Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.03.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2012
по делу N А43-41008/2011,
принятое судьей Сандовой Е.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ивановка" (607580, Нижегородская область, Сеченовский район, село Болховское, ул. Малые Выселки, д. 1; ИНН 5230003284, ОГРН 1055204505443) о признании незаконными решений администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области от 11.11.2011,
без участия лиц,
и
общество с ограниченной ответственностью "Ивановка" (далее - ООО "Ивановка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными, изложенных в письмах от 11.11.2011 N 138-50-001/1615, 1616, 1617, 1618, 1619, 1620, 1621, 1622, 1623, 1624, 1625, 1626, 1627, решений администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация Сеченовского р-на, орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в собственность находящихся земельных участков:
- - общей площадью 164 055 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0222, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,84 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 241 578 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0227, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,93 км на северо-восток от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 509 563 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0228, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,59 км на северо-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 1 317 515 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0229, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,37 км на юго-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 58 645 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0226, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 2,89 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 896 161 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0231, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,05 км на юго-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 788 874 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0230, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,39 км на юго-восток от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 133 058 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0223, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,58 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 177 746 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0224, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,6 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 526302 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0225, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 2,44 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 351 659 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0233, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,21 км на юго-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 488 120 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0234, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,92 км на юго-запад от н. п. Болховское;
- - общей площадью 179061 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0232, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,2 км на юг от н. п. Завидовка.
Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления предоставить Обществу в собственность испрашиваемые земельные участки по цене, равной 10 процентам от их кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Сеченовского муниципального района (далее - КУМИ Сеченовского р-на, Комитет).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2012 заявленные требования удовлетворены и признаны незаконными изложенные в письмах от 11.11.2011 N 138-50-001/1615, 1616, 1617, 1618, 1619, 1620, 1621, 1622, 1623, 1624, 1625, 1626, 1627, решения администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области об отказе ООО "Ивановка" в предоставлении в собственность земельных участков общей площадью 164 055 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0222, общей площадью 241 578 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0227, общей площадью 509 563 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0228, общей площадью 1 317 515 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0229, общей площадью 58 645 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0226, общей площадью 896 161 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0231, общей площадью 788 874 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0230, общей площадью 133 058 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0223, общей площадью 177 746 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0224, общей площадью 526302 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0225, общей площадью 351 659 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0233, общей площадью 488 120 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0234, общей площадью 179061 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0232 для использования в целях сельскохозяйственного производства. Одновременно арбитражный суд обязал орган местного самоуправления в двухнедельный срок с момента принятия настоящего решения подготовить и направить в адрес Общества проекты договоров купли-продажи обозначенных земельных участков.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Сеченовского района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению органа местного самоуправления, Общество ненадлежащим образом использует испрашиваемые земельные участки, в связи с чем отсутствует необходимость предоставления их в собственность ООО Ивановка".
ООО "Ивановка" в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Администрация Сеченовского района, ООО "Ивановка" и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Сеченовского района, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочных представителей в судебное заседание не направили.
Администрация Сеченовского района Нижегородской области направило в адрес суда ходатайство об отложении дела слушанием в связи с невозможностью обеспечить явку своего представителя в судебное заседание.
Данное ходатайство рассмотрено судом и в его удовлетворении отказано ввиду непредставления документального обоснования.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, на основании распоряжений администрации Сеченовского района от 16.05.2006 N 341-р и от 11.03.2008 N 254-р, ООО "Ивановка" (арендатор) и КУМИ Сеченовского района (арендодатель) 07.04.2008 заключили договоры аренды N 18, 19, 17, 10, 9, 8, 15, 16, 11, 13, 14, 12, 7 земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения Сеченовского муниципального района, общей площадью 1087,83 га:
- - общей площадью 164 055 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0222, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,84 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 241 578 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0227, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,93 км на северо-восток от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 509 563 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0228, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,59 км на северо-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 1 317 515 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0229, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,37 км на юго-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 58 645 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0226, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 2,89 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 896 161 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0231, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,05 км на юго-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 788 874 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0230, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,39 км на юго-восток от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 133 058 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0223, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,58 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 177 746 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0224, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,6 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 526302 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0225, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 2,44 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 351 659 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0233, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,21 км на юго-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 488 120 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0234, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,92 км на юго-запад от н. п. Болховское;
- - общей площадью 179061 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0232, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,2 км на юг от н. п. Завидовка.
По истечении трех лет с даты заключения договоров аренды, 01.10.2011 ООО "Ивановка" обратилось в администрацию Сеченовского района с заявлениями N 290-ю, 288-ю, 286-ю, 284-ю, 282-ю, 280-ю, 278-ю, 276-ю, 274-ю, 272-ю, 270-ю, 268-ю, 266-ю о предоставлении в собственность обозначенных земельных участков по цене, равной 10% от их кадастровой стоимости.
Письмами от 11.11.2011 N 138-50-001/1615, 1616, 1617, 1618, 1619, 1620, 1621, 1622, 1623, 1624, 1625, 1626, 1627 администрация Сеченовского района уведомила ООО "Ивановка" об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, обосновав свое решение рассмотрением вопроса о резервировании отдельных участков для муниципальных нужд при разработке документов территориального планирования.
Полагая, что принятые органом местного самоуправления решения органа местного самоуправления не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 27, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Нижегородской области от 27.12.2007 N 195-З "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Положениями пункта 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ установлено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Закон Нижегородской области от 27.12.2007 N 195-3 "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области" утверждает порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Нижегородской области, пунктом 1 статьи 81 которого предусмотрена возможность приобретения в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, переданных юридическим лицам в аренду по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих земельных участков по цене, равной 10 процентам кадастровой стоимости земельных участков.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Ивановка" заключило с КУМИ Сеченовского района договоры аренды N 18, 19, 17, 10, 9, 8, 15, 16, 11, 13, 14, 12, 7 земельных участков 07.04.2008.
01.10.2012 Общество обратилось в администрацию Сеченовского района с заявлениями N 290-ю, 288-ю, 286-ю, 284-ю, 282-ю, 280-ю, 278-ю, 276-ю, 274-ю, 272-ю, 270-ю, 268-ю, 266-ю о предоставлении в собственность за плату арендуемых земельных участков.
На дату обращения в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении в собственность обозначенных земельных участков ООО "Ивановка" владело ими на праве аренды свыше трех лет.
Факт отсутствия у Общества задолженности по арендной плате подтвержден документально и органом местного самоуправления не оспаривается.
Позиция администрации Сеченовского района об использовании Обществом испрашиваемых земельных участков ненадлежащим образом не нашла своего подтверждения в суде первой инстанции.
Суд установил, что ООО "Ивановка" с 2006 года осуществляет переход на технологию No-Till, в связи с чем для растениеводства по указанной технологии Общество использует современное оборудование ведущих мировых производителей: сеялки Hosch, тракторы Case, комбайн Lexion.
В настоящее время состояние испрашиваемого земельного массива полностью соответствует требованиям, предъявляемым данной технологии: земля ежегодно обрабатывается соответствующим оборудованием, поверхность удобряется мульчей, химизация проводится в полном объеме. Показатели качества почвы с 2006 года не снижались.
Установленные по делу фактические обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые опровергают довод администрации Сеченовскеого района о ненадлежащем использовании Обществом арендуемых земель.
Таким образом, в процессе рассмотрения дела установлено, что арендатор испрашиваемых земельных участков ООО "Ивановка" соответствует требованиям, установленным пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ и пунктом 1 статьи 81 Закона Нижегородской области N 195-З, и обладает правом на выкуп испрашиваемых земельных участков с выкупной стоимостью равной 10% от их кадастровой стоимости.
Отдельно суд исследовал и признал несостоятельным утверждение администрации Сеченовского района о невозможности предоставить земельные участки в собственность в связи с их резервированием для муниципальных нужд.
Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Частью 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд (далее - Положение), согласно которому по вопросам резервирования органом местного самоуправления должен быть принят ненормативный правовой акт - решение о резервировании для муниципальных нужд.
Решение о резервировании должно быть принято в соответствии с документами, установленными Положением, содержать информацию, указанную в Положении. К решению о резервировании прилагается схема резервированных земель с перечнем кадастровых номеров. Решение должно быть опубликовано и вступает в силу не ранее опубликования. Решение направляется в орган кадастрового учета. Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие органом местного самоуправления решения о резервировании, а также совершения предусмотренных действующим законодательством действий, сопутствующих принятию такого решения.
При установленных обстоятельствах у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для принятия решений об отказе ООО "Ивановка" в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков.
Суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что оспариваемые решения администрации Сеченовского района приняты уполномоченным органом, однако не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 101-ФЗ, Закону Нижегородской области N 195-З и нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений.
При установленных обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Приведенные администрацией Сеченовского района доводы в обоснование своей позиции, противоречат материалам дела и требованиям действующего законодательства.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба органа местного самоуправления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2012 по делу N А43-41008/2011 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьями 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2012 по делу N А43-41008/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2013 ПО ДЕЛУ N А43-41008/2011
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. по делу N А43-41008/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.03.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2012
по делу N А43-41008/2011,
принятое судьей Сандовой Е.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ивановка" (607580, Нижегородская область, Сеченовский район, село Болховское, ул. Малые Выселки, д. 1; ИНН 5230003284, ОГРН 1055204505443) о признании незаконными решений администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области от 11.11.2011,
без участия лиц,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ивановка" (далее - ООО "Ивановка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными, изложенных в письмах от 11.11.2011 N 138-50-001/1615, 1616, 1617, 1618, 1619, 1620, 1621, 1622, 1623, 1624, 1625, 1626, 1627, решений администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация Сеченовского р-на, орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в собственность находящихся земельных участков:
- - общей площадью 164 055 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0222, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,84 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 241 578 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0227, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,93 км на северо-восток от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 509 563 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0228, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,59 км на северо-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 1 317 515 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0229, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,37 км на юго-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 58 645 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0226, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 2,89 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 896 161 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0231, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,05 км на юго-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 788 874 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0230, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,39 км на юго-восток от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 133 058 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0223, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,58 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 177 746 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0224, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,6 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 526302 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0225, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 2,44 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 351 659 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0233, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,21 км на юго-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 488 120 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0234, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,92 км на юго-запад от н. п. Болховское;
- - общей площадью 179061 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0232, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,2 км на юг от н. п. Завидовка.
Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления предоставить Обществу в собственность испрашиваемые земельные участки по цене, равной 10 процентам от их кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Сеченовского муниципального района (далее - КУМИ Сеченовского р-на, Комитет).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2012 заявленные требования удовлетворены и признаны незаконными изложенные в письмах от 11.11.2011 N 138-50-001/1615, 1616, 1617, 1618, 1619, 1620, 1621, 1622, 1623, 1624, 1625, 1626, 1627, решения администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области об отказе ООО "Ивановка" в предоставлении в собственность земельных участков общей площадью 164 055 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0222, общей площадью 241 578 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0227, общей площадью 509 563 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0228, общей площадью 1 317 515 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0229, общей площадью 58 645 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0226, общей площадью 896 161 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0231, общей площадью 788 874 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0230, общей площадью 133 058 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0223, общей площадью 177 746 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0224, общей площадью 526302 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0225, общей площадью 351 659 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0233, общей площадью 488 120 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0234, общей площадью 179061 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0232 для использования в целях сельскохозяйственного производства. Одновременно арбитражный суд обязал орган местного самоуправления в двухнедельный срок с момента принятия настоящего решения подготовить и направить в адрес Общества проекты договоров купли-продажи обозначенных земельных участков.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Сеченовского района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению органа местного самоуправления, Общество ненадлежащим образом использует испрашиваемые земельные участки, в связи с чем отсутствует необходимость предоставления их в собственность ООО Ивановка".
ООО "Ивановка" в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Администрация Сеченовского района, ООО "Ивановка" и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Сеченовского района, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочных представителей в судебное заседание не направили.
Администрация Сеченовского района Нижегородской области направило в адрес суда ходатайство об отложении дела слушанием в связи с невозможностью обеспечить явку своего представителя в судебное заседание.
Данное ходатайство рассмотрено судом и в его удовлетворении отказано ввиду непредставления документального обоснования.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, на основании распоряжений администрации Сеченовского района от 16.05.2006 N 341-р и от 11.03.2008 N 254-р, ООО "Ивановка" (арендатор) и КУМИ Сеченовского района (арендодатель) 07.04.2008 заключили договоры аренды N 18, 19, 17, 10, 9, 8, 15, 16, 11, 13, 14, 12, 7 земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения Сеченовского муниципального района, общей площадью 1087,83 га:
- - общей площадью 164 055 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0222, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,84 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 241 578 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0227, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,93 км на северо-восток от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 509 563 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0228, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,59 км на северо-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 1 317 515 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0229, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,37 км на юго-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 58 645 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0226, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 2,89 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 896 161 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0231, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,05 км на юго-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 788 874 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0230, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,39 км на юго-восток от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 133 058 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0223, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 0,58 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 177 746 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0224, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,6 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 526302 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0225, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 2,44 км на северо-восток от н. п. Болховское;
- - общей площадью 351 659 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0233, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,21 км на юго-запад от н. п. Завидовка;
- - общей площадью 488 120 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0234, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,92 км на юго-запад от н. п. Болховское;
- - общей площадью 179061 кв. м, кадастровый номер 52:48:0600020:0232, расположенный по адресному ориентиру: Нижегородская область, Сеченовский район, примерно 1,2 км на юг от н. п. Завидовка.
По истечении трех лет с даты заключения договоров аренды, 01.10.2011 ООО "Ивановка" обратилось в администрацию Сеченовского района с заявлениями N 290-ю, 288-ю, 286-ю, 284-ю, 282-ю, 280-ю, 278-ю, 276-ю, 274-ю, 272-ю, 270-ю, 268-ю, 266-ю о предоставлении в собственность обозначенных земельных участков по цене, равной 10% от их кадастровой стоимости.
Письмами от 11.11.2011 N 138-50-001/1615, 1616, 1617, 1618, 1619, 1620, 1621, 1622, 1623, 1624, 1625, 1626, 1627 администрация Сеченовского района уведомила ООО "Ивановка" об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, обосновав свое решение рассмотрением вопроса о резервировании отдельных участков для муниципальных нужд при разработке документов территориального планирования.
Полагая, что принятые органом местного самоуправления решения органа местного самоуправления не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 27, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Нижегородской области от 27.12.2007 N 195-З "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Положениями пункта 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ установлено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Закон Нижегородской области от 27.12.2007 N 195-3 "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области" утверждает порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Нижегородской области, пунктом 1 статьи 81 которого предусмотрена возможность приобретения в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, переданных юридическим лицам в аренду по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих земельных участков по цене, равной 10 процентам кадастровой стоимости земельных участков.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Ивановка" заключило с КУМИ Сеченовского района договоры аренды N 18, 19, 17, 10, 9, 8, 15, 16, 11, 13, 14, 12, 7 земельных участков 07.04.2008.
01.10.2012 Общество обратилось в администрацию Сеченовского района с заявлениями N 290-ю, 288-ю, 286-ю, 284-ю, 282-ю, 280-ю, 278-ю, 276-ю, 274-ю, 272-ю, 270-ю, 268-ю, 266-ю о предоставлении в собственность за плату арендуемых земельных участков.
На дату обращения в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении в собственность обозначенных земельных участков ООО "Ивановка" владело ими на праве аренды свыше трех лет.
Факт отсутствия у Общества задолженности по арендной плате подтвержден документально и органом местного самоуправления не оспаривается.
Позиция администрации Сеченовского района об использовании Обществом испрашиваемых земельных участков ненадлежащим образом не нашла своего подтверждения в суде первой инстанции.
Суд установил, что ООО "Ивановка" с 2006 года осуществляет переход на технологию No-Till, в связи с чем для растениеводства по указанной технологии Общество использует современное оборудование ведущих мировых производителей: сеялки Hosch, тракторы Case, комбайн Lexion.
В настоящее время состояние испрашиваемого земельного массива полностью соответствует требованиям, предъявляемым данной технологии: земля ежегодно обрабатывается соответствующим оборудованием, поверхность удобряется мульчей, химизация проводится в полном объеме. Показатели качества почвы с 2006 года не снижались.
Установленные по делу фактические обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые опровергают довод администрации Сеченовскеого района о ненадлежащем использовании Обществом арендуемых земель.
Таким образом, в процессе рассмотрения дела установлено, что арендатор испрашиваемых земельных участков ООО "Ивановка" соответствует требованиям, установленным пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ и пунктом 1 статьи 81 Закона Нижегородской области N 195-З, и обладает правом на выкуп испрашиваемых земельных участков с выкупной стоимостью равной 10% от их кадастровой стоимости.
Отдельно суд исследовал и признал несостоятельным утверждение администрации Сеченовского района о невозможности предоставить земельные участки в собственность в связи с их резервированием для муниципальных нужд.
Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Частью 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд (далее - Положение), согласно которому по вопросам резервирования органом местного самоуправления должен быть принят ненормативный правовой акт - решение о резервировании для муниципальных нужд.
Решение о резервировании должно быть принято в соответствии с документами, установленными Положением, содержать информацию, указанную в Положении. К решению о резервировании прилагается схема резервированных земель с перечнем кадастровых номеров. Решение должно быть опубликовано и вступает в силу не ранее опубликования. Решение направляется в орган кадастрового учета. Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие органом местного самоуправления решения о резервировании, а также совершения предусмотренных действующим законодательством действий, сопутствующих принятию такого решения.
При установленных обстоятельствах у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для принятия решений об отказе ООО "Ивановка" в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков.
Суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что оспариваемые решения администрации Сеченовского района приняты уполномоченным органом, однако не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 101-ФЗ, Закону Нижегородской области N 195-З и нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений.
При установленных обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Приведенные администрацией Сеченовского района доводы в обоснование своей позиции, противоречат материалам дела и требованиям действующего законодательства.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба органа местного самоуправления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2012 по делу N А43-41008/2011 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьями 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2012 по делу N А43-41008/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Сеченовского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)