Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-9371/13

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. по делу N А41-9371/13


Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Алгоритм": Гранкова М.В. по доверенности от 31.10.12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алгоритм" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2013 года по делу N А41-9371/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алгоритм" о признании незаконным бездействия администрации Серпуховского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "ШАТОВО" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Алгоритм" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о:
- - признании незаконным бездействия администрации Серпуховского муниципального района Московской области в принятии решения о предоставлении ООО "Алгоритм" в собственность за плату равной пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 24 000 кв. м с кадастровым номером 50:32:0010112:1, категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенное использование: для размещения деревообрабатывающего производства, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховской район, в районе д. Шатово;
- - обязании администрации Серпуховского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении ООО "Алгоритм" в собственность земельного участка общей площадью 24 000 кв. м с кадастровым номером 50:32:0010112:1, категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенное использование: для размещения деревообрабатывающего производства, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховской район, в районе д. Шатово;
- - обязании администрации Серпуховского муниципального района Московской области заключить с ООО "Алгоритм" договор купли-продажи земельного участка общей площадью 24 000 кв. м по цене равной пятнадцати процентам кадастровой стоимости, с кадастровым номером 50:32:0010112:1, категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенное использование: для размещения деревообрабатывающего производства, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховской район, в районе д. Шатово (т. 1, л.д. 6-11).
Определением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ООО "ШАТОВО" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области (т. 1, л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Алгоритм" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на неправомерность бездействий администрации Серпуховского муниципального района Московской области (т. 2, л.д. 37-41).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Алгоритм" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации Серпуховского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества в Московской области и ООО "ШАТОВО", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО "Алгоритм", участвующего в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.06.02 между администрацией Серпуховского района (Арендодатель) и ООО "ШАТОВО" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 228, в соответствии с которым Арендодатель предоставил Арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010112:1 площадью 24 000 кв. м, расположенный в д. Шатово, для размещения деревоперерабатывающего производства (т. 1, л.д. 36-39).
В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 05.10.12 ООО "Алгоритм" приобрело следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0010112:1:
- - производственное помещение 5Б, общей площадью 344,2 кв. м, инв. N 281:081-10525, лит. Ж;
- - сушилка 6Б, общей площадью 50,5 кв. м, инв. N 281:081-10525, лит. Л;
- - помещение охраны, общей площадью 79,6 кв. м, инв. N 281:081-10525, лит. Д, д, д1;
- - наземный крановый путь, протяженностью 100,00 м, инв. N 281:081-10525;
- - производственное помещение 5А, общей площадью 190,1 кв. м, инв. N 281:081-10525, лит. Е;
- - сушилка 6А, общей площадью 59,5 кв. м, лит. К;
- - административное здание, общей площадью 272,1 кв. м, инв. N 281:081-10525, лит. Б, 1, 2, 3, 4;
- - помещение 4а, общей площадью 36,4 кв. м, инв. N 281:081-10525, лит. В;
- - помещение для производства и хранения деревянных изделий, общей площадью 1096,2 кв. м, инв. N 281:081-10525, лит. И, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 23.10.12 (т. 1, л.д. 27-35).
22.01.13 ООО "Алгоритм", руководствуясь статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось к Главе Серпуховского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010112:1, общей площадью 24 000 кв. м, категория земель: промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенное использование: для размещения деревообрабатывающего производства, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховской район, в районе д. Шатово (т. 1, л.д. 15-17).
Поскольку в установленные сроки администрация Серпуховского муниципального района Московской области не приняла соответствующего решения, ООО "Алгоритм" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что поскольку спорный земельный участок является федеральной собственностью, у администрации Серпуховского муниципального района Московской области отсутствовали основания по принятию решения о предоставлении указанного участка в собственность ООО "Алгоритм".
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пунктов 2 статей 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а органы местного самоуправления - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, распоряжение каждым видом собственности осуществляется соответствующим органом власти, не допускается распоряжение собственностью, относящейся к иному уровню, чем уровень орган власти.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0010112:1, общей площадью 24 000 кв. м расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Алгоритм", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и заключением по техническому обследованию земельного участка, расположенного в Московской области, Серпуховской район, в районе деревни Шатово с находящимися на нем объектами недвижимого имущества, подготовленным ООО "Протонподземстрой-А" (т. 1, л.д. 27-35, 89-93).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 32/017/2012-210 от 26.09.12, земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010112:1 находится в собственности Российской Федерации (т. 1, л.д. 22).
Доказательств обратного в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Таким образом, спорный земельный участок является объектом федеральной собственности.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника федерального имущества, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации N 432 от 05.06.08, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у администрации Серпуховского муниципального района Московской области правомочий по распоряжению спорным земельным участком.
С учетом изложенного бездействие администрации Серпуховского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ООО "Алгоритм" в собственность испрашиваемого земельного участка, нельзя признать противоречащим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.
То обстоятельство, что до 2003 года спорным участком распоряжалась администрация Серпуховского муниципального района Московской области, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку в настоящее время, равно как и при обращении ООО "Алгоритм" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, право собственности на участок было зарегистрировано за Российской Федерацией.
Право собственности Российской Федерации оспорено или признано отсутствующим не было.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и документально неподтвержденные.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2013 года по делу N А41-9371/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)