Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2012 ПО ДЕЛУ N А33-1643/2012

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2012 г. N А33-1643/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае на решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 июня 2012 года по делу N А33-1643/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Баукина Е.А.; суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "ПУЛЬСАР" (г. Красноярск, ОГРН: 1022401794128, далее - ООО НПО "ПУЛЬСАР", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - ТУ Росимущества) о признании незаконным бездействия, выразившегося:
- - в уклонении от принятия решения об образовании путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:401, площадью 236 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:400, площадью 1835 кв. м, местоположение: г. Красноярск, ул. Телевизорная;
- - в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:401, площадью 236 кв. м, местоположение: г. Красноярск, ул. Телевизорная.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 9 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие ТУ Росимущества, выразившееся в уклонении от принятия решения об образовании путем раздела земельных участков: с кадастровым номером 24:50:0100234:401, площадью 236 кв. м, и с кадастровым номером 24:50:0100234:400, площадью 1 835 кв. м, местоположение: г. Красноярск, ул. Телевизорная; бездействие, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:401, площадью 236 кв. м, местоположение: г. Красноярск, ул. Телевизорная, как не соответствующие статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал ТУ Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО НПО "ПУЛЬСАР", а именно: принять решение об образовании путем раздела земельных участков: с кадастровым номером 24:50:0100234:401, площадью 236 кв. м, и с кадастровым номером 24:50:0100234:400, площадью 1 835 кв. м; принять решение о предоставлении ООО НПО "ПУЛЬСАР" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:401.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2012 года решение суда от 9 июня 2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы считает, что со стороны ТУ Росимущества отсутствовало бездействие, поскольку заявление ООО НПО "ПУЛЬСАР" с пакетом документов было направлено в Росимущество для принятия соответствующего решения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 35442, N 35443, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 08.11.2012), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без их участия. ТУ Росимущества заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО НПО "ПУЛЬСАР" на праве собственности принадлежит нежилое здание, общей площадью 386,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизионная, 1, стр. 101 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2011 серии 24ЕИ N 950494).
07.11.2011 ООО НПО "ПУЛЬСАР" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением об образовании путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:401 площадью 236 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:400 площадью 1835 кв. м, местоположение: г. Красноярск, ул. Телевизорная; о передаче (продаже) земельного участка с кадастровым номером 2450:0100234:401 площадью 236 кв. м, на котором расположено принадлежащее заявителю на праве собственности указанное нежилое здание, с приложением необходимых документов.
22.12.2011 и 08.02.2012 общество представило в ТУ Росимущества дополнительно запрашиваемые у него документы. Судами установлено, что общество представило документы в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Письмом от 24.02.2012 N 03-41/10/2941 ТУ Росимущество для принятия соответствующего решения направило в Росимущество заявление ООО НПО "ПУЛЬСАР" от 07.11.2011 с пакетом документов, о чем уведомило общество.
Суды двух инстанций, признавая по заявлению ООО НПО "ПУЛЬСАР" незаконным бездействие ТУ Росимущества, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявлению от 07.11.2011, исходили из того, что бездействие ТУ Росимущества не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права общества на реализацию исключительного права на приватизацию земельного участка.
Суды также посчитали, что Территориальное управление Росимущества наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Красноярского края.
Выводы судов постановлены при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1); для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5).
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды двух инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к правильному выводу о том, что ООО НПО "ПУЛЬСАР" как собственник объекта недвижимости - нежилого двухэтажного здания имеет право на выкуп испрашиваемого земельного участка, в связи с чем общество в целях реализации исключительного права на приватизацию земельного участка правомерно обратилось с заявлением в исполнительный орган государственной власти.
Поскольку ТУ Росимущества не были выполнены требования, предусмотренные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в месячный срок со дня поступления заявления общества от 07.11.2011 не было принято решение о предоставлении на праве собственности земельного участка, на котором расположено принадлежащее обществу нежилое здание), то суды обоснованно признали бездействие ТУ Росимущества незаконным.
Кроме того, как видно из материалов дела и установлено судами, ООО НПО "ПУЛЬСАР" как землепользователь одновременно с заявлением о реализации преимущественного права обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:112.
Принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание общей площадью 386,2 кв. м по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизионная, 1, стр. 101, было расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100234:112 площадью 2071+/-16 кв. м, что превышает площадь земельного участка, занимаемого зданием общества и необходимого для его использования; на данном земельном участке также расположены другие здания, принадлежащие иным лицам, в связи с чем общество просило произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:112 на два земельных участка: с кадастровым номером 24:50:0100234:401, площадью 236 кв. м, на котором расположено здание общества, и с кадастровым номером 24:50:0100234:400, площадью 1835 кв. м.
Из статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 1); решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2).
ТУ Росимущества на заявление общества о разделе земельного участка письмом от 14.01.2012 N 03-51/10/31319 запросило у ООО НПО "ПУЛЬСАР" следующие документы: схему раздела земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0100234:112 с учетом предельных размеров земельных участков, установленных в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего разделу, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на здания, строения, сооружения, находящихся на земельных участках, образованных в результате раздела.
Письмом от 01.02.2012 ТУ Росимущества указало обществу на то, что виды разрешенного использования образуемых земельных участков с кадастровым номером 24:50:0100234:401 и с кадастровым номером 24:50:0100234:400 (размещение нежилого здания, торгового, административного, производственного назначения) не соответствуют виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:112 (в целях эксплуатации нежилого здания) и предложило устранить выявленные замечания.
24.02.2012 ТУ Росимущества, получив необходимые документы, направило заявление общества о разделе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:112 с пакетом документов в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уведомив ООО НПО "ПУЛЬСАР" письмом от 24.02.2012 N 03-51/10/2941 о том, что о результатах рассмотрения заявления общество будет проинформировано дополнительно.
Однако, как установлено судами, решение о разделе земельного участка, несмотря на представление обществом полного пакета документов, предусмотренного пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в установленном законом порядке принято не было.
При таких условиях вывод судов о бездействии ТУ Росимущества, выраженном в непринятии решения об образовании по заявлению землепользователя земельного участка, является правильным.
Не соглашаясь с выводами судов о бездействии, заявитель кассационной жалобы ссылается на Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденное приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, согласно которому ТУ Росимущества не уполномочено самостоятельно принимать решения о приватизации земельных участков.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако учтены быть не могут.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - агентство), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Агентство организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункты 5.4, 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган агентства наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Из пункта 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае следует, что управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Управление по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества; осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков (пунктом 4.8 Положения).
Суды пришли к правильному выводу о том, что нормативными правовыми актами прямо предусмотрено право Росимущества в лице территориальных управлений осуществлять полномочия собственника федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а отсутствие утвержденного порядка продажи территориальными управлениями Росимущества земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в сроки, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 июня 2012 года по делу N А33-1643/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)