Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис К1" Коротецкий А.А., доверенность от 04.09.2013,
от Администрации Ногинского муниципального района Московской области не явился, уведомлен,
от Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области не явился, уведомлен,
от Министерства обороны РФ Прилуцкий А.В., доверенность от 20.05.2013 N 212/197,
рассмотрев 17 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации Ногинского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области
на решение от 22 марта 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Нечаевой С.В.,
на постановление от 26 июня 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис К1" (ОГРН.1027710007489)
к Администрации Ногинского муниципального района Московской области (ОГРН.1025003917289)
об оспаривании решения
третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области (ОГРН.1035008103527), Министерство обороны РФ.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис К1" (далее - общество) с учетом уточнения заявленных требования обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - Администрация) N 232/28-3 от 09.11.11 об отказе в предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:16:0201008:7 площадью 41 327 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, с/пос. Мамонтовское, д. Жилино и не направлении проекта договора купли-продажи земельного участка, обязании администрацию Ногинского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:16:0201008:7 площадью 41327 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, с/пос. Мамонтовское, д. Жилино по стоимости 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, обязании администрацию Ногинского муниципального района Московской области направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0201008:7 площадью 41327 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, с/пос. Мамонтовское, д. Жилино.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.03.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 требования общества были удовлетворены.
Администрация Ногинского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, просят отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Заявители кассационной жалобы полагают, что суд не правомерно не учел, что Администрация не является лицом, которое вправе распоряжаться спорным земельным участком, поскольку он относится к федеральной собственности. Кроме того, указывает на то обстоятельство, что спорный земельный участок относится к лесному фонду, следовательно, не может быть передан в собственность коммерческой организации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции Администрация Ногинского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы уведомлены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Представитель Министерства обороны РФ доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, подставленному суду в порядке, установленном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы по кассационной жалобе проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к и отмене.
Судами при рассмотрении дела установлено, что 30.11.2004 между Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" обществом по результатам аукциона по продаже высвобождаемого военного имущества, оформленных протоколом N 2/4 от 26.11.04 был заключен договор купли-продажи N 24-3/1842, в соответствии с которым общество приобрело здания и сооружения военного городка N 26.
Право собственности на вышеназванное недвижимое имущество было зарегистрировано за обществом в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственного регистрации права от 28.09.2005.
Общество обращалось в адрес администрации Ногинского муниципального района Московской области с заявлениями, в которых просило предоставить в собственность вышеназванный земельный участок и направить проект договора купли-продажи земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Письмом N 232/28 от 01.03.2011 Администрация сообщило о невозможности осуществлять распоряжение земельным участком от своего имени ввиду того, что данный участок уже закреплен за Министерством обороны Российской Федерации на основании Постановления Совета Министров СССР от 19 апреля 1948 года N 1264-478с "О закреплении лесов за Министерством вооруженных сил СССР, Министерством сельскохозяйственного машиностроения и Министерством авиационной промышленности", то есть земельный участок относится к федеральной собственности.
В письме N 232/28-3 от 09.11.2011 Администрация указала, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель общей площадью 44,2 тыс. га, закрепленных за Министерством вооруженных сил СССР Постановлением Совета Министров СССР от 19.04.1948 N 1264-478с, то есть земельный участок находится в федеральной собственности.
Данные отказы были обжалованы обществом в судебном порядке.
Часть 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусматривает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды установили, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 28.09.2005 серии НА N 0095939, 0095934, 0095933, 0095935, 0095937, 0095936, 0095938, 0095940 на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0201008:7 расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.
Статьей 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Установив, что спорный земельный участок, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, общество является единственным собственником зданий на спорном земельном участке, на основании статьи 2 Закона, статей 29, 36 Земельного кодекса РФ, статьи 12 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 "О регулировании земельных отношений в Московской области", суды пришли к правильному выводу о незаконности отказов Администрации обществу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и обязали направить договор купли-продажи на приобретение земельного участка кадастровым номером 50:16:0201008:7 по льготной цене, а именно по цене равной 2,5% его кадастровой стоимости.
Довод кассационной жалоб о том, что администрация Ногинского муниципального района Московской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку спорный земельный участок находится в федеральной собственности и закреплен за Минобороны России, были рассмотрены судами двух инстанций и отклонены.
При этом, суды, сославшись на пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ, статьи 2, 3 Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю", учитывая, что спорный земельный участок не соответствует ни одному из критериев, необходимых для отнесения его к федеральной собственности, установленных Федеральным закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" и статьей 3.1 Закона, правильно исходили из наличия прав у Администрации по распоряжению земельным участком, а соответственно требования общества предъявлены к ней в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Также, материалами дела опровергается утверждение Администрации об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, поскольку согласно кадастровому паспорту земельного участка N МО-11/3В/1-549222 от 28.09.2-11 земельный участок с кадастровым номером 50:16:0201008:7 площадью 41327 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, с/пос. Мамонтовское, д. Жилино, относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения.
Доводы же заявителей кассационной жалобы в части взыскания с Администрации судебных расходов, свидетельствуют о неправильном понимании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для переоценки доказательств, отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2013 года по делу N А41-44162/11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Ю.ВОРОНИНА
Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-44162/11
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. по делу N А41-44162/11
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис К1" Коротецкий А.А., доверенность от 04.09.2013,
от Администрации Ногинского муниципального района Московской области не явился, уведомлен,
от Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области не явился, уведомлен,
от Министерства обороны РФ Прилуцкий А.В., доверенность от 20.05.2013 N 212/197,
рассмотрев 17 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации Ногинского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области
на решение от 22 марта 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Нечаевой С.В.,
на постановление от 26 июня 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис К1" (ОГРН.1027710007489)
к Администрации Ногинского муниципального района Московской области (ОГРН.1025003917289)
об оспаривании решения
третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области (ОГРН.1035008103527), Министерство обороны РФ.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис К1" (далее - общество) с учетом уточнения заявленных требования обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - Администрация) N 232/28-3 от 09.11.11 об отказе в предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:16:0201008:7 площадью 41 327 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, с/пос. Мамонтовское, д. Жилино и не направлении проекта договора купли-продажи земельного участка, обязании администрацию Ногинского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:16:0201008:7 площадью 41327 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, с/пос. Мамонтовское, д. Жилино по стоимости 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, обязании администрацию Ногинского муниципального района Московской области направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0201008:7 площадью 41327 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, с/пос. Мамонтовское, д. Жилино.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.03.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 требования общества были удовлетворены.
Администрация Ногинского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, просят отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Заявители кассационной жалобы полагают, что суд не правомерно не учел, что Администрация не является лицом, которое вправе распоряжаться спорным земельным участком, поскольку он относится к федеральной собственности. Кроме того, указывает на то обстоятельство, что спорный земельный участок относится к лесному фонду, следовательно, не может быть передан в собственность коммерческой организации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции Администрация Ногинского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы уведомлены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Представитель Министерства обороны РФ доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, подставленному суду в порядке, установленном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы по кассационной жалобе проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к и отмене.
Судами при рассмотрении дела установлено, что 30.11.2004 между Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" обществом по результатам аукциона по продаже высвобождаемого военного имущества, оформленных протоколом N 2/4 от 26.11.04 был заключен договор купли-продажи N 24-3/1842, в соответствии с которым общество приобрело здания и сооружения военного городка N 26.
Право собственности на вышеназванное недвижимое имущество было зарегистрировано за обществом в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственного регистрации права от 28.09.2005.
Общество обращалось в адрес администрации Ногинского муниципального района Московской области с заявлениями, в которых просило предоставить в собственность вышеназванный земельный участок и направить проект договора купли-продажи земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Письмом N 232/28 от 01.03.2011 Администрация сообщило о невозможности осуществлять распоряжение земельным участком от своего имени ввиду того, что данный участок уже закреплен за Министерством обороны Российской Федерации на основании Постановления Совета Министров СССР от 19 апреля 1948 года N 1264-478с "О закреплении лесов за Министерством вооруженных сил СССР, Министерством сельскохозяйственного машиностроения и Министерством авиационной промышленности", то есть земельный участок относится к федеральной собственности.
В письме N 232/28-3 от 09.11.2011 Администрация указала, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель общей площадью 44,2 тыс. га, закрепленных за Министерством вооруженных сил СССР Постановлением Совета Министров СССР от 19.04.1948 N 1264-478с, то есть земельный участок находится в федеральной собственности.
Данные отказы были обжалованы обществом в судебном порядке.
Часть 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусматривает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды установили, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 28.09.2005 серии НА N 0095939, 0095934, 0095933, 0095935, 0095937, 0095936, 0095938, 0095940 на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0201008:7 расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.
Статьей 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Установив, что спорный земельный участок, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, общество является единственным собственником зданий на спорном земельном участке, на основании статьи 2 Закона, статей 29, 36 Земельного кодекса РФ, статьи 12 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 "О регулировании земельных отношений в Московской области", суды пришли к правильному выводу о незаконности отказов Администрации обществу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и обязали направить договор купли-продажи на приобретение земельного участка кадастровым номером 50:16:0201008:7 по льготной цене, а именно по цене равной 2,5% его кадастровой стоимости.
Довод кассационной жалоб о том, что администрация Ногинского муниципального района Московской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку спорный земельный участок находится в федеральной собственности и закреплен за Минобороны России, были рассмотрены судами двух инстанций и отклонены.
При этом, суды, сославшись на пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ, статьи 2, 3 Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю", учитывая, что спорный земельный участок не соответствует ни одному из критериев, необходимых для отнесения его к федеральной собственности, установленных Федеральным закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" и статьей 3.1 Закона, правильно исходили из наличия прав у Администрации по распоряжению земельным участком, а соответственно требования общества предъявлены к ней в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Также, материалами дела опровергается утверждение Администрации об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, поскольку согласно кадастровому паспорту земельного участка N МО-11/3В/1-549222 от 28.09.2-11 земельный участок с кадастровым номером 50:16:0201008:7 площадью 41327 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, с/пос. Мамонтовское, д. Жилино, относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения.
Доводы же заявителей кассационной жалобы в части взыскания с Администрации судебных расходов, свидетельствуют о неправильном понимании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для переоценки доказательств, отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2013 года по делу N А41-44162/11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Ю.ВОРОНИНА
Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)