Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2006 N 09АП-10861/2006-АК ПО ДЕЛУ N А40-11661/06-148-115

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2006 г. N 09АП-10861/2006-АК


Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2006
Постановление в полном объеме изготовлено 19.09.2006
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Катунова В.И.
Судей Чепик О.Б., Якутова Э.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Халиной И.Ю.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца (заявителя) - ОАО Центракадемстрой" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2006 г. по делу N А40-11661/06-148-115, принятое судьей Каменской О.В.
по иску /заявлению ОАО Центракадемстрой" о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов г. Москвы, выразившегося в не предоставлении сведений государственного земельного кадастра, изготовленных в виде кадастровой карты (плана) земельного участка по адресу: г. Москва, пр-т 60-летия Октября, 11А и обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы предоставить ОАО "Центракадемстрой" сведения государственного земельного кадастра в виде кадастрового плана земельного участка по форме В.1 - В.6, расположенного по адресу: г. Москва, пр-т 60-летия Октября, 11А, площадью 3,6965 га
с участием в деле в качестве 3-его лица: Институт физико-химических проблем керамических материалов РАН
- при участии: от истца (заявителя): Артемьева Т.В. по доверенности от 03.03.2006 г., паспорт; Андержанова Н.В. по доверенности от 03.03.2006, паспорт;
- от ответчика (заинтересованного лица) Туренкова М.А. по доверенности от 30.12.2005, удостоверение N 805;
- от 3-го лица: Каратеев А.Ю., по доверенности от 05.06.06 г., паспорт; Князев А.А. по доверенности от 15.06.2006 г., паспорт

установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2006 г. по делу N А40-11661/06-148-115 в удовлетворении заявления отказано.
При этом Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что Департамент земельных ресурсов предоставляет сведения в виде кадастрового плана, а кадастровый план изготавливается в отношении земельного участка, прошедшего кадастровый учет, ответчик письмом от 14.02.2006 N 33-1-2173/6-0-1 сообщил заявителю о представлении в Департамент необходимых документов для проведения кадастрового учета, что заявителем не произведено, земельный участок по адресу: г. Москва, пр-т 60-летия Октября, 11А, площадью 3,6965 га не прошел кадастровый учет, а также для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 3,6965 га необходимо снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 77:06:02008:093, предоставленный Институту физико-химических проблем керамических материалов РАН, заявителем также не произведены действия по оформлению в надлежащем порядке межевания земельного участка, в связи с чем пришел к выводу о том, что действия Департамента не могут рассматриваться как незаконное бездействие, незаконность действий также отсутствует.
Не согласившись с принятым решением, заявитель по делу - ОАО "Центракадемстрой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что имеет место незаконное бездействие со стороны Департамента земельных ресурсов г. Москвы; считает, что ответчик без законных оснований бездействует и не выдает заявителю необходимые сведения земельного кадастра, т.е. кадастровый план земельного участка.
Ответчик - Департамент земельных ресурсов г. Москвы письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, представитель в судебном заседании указал на необоснованность ее доводов.
3-е лицо - Институт физико-химических проблем керамических материалов РАН представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителя ОАО "Центракадемстрой", поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, представителей Департамента земельных ресурсов г. Москвы и Института физико-химических проблем керамических материалов РАН, просивших оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, ОАО "Центракадемстрой" обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о предоставлении кадастрового плана земельного участка, находящегося по адресу: г. Москва, пр-т 60-летия Октября, 11А, что подтверждается письмом от 27.01.2006 N 18.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы письмом N 33-1-2173/6-0-1 от 14.02.2006 сообщил заявителю о том, что в настоящий момент земельно-правовые отношения с ОАО "Центракадемстрой" на указанный участок не оформлены, земельный участок не поставлен на кадастровый учет. В связи с этим, запрошенные сведения могут быть предоставлены после оформления прав землепользования или после выполнения необходимых работ для постановки земельного участка на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и приказом Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр) от 13.06.2001 N П/115 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра".
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда о том, что действия Департамента земельных ресурсов г. Москвы не могут рассматриваться как бездействие, Истец не выполнил требований направленного ему Ответчиком письма от 14.02.06 г. N 33-1-2173/6-0-1.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственного земельном кадастре" сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер и предоставляются заинтересованному лицу в виде выписок из государственного земельной кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий, хранящихся в кадастровом деле документов, выдача кадастровых карт заявителям регулируется Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Согласно п. 2 ст. 19 данного Закона для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные юридические лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра заявку, правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о межевании земельных участков.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено деление земель города на территориальные зоны. Правилами землепользования и застройки устанавливаются отдельные градостроительные регламенты для каждой территории с учетом особенностей их расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для согласования всеми землепользователям независимо от форм собственности на землю.
Согласно п. 3 ст. 30 Закона г. Москвы от 14.05.2003 "О землепользовании и застройке в г. Москве" в правоустанавливающие документы на землю должны быть внесены требования о реализации в согласованные сроки мероприятий по приведению фактического использования земельного участка в соответствии с разрешенным, а также должно указываться на невозможность перепрофилирования производств и земель без согласования с Правительством Москвы.
В соответствии со ст. 20 ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства составляется исключительно по данным измерений, полученных при его межевании.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы действует на основании Положения о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденного 07.10.1996 совместным Распоряжением Мэра г. Москвы и Госкомземом.
Пунктом 2.19 данного Положения предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы осуществляет выдачу документов на земельные участки на основании распорядительных актов Московской городской Администрации.
Статья 14 ФЗ от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" устанавливает, что моментом возникновения или моментом прекращения земельного участка как объекта государственного учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Часть 2 указанной статьи устанавливает, что в Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; месторасположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в т.ч. размеры - платы за землю; качественные характеристики; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 918 утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра. Согласно п. 6 Правил выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана этого земельного участка.
Судом первой инстанции правомерно указано, что исходя из буквального толкования п. 1 ст. 22 ФЗ "О государственном земельном кадастре" следует, что сведения государственного земельного кадастра могут быть представлены только в отношении земельного участка, прошедшего кадастровый учет.
Таким образом, для предоставления сведений из государственного земельного кадастра в отношении конкретно определенного земельного участка необходимо предварительное прохождение им кадастрового учета. Отсутствие кадастрового учета запрашиваемого земельного участка указывает на невозможность предоставления сведений о нем.
В целях постановки соответствующего земельного участка на кадастровый учет заинтересованные лица по правилам п. 7 ст. 36 ЗК РФ подают в уполномоченные органы заявления об изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждения проекта его границ.
Однако истец в нарушении п. 7 ст. 36 ЗК РФ не обращался к ответчику с заявлением об изготовлении соответствующей кадастровой карты (плана) и утверждения ее границ.
В связи с изложенным, судом обоснованно сделан вывод о том, что поскольку сведения государственного земельного кадастра представляются в виде кадастрового плана, а кадастровый план изготавливается в отношении земельного участка, прошедшего кадастровый учет, ответчик правомерно сообщил истцу о представлении в Департамент необходимых документов для проведения кадастрового учета, что подтверждается письмом от 14.02.06 г. N 33-12173/6-0-1 (Т. 1, л.д. 30).
Невыполнение истцом требований вышеуказанного письма привело к невозможности ответчика осуществить действия по изготовлению соответствующей кадастровой карты (плана) и утверждения ее границ и как следствие - удовлетворения требования истца о предоставлении ему запрашиваемых сведений.
Необходимо также отметить, что истцом в нарушение ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" не соблюден порядок проведения государственного кадастрового учета земельного участка, в связи с чем доводы относительно бездействия ответчика не могут быть признаны обоснованными
Следует признать, что проведение государственного кадастрового учета производится:
- - на основании заявки о постановке на кадастровый учет, в соответствии с требованиями ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре", и в форме, установленной Требованиями к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 13.06.01 г. N П/115, зарегистрированных в Минюсте РФ 20.06.01 г.;
- - на основании правоустанавливающих документов на земельные участки, в соответствии со ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г.;
- - на основании документов о межевании земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ "О землеустройстве".
Однако, истцом не исполнены вышеуказанные положения ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре", ст. 17 ФЗ "О землеустройстве".
Кроме того, в соответствии со ст. 17 ФЗ "О землеустройстве" межевание объекта землеустройства включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
Согласно пунктам 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.96 г.) установление границ земельного участка производит на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Между тем, из представленного истцом Технического Отчета (т. 1, л.д. 56) о межевании видно, что указанный документ не отвечает вышеуказанным требованиям, то есть:
- - установление границ осуществлялось в отсутствие представителей исполнительных органов власти, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей;
- - результаты установления и согласования границ земельного участка не оформлялись актом, который должен быть подписан собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), соответствующим органом исполнительной власти.
Таким образом, в нарушение ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" истец не представил документов о межевании земельных участков, в соответствии со ст. 17 ФЗ "О землеустройстве" в отсутствие которых, осуществить кадастровый учет заявленного земельного участка не представляется возможным.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в государственном земельном кадастре имеются сведения о земельном участке по адресу: г. Москва, пр-т 60-летия Октября, 11А, площадью 6, 1070 га, поставленном на кадастровый учет с N 77: 06: 02008:093, предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования Институту физико-химических проблем керамических материалов РАН.
На основании п. 3 ст. 20 ФЗ "О государственном земельном кадастре", согласно которого в проведении кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет, нарушены права смежных землепользователей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относится на ее заявителя.
На основании изложенного и ст. ст. 36 ЗК РФ, ст. ст. 19, 20, 22 ФЗ РФ "О государственном земельном кадастре", ст. 17 ФЗ РФ "О землеустройстве", Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 918, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2006 г. по делу N А40-11661/06-148-115 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.И.КАТУНОВ

Судьи
О.Б.ЧЕПИК
Э.В.ЯКУТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)