Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей: Протасова А.И.
Шеина А.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овсянниковой Е.С.
В судебное заседание явились:
от ОАО "Северный рынок": Сотникова Т.В., представитель по доверенности б/н от 24.12.2007 г., паспорт серии <...>.
Из вызванных заседание не явились:
от Администрации города Орла: представители не явились, надлежаще извещено,
от Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области - город Орел: представители не явились, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Орла
на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.08 г. по делу N А48-1179/08-1, принятое судьей Зеновой С.В., по заявлению ОАО "Северный рынок" при участии Администрации города Орла, Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области - город Орел, о признании ненормативного правового акта недействительным.
установил:
ОАО "Северный рынок" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным постановление Администрации города Орла от 28.01.08 г. N 115 "Об утверждении проекта границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309 Северного района города Орла".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 30.06.08 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Орла обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что суд необоснованно указал на то, что Администрацией нарушено право Общества на участие в установлении границ, так как заявитель является землепользователем смежного участка. Никакие права и охраняемые законом интересы Общества оспариваемым постановлением не нарушены. Работы по установлению границ проведены в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства.
ОАО "Северный авторынок" не согласно с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. В своем отзыве на жалобу Общество ссылается на ст. 69 ЗК РФ, п. 7 Положения о проведении территориального землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ N 396 от 07.06.02 г., п. п. 14.1, 14.4 Методических рекомендаций, которые, по мнению Общества, были нарушены Администрацией.
Заявитель по делу полагает, что он, как пользователь смежного участка. Должен был участвовать в формировании границ земельного участка. Ответчик же не уведомил общество о дате и времени определения границ.
В настоящее судебное заседание представители Администрации города Орла, Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области - город Орел, не явились. В материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства. В связи с чем, дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации, Департамента, в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
28.01.2008 г. Администрация города Орла постановлением N 115 "Об утверждении проекта границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309 Северного района города Орла" утвердила из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона) проект границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309 (г. Орел, ул. Рощинская, 2) площадью 8319,0 кв. м для эксплуатации и обслуживания замощения асфальто-бетонная площадка.
15.02.08 г. УФРС РФ по Орловской области зарегистрировано право собственности Муниципального образования г. Орел на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания замощения асфальтно-бетонная площадка, общая площадь 8139 кв. м, адрес объекта: Орловская область, г. Орел, ул. Рощинская, д. 2, кадастровый номер 57:25:004 03 09:0041, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 57-57-01/010/2008-202.
Не согласившись с указанным постановлением. Общество обратилось за судебной защитой.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1, 5, 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу п. 1 ст. 68 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 18.06.01 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон от 18.06.01 N 78-ФЗ) землеустройство включает в себя, в том числе мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).
Как следует из ст. 15 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ при проведении землеустройства выполняются работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.
Перечень работ при проведении территориального землеустройства приведен в статьях 16 и 17 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ.
В силу ст. 17 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя, в том числе определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
Пунктами 8.1 и 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной 08.04.96 Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (далее - Инструкция) предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
В соответствии с п. 9.2 Инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).
Согласно п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.02 N 396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Пункт 14.5 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003 г.) устанавливает, что процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.
В силу ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Северный авторынок" является землепользователем смежного земельного участка и при установлении и согласовании границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309, ОАО "Северный рынок" не извещалось о проведении работ по установлению границ на местности существующего участка. Указанное не оспаривается Администрацией.
Суд не может согласиться с доводом Администрации об отсутствии необходимости согласования, поскольку землеустроительные работы в квартале 57:25:031309 производились в 1998 году, и границы земельного участка к моменту вынесения оспариваемого постановления уже были определены. Указанные обстоятельства не меняют требования пункта 4 статьи 69 Земельного кодекса РФ о необходимости учитывать законные интересы лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме до начала работ.
Судом установлено, что при утверждении проекта границ земельного участка оспариваемым постановлением площадь земельного участка изменялась с 8368,2 кв. м на 8319,0 кв. м, что нарушает права ОАО "Северный рынок".
Поэтому, по мнению суда, в данном случае проведение согласования со смежными землепользователями обязательно и оспариваемым постановлением нарушены права ОАО "Северный авторынок".
Учитывая положения п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 г., ст. 1 Закона Орловской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" от 20.06.2006 г. N 603-ОЗ, п. п. 3 пункта 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 г., суд обоснованно указал на то, что постановление принято Администрацией города в пределах имеющихся у нее предоставленных законом полномочий.
В силу ст. 61 ЗК РФ Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший данный акт. Между тем, ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в апелляционный суд Администрация не представила достоверных доказательств законности оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что материалами дела подтверждается несоответствие оспариваемого постановления законодательству, а также факт нарушения прав и интересов заявителя изданным постановления.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
В связи с чем, решение Арбитражного суда Орловской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 267 - 271 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.08 г. по делу N А48-1179/08-1 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
А.Е.ШЕИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2008 ПО ДЕЛУ N А48-1179/08-1
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2008 г. по делу N А48-1179/08-1
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей: Протасова А.И.
Шеина А.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овсянниковой Е.С.
В судебное заседание явились:
от ОАО "Северный рынок": Сотникова Т.В., представитель по доверенности б/н от 24.12.2007 г., паспорт серии <...>.
Из вызванных заседание не явились:
от Администрации города Орла: представители не явились, надлежаще извещено,
от Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области - город Орел: представители не явились, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Орла
на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.08 г. по делу N А48-1179/08-1, принятое судьей Зеновой С.В., по заявлению ОАО "Северный рынок" при участии Администрации города Орла, Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области - город Орел, о признании ненормативного правового акта недействительным.
установил:
ОАО "Северный рынок" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным постановление Администрации города Орла от 28.01.08 г. N 115 "Об утверждении проекта границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309 Северного района города Орла".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 30.06.08 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Орла обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что суд необоснованно указал на то, что Администрацией нарушено право Общества на участие в установлении границ, так как заявитель является землепользователем смежного участка. Никакие права и охраняемые законом интересы Общества оспариваемым постановлением не нарушены. Работы по установлению границ проведены в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства.
ОАО "Северный авторынок" не согласно с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. В своем отзыве на жалобу Общество ссылается на ст. 69 ЗК РФ, п. 7 Положения о проведении территориального землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ N 396 от 07.06.02 г., п. п. 14.1, 14.4 Методических рекомендаций, которые, по мнению Общества, были нарушены Администрацией.
Заявитель по делу полагает, что он, как пользователь смежного участка. Должен был участвовать в формировании границ земельного участка. Ответчик же не уведомил общество о дате и времени определения границ.
В настоящее судебное заседание представители Администрации города Орла, Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области - город Орел, не явились. В материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства. В связи с чем, дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации, Департамента, в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
28.01.2008 г. Администрация города Орла постановлением N 115 "Об утверждении проекта границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309 Северного района города Орла" утвердила из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона) проект границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309 (г. Орел, ул. Рощинская, 2) площадью 8319,0 кв. м для эксплуатации и обслуживания замощения асфальто-бетонная площадка.
15.02.08 г. УФРС РФ по Орловской области зарегистрировано право собственности Муниципального образования г. Орел на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания замощения асфальтно-бетонная площадка, общая площадь 8139 кв. м, адрес объекта: Орловская область, г. Орел, ул. Рощинская, д. 2, кадастровый номер 57:25:004 03 09:0041, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 57-57-01/010/2008-202.
Не согласившись с указанным постановлением. Общество обратилось за судебной защитой.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1, 5, 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу п. 1 ст. 68 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 18.06.01 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон от 18.06.01 N 78-ФЗ) землеустройство включает в себя, в том числе мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).
Как следует из ст. 15 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ при проведении землеустройства выполняются работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.
Перечень работ при проведении территориального землеустройства приведен в статьях 16 и 17 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ.
В силу ст. 17 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя, в том числе определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
Пунктами 8.1 и 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной 08.04.96 Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (далее - Инструкция) предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
В соответствии с п. 9.2 Инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).
Согласно п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.02 N 396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Пункт 14.5 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003 г.) устанавливает, что процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.
В силу ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Северный авторынок" является землепользователем смежного земельного участка и при установлении и согласовании границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309, ОАО "Северный рынок" не извещалось о проведении работ по установлению границ на местности существующего участка. Указанное не оспаривается Администрацией.
Суд не может согласиться с доводом Администрации об отсутствии необходимости согласования, поскольку землеустроительные работы в квартале 57:25:031309 производились в 1998 году, и границы земельного участка к моменту вынесения оспариваемого постановления уже были определены. Указанные обстоятельства не меняют требования пункта 4 статьи 69 Земельного кодекса РФ о необходимости учитывать законные интересы лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме до начала работ.
Судом установлено, что при утверждении проекта границ земельного участка оспариваемым постановлением площадь земельного участка изменялась с 8368,2 кв. м на 8319,0 кв. м, что нарушает права ОАО "Северный рынок".
Поэтому, по мнению суда, в данном случае проведение согласования со смежными землепользователями обязательно и оспариваемым постановлением нарушены права ОАО "Северный авторынок".
Учитывая положения п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 г., ст. 1 Закона Орловской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" от 20.06.2006 г. N 603-ОЗ, п. п. 3 пункта 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 г., суд обоснованно указал на то, что постановление принято Администрацией города в пределах имеющихся у нее предоставленных законом полномочий.
В силу ст. 61 ЗК РФ Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший данный акт. Между тем, ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в апелляционный суд Администрация не представила достоверных доказательств законности оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что материалами дела подтверждается несоответствие оспариваемого постановления законодательству, а также факт нарушения прав и интересов заявителя изданным постановления.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
В связи с чем, решение Арбитражного суда Орловской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 267 - 271 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.08 г. по делу N А48-1179/08-1 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
А.Е.ШЕИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)