Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-48691/12

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. по делу N А41-48691/12


Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Зинчев В.А., доверенность от 02.10.2013,
от заинтересованных лиц:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явился, извещен,
от закрытого акционерного общества Агропромышленная фирма "Лесные озера" - Цветкова О.А., доверенность от 31.07.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" (ИНН 5044025805, ОГРН 1035008854242) на решение Арбитражного суда Московской области от 09.08.2013 по делу N А41-48691/12, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, закрытому акционерному обществу Агропромышленная фирма "Лесные озера" (ИНН 5044004450, ОГРН 1035008852856) об оспаривании решения и обязании осуществить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" (далее - заявитель, общество, ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000") обратилось в арбитражный суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), закрытому акционерному обществу Агропромышленная фирма "Лесные озера" (далее - ЗАО АПФ "Лесные озера") в котором просит:
- - признать незаконным решение кадастровой палаты от 16.08.2012 об отказе в государственном учете изменений объекта недвижимости;
- - признать незаконными действия кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет и внесению сведений в единый государственный земельный реестр земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, с/пос. Соколовское, д. Новая, дом 38, с кадастровым номером 50:09:0050525:429;
- - обязать кадастровую палату осуществить соответствующую запись в государственном кадастре недвижимости о прекращении существования земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, с/пос. Соколовское, д. Новая, дом 38, с кадастровым номером 50:09:0050525:429;
- - обязать кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения о правообладателе земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с/пос. Соколовское, дер. Новая, АОЗТ "Лесные озера", площадью 5000 кв. м, с кадастровым номером 50:09:0050501:1289 (предыдущий кадастровый номер 50-09-050525-0001), принадлежащего ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" на праве собственности в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2000, а также о границах земельного участка в соответствии с картой (планом), подготовленным кадастровым инженером Карповой Н.В. (ООО "Содружество СГ").
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- - стройцех, общей площадью 1037 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 07.02.2000 серии АБ N 0711434);
- - пилорама, общей площадью 430 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 07.02.2000 серии АБ N 0699480).
Указанные объекты недвижимого имущества приобретены заявителем на основании договора купли-продажи от 28.12.1999, заключенного с АОЗТ АПФ "Лесные озера".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.12.2000 серии 50 АГ N 094521 заявитель также является собственником земельного участка с кадастровым номером 50-09-050525-0001, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Новая, Соколовский с/о, АОЗТ "Лесные озера", категория земель - земли промышленности, вид разрешенного использования - под размещения пилорамы и стройцеха, приобретенного обществом на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от 23.11.2000, заключенного с АОЗТ АПФ "Лесные озера".
После уточнения местоположения границ указанного земельного участка общество 26.07.2012 обратилось в кадастровую палату с заявлением о государственном кадастровом учете изменений данного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050501:1289, приложив межевой план от 07.07.2012.
По результатам рассмотрения заявления общества кадастровой палатой принято решение от 16.08.2012 N МО-12/РКФ-261354 об отказе в учете изменений объекта недвижимости на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Не согласившись с отказом органа кадастрового учета, ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое решение кадастровой палаты соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Кроме того в рассматриваемом случае имеется спор о праве и обществом выбран неверный способ защиты своего права.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" указывает, что поскольку принадлежащий ему земельный участок является ранее учтенным с 2000 года, а земельный участок ЗАО АПФ "Лесные озера" поставлен на государственный кадастровый учет в 2009 году без согласования с заявителем, в рассматриваемом случае спор о праве отсутствует. Заявитель не согласен именно с действиями кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка, принадлежащего ЗАО АПФ "Лесные озера" с кадастровым номером 50:09:0050525:429 и просит исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об указанном земельном участке. Общество также указывает, что действия по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:429 привели к тому, что принадлежащий ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050501:1289 полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:429, что нарушает права заявителя.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить. На вопрос суда пояснил, что в рассматриваемом случае спора о праве нет, заявителем обжалуются именно действия кадастровой палаты.
Представитель ЗАО АПФ "Лесные озера" против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Кадастровая палата своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" и ЗАО АПФ "Лесные озера", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
Обществом заявлены требования в том числе о признании незаконным решения кадастровой палаты от 16.08.2012 об отказе в государственном учете изменений объекта недвижимости.
Требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, рассматриваются судом как требования, заявленные в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что в соответствии с названным Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 названного Федерального закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета в орган кадастрового учета представляются следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости; межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о государственном кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок (при отсутствии в кадастре сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости).
Из материалов дела усматривается, что обжалуемым решением от 16.08.2012 обществу отказано в государственном учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050501:1289 по тем основаниям, что необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (пункт 2 части 2 статьи 27 Федерального закона), а именно:
- - выявлены противоречия между сведениями о правообладателях смежных земельных участков, указанных в реквизите "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях", со сведениями государственного кадастра недвижимости;
- - в нарушение пункта 6 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости не представлены необходимые для кадастрового учета документы, устанавливающие или удостоверяющие право заявителя на соответствующий объект недвижимости (сведения о зарегистрированном праве данного заявителя на объект недвижимости отсутствуют в государственном кадастре недвижимости);
- - в нарушение пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ граница земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050501:1289, о государственном кадастровом учете изменений в части сведений о местоположении границы и площади которого представлено заявление, пересекает границу земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0050525:18, 50:09:0050525:412, 50:09:0050525:428, 50:04:0050525:429, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости;
- - в нарушение пункта 37 Требований к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования) в реквизите "1" раздела "Исходные данные" не внесены сведения обо всех документах, использованных при подготовке межевого плана (реквизиты кадастровых выписок о смежных земельных участках);
- - в нарушение пункта 84.1 Требований в акт согласования не включены сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.
Заявителю даны рекомендации по доработке представленных документов, а именно: подготовить межевой план по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050501:1289, используя сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0050525:18, 50:09:0050525:412, 50:09:0050525:428, 50:09:0050525:429, 50:09:0050525:432, 50:09:0050525:18, 50:09:0050525:416.
Наличие выявленных кадастровым органом нарушений подтверждено материалами дела и заявителем не оспаривается, в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для признания решения кадастровой палаты от 16.08.2012 об отказе в государственном учете изменений объекта недвижимости незаконным.
Обществом также заявлены требования о признании незаконными действий кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет и внесению сведений в единый государственный земельный реестр земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:429, а также об обязании кадастровой палаты осуществить соответствующую запись в государственном кадастре недвижимости о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:429. Указанные требования, как настаивает ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000", заявлены им в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050525:429 поставлен на государственный кадастровый учет 10.08.2009 и принадлежит на праве собственности ЗАО АПФ "Лесные озера".
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном названным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как указывает заявитель, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050525:429 поставлен ЗАО АПФ "Лесные озера" на государственный кадастровый учет в 2009 году, то есть после того, как в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке, принадлежащем заявителю, без согласования с ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000".
Однако на момент постановки земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:429 на кадастровый учет местоположение границ земельного участка, принадлежащего заявителю, не было определено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отсутствие описания местоположения границ земельного участка, принадлежащего ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000", а также отсутствие процедуры согласования границ с заявителем при постановке земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:429 на кадастровый учет могло послужить основанием того, что принадлежащий обществу земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050501:1289 полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:429.
Вместе с тем заявленные требования ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" не могут быть удовлетворены в рамках рассмотрения настоящего спора в связи со следующим.
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконными действий кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет и внесению сведений в единый государственный земельный реестр земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:429, а также об обязании кадастровой палаты осуществить соответствующую запись в государственном кадастре недвижимости о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:429, в порядке главы 24 АПК РФ, общество фактически просит исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, принадлежащем ЗАО АПФ "Лесные озера".
Из анализа положений статей 16, 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случае исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка такой земельный участок прекращает свое существование как объект права.
Следовательно, поскольку спорный земельный участок, законность постановки на кадастровых учет которого оспаривает заявитель в указанной им площади, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, исключение из государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границ названного земельного участка прекратит его существование как объекта земельных и гражданско-правовых отношений.
В пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 53 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право.
В том случае если ООО "Агропромхимия" полагает, что земельный участок, принадлежащий Российской Федерации, незаконно пересекает границы земельного участка, сформированного заявителем под принадлежащими ему железнодорожными путями, между заявителем и Российской Федерацией имеется спор о праве на земельный участок в конкретных границах, который может быть разрешен способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом наличие либо отсутствие факта наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050525:429 на земельный участок, принадлежащий ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" (вхождение земельного участка заявителя в границы земельного участка ЗАО АПФ "Лесные озера"), может быть установлено при разрешении спора о праве на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050525:429 в определенных границах, но не в рамках настоящего спора, рассматриваемого в порядке главы 24 АПК РФ.
Таким образом, учитывая обстоятельства данного дела, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" избран ненадлежащий способ защиты своего права.
При указанных обстоятельствах требование общества об обязании кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости сведения о правообладателе земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с/пос. Соколовское, дер. Новая, АОЗТ "Лесные озера", площадью 5000 кв. м, с кадастровым номером 50:09:0050501:1289 (предыдущий кадастровый номер 50-09-050525-0001), принадлежащего ООО "ОБЩЕЕ ДЕЛО-2000" на праве собственности, а также о границах земельного участка в соответствии с картой (планом), подготовленным кадастровым инженером Карповой Н.В. (ООО "Содружество СГ"), в настоящее время также не может быть удовлетворено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 09.08.2013 по делу N А41-48691/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)