Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности в порядке передоверия от 17.09.2012 N НЮ-10/276 - В., удостоверение,
от заинтересованного лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2013 по делу N А32-28339/2012, принятое судьей Тарасенко А.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к заинтересованному лицу - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным бездействия и обязании,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление), выразившегося в уклонении от рассмотрения по существу обращения ОАО "РЖД" от 06.02.2012 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2 площадью 3 992 177 кв. м, об обязании управления в течение месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения суда направить в адрес ОАО "РЖД" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2 площадью 3 992 177 кв. м (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 2 л.д. 49-50)).
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое бездействие препятствует реализации законного права общества на переоформление права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что у общества имеется исключительное право на приобретение в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации спорного земельного участка.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных по делу требований отказать. Полагает, что является ненадлежащим заинтересованным лицом.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества дал суду пояснения об обстоятельствах настоящего дела, настаивал на доводах отзыва на апелляционную жалобу. Управление, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени судебного заседания, представителя в судебное заседание не направило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество имеет на праве собственности ряд объектов недвижимости, расположенных на земельным участке с кадастровым номером 23:37:0000000:002. Земельный участок расположен в полосе отвода железной дороги г-к Анапа.
Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства 23-АБ N 051326 от 20.06.2003 (т. 1 л.д. 11).
06.02.2012 заявитель обратился в управление с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка сроком на сорок девять лет с приложением проекта договора (т. 1 л.д. 24), повторно - 24.07.2012 (т. 1 л.д. 25).
Ответ от управления, содержащий отказ или согласие представить земельный участок, в адрес общества не поступал.
Согласно абз. 1, 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, названные в п. 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги".
В пункте 2 названных Правил указано, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу территориальными управлениями Росимущества на основании договоров аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Указанные обстоятельства управлением не оспариваются, доводов по существу в отношении прав общества на оформление права аренды в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду заявлено не было.
Управление полагает, что является ненадлежащим заинтересованным лицом, поскольку в соответствии с приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" решение о передаче земельного участка в аренду должно приниматься Росимуществом, по поручению которого договор аренды будет заключен управлением. Отсутствие поручения ФАУГИ территориальное управление полагает единственным препятствием к предоставлению спорного участка обществу.
Указанный довод подлежит отклонению в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом указанное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, действующее на основании Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В соответствии с подп. "е" пункта 4.8 Положения по поручению агентства управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Таким образом, поскольку обязанность по предоставлению земельного участка согласно положению возложена на управление, оно является надлежащим заинтересованным лицом в рамках настоящего дела. Наличие организационных процедур, предусматривающих согласование передачи земельных участков в аренду, с учетом положений пункта 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги", не могут служить основанием к отказу в заключении договора аренды. С учетом изложенного отсутствие поручения Росимущества на заключение договора аренды не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, права на заключение договора аренды данного участка
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие управления не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом требования. Доводы апелляционной жалобы несостоятельны.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2013 по делу N А32-28339/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2013 N 15АП-7306/2013 ПО ДЕЛУ N А32-28339/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. N 15АП-7306/2013
Дело N А32-28339/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности в порядке передоверия от 17.09.2012 N НЮ-10/276 - В., удостоверение,
от заинтересованного лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2013 по делу N А32-28339/2012, принятое судьей Тарасенко А.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к заинтересованному лицу - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным бездействия и обязании,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление), выразившегося в уклонении от рассмотрения по существу обращения ОАО "РЖД" от 06.02.2012 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2 площадью 3 992 177 кв. м, об обязании управления в течение месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения суда направить в адрес ОАО "РЖД" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:2 площадью 3 992 177 кв. м (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 2 л.д. 49-50)).
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое бездействие препятствует реализации законного права общества на переоформление права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что у общества имеется исключительное право на приобретение в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации спорного земельного участка.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных по делу требований отказать. Полагает, что является ненадлежащим заинтересованным лицом.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества дал суду пояснения об обстоятельствах настоящего дела, настаивал на доводах отзыва на апелляционную жалобу. Управление, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени судебного заседания, представителя в судебное заседание не направило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество имеет на праве собственности ряд объектов недвижимости, расположенных на земельным участке с кадастровым номером 23:37:0000000:002. Земельный участок расположен в полосе отвода железной дороги г-к Анапа.
Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства 23-АБ N 051326 от 20.06.2003 (т. 1 л.д. 11).
06.02.2012 заявитель обратился в управление с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка сроком на сорок девять лет с приложением проекта договора (т. 1 л.д. 24), повторно - 24.07.2012 (т. 1 л.д. 25).
Ответ от управления, содержащий отказ или согласие представить земельный участок, в адрес общества не поступал.
Согласно абз. 1, 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, названные в п. 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги".
В пункте 2 названных Правил указано, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу территориальными управлениями Росимущества на основании договоров аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Указанные обстоятельства управлением не оспариваются, доводов по существу в отношении прав общества на оформление права аренды в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду заявлено не было.
Управление полагает, что является ненадлежащим заинтересованным лицом, поскольку в соответствии с приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" решение о передаче земельного участка в аренду должно приниматься Росимуществом, по поручению которого договор аренды будет заключен управлением. Отсутствие поручения ФАУГИ территориальное управление полагает единственным препятствием к предоставлению спорного участка обществу.
Указанный довод подлежит отклонению в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом указанное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, действующее на основании Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В соответствии с подп. "е" пункта 4.8 Положения по поручению агентства управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Таким образом, поскольку обязанность по предоставлению земельного участка согласно положению возложена на управление, оно является надлежащим заинтересованным лицом в рамках настоящего дела. Наличие организационных процедур, предусматривающих согласование передачи земельных участков в аренду, с учетом положений пункта 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги", не могут служить основанием к отказу в заключении договора аренды. С учетом изложенного отсутствие поручения Росимущества на заключение договора аренды не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, права на заключение договора аренды данного участка
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие управления не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом требования. Доводы апелляционной жалобы несостоятельны.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2013 по делу N А32-28339/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)