Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Жиляевой Е.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А
при участии:
от истца: представителя Рыстакова Р.С. (по доверенности от 17.07.2013),
от ответчика: представителей Михеева Т.В. (по доверенности от 04.03.2013), Калис М.Н., Токарева Ю.А. (по доверенности от 30.08.2013),
от 3-их лиц: не явились (извещены),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12503/2013) ООО "Теплодар" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2013 по делу А56-10122/2013 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по иску Администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области
к Обществу с ограниченной ответственностью "Теплодар"
третьи лица: 1. Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, 2. Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области
о признании объекта самовольной постройкой, об обязании,
установил:
Администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация, Администрация района, истец) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплодар" (далее - ООО "Теплодар", Общество, ответчик) и просила признать объект незавершенного строительства (автоматизированную газовую блок-модульную котельную тепловой мощностью 12 Гкал/час и инженерные сети, подведенные к котельной), находящийся на земельном участке N 1 ориентировочной площадью 2 332 (2333) кв. м, имеющем кадастровый номер 47:13:1202016:49, расположенном по улице Труда в городе Тихвине, Тихвинского городского поселения Тихвинского муниципального района Ленинградской области и на земельном участке N 2 ориентировочной площадью 3 900 кв. м, расположенном по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда 37А (далее - объект), самовольной постройкой, а также обязать Общество за счет собственных средств осуществить снос (демонтаж) самовольной постройки - автоматизированной газовой блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час и инженерных сетей, подведенных к котельной, находящейся на земельном участке N 1 ориентировочной площадью 2 332 кв. м, имеющем кадастровый номер 47:13:1202016:49, расположенном по улице Труда в городе Тихвине, Тихвинского городского поселения Тихвинского муниципального района Ленинградской области и на земельном участке N 2 ориентировочной площадью 3900 кв. м, расположенном по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда 37А, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее - Комитет) и Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области (далее - Департамент).
Решением от 22.04.2013 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал объект самовольной постройкой. Суд обязал общество за счет собственных средств осуществить снос (демонтаж) объекта в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. Администрация вправе осуществить соответствующие действия по сносу (демонтажу) самовольной постройки за счет ООО "Теплодар" с взысканием с Общества необходимых расходов в случае, если ООО "Теплодар" не исполнит решение суда в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 8 000 руб. госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Суть доводов апелляционной жалобы заключается в том, что суд первой инстанции не применил срок исковой давности к заявленным требованиям. Согласно пункту 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 исковая давность не распространяется на требование о сносе постройки, созданной на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком. Однако администрация не владеет земельным участком в связи арендой последнего Обществом. Податель жалобы также полагает, что разъяснения пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 применительно к искам о признании права собственности на самовольную постройку могут быть применены по аналогии к иску о сносе самовольной постройки. Как указано в жалобе, Обществом предпринимались попытки легализации построек, так как ответчик неоднократно обращался к Администрации. Кроме того, Общество является законным владельцем земельного участка, а по условиям инвестиционного договора ответчик приобретает долю в праве собственности на спорные объекты.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца возразил на доводы жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Обратившись в арбитражный суд с иском, Администрация привела в обоснование своих требований следующие обстоятельства с приложением соответствующих доказательств. Решением Совета депутатов Тихвинского городского поселения от 28.04.2008 N 02-448 утверждена инвестиционная программа капитальных вложений Общества по производству и передаче тепловой энергии на 2009 - 2016 годы (далее - инвестиционная программа). Администрацией и Обществом заключен договор о реализации инвестиционной программы по строительству и эксплуатации объектов теплоэнергетики города Тихвина от 26.06.2008 N 02-206/1 (далее - инвестиционный договор). В дальнейшем в инвестиционный договор были внесены изменения, оформленные дополнительными соглашениями от 11.09.2009 N б/н и от 22.12.2010 N б/н. В соответствии с пунктами 1.1, 2.1.1 инвестиционного договора ответчик обязался за счет собственных и привлеченных средств осуществить реализацию инвестиционной программы, предусматривающей строительство, в числе других, автоматизированной газовой блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час. Согласно пункту 3.1 инвестиционного договора (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2010 N б/н) срок (с учетом продлений) завершения строительно-монтажных работ и введения Объекта в эксплуатацию был определен не позднее 01.04.2011.
В соответствии с постановлением Администрации от 31.10.2008 N 01-1646-а между администрацией и обществом заключен договор от 07.11.2008 N 143/08 аренды земельного участка N 1 о предоставлении последнему в аренду сроком до 31.09.2009 (пункт 2.1 договора) земельного участка N 1 ориентировочной площадью 2333 кв. м (пункт 1.2.3 договора) по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда (пункт 1.1 договора) для строительства блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час (пункт 1.2.4 договора). В последующем Администрация постановлениями от 08.12.2009 N 01-2979-а, от 17.09.2010 N 01-1579-а, от 14.07.2011 N 01-1019-а неоднократно продлевала Обществу срок аренды земельного участка N 1 для строительства блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час. Согласно данным постановлениям неоднократно перезаключался и договор аренды земельного участка N 1. Договор от 15.07.2011 N 51/11 аренды земельного участка N 1 заключен на срок до 01.08.2014, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.11.2011 (л.д. 107-111).
Постановлением Администрации от 19.08.2009 N 02-699-а утверждена схема расположения земельных участков (далее - земельный участок N 2) по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда, 37А, под строительство сетей к проектируемой блок-модульной котельной. Согласно утвержденной схеме земельного участка N 2 он находится в зоне ОИ-1 - Зоне исторического центра города. В дальнейшем между Администрацией и Обществом был заключен договор аренды от 30.04.2010 N 35/10 о предоставлении последнему в аренду сроком до 26.11.2011 (пункт 2.1 договора) земельного участка N 2 ориентировочной площадью 3900 кв. м (пункт 1.2.2 договора) для строительства инженерных сетей к проектируемой блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час. Постановлением Администрации от 17.06.2011 N 01-876-а Обществу был продлен на 11 месяцев срок аренды земельного участка N 2.
Постановлением Администрации от 04.09.2008 N 01-1235-а "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Теплодар" места размещения и утверждении акта выбора земельного участка для строительства блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час, расположенного по улице Труда в городе Тихвине Тихвинского городского поселения Тихвинского муниципального района Ленинградской области" Обществу было предварительно согласовано место размещения и утвержден акт выбора земельного участка для строительства блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час, расположенного на землях населенных пунктов по улице Труда в городе Тихвине Тихвинского городского поселения Тихвинского муниципального района Ленинградской области, земельный участок N 1, ориентировочной площадью 2333 кв. м.
Постановлением Администрации от 27.08.2009 N 01-2007-а "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Теплодар" места размещения и утверждении акта выбора земельного участка для строительства инженерных сетей к проектируемой блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час, расположенной по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда, 37А" Обществу было предварительно согласовано место размещения и утвержден акт выбора земельного участка N 2 для строительства инженерных сетей к проектируемой блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час, расположенной по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда, 37 А, ориентировочной площадью 3900 кв. м.
Указанные постановления в последующем явились основанием принятия решений о предоставлении земельного участка N 1, земельного участка N 2 в аренду для строительства, заключения приведенных выше договоров аренды.
Исходя из предмета требований, фактических обстоятельств, положенных Администрацией в основу заявленных требований, применимых положений законодательства, суд первой инстанции при оценке представленных в дело доказательств и установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, руководствовался, в том числе нормами градостроительного законодательства.
Сославшись на пункт 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции указал, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик (ООО "Теплодар") должен был направить заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. Поскольку земельные участки N 1 и N 2, строящийся на них объект находятся на территории населенного пункта города Тихвин, входящего в состав муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области, суд первой инстанции пришел к выводу, что до 01.08.2011 Общество должно было соответствующее заявление направить в администрацию Тихвинского городского поселения (далее - Администрация поселения), а после 01.08.2011 - в Администрацию района. При этом суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с соглашением от 04.05.2011 N 02-137/01-179, заключенным между Администрацией поселения и Администрацией района, на период с 01.08.2011 по 31.12.2014 полномочия по принятию решений о развитии застроенных территорий поселения, а также по вопросам выдачи разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселения, переданы Администрации района.
Судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что заявление о выдаче разрешения на строительство по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698, с приложением необходимых документов в администрацию Тихвинского городского поселения до 01.08.2011 не поступало. В 2009 году на обращение Общества от 26.05.2009 N 608 администрация Тихвинского городского поселения разрешила Обществу проведение работ по шурфованию и забивке пробных свай для подготовки проектной документации по строительству котельной, о чем уведомила ответчика письмом от 04.06.2009 N 02-03-15-1327/09.
Разрешение на строительство по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698, Обществу не выдавалось. В Администрацию района, уполномоченную с 01.08.2011 на выдачу разрешений на строительство, заявление о выдаче разрешения на строительство по форме, установленной административным регламентом "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, расположенных на территории Тихвинского городского поселения", было направлено Обществом 08.11.2012 (поступило 21.11.2012 вх. N 01-02-14-7296/12). Как указал суд первой инстанции, по сведениям самого же ответчика, на этот момент практически все строительно-монтажные работы по котельной были уже завершены, инженерные сети подведены.
Администрация 27.11.2012 отказала ответчику в выдаче разрешения на строительство, в установленном порядке отказ в выдаче разрешения не оспорен. Как установлено судом первой инстанции, спорные земельные участки, на которых ведется строительство, в соответствии с Правилами землепользования и застройки расположены в территориальной зоне ОИ-1 "зона исторического центра города".
Согласно статье 38.4 названных Правил, определяющей градостроительные регламенты территориальных зон, на территории данной зоны действуют особо строгие ограничения по условиям охраны объектов культурного наследия, предусмотренные статьей 40 Правил (информационное письмо Департамента от 31.10.2012 N 2196). В свою очередь, статьей 40 Правил землепользования и застройки установлена необходимость согласования с органами охраны объектов культурного наследия решений по вопросам строительства в зонах с ограничениями использования земельных участков и объектов капитального строительства по условиям охраны объектов культурного наследия. Как следует из материалов дела, Обществом согласование работ в Департаменте государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области не получено (л.д. 175 т. 1).
При изложенных обстоятельствах не явствует, что отказ Администрации района в выдаче разрешения на строительство противоречит действующему законодательству. С учетом принятия Администрацией района решения от 27.11.2012 N 380/11-06 об отказе в выдаче разрешения на строительство нет оснований оценивать доводы жалобы как обстоятельства, влияющие на результаты рассмотрения спора.
Как указал суд первой инстанции, обязанность согласования проекта строительства также предусмотрена пунктом 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315, и пунктом 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Строительные работы на территории объектов культурного наследия проводятся только при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и при наличии в проектах разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия. Строительство и эксплуатация объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации газа и продуктов его переработки допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (часть 3 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" котельная, являясь составной частью газораспределительной системы, включающей газопровод, в процессе эксплуатации которого будет осуществляться транспортировка природного газа в котельную, относится к категории опасных производственных объектов. Между тем, как установлено судом первой инстанции, проектная документация государственную экспертизу не проходила, положительное заключение экспертизы проектной документации отсутствует, согласование работ в Департаменте не проводилось, разрешение на строительство не выдано до настоящего времени, несмотря на то, что работы ведутся с 2008 года, при степени готовности объекта более 80%.
Таким образом, у суда первой инстанции, исследовавшего доводы и возражения участвующих в деле лиц, имелись основания для удовлетворения требований Администрации. Судом мотивированно отклонены приведенные доводы Общества, возражавшего на иск при рассмотрении спора в суде первой инстанции.
Доводы подателя апелляционной жалобы сведены к повторному изложению фактов, которым суд первой инстанции дал мотивированную оценку. Само по себе несогласие подателя жалобы с изложенными судом первой инстанции в решении выводами, основанными на исследовании представленных в дело доказательств и их оценке, с учетом данных по применению законодательства при рассмотрении данных споров разъяснений, не является основанием для отмены соответствующего действующему законодательству судебного акта.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная инстанция считает, что судом правильно применены нормы действующего законодательства, выводы суда основаны на исследованных доказательствах, представленных в дело, в силу чего решение не подлежит отмене, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 апреля 2013 года по делу N А56-10122/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2013 ПО ДЕЛУ N А56-10122/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. по делу N А56-10122/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Жиляевой Е.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А
при участии:
от истца: представителя Рыстакова Р.С. (по доверенности от 17.07.2013),
от ответчика: представителей Михеева Т.В. (по доверенности от 04.03.2013), Калис М.Н., Токарева Ю.А. (по доверенности от 30.08.2013),
от 3-их лиц: не явились (извещены),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12503/2013) ООО "Теплодар" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2013 по делу А56-10122/2013 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по иску Администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области
к Обществу с ограниченной ответственностью "Теплодар"
третьи лица: 1. Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, 2. Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области
о признании объекта самовольной постройкой, об обязании,
установил:
Администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация, Администрация района, истец) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплодар" (далее - ООО "Теплодар", Общество, ответчик) и просила признать объект незавершенного строительства (автоматизированную газовую блок-модульную котельную тепловой мощностью 12 Гкал/час и инженерные сети, подведенные к котельной), находящийся на земельном участке N 1 ориентировочной площадью 2 332 (2333) кв. м, имеющем кадастровый номер 47:13:1202016:49, расположенном по улице Труда в городе Тихвине, Тихвинского городского поселения Тихвинского муниципального района Ленинградской области и на земельном участке N 2 ориентировочной площадью 3 900 кв. м, расположенном по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда 37А (далее - объект), самовольной постройкой, а также обязать Общество за счет собственных средств осуществить снос (демонтаж) самовольной постройки - автоматизированной газовой блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час и инженерных сетей, подведенных к котельной, находящейся на земельном участке N 1 ориентировочной площадью 2 332 кв. м, имеющем кадастровый номер 47:13:1202016:49, расположенном по улице Труда в городе Тихвине, Тихвинского городского поселения Тихвинского муниципального района Ленинградской области и на земельном участке N 2 ориентировочной площадью 3900 кв. м, расположенном по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда 37А, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее - Комитет) и Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области (далее - Департамент).
Решением от 22.04.2013 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал объект самовольной постройкой. Суд обязал общество за счет собственных средств осуществить снос (демонтаж) объекта в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. Администрация вправе осуществить соответствующие действия по сносу (демонтажу) самовольной постройки за счет ООО "Теплодар" с взысканием с Общества необходимых расходов в случае, если ООО "Теплодар" не исполнит решение суда в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 8 000 руб. госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Суть доводов апелляционной жалобы заключается в том, что суд первой инстанции не применил срок исковой давности к заявленным требованиям. Согласно пункту 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 исковая давность не распространяется на требование о сносе постройки, созданной на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком. Однако администрация не владеет земельным участком в связи арендой последнего Обществом. Податель жалобы также полагает, что разъяснения пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 применительно к искам о признании права собственности на самовольную постройку могут быть применены по аналогии к иску о сносе самовольной постройки. Как указано в жалобе, Обществом предпринимались попытки легализации построек, так как ответчик неоднократно обращался к Администрации. Кроме того, Общество является законным владельцем земельного участка, а по условиям инвестиционного договора ответчик приобретает долю в праве собственности на спорные объекты.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца возразил на доводы жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Обратившись в арбитражный суд с иском, Администрация привела в обоснование своих требований следующие обстоятельства с приложением соответствующих доказательств. Решением Совета депутатов Тихвинского городского поселения от 28.04.2008 N 02-448 утверждена инвестиционная программа капитальных вложений Общества по производству и передаче тепловой энергии на 2009 - 2016 годы (далее - инвестиционная программа). Администрацией и Обществом заключен договор о реализации инвестиционной программы по строительству и эксплуатации объектов теплоэнергетики города Тихвина от 26.06.2008 N 02-206/1 (далее - инвестиционный договор). В дальнейшем в инвестиционный договор были внесены изменения, оформленные дополнительными соглашениями от 11.09.2009 N б/н и от 22.12.2010 N б/н. В соответствии с пунктами 1.1, 2.1.1 инвестиционного договора ответчик обязался за счет собственных и привлеченных средств осуществить реализацию инвестиционной программы, предусматривающей строительство, в числе других, автоматизированной газовой блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час. Согласно пункту 3.1 инвестиционного договора (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2010 N б/н) срок (с учетом продлений) завершения строительно-монтажных работ и введения Объекта в эксплуатацию был определен не позднее 01.04.2011.
В соответствии с постановлением Администрации от 31.10.2008 N 01-1646-а между администрацией и обществом заключен договор от 07.11.2008 N 143/08 аренды земельного участка N 1 о предоставлении последнему в аренду сроком до 31.09.2009 (пункт 2.1 договора) земельного участка N 1 ориентировочной площадью 2333 кв. м (пункт 1.2.3 договора) по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда (пункт 1.1 договора) для строительства блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час (пункт 1.2.4 договора). В последующем Администрация постановлениями от 08.12.2009 N 01-2979-а, от 17.09.2010 N 01-1579-а, от 14.07.2011 N 01-1019-а неоднократно продлевала Обществу срок аренды земельного участка N 1 для строительства блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час. Согласно данным постановлениям неоднократно перезаключался и договор аренды земельного участка N 1. Договор от 15.07.2011 N 51/11 аренды земельного участка N 1 заключен на срок до 01.08.2014, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.11.2011 (л.д. 107-111).
Постановлением Администрации от 19.08.2009 N 02-699-а утверждена схема расположения земельных участков (далее - земельный участок N 2) по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда, 37А, под строительство сетей к проектируемой блок-модульной котельной. Согласно утвержденной схеме земельного участка N 2 он находится в зоне ОИ-1 - Зоне исторического центра города. В дальнейшем между Администрацией и Обществом был заключен договор аренды от 30.04.2010 N 35/10 о предоставлении последнему в аренду сроком до 26.11.2011 (пункт 2.1 договора) земельного участка N 2 ориентировочной площадью 3900 кв. м (пункт 1.2.2 договора) для строительства инженерных сетей к проектируемой блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час. Постановлением Администрации от 17.06.2011 N 01-876-а Обществу был продлен на 11 месяцев срок аренды земельного участка N 2.
Постановлением Администрации от 04.09.2008 N 01-1235-а "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Теплодар" места размещения и утверждении акта выбора земельного участка для строительства блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час, расположенного по улице Труда в городе Тихвине Тихвинского городского поселения Тихвинского муниципального района Ленинградской области" Обществу было предварительно согласовано место размещения и утвержден акт выбора земельного участка для строительства блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час, расположенного на землях населенных пунктов по улице Труда в городе Тихвине Тихвинского городского поселения Тихвинского муниципального района Ленинградской области, земельный участок N 1, ориентировочной площадью 2333 кв. м.
Постановлением Администрации от 27.08.2009 N 01-2007-а "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Теплодар" места размещения и утверждении акта выбора земельного участка для строительства инженерных сетей к проектируемой блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час, расположенной по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда, 37А" Обществу было предварительно согласовано место размещения и утвержден акт выбора земельного участка N 2 для строительства инженерных сетей к проектируемой блок-модульной котельной тепловой мощностью 12 Гкал/час, расположенной по адресу: Ленинградская область, Тихвинский муниципальный район, Тихвинское городское поселение, город Тихвин, улица Труда, 37 А, ориентировочной площадью 3900 кв. м.
Указанные постановления в последующем явились основанием принятия решений о предоставлении земельного участка N 1, земельного участка N 2 в аренду для строительства, заключения приведенных выше договоров аренды.
Исходя из предмета требований, фактических обстоятельств, положенных Администрацией в основу заявленных требований, применимых положений законодательства, суд первой инстанции при оценке представленных в дело доказательств и установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, руководствовался, в том числе нормами градостроительного законодательства.
Сославшись на пункт 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции указал, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик (ООО "Теплодар") должен был направить заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. Поскольку земельные участки N 1 и N 2, строящийся на них объект находятся на территории населенного пункта города Тихвин, входящего в состав муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области, суд первой инстанции пришел к выводу, что до 01.08.2011 Общество должно было соответствующее заявление направить в администрацию Тихвинского городского поселения (далее - Администрация поселения), а после 01.08.2011 - в Администрацию района. При этом суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с соглашением от 04.05.2011 N 02-137/01-179, заключенным между Администрацией поселения и Администрацией района, на период с 01.08.2011 по 31.12.2014 полномочия по принятию решений о развитии застроенных территорий поселения, а также по вопросам выдачи разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселения, переданы Администрации района.
Судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что заявление о выдаче разрешения на строительство по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698, с приложением необходимых документов в администрацию Тихвинского городского поселения до 01.08.2011 не поступало. В 2009 году на обращение Общества от 26.05.2009 N 608 администрация Тихвинского городского поселения разрешила Обществу проведение работ по шурфованию и забивке пробных свай для подготовки проектной документации по строительству котельной, о чем уведомила ответчика письмом от 04.06.2009 N 02-03-15-1327/09.
Разрешение на строительство по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698, Обществу не выдавалось. В Администрацию района, уполномоченную с 01.08.2011 на выдачу разрешений на строительство, заявление о выдаче разрешения на строительство по форме, установленной административным регламентом "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, расположенных на территории Тихвинского городского поселения", было направлено Обществом 08.11.2012 (поступило 21.11.2012 вх. N 01-02-14-7296/12). Как указал суд первой инстанции, по сведениям самого же ответчика, на этот момент практически все строительно-монтажные работы по котельной были уже завершены, инженерные сети подведены.
Администрация 27.11.2012 отказала ответчику в выдаче разрешения на строительство, в установленном порядке отказ в выдаче разрешения не оспорен. Как установлено судом первой инстанции, спорные земельные участки, на которых ведется строительство, в соответствии с Правилами землепользования и застройки расположены в территориальной зоне ОИ-1 "зона исторического центра города".
Согласно статье 38.4 названных Правил, определяющей градостроительные регламенты территориальных зон, на территории данной зоны действуют особо строгие ограничения по условиям охраны объектов культурного наследия, предусмотренные статьей 40 Правил (информационное письмо Департамента от 31.10.2012 N 2196). В свою очередь, статьей 40 Правил землепользования и застройки установлена необходимость согласования с органами охраны объектов культурного наследия решений по вопросам строительства в зонах с ограничениями использования земельных участков и объектов капитального строительства по условиям охраны объектов культурного наследия. Как следует из материалов дела, Обществом согласование работ в Департаменте государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области не получено (л.д. 175 т. 1).
При изложенных обстоятельствах не явствует, что отказ Администрации района в выдаче разрешения на строительство противоречит действующему законодательству. С учетом принятия Администрацией района решения от 27.11.2012 N 380/11-06 об отказе в выдаче разрешения на строительство нет оснований оценивать доводы жалобы как обстоятельства, влияющие на результаты рассмотрения спора.
Как указал суд первой инстанции, обязанность согласования проекта строительства также предусмотрена пунктом 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315, и пунктом 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Строительные работы на территории объектов культурного наследия проводятся только при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и при наличии в проектах разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия. Строительство и эксплуатация объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации газа и продуктов его переработки допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (часть 3 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" котельная, являясь составной частью газораспределительной системы, включающей газопровод, в процессе эксплуатации которого будет осуществляться транспортировка природного газа в котельную, относится к категории опасных производственных объектов. Между тем, как установлено судом первой инстанции, проектная документация государственную экспертизу не проходила, положительное заключение экспертизы проектной документации отсутствует, согласование работ в Департаменте не проводилось, разрешение на строительство не выдано до настоящего времени, несмотря на то, что работы ведутся с 2008 года, при степени готовности объекта более 80%.
Таким образом, у суда первой инстанции, исследовавшего доводы и возражения участвующих в деле лиц, имелись основания для удовлетворения требований Администрации. Судом мотивированно отклонены приведенные доводы Общества, возражавшего на иск при рассмотрении спора в суде первой инстанции.
Доводы подателя апелляционной жалобы сведены к повторному изложению фактов, которым суд первой инстанции дал мотивированную оценку. Само по себе несогласие подателя жалобы с изложенными судом первой инстанции в решении выводами, основанными на исследовании представленных в дело доказательств и их оценке, с учетом данных по применению законодательства при рассмотрении данных споров разъяснений, не является основанием для отмены соответствующего действующему законодательству судебного акта.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная инстанция считает, что судом правильно применены нормы действующего законодательства, выводы суда основаны на исследованных доказательствах, представленных в дело, в силу чего решение не подлежит отмене, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 апреля 2013 года по делу N А56-10122/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)