обороны России и ВУНЦ "Общевойсковая академия ВС РФ" не нарушаются, так как оспариваемое постановление отменено Главой Солнечногорского муниципального района Постановлением от 26.05.2011 года N 1955 "Об отмене постановлений Главы Солнечногорского муниципального района Московской области в отношении земельного участка N 36 с кадастровым номером 50:09:0080101:17, с местоположением: Московская область, город Солнечногорск, улица Драгунского", не принимается судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.
По смыслу указанной нормы лицом, полномочным обратиться в суд с заявлением о прекращении права на земельный участок, является орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации правом предоставления земельных участков.
В силу статьи 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций. При этом такая отмена, как и любые действия и акты органа местного самоуправления не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать права.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Более того, постановлением от 26.05.2011 N 1955 отменено постановление N 211 от 04.02.2011 об образовании земельного участка N 3, а также постановление N 1319 от 14.04.2011 о предоставлении его в аренду. При этом постановление администрации, отменяющее вышеуказанные два постановления, не сдержат мотивов и оснований их отмены.
О причинах и основаниях отмены названных постановлений на вопрос апелляционного суда представитель администрации не смог дать никаких пояснений.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что оспариваемое в рамках настоящего дела постановление об образовании земельного участка N 36 нарушает права и интересы Минобороны России, несмотря на его последующую отмену.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полном чия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку незаконное постановление Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 04 февраля 2011 года N 211 послужило основанием формирования и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080101:17, исключение из государственного кадастра недвижимости сведения об указанном земельном участке является надлежащим способом восстановления нарушенного права.
При этом апелляционный суд считает требования, предъявленные в порядке главы 24 АПК РФ, подлежащими удовлетворения, учитывая, что права на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080101:17 не возникли, поскольку договор аренды на него заключен не был.
По вышеуказанной причине судебный акт по настоящему делу не принят о вещных правах и обязанностях гражданки Каводник Г.Н., так как постановлением от 26.05.2011 N 1955 отменено постановление от 14.04.2011 N 1319 о предоставлении ей в аренду земельного участка N 36, которое последним не оспорено; государственная регистрация договора аренды земельного участка не осуществлялась.
Довод представителя Каводник Г.Н. о недоказанности заявителем и прокурором факта вхождения земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080101:17 в границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080101:0009 опровергается сведениями заинтересованного лица - кадастровой палатой и данными публичной кадастровой карты.
В обоснование своего довода представитель Каводник Г.Н. ссылается на то обстоятельство, что земельный участок заявителя был поставлен на кадастровый учет с установлением границ до постановки на кадастровый учет земельного участка с КН 50:09:0080101:17, соответственно, по мнению третьего лица, поскольку при осуществлении кадастрового учета земельного участка N 36 орган кадастрового учета не установил их наложения, таковое отсутствует.
Апелляционный судом указанный довод третьего лица Каводник Г.Н. не может признать обоснованным, так как сам по себе факт постановки земельного участка с КН 50:09:0080101:17 с допущенными органом кадастрового учета нарушениями при наличии сведений о ранее учтенном земельном участке заявителя в кадастровой карте территории, не может свидетельствовать об отсутствии их наложения.
При этом в материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0080101:9, согласно которой на дату ее выдачи - 14.12.2011 графа 16 имеет сведения о том, что граница земельного участка не установлена.
Следует отметить, что судом первой инстанции отказано военному прокурору в восстановлении пропущенного срока для обращения с заявленными требованиями в суд. Основания для переоценки в указанной части выводов суда первой инстанции у апелляционного суда отсутствуют.
Вместе с тем процессуальный срок для обращения с заявлением Министерству обороны РФ по его ходатайству судом первой инстанции восстановлен как заявителю.
Учитывая, что требования военным прокурором заявлены в интересах Минобороны РФ и предъявлены к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и ФГБУ Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра, а жалоба на решение подана министерством как заявителем по делу, апелляционный суд считает ее подлежащей удовлетворению.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-38816/12 от 27.12.2012 отменить.
Требования удовлетворить.
Признать недействительным постановление Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 04.02.2011 N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области".
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью 2500 кв. м с КН 50:09:0080101:17.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2013 ПО ДЕЛУ N А41-38816/12
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. по делу N А41-38816/12
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителей:
Московского городского военного прокурора - Субботин Д.А., доверенность от 15.03.2013 N 4/201,
Министерства обороны России - Соколова С.Ю., доверенность о 12.11.2012 N 207/823д,
от заинтересованных лиц:
Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - Кожухарь Д.В., доверенность от 02.04.2012 N исх0568
Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области - Перьминова А.М., доверенность от 25.04.2012 N 50/2012-56,
от третьих лиц:
Военного научно-учебного центра "Общевойсковая Академия Вооруженных сил Российской Федерации" - не явился, извещен надлежащим образом,
Каводника Г.Н. - Берендюхин В.Ю., адвокат по ордеру от 18.03.2013 N 1/03, удостоверение от 22.01.2003 77/5256,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны России и Московского городского военного прокурора на решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2012 по делу N А41-38816/12, принятое судьей Е.А. Неяскиной, по заявлению Московского городского военного прокурора, Минобороны России к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, при участии третьих лиц: Военного научно-учебного центра "Общевойсковая Академия Вооруженных сил Российской Федерации", Каводника Г.Н., о признании недействительным решения, обязании исключить сведения из ГКН,
установил:
Московский городской военный прокурор в интересах Минобороны России (далее - заявители) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО (далее - заинтересованные лица):
- 1) о признании недействительным постановления Главы администрации Солнечногорского муниципального района МО от 4 февраля 2011 г. N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области";
- 2) об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью 2500 кв. м с КН 50:09:0080101:17.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.12.2012 по делу N А41-38816/12 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с названным судебным актом, Московский городской военный прокурор и Минобороны России обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители военного прокурора и Министерства обороны Российской Федерации поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Указали, что требования прокурором предъявлены в интересах Минобороны РФ (которое является заявителем) к заинтересованным лицам: Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Московской области.
В судебном заседании представитель администрации возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области поддержал позицию администрации, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Каводника Г.Н., поддержал позицию администрации, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Военного научно-учебного центра "Общевойсковая Академия Вооруженных сил Российской Федерации", извещенного надлежащим образом о времени месте судебного разбирательства, в заседание апелляционного суда не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы заявления, отзыва и письменных пояснений, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, при проведении прокурорской проверки должностными лицами Московской городской военной прокуратуры установлено, что 04 февраля 2011 года постановлением Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области" был образован земельный участок N 36 площадью 2 500 кв. метров.
Как следует из постановления Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области N 211 от 04.02.2011 года, данный земельный участок относится к категории земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" на землях неразграниченной государственной собственности.
Впоследствии указанный земельный участок N 36 был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:09:0080101:17, а 14.04.2011 Главой Солнечногорского муниципального района Московской области принято постановление N 1319 "О предоставлении в аренду гражданке Каводник Галине Никифоровне земельного участка N 36" (л.д. 59).
Проведенным с участием специалиста топографической службы Вооруженных Сил РФ обследованием участка местности, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080101:17 полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080101:0009, балансодержателем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в городе Солнечногорске Московской области площадью 118,21 га, которого является Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации".
Считая, что вышеуказанный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления (постановление Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 04 февраля 2011 года N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области") не отвечает требованиям закона и нарушает права и интересы других лиц, в частности Минобороны РФ как уполномоченного собственника земельного участка, в связи с чем является недействительным, Московский городской военный прокурор обратился в Арбитражный суд Московской области с требованиями о признании недействительным Постановления Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 04 февраля 2011 года N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области", а также об обязании Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью 2 500 кв. метров с кадастровым номером 50:09:0080101:17.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Российская Федерация в лице Минобороны России является собственником, а Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" - балансодержателем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в городе Солнечногорске Московской области площадью 118,21 га с кадастровым номером 50:09:0080101:0009.
Основанием для возникновения у Российской Федерации в лице Минобороны России и ВУНЦ "Общевойсковая академия ВС РФ" указанных прав на землю является решение Исполкома Солнечногорского городского совета народных депутатов от 5 августа 1985 г. N 376-02/13, в соответствии с которым Высшим офицерским курсам "Выстрел" (далее по тексту - ВОК "Выстрел") в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок в городе Солнечногорске Московской области площадью 118,21 га, о чем 29 января 1986 года выдан Государственный Акт на право пользования землей серии A-I N 273443.
На части вышеуказанного земельного участка возведен имущественный комплекс военного городка, характеризующийся строениями капитального типа (жилые дома, казармы, объекты соцкультбыта и т.п.).
Как установлено судебными актами по делу N А41-44060/11 с аналогичными обстоятельствами дела, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.08.1998 года N 1009, приказа Министра обороны РФ от 16.09.1998 года, ВОК "Выстрел" было реорганизовано, на их базе, а также на базе Военной академии имени М.В. Фрунзе и военной академии БТВ создано новое юридическое лицо - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации".
Согласно Уставу ГОУ ВПО "Общевойсковая академия ВС РФ" указанное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, за которым на праве оперативного управления закреплено все движимое и недвижимое имущество, а также земельные участки (на праве постоянного (бессрочного) пользования) реорганизованных воинских учреждений.
В настоящее время ГОУ ВПО "Общевойсковая академия ВС РФ" преобразовано в Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" без изменения организационно-правовой формы (учреждение) и имущественных прав в отношении имеющегося движимого и недвижимого имущества, в том числе и земельных участков.
В 2005 году вышеуказанный земельный участок из состава земель обороны поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:09:0080101:0009.
В соответствии со статьей 9 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года, статьей 12 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.; пункта 2 Указа Президента РФ от 11 ноября 1998 года N 1357 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации" указанный земельный участок принадлежал Министерству обороны СССР, а затем Министерству обороны РФ в лице Высших офицерских курсов "Выстрел" и его правопреемников на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 12 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует аналогичному праву, предусмотренному Земельном кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне", статьи 93 Земельного кодекса РФ установлено право федеральной собственности на земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам. Поскольку вышеуказанный земельный участок был в установленном порядке предоставлен Вооруженным силам, следовательно, он находится в собственности Российской Федерации.
Право собственности РФ, возникшее до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации (пункт 1 статьи 6).
Государственная регистрация таких прав проводится лишь по желанию их правообладателей.
Согласно пункту "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность.
В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации и статьей 14 Федерального Конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 9 и статье 17 Земельного кодекса РФ.
Полномочия по управлению и распоряжению федеральной собственностью Правительство РФ осуществляет через свой федеральный орган государственной власти, наделенный для этого соответствующими государственно-властными полномочиями.
Федеральным органом государственной власти, входящим в состав Правительства РФ и осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению федеральной собственностью является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Постановление Правительства РФ от 05.06.08 г. N 432, Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
Вместе с тем, на основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций переданы из ведения Росимущества в ведение Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация в лице Минобороны России является собственником земельного участка в г. Солнечногорске Московской области площадью 118,21 га с кадастровым номером 50:09:0080101:0009, а ВУНЦ "Общевойсковая академия ВС РФ" надлежащим землепользователем.
Материалами дела установлено, что прокурорской проверкой, проведенной в августе 2011 года, выявлен факт издания постановления Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 04.02.2011 года N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области" в соответствии с которым образован земельный участок N 36 площадью 2500 кв. метров по указанному адресу.
Как следует из содержания постановления, данный земельный участок относится к категории земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" на землях неразграниченной государственной собственности.
После осуществления государственного кадастрового учета с присвоением КН 50:09:0080101:17 указанный земельный участок N 36 на основании постановления Главы Солнечногорского района N 1319 от 14.04.2011 подлежал предоставлению гражданке Каводник Г.Н. в аренду под заявленные цели на основании договора аренды.
Согласно сведениям Филиала по Московской области ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 24.09.2012 N 50:09-2\\2915, представленным прокурором в материалы дела, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080101:17 расположен внутри внешних границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080101:9 (л.д. 83). Указанные сведения представлены заинтересованным лицом на основании данных публичной кадастровой карты.
Таким образом, как подтверждается материалами дела, оспариваемый ненормативный правовой акт издан в отношении земельного участка площадью 2 500 кв. метров, входящего в состав земель обороны, являющихся федеральной собственностью. Кроме того, изменены категория земель ("земли обороны" на "земли населенных пунктов") и вид разрешенного использования ("для нужд обороны" на "для целей индивидуального жилищного строительства").
В соответствии со статьей 209 ГК РФ и частью 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ, лишь собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе предоставлять земельные участки под строительство.
Распоряжение земельными участками из состава земель обороны (федеральная собственность), в силу статьи 9 Земельного кодекса РФ предоставлено лишь Российской Федерации в лице Росимущества (с 2009 года - в лице Минобороны России).
Министерство обороны Российской Федерации согласия на вовлечение вышеуказанного земельного участка расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области, площадью 2 500 кв. метров с кадастровым номером 50:09:0080101:17 для целей индивидуального жилищного строительства в интересах каких-либо физических лиц не давало и не знало об отчуждении земельного участка, в связи с чем у Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области отсутствовали законные основания для издания оспариваемого постановления, т.к. органы местного самоуправления вправе управлять и распоряжаться только земельными участками, которые находятся в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11, статья 29 Земельного кодекса РФ).
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в случае его одновременного несоответствия закону и нарушения законных прав и интересов юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать права владения, пользования и распоряжения своим имуществом другим лицам, оставаясь собственником, обременять и распоряжаться им иными способами.
В соответствии со статьей 43 Земельного кодекса РФ, частью 3 статьи 209 ГК РФ юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, в той мере, в какой их оборот допускается законом.
Как установлено апелляционным судом, на основании вышеуказанного ненормативного правового акта органа местного самоуправления из состава земель обороны незаконно исключен земельный участок площадью 2 500 кв. метров, в связи с чем существенно нарушены права и законные интересы Российской Федерации в лице Минобороны России и ВУНЦ "Общевойсковая академия ВС РФ" в сфере экономической деятельности.
Довод представителя Администрации Солнечногорского муниципального района, о том, что в данный момент права и законные интересы Российской Федерации в лице Министерства обороны России и ВУНЦ "Общевойсковая академия ВС РФ" не нарушаются, так как оспариваемое постановление отменено Главой Солнечногорского муниципального района Постановлением от 26.05.2011 года N 1955 "Об отмене постановлений Главы Солнечногорского муниципального района Московской области в отношении земельного участка N 36 с кадастровым номером 50:09:0080101:17, с местоположением: Московская область, город Солнечногорск, улица Драгунского", не принимается судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.
По смыслу указанной нормы лицом, полномочным обратиться в суд с заявлением о прекращении права на земельный участок, является орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации правом предоставления земельных участков.
В силу статьи 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций. При этом такая отмена, как и любые действия и акты органа местного самоуправления не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать права.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Более того, постановлением от 26.05.2011 N 1955 отменено постановление N 211 от 04.02.2011 об образовании земельного участка N 3, а также постановление N 1319 от 14.04.2011 о предоставлении его в аренду. При этом постановление администрации, отменяющее вышеуказанные два постановления, не сдержат мотивов и оснований их отмены.
О причинах и основаниях отмены названных постановлений на вопрос апелляционного суда представитель администрации не смог дать никаких пояснений.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что оспариваемое в рамках настоящего дела постановление об образовании земельного участка N 36 нарушает права и интересы Минобороны России, несмотря на его последующую отмену.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полном чия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку незаконное постановление Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 04 февраля 2011 года N 211 послужило основанием формирования и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080101:17, исключение из государственного кадастра недвижимости сведения об указанном земельном участке является надлежащим способом восстановления нарушенного права.
При этом апелляционный суд считает требования, предъявленные в порядке главы 24 АПК РФ, подлежащими удовлетворения, учитывая, что права на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080101:17 не возникли, поскольку договор аренды на него заключен не был.
По вышеуказанной причине судебный акт по настоящему делу не принят о вещных правах и обязанностях гражданки Каводник Г.Н., так как постановлением от 26.05.2011 N 1955 отменено постановление от 14.04.2011 N 1319 о предоставлении ей в аренду земельного участка N 36, которое последним не оспорено; государственная регистрация договора аренды земельного участка не осуществлялась.
Довод представителя Каводник Г.Н. о недоказанности заявителем и прокурором факта вхождения земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080101:17 в границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080101:0009 опровергается сведениями заинтересованного лица - кадастровой палатой и данными публичной кадастровой карты.
В обоснование своего довода представитель Каводник Г.Н. ссылается на то обстоятельство, что земельный участок заявителя был поставлен на кадастровый учет с установлением границ до постановки на кадастровый учет земельного участка с КН 50:09:0080101:17, соответственно, по мнению третьего лица, поскольку при осуществлении кадастрового учета земельного участка N 36 орган кадастрового учета не установил их наложения, таковое отсутствует.
Апелляционный судом указанный довод третьего лица Каводник Г.Н. не может признать обоснованным, так как сам по себе факт постановки земельного участка с КН 50:09:0080101:17 с допущенными органом кадастрового учета нарушениями при наличии сведений о ранее учтенном земельном участке заявителя в кадастровой карте территории, не может свидетельствовать об отсутствии их наложения.
При этом в материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0080101:9, согласно которой на дату ее выдачи - 14.12.2011 графа 16 имеет сведения о том, что граница земельного участка не установлена.
Следует отметить, что судом первой инстанции отказано военному прокурору в восстановлении пропущенного срока для обращения с заявленными требованиями в суд. Основания для переоценки в указанной части выводов суда первой инстанции у апелляционного суда отсутствуют.
Вместе с тем процессуальный срок для обращения с заявлением Министерству обороны РФ по его ходатайству судом первой инстанции восстановлен как заявителю.
Учитывая, что требования военным прокурором заявлены в интересах Минобороны РФ и предъявлены к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и ФГБУ Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра, а жалоба на решение подана министерством как заявителем по делу, апелляционный суд считает ее подлежащей удовлетворению.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-38816/12 от 27.12.2012 отменить.
Требования удовлетворить.
Признать недействительным постановление Главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 04.02.2011 N 211 "Об образовании земельного участка N 36, расположенного по улице Драгунского в городе Солнечногорск Московской области".
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью 2500 кв. м с КН 50:09:0080101:17.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)