Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2012 ПО ДЕЛУ N А78-1489/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2012 г. N А78-1489/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Брюхановой Т.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и гражданина Зражевского Сергея Анатольевича на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2012 года по делу N А78-1489/2012 Арбитражного суда Забайкальского края (суд первой инстанции: Горкин Д.С.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Рылов Д.Н., Ячменев Г.Г.),

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ОГРН 1027501160103, место нахождения: г. Чита; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Читинской области (ОГРН 1037550001114, место нахождения: г. Чита; далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Читинской области), правопреемником которого является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130 и об обязании последнего снять указанный земельный участок с кадастрового учета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее - управление Росреестра), администрация муниципального района "Читинский район", Государственная лесная служба забайкальского края, гражданин Зражевский Сергей Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2012 года решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, управление и гражданин Зражевский С.А. обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителей кассационных жалоб, несовпадение координат стоящего на государственном кадастровом учете земельного участка с координатами, определенными при межевании земельного участка в 2001 году, обусловлено принятием при постановке на кадастровый учет земельного участка, принадлежавшего Зражевскому С.А., не соответствующих закону документов, а именно без предоставления сведений о пересчете данных координат уполномоченным на то государственным органом; при проведении работ по определению границ земельного участка допущено нарушение прав смежных землепользователей; незаконные действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Читинской области по постановке на кадастровый учет земельного участка, не соответствующего фактическому местоположению земельного участка по материалам межевания, привели к нарушению прав и законных интересов как Российской Федерации, так и Зражевского С.А.; судом не учтено, что Зражевский С.А. обращался в управление Росреестра с заявлением об уточнении объекта кадастрового учета в связи с наложением принадлежащему ему земельного участка на праве аренды с другими участками.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационные жалобы не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 22.12.2000 Зражевскому С.А. предоставлены во временное владение и пользование земельные участки с кадастровым номером 75:22:660121:0001 площадью 250 005 га и с кадастровым номером 75:22:660121:4 площадью 300,1468 га для организации и ведения крестьянско-фермерского хозяйства.
При выделении Зражевскому С.А. земельного участка в аренду определено его местоположение на местности по фактическим границам - автодороге Чита - Карповка с восточной стороны, гослесфонд - с южной стороны.
Межевание названных земельных участков проведено в 2001 году обществом с ограниченной ответственностью "Изыскатель", в результате чего земельные участки сформированы с определением координат, установлены границы участков на основании фактического положения имеющихся на местности ограждений; фактические границы земельных участков закреплены межевыми знаками.
19.08.2002 ФГУ "Земельная Кадастровая палата" по Читинской области произвела кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 75:22:660121:0001 и 75:22:660121:4.
Ввиду разделения земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:0001 на основании постановления Главы администрации муниципального района "Читинский район" N 1150 от 18.07.2007 "Об изъятии части земельного участка у Зражевского С.А.", принятого по соответствующему заявлению Зражевского С.А., 25.07.2007 ФГУ "Земельная Кадастровая палата" по Читинской области поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:130 (ранее 75:22:660121:0001), о чем свидетельствует запись в кадастровом паспорте земельного участка от 28.10.2008.
В 2009 году Зражевский С.А. обратился в администрацию муниципального района "Читинский район" с заявлением о выкупе в собственность земельных участков. При выезде на место представителями администрации было установлено, что данные кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:0001 (в настоящее время 75:22:660121:130) не соответствуют его фактическому расположению на местности, а именно произошло смещение на 200 м к западу от автодороги Чита - Карповка.
Решением Читинского районного суда от 6 мая 2011 года исковые требования Зражевского С.А., в том числе о признании недействительной постановки на кадастровый учет названного земельного участка, удовлетворены. Кассационным определением Забайкальского краевого суда от 27 сентября 2011 года решение суда от 6 мая 2011 года в части удовлетворения требований Зражевского С.А. отменено, в удовлетворении иска отказано.
Заключением землеустроительной экспертизы, проведенной закрытым акционерным обществом "Гипрозем" в рамках судебного рассмотрения дела Читинским районным судом, установлено, что координаты границ фактического местоположения земельного участка Зражевского С.А. соответствуют данным межевого дела ООО "Изыскатель" и не соответствует данным кадастрового учета. По данным кадастрового учета земельный участок сдвинут на 200 м к западу от автодороги Чита - Карповка и заходит на указанные 200 м на земли гослесфонда, садоводческого товарищества "Поляна", соответственно, смещены западная и северная границы.
17.01.2012 Зражевский С.А. обратился в адрес управления с просьбой подтвердить, что земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:130, предоставленный ему на основании договора аренды от 22.12.2000 администрацией муниципального образования "Читинский район", в результате ошибки в координатах при постановке на государственный кадастровый учет налагается на земли лесного фонда Российской Федерации.
В результате проведения работ по определению границ земель лесного фонда также было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 75:22:660121:130, поставленный на государственный кадастровый учет, налагается на земли лесного фонда, а именно на земельный участок лесного фонда Верхне-Читинского лесхоза площадью 3 653 170 000 кв. м с кадастровым номером 75:22:0:251 (предыдущий кадастровый номер 75:22:00 0000:00:00:00), в отношении которого 27.12.2003 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Полагая, что действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Читинской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130 являются незаконными, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции на основании положений статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя названное решение суда, исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных управлением требований.
Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу норм статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявленных управлением требований необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушения такими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К возникшим в рамках настоящего дела правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ), которые действовали в период совершения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Читинской области оспариваемых действий.
Согласно статье 1 названного Закона государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов; государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки; государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Статьей 19 Закона N 28-ФЗ установлен порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, согласно которому государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике; для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков, которые должны быть надлежащим образом оформлены; проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел; в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленное кадастровое дело объекта недвижимости с кадастровым номером 75:22:660121:130, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что к заявке о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет приложены все необходимые документы, которые являются достаточными для осуществления кадастрового учета спорного земельного участка, в связи с чем у ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Читинской области отсутствовали предусмотренные Законом N 28-ФЗ основания для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, управление в обоснование своих требований сослалось на пункт 3 статьи 20 Закона N 28-ФЗ, однако в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привело убедительных доводов и надлежащих доказательств в подтверждение несоблюдения процедуры межевания земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130.
Кроме того, из существа заявленных требований, доводов участвующих в деле лиц, материалов дела и содержания кассационных жалоб усматривается, что в рассматриваемом случае спор возник вследствие допущенной ошибки в координатах спорного земельного участка при его постановке на кадастровый учет и не связан с определенными на местности фактическими границами спорного земельного участка.
Как следует из системного толкования норм части 3 статьи 25 и частей 4, 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка такая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 марта 2011 года N 14765/10.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции находит правомерным вывод суда апелляционной инстанции о соответствии действий ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Читинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130 Закону N 28-ФЗ, а указанная ошибка в сведениях государственного кадастра подлежит исправлению в рамках административной процедуры, предусмотренной Законом N 221-ФЗ.
Довод кассационной жалобы о том, что в проведении государственного кадастрового учета в отношении спорного земельного участка следовало отказать, так как были представлены документы, не содержащие сведения о пересчете данных координат уполномоченным на то государственным органом, подлежит отклонению, поскольку соответствующее условие не предусмотрено статьей 20 Закона N 28-ФЗ, в которой закреплен исчерпывающий перечень оснований отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков.
Ввиду того, что судом не установлено несоответствие закону оспариваемых действий ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Читинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 75:22:660121:130, доводы кассационных жалоб о нарушении такими действиями прав и законных интересов Российской Федерации и Зражевского С.А. исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не влияют на принятое по делу постановление.
То обстоятельств, что Зражевский С.А. обращался в управление Росреестра с заявлением об уточнении объекта кадастрового учета в связи с наложением принадлежащего ему земельного участка на праве аренды с другими участками, не свидетельствует об исчерпании заинтересованными лицами всех возможностей исправления существующей ошибки в административном порядке.
Следует отметить, что приведенные в кассационных жалобах доводы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судом на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2012 года по делу N А78-1489/2012 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ

Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
А.И.ЧУПРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)