Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик Никифорова Р.Ф.
Судья: Огородникова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Никифоровой Р.Ф.,
судей Шумилова А.А., Савельевой Г.В.,
при секретаре К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Н. о признании незаконным бездействия главы администрации Козловского района Чувашской Республики и возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения,
поступившее по апелляционной жалобе заявителя Н. на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 27 августа 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Н. о признании незаконным бездействия главы администрации Козловского района Чувашской Республики К.В.Н. по не утверждению схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного <адрес> для содержания гаража и возложении на главу администрации Козловского района Чувашской Республики обязанности по устранению нарушения путем издания (утверждения) постановления об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного в <адрес>, для содержания гаража, отказать.
Заслушав доклад судьи Никифоровой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
первоначально 20 августа 2013 года Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы администрации Козловского района Чувашской Республики К.В.Н. по не изданию (не утверждению) схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного в <адрес>, для содержания гаража, а также о возложении на главу администрации Козловского района Чувашской Республики обязанности по устранению допущенного нарушения путем издания (утверждения) постановления об утверждении схемы расположения данного земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного в <адрес> для содержания гаража и взыскании судебных расходов.
Свое заявление Н. мотивировал тем, что 15 июля 2013 года он обратился на имя главы администрации Козловского района Чувашской Республики с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на основании которого специалистом отдела сельского хозяйства, экономики, земельных и имущественных отношений администрации был подготовлен проект постановления администрации Козловского района Чувашской Республики "Об утверждении схемы расположения земельного участка", согласованный с и.о. главы администрации Козловского городского поселения. Однако заместитель начальника отдела сельского хозяйства, экономики, земельных и имущественных отношений ФИО11 отказался от согласования данного проекта постановления со ссылкой на то, что гаражи по <данные изъяты> кв. м не бывают, предложив разделить его на две части. До настоящего времени схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, заказчиком которой являлся он, не утверждена.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также положения п. 2 ст. 46 Конституции РФ, ч. 1 ст. 254 и ст. 255 ГПК РФ, п. 8 ст. 31, ст. 32 ЗК РФ, абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" и, указывая, что вышеуказанным бездействием должностного лица - главы администрации, выразившемся в затягивании процесса предоставления земельного участка в аренду, нарушаются его права, в частности право на предоставление (получение) в аренду земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта и строительства на нем индивидуального гаража, а также ссылаясь на положения ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Н. просил об удовлетворении заявленных им требований.
В судебном заседании заявитель Н., уточнив свои требования, при тех же обстоятельствах, просил признать незаконным бездействие главы администрации Козловского района Чувашской Республики К.В.Н. по не утверждению схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного в <адрес>, для содержания гаража, возложить на главу администрации Козловского района Чувашской Республики обязанность по устранению допущенного нарушения путем издания (утверждения) постановления об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного <адрес>, для содержания гаража, взыскать в свою пользу с главы Козловского района Чувашской Республики понесенные им судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме <данные изъяты> руб.
Заинтересованное лицо - глава администрации Козловского района Чувашской Республики К.В.Н. в судебное заседание не явился, направив в суд своего представителя Ю., который заявление Н. не признал.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное заявителем Н. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности, вынесении по делу нового решения об удовлетворении его заявления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя Н. поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что вынесенные главой органа местного самоуправления решения требованиям действующего законодательства не противоречат и не нарушают прав и законных интересов Н.
Так, согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений, предусмотренных ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, для признания ненормативного акта органа местного самоуправления незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение данным актом прав и законных интересов гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы администрации Козловского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден акт выбора и обследования земельного участка из земель населенных пунктов для строительства индивидуального гаража площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного <адрес>
15 июля 2013 года Н. обратился в адрес главы администрации Козловского района Чувашской Республики с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, в целях дальнейшего получения данного участка в аренду под строительство гаража.
По результатам рассмотрения указанного заявления, письмом N от 13 августа 2013 года, за подписью главы администрации Козловского района Чувашской Республики К.В.Н., Н. было сообщено о том, что предоставление земельного участка для строительства осуществляется после выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ, осуществления их государственного кадастрового учета, и, что в настоящее время ведется работа по формированию двух земельных участков для строительства гаражей по <данные изъяты> кв. м каждый для последующей передачи на постановку их на кадастровый учет за счет администрации Козловского района. Этим же письмом Н. сообщалось, что в последующем за счет администрации района будет произведена независимая оценка, а сформированные земельные участки будут выставлены на торги.
При изложенных обстоятельствах следует признать безосновательным довод заявителя Н. о бездействии главы администрации Козловского района Чувашской Республики при разрешении его заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с чем судебная коллегия находит, что в указанной части требований судом первой инстанции правомерно отказано в их удовлетворении.
Что касается довода заявителя о получении им указанного письма главы администрации района с опозданием на одну неделю, то судебная коллегия находит, что указанное обстоятельство, ввиду незначительности пропуска такого срока, не может являться основанием для удовлетворения требования заявителя в указанной части.
Разрешая требования заявителя Н. о возложении на главу администрации Козловского района Чувашской Республики обязанности по устранению допущенного нарушения путем издания (утверждения) постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N в целях дальнейшего получения данного участка в аренду под строительство гаража, ссылаясь при этом в обоснование своего требования на постановление того же главы администрации N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении акта выбора земельного участка", суд нашел такие требования также необоснованными.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 30 ЗК РФ).
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Исходя из требований п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Кроме того, пунктом 6 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, предусматривающих предоставление земельных участков для строительства путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. При этом, передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Анализ изложенных норм права и постановления главы администрации Козловского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГN "Об утверждении акта выбора земельного участка" не позволяют сделать вывод, что указанное постановление главы администрации является принятым органом местного самоуправления решением о предварительном согласовании места размещения объекта строительства (гаража) именно заявителю Н.
Исходя из вышеизложенных норм права следует также признать, что даже в случае утверждения главой администрации Козловского района Чувашской Республики схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, данное обстоятельство, при отсутствии соблюдения предусмотренных действующим законодательством требований, не влечет обязанность органа местного самоуправления по выделению спорного земельного участка в аренду именно заявителю.
Таким образом, поскольку действия (бездействие) главы администрации Козловского района Чувашской Республики не свидетельствуют о нарушении прав и интересов заявителя, то, соответственно, отсутствуют основания и для возложения на этого главу и обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с решением суда и в указанной части.
В апелляционной жалобе указывается на ошибочность вывода суда о том, что заявление Н. не относится к категории обращений к должностному лицу, предусмотренных ст. 4 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия находит указанный довод апеллянта несостоятельным, как основанный на ошибочном толковании автором жалобы норм права.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", установленный им порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. В данном случае, порядок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков регламентирован специальным законом (ЗК РФ).
В апелляционной жалобе в качестве основания для отмены решения указывается на ошибочность вывода суда о том, что заявление Н. на имя главы администрации является офертой на заключение договора аренды земельного участка для строительства в последующем индивидуального гаража.
Судебная коллегия находит указанный довод заслуживающим внимания, вместе с тем также полагает, что указанное обстоятельство само по себе не влияет на правильность принятого судом решения в целом, поскольку при разрешении поданного Н. заявления оно не являлось юридически значимым.
В то же время, учитывая, что вышеприведенное ошибочное суждение суда не привело к принятию неправильного решения по делу, судебная коллегия полагает необходимым ограничиться лишь исключением его из мотивировочной части решения суда.
Ссылки заявителя Н. в апелляционной жалобе на имеющуюся иную правоприменительную практику по аналогичным, по его мнению, делам, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку такие решения судами принимались по делам с иными сторонами и преюдициального значения для разрешения требований заявителя в рамках рассмотрения настоящего спора они не имеют.
Что касается остальных доводов апелляционной жалобы, то по существу они являются лишь несогласием с выводами суда, их не опровергают, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу заявителя Н. на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 27 августа 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 28.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3860-13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. по делу N 33-3860-13
Докладчик Никифорова Р.Ф.
Судья: Огородникова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Никифоровой Р.Ф.,
судей Шумилова А.А., Савельевой Г.В.,
при секретаре К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Н. о признании незаконным бездействия главы администрации Козловского района Чувашской Республики и возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения,
поступившее по апелляционной жалобе заявителя Н. на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 27 августа 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Н. о признании незаконным бездействия главы администрации Козловского района Чувашской Республики К.В.Н. по не утверждению схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного <адрес> для содержания гаража и возложении на главу администрации Козловского района Чувашской Республики обязанности по устранению нарушения путем издания (утверждения) постановления об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного в <адрес>, для содержания гаража, отказать.
Заслушав доклад судьи Никифоровой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
первоначально 20 августа 2013 года Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы администрации Козловского района Чувашской Республики К.В.Н. по не изданию (не утверждению) схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного в <адрес>, для содержания гаража, а также о возложении на главу администрации Козловского района Чувашской Республики обязанности по устранению допущенного нарушения путем издания (утверждения) постановления об утверждении схемы расположения данного земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного в <адрес> для содержания гаража и взыскании судебных расходов.
Свое заявление Н. мотивировал тем, что 15 июля 2013 года он обратился на имя главы администрации Козловского района Чувашской Республики с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на основании которого специалистом отдела сельского хозяйства, экономики, земельных и имущественных отношений администрации был подготовлен проект постановления администрации Козловского района Чувашской Республики "Об утверждении схемы расположения земельного участка", согласованный с и.о. главы администрации Козловского городского поселения. Однако заместитель начальника отдела сельского хозяйства, экономики, земельных и имущественных отношений ФИО11 отказался от согласования данного проекта постановления со ссылкой на то, что гаражи по <данные изъяты> кв. м не бывают, предложив разделить его на две части. До настоящего времени схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, заказчиком которой являлся он, не утверждена.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также положения п. 2 ст. 46 Конституции РФ, ч. 1 ст. 254 и ст. 255 ГПК РФ, п. 8 ст. 31, ст. 32 ЗК РФ, абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" и, указывая, что вышеуказанным бездействием должностного лица - главы администрации, выразившемся в затягивании процесса предоставления земельного участка в аренду, нарушаются его права, в частности право на предоставление (получение) в аренду земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта и строительства на нем индивидуального гаража, а также ссылаясь на положения ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Н. просил об удовлетворении заявленных им требований.
В судебном заседании заявитель Н., уточнив свои требования, при тех же обстоятельствах, просил признать незаконным бездействие главы администрации Козловского района Чувашской Республики К.В.Н. по не утверждению схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного в <адрес>, для содержания гаража, возложить на главу администрации Козловского района Чувашской Республики обязанность по устранению допущенного нарушения путем издания (утверждения) постановления об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, расположенного <адрес>, для содержания гаража, взыскать в свою пользу с главы Козловского района Чувашской Республики понесенные им судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме <данные изъяты> руб.
Заинтересованное лицо - глава администрации Козловского района Чувашской Республики К.В.Н. в судебное заседание не явился, направив в суд своего представителя Ю., который заявление Н. не признал.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное заявителем Н. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности, вынесении по делу нового решения об удовлетворении его заявления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя Н. поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что вынесенные главой органа местного самоуправления решения требованиям действующего законодательства не противоречат и не нарушают прав и законных интересов Н.
Так, согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений, предусмотренных ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, для признания ненормативного акта органа местного самоуправления незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение данным актом прав и законных интересов гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы администрации Козловского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден акт выбора и обследования земельного участка из земель населенных пунктов для строительства индивидуального гаража площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного <адрес>
15 июля 2013 года Н. обратился в адрес главы администрации Козловского района Чувашской Республики с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, в целях дальнейшего получения данного участка в аренду под строительство гаража.
По результатам рассмотрения указанного заявления, письмом N от 13 августа 2013 года, за подписью главы администрации Козловского района Чувашской Республики К.В.Н., Н. было сообщено о том, что предоставление земельного участка для строительства осуществляется после выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ, осуществления их государственного кадастрового учета, и, что в настоящее время ведется работа по формированию двух земельных участков для строительства гаражей по <данные изъяты> кв. м каждый для последующей передачи на постановку их на кадастровый учет за счет администрации Козловского района. Этим же письмом Н. сообщалось, что в последующем за счет администрации района будет произведена независимая оценка, а сформированные земельные участки будут выставлены на торги.
При изложенных обстоятельствах следует признать безосновательным довод заявителя Н. о бездействии главы администрации Козловского района Чувашской Республики при разрешении его заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с чем судебная коллегия находит, что в указанной части требований судом первой инстанции правомерно отказано в их удовлетворении.
Что касается довода заявителя о получении им указанного письма главы администрации района с опозданием на одну неделю, то судебная коллегия находит, что указанное обстоятельство, ввиду незначительности пропуска такого срока, не может являться основанием для удовлетворения требования заявителя в указанной части.
Разрешая требования заявителя Н. о возложении на главу администрации Козловского района Чувашской Республики обязанности по устранению допущенного нарушения путем издания (утверждения) постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N в целях дальнейшего получения данного участка в аренду под строительство гаража, ссылаясь при этом в обоснование своего требования на постановление того же главы администрации N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении акта выбора земельного участка", суд нашел такие требования также необоснованными.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 30 ЗК РФ).
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Исходя из требований п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Кроме того, пунктом 6 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, предусматривающих предоставление земельных участков для строительства путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. При этом, передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Анализ изложенных норм права и постановления главы администрации Козловского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГN "Об утверждении акта выбора земельного участка" не позволяют сделать вывод, что указанное постановление главы администрации является принятым органом местного самоуправления решением о предварительном согласовании места размещения объекта строительства (гаража) именно заявителю Н.
Исходя из вышеизложенных норм права следует также признать, что даже в случае утверждения главой администрации Козловского района Чувашской Республики схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N, данное обстоятельство, при отсутствии соблюдения предусмотренных действующим законодательством требований, не влечет обязанность органа местного самоуправления по выделению спорного земельного участка в аренду именно заявителю.
Таким образом, поскольку действия (бездействие) главы администрации Козловского района Чувашской Республики не свидетельствуют о нарушении прав и интересов заявителя, то, соответственно, отсутствуют основания и для возложения на этого главу и обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории Козловского городского поселения, кадастровый квартал N.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с решением суда и в указанной части.
В апелляционной жалобе указывается на ошибочность вывода суда о том, что заявление Н. не относится к категории обращений к должностному лицу, предусмотренных ст. 4 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия находит указанный довод апеллянта несостоятельным, как основанный на ошибочном толковании автором жалобы норм права.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", установленный им порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. В данном случае, порядок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков регламентирован специальным законом (ЗК РФ).
В апелляционной жалобе в качестве основания для отмены решения указывается на ошибочность вывода суда о том, что заявление Н. на имя главы администрации является офертой на заключение договора аренды земельного участка для строительства в последующем индивидуального гаража.
Судебная коллегия находит указанный довод заслуживающим внимания, вместе с тем также полагает, что указанное обстоятельство само по себе не влияет на правильность принятого судом решения в целом, поскольку при разрешении поданного Н. заявления оно не являлось юридически значимым.
В то же время, учитывая, что вышеприведенное ошибочное суждение суда не привело к принятию неправильного решения по делу, судебная коллегия полагает необходимым ограничиться лишь исключением его из мотивировочной части решения суда.
Ссылки заявителя Н. в апелляционной жалобе на имеющуюся иную правоприменительную практику по аналогичным, по его мнению, делам, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку такие решения судами принимались по делам с иными сторонами и преюдициального значения для разрешения требований заявителя в рамках рассмотрения настоящего спора они не имеют.
Что касается остальных доводов апелляционной жалобы, то по существу они являются лишь несогласием с выводами суда, их не опровергают, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу заявителя Н. на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 27 августа 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)