Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 05 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-11847/2012
на решение от 07.12.2012
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-26286/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Премьер" (ИНН 2543010421, ОГРН 1122543011458, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.07.2012)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании решения,
при участии:
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - Забирова А.В., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/04-09/5, сроком действия до 31.12.2013;
- от ДНТ "Премьер" - адвокат Левченко О.А., представитель по доверенности от 20.07.2012, сроком действия три года;
Дачное некоммерческое товарищество "Премьер" (далее по тексту - заявитель, товарищество, ДНТ "Премьер") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент), выраженного в письме от 22.08.2012 N 29/06/02-14/18106, в предоставлении в аренду для ведения дачного хозяйства земельных участков площадью 3620 кв. м и 1880 кв. м, расположенных в г. Владивосток в районе ул. Уютная, 52, и об обязании департамент направить заявление ДНТ "Премьер" в орган местного самоуправления для утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2012 заявленные товариществом требования удовлетворены.
Обжалуя указанный судебный акт в апелляционном порядке, департамент обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Решение суда считает вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит его отменить. В обоснование своих доводов указывает на то, что Российская Федерация обладает безусловным правом собственности на занятые лесным фондом земельные участки, ввиду чего включение таких земель в черту города не влечет прекращение либо изменение собственности земельного участка, даже в случае изменения категории земли в установленном порядке. Поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок относится к федеральной собственности, департамент распоряжаться таким участком не уполномочен. Кроме того, осуществление деятельности, в том числе ведение дачного хозяйства, несовместимо с целевым назначением и полезными функциями лесного участка. В связи с изложенными обстоятельствами департамент просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отношении доводов апелляционной жалобы представитель товарищества в судебном заседании возразил, решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании департамент поддержал заявленное ранее ходатайство о правопреемстве в связи с проведенной реорганизацией Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края на основании постановлений Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па и от 05.12.2012 N 374-па.
ДНТ "Премьер" по заявленному ходатайству не возражало.
Рассмотрев заявленное ходатайство, судебная коллегия на основании статей 48, 159 АПК РФ нашла его обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Как установлено судом, на основании постановления Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края реорганизован в форме выделения из него инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и присоединения к нему департамента имущественных отношений Приморского края. При этом департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переименован в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па утверждено Положение о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края.
В этой связи Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю в Единый государственный реестр 29.12.2012 внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 2122543505599.
Принимая во внимание, что департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края выбыл из правоотношения в связи с реорганизацией, ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
02.08.2012 ДНТ "Премьер" обратилось в департамент, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков в районе ул. Уютная площадью 3620 кв. м и 1880 кв. м для ведения дачного хозяйства. К заявлению в числе других документов были приложены проекты схем расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории с ситуационными планами, топосъемка.
Письмом от 22.08.2012 N 29/06/02-14/18106 департамент отказал в предоставлении земельных участков, указав, что испрашиваемые участки находятся на территории лесного фонда Владивостокского лесничества - Садгородского участкового лесничества, и он не вправе распоряжаться земельными участками, относящимися к федеральной собственности. Также департамент указал на несоблюдение товариществом процедуры предоставления земельных участков, установленной Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ).
ДНТ "Премьер" посчитало, что решение об отказе в предоставлении земельных участков не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, и оспорило данное решение в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 2 которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
По правилам пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Кроме того, статья 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Так, согласно пунктам 3 - 4 названной статьи, если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
По отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам применяется Закон N 66-ФЗ.
Согласно статье 1 указанного Закона под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельных участков, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Уютная, 52, ориентировочной площадью 3620 кв. м и 1880 кв. м для ведения дачного хозяйства.
Рассмотрев указанное обращение, департамент отказал заявителю в предоставлении земельных участков в аренду по причине отсутствия у него полномочий распоряжаться земельными участками, расположенными на территории лесных участков, и на нарушение процедуры обращения, предусмотренной Законом N 66-ФЗ.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у департамента отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения в силу следующего.
По правилам пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно статье 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу пункта 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 462.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое. Таким образом, в границах населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Следовательно, испрашиваемый товариществом земельный участок входит в состав земель населенных пунктов, а не земель лесного фонда.
Из схемы разграничения земель ВГО по формам собственности, утвержденной в составе Генерального плана ВГО, видно, что участок располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Для того чтобы обладать статусом лесного участка, земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельные участки, испрашиваемые ДНТ "Премьер", входят в границы зоны застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4), определенной решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 (том N 2 л.д. 91-119).
Соответственно, департамент в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал факт отнесения испрашиваемых земельных участков к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
Довод департамента о том, что земельные участки для ведения дачного хозяйства (садоводства) предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку положения Закона N 66-ФЗ, закрепляющие порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, не исключают применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Другое толкование статьи 14 данного Закона противоречило бы его смыслу, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Указание департамента на нарушение процедуры обращения за предоставлением земельного участка судебной коллегией также отклоняется, поскольку нормы статьи 14 Закона N 66-ФЗ в части формирования персонального состава членов дачного некоммерческого объединения и утверждения его органом местного самоуправления не подлежат применению к сложившимся правоотношениям ввиду того, что указанный нормативный правовой акт не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение по собственной инициативе.
Одновременно коллегия отмечает, что товарищество обратилось в департамент с заявлением после его регистрации в качестве юридического лица и к своему заявлению приложило протокол общего собрания участников от 10.07.2012, содержащий список членов товарищества, что свидетельствует о соблюдении процедуры обращения за предоставлением земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемых земельных участков как в уполномоченный орган, в связи с чем департаменту следовало направить обращение товарищества в орган местного самоуправления для формирования земельных участков путем определения их границ на местности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание департамент направить обращение товарищества в адрес органа местного самоуправления с учетом срока, предусмотренного статьей 11 Закона N 90-КЗ.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2012 по делу N А51-26286/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2013 N 05АП-11847/2012 ПО ДЕЛУ N А51-26286/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2013 г. N 05АП-11847/2012
Дело N А51-26286/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 05 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-11847/2012
на решение от 07.12.2012
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-26286/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Премьер" (ИНН 2543010421, ОГРН 1122543011458, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.07.2012)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании решения,
при участии:
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - Забирова А.В., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/04-09/5, сроком действия до 31.12.2013;
- от ДНТ "Премьер" - адвокат Левченко О.А., представитель по доверенности от 20.07.2012, сроком действия три года;
-
установил:
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Премьер" (далее по тексту - заявитель, товарищество, ДНТ "Премьер") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент), выраженного в письме от 22.08.2012 N 29/06/02-14/18106, в предоставлении в аренду для ведения дачного хозяйства земельных участков площадью 3620 кв. м и 1880 кв. м, расположенных в г. Владивосток в районе ул. Уютная, 52, и об обязании департамент направить заявление ДНТ "Премьер" в орган местного самоуправления для утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2012 заявленные товариществом требования удовлетворены.
Обжалуя указанный судебный акт в апелляционном порядке, департамент обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Решение суда считает вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит его отменить. В обоснование своих доводов указывает на то, что Российская Федерация обладает безусловным правом собственности на занятые лесным фондом земельные участки, ввиду чего включение таких земель в черту города не влечет прекращение либо изменение собственности земельного участка, даже в случае изменения категории земли в установленном порядке. Поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок относится к федеральной собственности, департамент распоряжаться таким участком не уполномочен. Кроме того, осуществление деятельности, в том числе ведение дачного хозяйства, несовместимо с целевым назначением и полезными функциями лесного участка. В связи с изложенными обстоятельствами департамент просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отношении доводов апелляционной жалобы представитель товарищества в судебном заседании возразил, решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании департамент поддержал заявленное ранее ходатайство о правопреемстве в связи с проведенной реорганизацией Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края на основании постановлений Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па и от 05.12.2012 N 374-па.
ДНТ "Премьер" по заявленному ходатайству не возражало.
Рассмотрев заявленное ходатайство, судебная коллегия на основании статей 48, 159 АПК РФ нашла его обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Как установлено судом, на основании постановления Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края реорганизован в форме выделения из него инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и присоединения к нему департамента имущественных отношений Приморского края. При этом департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переименован в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па утверждено Положение о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края.
В этой связи Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю в Единый государственный реестр 29.12.2012 внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 2122543505599.
Принимая во внимание, что департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края выбыл из правоотношения в связи с реорганизацией, ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
02.08.2012 ДНТ "Премьер" обратилось в департамент, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков в районе ул. Уютная площадью 3620 кв. м и 1880 кв. м для ведения дачного хозяйства. К заявлению в числе других документов были приложены проекты схем расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории с ситуационными планами, топосъемка.
Письмом от 22.08.2012 N 29/06/02-14/18106 департамент отказал в предоставлении земельных участков, указав, что испрашиваемые участки находятся на территории лесного фонда Владивостокского лесничества - Садгородского участкового лесничества, и он не вправе распоряжаться земельными участками, относящимися к федеральной собственности. Также департамент указал на несоблюдение товариществом процедуры предоставления земельных участков, установленной Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ).
ДНТ "Премьер" посчитало, что решение об отказе в предоставлении земельных участков не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, и оспорило данное решение в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 2 которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
По правилам пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Кроме того, статья 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Так, согласно пунктам 3 - 4 названной статьи, если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
По отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам применяется Закон N 66-ФЗ.
Согласно статье 1 указанного Закона под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельных участков, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Уютная, 52, ориентировочной площадью 3620 кв. м и 1880 кв. м для ведения дачного хозяйства.
Рассмотрев указанное обращение, департамент отказал заявителю в предоставлении земельных участков в аренду по причине отсутствия у него полномочий распоряжаться земельными участками, расположенными на территории лесных участков, и на нарушение процедуры обращения, предусмотренной Законом N 66-ФЗ.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у департамента отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения в силу следующего.
По правилам пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно статье 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу пункта 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 462.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое. Таким образом, в границах населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Следовательно, испрашиваемый товариществом земельный участок входит в состав земель населенных пунктов, а не земель лесного фонда.
Из схемы разграничения земель ВГО по формам собственности, утвержденной в составе Генерального плана ВГО, видно, что участок располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Для того чтобы обладать статусом лесного участка, земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельные участки, испрашиваемые ДНТ "Премьер", входят в границы зоны застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4), определенной решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 (том N 2 л.д. 91-119).
Соответственно, департамент в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал факт отнесения испрашиваемых земельных участков к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
Довод департамента о том, что земельные участки для ведения дачного хозяйства (садоводства) предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку положения Закона N 66-ФЗ, закрепляющие порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, не исключают применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Другое толкование статьи 14 данного Закона противоречило бы его смыслу, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Указание департамента на нарушение процедуры обращения за предоставлением земельного участка судебной коллегией также отклоняется, поскольку нормы статьи 14 Закона N 66-ФЗ в части формирования персонального состава членов дачного некоммерческого объединения и утверждения его органом местного самоуправления не подлежат применению к сложившимся правоотношениям ввиду того, что указанный нормативный правовой акт не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение по собственной инициативе.
Одновременно коллегия отмечает, что товарищество обратилось в департамент с заявлением после его регистрации в качестве юридического лица и к своему заявлению приложило протокол общего собрания участников от 10.07.2012, содержащий список членов товарищества, что свидетельствует о соблюдении процедуры обращения за предоставлением земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемых земельных участков как в уполномоченный орган, в связи с чем департаменту следовало направить обращение товарищества в орган местного самоуправления для формирования земельных участков путем определения их границ на местности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание департамент направить обращение товарищества в адрес органа местного самоуправления с учетом срока, предусмотренного статьей 11 Закона N 90-КЗ.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2012 по делу N А51-26286/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)