Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2008 ПО ДЕЛУ N А54-3039/2007С5

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2008 г. по делу N А54-3039/2007С5


Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г.,
судей Полынкиной Н.А., Игнашиной Г.Д.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 12.10.2007 г. по делу N А54-3039/2007 С5 (судья Шуман И.В.), принятое
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области
к Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области
3-е лицо: ГОУ СПО Рязанский аграрный техникум
о признании недействительным полностью Постановления главы администрации муниципального образования - Рязанский район Рязанской области "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Рязанского ГОУ СПО Рязанского аграрного техникума от 15.12.2006 г. N 1226,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области (далее по тексту - Управление, ТУФАУФИ) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным Постановления главы Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области от 15.12.2006 г. N 1226 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Рязанского ГОУ СПО Рязанского аграрного техникума" и предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.10.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Судом установлено, что 29.09.1992 г. Администрация Рязанского района на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования N РЯ 15-000002 предоставила Рязанскому совхозу - техникуму земельный участок (общей площадью 5062,0 га) для сельскохозяйственного назначения (л.д. 9-14).
Постановлением главы Администрации Рязанского района от 24.08.1999 г. N 296 Государственное учебное заведение Рязанский совхоз - техникум переименован в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Рязанский аграрный техникум, с внесением соответствующего изменения в Устав Учреждения.
07.12.2006 г. ГОУ СПО Рязанский аграрный техникум обратилось к Главе Администрации муниципального образования Рязанского района с заявлением о прекращении бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, кадастровый номер 62:15:060212:0015, общей площадью 1233600 кв. м.
Глава Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, рассмотрев вышеуказанное обращение ГОУ СПО Рязанский аграрный техникум (правопреемника Рязанского совхоза - техникум) о добровольном отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и представленные материалы, учитывая согласие землепользователей, в соответствии с п. 1 ст. 45, п. 3 ст. 53 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г., N 136-ФЗ, ст. 60 Закона РФ от 06.07.1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в РФ", ст. 62 Устава муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, оспариваемым постановлением от 15.12.2006 г. N 1226 прекратил право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ГОУ СПО Рязанского аграрного техникума с кадастровым номером 62: 15:06 02 12:0015, общей площадью 1233600 кв. м, для дальнейшего перераспределения. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
02.07.2007 г. право собственности Российской Федерации на указанный участок (кадастровый номер 62:15:06 02 12:0015), общей площадью 1233600 кв. м, зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы Рязанской области за N 62-62-09/031/2007-238 и выдано свидетельство о государственной регистрации серии 62 МГ N 489664 (л.д. 16).
Считая, что изданием оспариваемого постановления нарушены права и законные интересы Российской Федерации, Управление утратило возможность распорядиться юридической судьбой федерального имущества и получать имущественную выгоду от использования земельного участка, ТУФАУФИ обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Поскольку 01.07.2007 г. земельный участок с кадастровым номером 62:15:06 02 12:0015 был предоставлен некоммерческой организации, созданной федеральным органом государственной власти, он относился к федеральной собственности.
В соответствии с п. 10 ст. 3 вышеуказанного закона распоряжение земельными участками, поименованными в статье 3.1 закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Таким образом, земельными участками, по которым государственная собственность не разграничена, можно распоряжаться без государственной регистрации права собственности.
Учитывая, что в силу п. 1 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей до 01.01.2007 года) отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 62:15:06 02 12:0015 не прекратилось.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Кодекса.
При этом распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ).
07.12.2006 г. ГОУ СПО Рязанский аграрный техникум подало Главе администрации МО Рязанский район заявление, в котором отказалось от своего права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:15:06 02 12:0015, общей площадью 1233600 кв. м, в связи с тем, что за последние 4-5 лет указанный земельный участок в сельскохозяйственном производстве не используется.
Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором (ч. 3 ст. 264 ГК РФ).
Таким образом, ГОУ СПО Рязанский аграрный техникум, заявив отказ от права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком без согласия собственника фактически распорядилось государственной собственностью, не обладая при этом необходимыми полномочиями.
Следовательно, Администрация муниципального образования, приняв такой отказ от дальнейшего осуществления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, нарушила положения ч. 3 ст. 264, ч. 1 ст. 209 ГК РФ.
В этой связи постановление главы Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Рязанского ГОУ СПО Рязанского аграрного техникума" от 15.12.2006 г. N 1226 противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Аналогичная норма содержится в ст. 61 Земельного Кодекса РФ.
Учитывая, что право собственности на спорный земельный участок в установленном порядке зарегистрировано Управлением только в июле 2007 года, издание оспариваемого постановления от 15.12.2006 г. N 1226 само по себе не повлекло нарушения прав и законных интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорный земельный участок в аренду не передан и в настоящее время он находится в федеральной собственности, муниципальное образование на него не претендует.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств нарушения прав и законных интересов ТУФАУФИ изданием оспариваемого ненормативного акта заявитель жалобы не представил, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы не обоснован.
Ссылка заявителя жалобы о том, что Управление утратило возможность распорядиться юридической судьбой федерального имущества и получать имущественную выгоду от использования земельного участка, противоречит материалам дела.
Доводы заявителя жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены принятого по делу судебного акта отсутствуют.
При принятии апелляционной жалобы к производству Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, в связи с чем последняя подлежит взысканию.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.10.2007 г. по делу N А54-3039/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Г.Д.ИГНАШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)