Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2007 N 04АП-3037/2007 ПО ДЕЛУ N А19-3052/07-55

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2007 г. N 04АП-3037/2007

Дело N А19-3052/07-55

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Куклина О.А., судей Бурковой О.Н. и Стасюк Т.В. при секретаре судебного заседания Маркевич Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Четвертого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Чита, ул. Ленина, 100-б, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Устюжанина Эдуарда Леонидовича на решение арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2007 года по делу N А19-3052/07-55 по заявлению индивидуального предпринимателя Устюжанина Эдуарда Леонидовича к Администрации Иркутской области о признании распоряжения администрации Иркутской области от 22.12.2006 года N 701-ра "О переводе земельного участка" недействительным, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Ангар" (судья Антонова С.Н.),
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании суд

установил:

Заявитель обратился в суд с требованием о признании распоряжения администрации Иркутской области от 22.12.2006 года N 701-ра "О переводе земельного участка" недействительным по следующим основаниям: при принятии оспариваемого распоряжения не были учтены нормы пожарной безопасности, касающиеся расстояния АЗС до производственных объектов, СНиП 2.05.02-85, согласно которым расстояние между автозаправочными станциями рекомендуется определять в зависимости от интенсивности движения; земельный участок не был сформирован в установленном законом порядке, в связи с чем оспариваемое распоряжение нарушает права заявителя на безопасную эксплуатацию своей передвижной АЗС.
Ответчик требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с законодательством, а также на то, что землеустроительная документация в отношении передаваемого земельного участка не была оспорена заявителем в установленном порядке.
Третье лицо требования не признало, ссылаясь на то, что при переводе земельного участка из одной категории в другую представлен полный пакет документов, предусмотренный законодательством, а также на то, что согласно заключения государственной экологической экспертизы на рассмотрение экспертной комиссии представлены материалы согласования проекта МАЗС отделом государственного пожарного надзора.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2007 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе ссылается на те же основания, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Распоряжением администрации Иркутской области от 22.12.06 N 701-ра "О переводе земельного участка" земельный участок площадью 0,48 га, с кадастровым номером 38:16:000049:0540, находящийся в Усольском районе, в 18 метрах юго-восточнее земельного участка Устюжанина Э.Л. и примыкающий с юго-запада к границе г. Усолье-Сибирское, переведен из категории земель запаса в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для строительства многотопливной автоматической заправочной станции.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством РФ, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок отнесения земель или земельных участков к определенным категориям установлен Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен ст. 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В соответствии с частями 1 и 3 данной нормы для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, указан в ч. 4 ст. 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой к ходатайству прилагаются: выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
На основании ст. 13 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен ч. 5 ст. 30 ЗК РФ. Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются обязательным условием для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением мэра г. Усолье-Сибирское от 7.10.2005 года N 1073 "О предварительном согласовании места размещения многотопливной автоматической заправочной станции ООО "Ангар", которое в соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ является основанием установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами, предварительно согласовано место размещения многотопливной автоматической заправочной станции ООО "Ангар" на земельном участке площадью 0,48 га из земель запаса, расположенном в Усольском районе, в 18 метрах юго-восточнее земельного участка Устюжанина Э.Л., и примыкает с юго-запада к границе г. Усолье-Сибирское.
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ и частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" ООО "Ангар" 27.11.2006 года обратилось в администрацию Иркутской области с ходатайством о переводе данного земельного участка из категории земель запаса в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для строительства многотопливной автоматической заправочной станции.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" к ходатайству ООО "Ангар" о переводе земельного участка из одной категории в другую приложено утвержденное приказом Иркутского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора заключение государственной экологической экспертизы от 23.10.2006 года N 536, согласно п. 1.2. которого на рассмотрение экспертной комиссии представлены, в том числе, согласование по размещению АЗС частным предпринимателем Устюжаниным Э.Л. от 10.10.2005 года и материалы согласования проекта МАЗС отделом государственного пожарного надзора.
На основании ст. 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно заключению государственной экологической экспертизы от 23.10.2006 года "представленные материалы по объему и содержанию в основном соответствуют требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды; в проекте предусмотрены соответствующие природоохранные мероприятия в объеме, достаточном для предупреждения и снижения негативных последствий техногенного воздействия на различные природные среды и обоснована возможность реализации намечаемой деятельности; представленный в материалах проекта уровень воздействия на окружающую среду является допустимым".
Учитывая изложенное, ссылка заявителя на то, что при принятии оспариваемого распоряжения не были учтены нормы пожарной безопасности, а также то, что с ним, как с собственником смежного земельного участка, согласование границ земельного участка не проводилось, не может быть принята во внимание.
В соответствии с ч. 1 ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О землеустройстве" и п. п. 1, 2 и 4 ст. 69 ЗК РФ в случаях предоставления и изъятия земельных участков в обязательном порядке, по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда проводится землеустройство, о проведении которого должны быть проинформированы лица, права которых могут быть затронуты, в письменной ферме не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ. Данные результатов землеустройства, подлежат кадастровому учету в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Согласно ст. 15 Федерального закона "О землеустройстве" при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства. Межевание объектов землеустройства, в соответствии со ст. ст. 1 и 17 Федерального закона "О землеустройстве", представляет собой работы по установлению границ земельных участков с закреплением их межевыми знаками и описанию их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства, которая должна отображать границы объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей. В соответствии с п. п. 3 и 7 утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2002 года Положения "О контроле за проведением землеустройства" Федеральной службой земельного кадастра по результатам проверок и обследований составляется акт по контролю за проведением землеустройства, один экземпляр которого передается юридическому лицу, проводящему землеустройство.
В соответствии со ст. 14 и п. 8 ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" момент определения возникновения земельного участка как объекта государственного кадастрового учета определен датой внесения соответствующей записи в единый государственный реестр земель. В результате проведения кадастрового учета заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков, формируются кадастровые дела.
К ходатайству ООО "Ангар" о переводе земельного участка из одной категории в другую приложена составленная в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" выписка из государственного земельного кадастра от 20.11.2006 года N 54/06-1-1804, подготовленная в форме кадастрового плана спорного земельного участка, согласно которой земельный участок площадью 0,48 га, находящийся в Усольском районе, в 18 метрах юго-восточнее земельного участка Устюжанина Э.Л. (автостоянка), и примыкающий с юго-запада к границе г. Усолье-Сибирское, имеет кадастровый номер 38:16:000049:0540, разрешен к использованию для многотопливной автоматической заправочной станции ООО "Ангар". Площадь земельного участка соответствует материалам межевания. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что указанный в оспариваемом распоряжении администрации Иркутской области от 22.12.2006 года N 701-ра земельный участок сформирован в установленном законом порядке.
Учитывая, что ограничения перевода данного земельного участка из земель запаса в земли в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для строительства многотопливной автоматической заправочной станции, законом не установлены, наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также факт соответствия названного земельного участка землеустроительной документации, установленной ст. 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что основания для отказа ООО "Ангар" в переводе данного земельного участка в названную выше категорию земель отсутствуют. Следовательно, распоряжение администрации Иркутской области от 22.12.2006 года N 701-ра "О переводе земельного участка" принято в соответствии с действующим законодательством и оснований для признания его недействительным не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены либо изменения не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2007 года по делу N А19-3052/07-55 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий
О.А.КУКЛИН

Судьи
О.Н.БУРКОВА
Т.В.СТАСЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)