Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 21.12.2012 N Ф03-6012/2012 ПО ДЕЛУ N А51-2836/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2012 г. N Ф03-6012/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В.Цирулик
Судей: Я.В.Кондратьевой, С.И.Гребенщикова
при участии:
от ИП Ледовских О.В.: Гриценко Е.С., представитель по доверенности N 25АА0432404 от 31.01.2012
от ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта": Железный А.В., представитель по доверенности N 18/26-41 от 25.05.2012
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Ледовских Олега Васильевича
на решение от 27.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012
по делу N А51-2836/2012 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Н. Номоконова, в апелляционном суде судьи: Н.Н. Анисимова, Н.В. Алферова, Т.А. Солохина
по заявлению индивидуального предпринимателя Ледовских Олега Васильевича
к администрации Шкотовского муниципального района
3-и лица: открытое акционерное общество "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", Федеральное казенное учреждение "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития"
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
Индивидуальный предприниматель Ледовских Олег Васильевич (ОГРНИП 304253606500071) (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации Шкотовского муниципального района (ОГРН 1022500577175, адрес (место нахождения): 692806, Приморский край, г. Большой Камень, ул. Карла Маркса, 4) (далее - администрация) в предоставлении земельного участка общей площадью 1 га, расположенного по адресу: Приморский край, Шкотовский район, пос. Мысовой, ул. Зеленая, д. 1а, в собственность для эксплуатации производственной базы, выраженного в письме от 30.01.2012 N 8-145, и об обязании в месячный срок рассмотреть указанное заявление в установленном порядке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (далее - общество, ОАО "ДЦСС") и Федеральное казенное учреждение "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития" (далее - учреждение).
Решением суда от 27.06.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву того, что земельный участок под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности, вошел в границы земельного участка, сформированного по акту выбора в интересах третьего лица для строительства верфи для федеральных нужд, в связи с чем основания для предоставления предпринимателю испрашиваемого земельного участка отсутствовали.
В кассационной жалобе предприниматель Ледовских О.В. просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и на неправильное применение арбитражными судами норм материального права. Считает, что обжалуемый отказ нарушает исключительное право Ледовских О.В., как собственника соответствующих объектов недвижимости.
Также предприниматель считает неправомерным применение судами норм Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ), поскольку строительство судоверфи "Восток-Раффлс" нельзя отнести к строительству объектов, необходимых для проведения саммита, поскольку к моменту его проведения судоверфь не может быть построена.
В отзыве на кассационную жалобу администрация, не согласившись с доводами, изложенными в ней, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ОАО "ДЦСС", не согласившись с ними, просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Администрация, извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечила.
Проверив законность решения и постановления суда апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании соглашения об отступном от 28.07.2011 предприниматель является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Приморский край, Шкотовский район, п.Мысовой, ул. Зеленая, 1а, в том числе: административного здания площадью 307,8 кв. м с подвалом площадью 141,8 кв. м; здания (склад N 1) площадью 632,2 кв. м; здания (склад N 2) площадью 905,8 кв. м и здания проходной площадью 27,80 кв. м.
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке (свидетельства о регистрации права от 30.08.2011 серии 25-АБ 622883, серии 25-АБ 622884, серии 25-АБ 622885, серии 25-АБ 622886).
15.12.2011 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 1,0 га, имеющего местоположение: Приморский край, Шкотовский район, пос.Мысовой, ул. Зеленая, 1а, кадастровый номер земельного участка 25:24:2501001:145, в собственность за плату под производственную базу.
Письмом от 30.01.2012 N 8-145 администрация отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка со ссылкой на его наложение на земельный участок, необходимый для размещения объекта федерального значения "Судостроительная верфь "Восток-Раффлс".
Посчитав, что указанный отказ нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду.
При этом по правилам пункта 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков их оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Делая вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность связан с установлением запрета на отчуждение земельного участка, необходимого для государственных нужд, поскольку испрашиваемый предпринимателем земельный участок входит в границы земельного участка, необходимого для размещения объекта федерального значения, а в отношении объектов недвижимости, принадлежащих предпринимателю на праве собственности, принято решение об их изъятии для федеральных нужд.
Так, из материалов дела следует и установлено судами, что постановлением администрации от 06.09.2011 N 1169 ОАО "ДЦСС" предварительно согласовано место размещения объекта под строительство судостроительной верфи "Восток-Раффлс" на указанном земельном участке и утвержден акт о выборе земельного участка.
Строительство судостроительной верфи "Восток-Раффлс" включено в подпрограмму "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480.
Реализация указанных мероприятий регулируется нормами земельного и гражданского законодательства с особенностями, установленными Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 93-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 9 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ со дня утверждения документации по планировке территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов или решения о предварительном согласовании мест их размещения до 31 июля 2012 года земельные участки, предназначенные для размещения необходимых для проведения саммита объектов, не подлежат отчуждению из государственной или муниципальной собственности.
При этом судами принято во внимание, что 18.01.2012 Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ статьей 31 ЗК РФ в целях размещения объектов, предусмотренных программой "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" издан Приказ N 8, которым предписано изъять у Ледовских О.В. в установленном порядке путем выкупа объекты недвижимого имущества для федеральных нужд, в том числе принадлежащие ему на праве собственности названные выше здания, о чем ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации" уведомило предпринимателя.
При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий для удовлетворения требования предпринимателя, поскольку обжалуемый отказ, выраженный в письме от 30.01.2012 N 8-145 соответствует закону и не нарушает его прав и законных интересов.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что к спорным правоотношениям сторон не применяются положения Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ, признается судом кассационной инстанции несостоятельной как основанная на неверном толковании норм данного Федерального закона.
Иные доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, являлись предметом судебного рассмотрения, им дана соответствующая оценка, в связи с чем они подлежат отклонению судом кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Поскольку судами правильно установлены обстоятельства дела и применены нормы материального права, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

постановил:

решение от 27.06.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 по делу N А51-2836/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ЦИРУЛИК

Судьи
Я.В.КОНДРАТЬЕВА
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)