Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Гомзяков А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Ночевника С.Г. и Тумашевич Н.С.,
при секретаре В.Н.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - представителя администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области В.С. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2012 года, которым удовлетворено исковое заявление Ш. к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании незаконным бездействия и обязании издать нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пономаревой Т.А., объяснения ответчика - представителя администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области В.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ш. первоначально 2 мая 2012 года обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО") в городе Выборге об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" внести изменения в кадастровый учет земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, указав категорию земли - земли населенных пунктов.
В обоснование искового требования Ш. ссылалась на те обстоятельства, что постановлением главы администрации Возрожденской волости Выборгского района Ленинградской области от 19 мая 1994 года N истцу был предоставлен земельный участок площадью 0,09 га в поселке Красный Холм в собственность под индивидуальное садоводство. По утверждению Ш., указанный участок зарегистрирован за ней (Ш.) по праву собственности, что подтверждается выданным свидетельством о государственной регистрации права, 15 ноября 2011 года. Кроме того Ш. утверждала о том, что на земельном участке находятся садовый дом и хозяйственные постройки. Имея намерение подарить земельный участок с постройками своему зятю, Ш. утверждала, что не имеет возможности это осуществить по причине отсутствия в свидетельстве о государственной регистрации права не указана категория земли, а также в выписке из государственного кадастра недвижимости. Между тем, на обращение истца о выдаче постановления с указанием категории земельного участка: земли населенных пунктов председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО) ответил отказом. Данный отказ, по утверждению Ш., сопряжен с невозможностью произвести сделку с земельным участком.
В этой связи Ш. требовала судебной защиты имущественного права по избранному средству гражданского судопроизводства (л.д. 2 - 3).
Заместитель директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" К.А.А. представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении искового требования Ш. и исключить филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" в городе Выборге из числа ответчиков, поскольку со стороны правообладателя земельного участка в орган кадастрового учета не было представлено необходимых для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимого имущества документов, регламентированных п. 8 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 "О государственном кадастре недвижимости", то оснований для внесения в государственный кадастр сведений относительно категории объекта недвижимости не имелось. Кроме того, требование об обязании установить категорию земель земельного учета не входит в компетенцию органа кадастрового учета (л.д. 33 - 35).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Ш. в порядке ст. 39 ГПК РФ предъявила исковые требования к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области земель (далее - администрация МО "Выборгский район" ЛО), в которых просила признать незаконным действие администрации МО "Выборгский район" ЛО, выразившееся в отказе в издании нормативного акта о внесении участка Ш. к категории земель, а также обязать администрацию МО "Выборгский район" ЛО принять решение об отнесении земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, предоставленного Ш. под индивидуальное садоводство, к определенной категории земель (л.д. 29 - 29-оборот, 39, 45, 52, 53 - 54).
Выборгский городской суд 28 сентября 2012 года постановил решение, которым удовлетворил исковые требования Ш., при этом суд первой инстанции признал незаконным бездействие администрации МО "Выборгский район" ЛО, выразившееся в отказе Ш. отнесения земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, к определенной категории земель и возложил на администрацию МО "Выборгский район" обязанность издать нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, к определенной категории земель (л.д. 65 - 71).
Представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С., имеющий полномочия на обжалование судебных постановлений на основании письменной доверенности N от <...> сроком до <...> (л.д. 76), не согласился с законностью и обоснованностью постановленного 28 сентября 2012 года решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда полностью и отказать в удовлетворении исковых требований Ш. В качестве оснований для отмены судебного решения представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С. ссылался на вынесение судом первой инстанции судебного решения с нарушением норм материального права и норм процессуального права, имея в виду положения ст. 14, п. 6 ст. 45, п. 2 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". По мнению подателя жалобы, в материалах дела находится обзорный план земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, содержащий сведения о его категории - земли населенных пунктов. Поэтому, по мнению подателя жалобы, имеет место бездействие со стороны федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области" (далее - ФГБУ "ФКП по ЛО"), выраженное в отказе во включении в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости информации о категории земельного участка, которое заявителем не оспаривалось. Поэтому, по мнению представителя ответчика, судом первой инстанции нарушены разъяснения, изложенные в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 2 (имеется в виду Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"). По мнению представителя ответчика, ответы от 26 сентября 2012 года N оз-2356 и от 27 февраля 2012 года N оз-469 не лишают Ш. реализовать в полной мере свои права в отношении земельного участка, поскольку в этих ответах констатируется факт наличия сведений о его категории в Управлении Роснедвижимости по Ленинградской области как ранее учтенного земельного участка и не нарушает положения ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельного участка из одной категории в другую". Кроме того, представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С. обращал внимание суда апелляционной инстанции на те обстоятельства, что Ш. непосредственно в администрацию МО "Выборгский район" с заявлением ЛО о выдаче постановления с указанием категории земельного участка: земли населенных пунктов, не обращалась. Поэтому переписка между Ш. и КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО, обладающим статусом юридического лица, не является действием (бездействием) администрации МО "Выборгский район" ЛО (л.д. 74 - 75).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции не явилась Ш., а также допущенный к участию в деле К.А.М., действовавший в защиту прав, свобод и законных интересов Ш. на основании письменной доверенности от <...> сроком на три года (л.д. 18 - 18-оборот), и представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО".
Между тем, присутствовавший в апелляционном разбирательстве представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С., действовавший на основании письменной доверенности N от <...> сроком до <...> (л.д. 76), поддержал доводы апелляционной жалобы.
В отсутствие возражений со стороны лица, принимавшего участие в деле, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам ст. ст. 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) (л.д. 78 - 81), суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно постановлению главы Возрожденской волости Выборгского района Ленинградской области от 19 мая 1994 года N предусмотрено предоставление Ш. земельного участка площадью 0,09 га в поселке Красный Холм в собственность под индивидуальное садоводство (л.д. 4).
Из содержания свидетельства о государственной регистрации серия <...> N, выданного <...> Управлением Росреестра по ЛО, усматривается, что по правилам ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 15 ноября 2011 года осуществлена государственная регистрация права Ш. на объект права: земельный участок под индивидуальное садоводство, общей площадью 900 кв. м, с кадастровым номером: N, адрес объекта: <адрес>. При этом в указанном свидетельстве о государственной регистрации права содержатся сведения о том, что категория земель не установлена (л.д. 5).
Кроме того, материалы дела содержат другое письменное доказательство - кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости) N, выданный 3 февраля 2012 года отделом по Выборгскому району филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО", согласно пункту 6 которого земельный участок с кадастровым номером: N, принадлежащий Ш. по праву собственности, был ранее 19 мая 1994 года учтен в государственном кадастре. При этом пункт 8 кадастрового паспорта содержит указание на то, что категория данного участка не установлена (л.д. 6).
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции установил, что имела место переписка между Ш. и председателем КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО относительно определения категории земель, к которым принадлежит предоставленный в 1994 году Ш. земельный участок.
Так, в письменном ответе N оз-469 от 27 февраля 2012 года председатель КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО П. в адрес Ш. сообщал о том, что принадлежащий заявителю участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов и изменения в отношении категории данного участка не рассматривались. В этой связи, по утверждению должностного лица, отсутствует необходимость в установлении категории земельного участка (л.д. 11).
Кроме того, в другом ответе N оз-2356 председателя КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО К. в адрес Ш., имевшем место уже в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, а именно 26 сентября 2012 года, содержатся сведения о том, что земли, на которых находится принадлежащий Ш. земельный участок, были включены в состав поселка Красный Холм в состав общей площади решением Президиума Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 11 октября 1991 года N, на основании землеустроительных материалов по передаче земель в ведение области, выполненных институтом Севзапгипрозем в 1991 году. Данное обстоятельство, по утверждению должностного лица, указывает на принадлежность испрашиваемого земельного участка в категории земель - земли населенных пунктов, при этом изменения в отношении данного земельного участка не рассматривались. В связи с чем председатель КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО К. находил, что отсутствует необходимость в издании акта органа местного самоуправления об установлении категории земельного участка (л.д. 55).
На листах дела 56 - 59 представлено решение Президиума Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 11 октября 1991 года N "Об установлении черты сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов в районе" в форме надлежащим образом заверенной копии (л.д. 56 - 57).
При этом в пункте 12 Приложения к решению от 11 октября 1991 года N содержатся сведения о том, что площадь земель, подлежащих изъятию из состава земель сельскохозяйственных и других предприятий, организаций и учреждений и передаче Возрожденскому Совету народных депутатов составляет 583 га, из них сельскохозяйственных угодий - 248 га, в том числе интенсивного использования - 41 га, из них пашни - 21 га, приусадебных земель - 16 га, огородов - 20 га (л.д. 58).
Кроме того, представленный одновременно с решением от 11 октября 1991 года N и приложением к нему ситуационный план земель, передаваемых Возрожденскому Совету народных депутатов, свидетельствует о том, что все земли поселка Красный Холм, входящие в зону компетенции Возрожденского Совета народных депутатов, Президиумом Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области были переданы и закреплены как земли населенных пунктов (л.д. 59).
В этой связи следует отметить, что на момент принятия 11 октября 1991 года Президиумом Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области решения N действовали следующие нормы материального права, регламентировавшие земельные правоотношения.
Так, статьей 13 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 года (далее - Основы), установлена компетенция местных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений, а статьи 27 и 28 данных Основ регламентировали вопросы соответственно о землях городов и поселков городского типа и землях сельских населенных пунктов.
В свою очередь статья 16 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года 374-1 "О земельной реформе", утратившего силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", (в редакции Закона РСФСР от 27 декабря 1990 года N), предусматривала следующее:
Земельная реформа проводится поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей. Одновременно происходит уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли.
На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе осуществляется передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством РСФСР.
Таким образом, со стороны органов государственной власти в период проведения земельной реформы в 1991 году был разрешен вопрос об отнесении земель поселка Красный Холм, в котором находится принадлежащий Ш. земельный участок площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, к определенной категории земель, а именно к землям населенных пунктов.
Между тем, как видно из содержания обжалуемого судебного решения в основу судебного акта об удовлетворении искового заявления Ш. суд первой инстанции положил вывод о том, что в связи с отсутствием указания категории земли в документах государственного земельного кадастра наличествуют основания для предоставления Ш. судебной защиты имущественного права по избранным ею средствам гражданского судопроизводства, предъявленным к администрации МО "Выборгский район" ЛО.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не может согласиться с правомерностью указанного вывода, положенного в основу судебного решения об удовлетворении искового заявления Ш., поскольку судом первой инстанции при постановлении решения были неправильно применены нормы материального права, имея в виду неприменение положений ст. ст. 2, 13, 27 и 28 Основ, ст. 16 Закона РСФСР "О земельной реформе", сделан вывод, не соответствующий обстоятельствам дела, а также нарушены нормы процессуального права - ст. ст. 2, 12, 39, 55, 56, 67, 173, ч. 3 ст. 196 и ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, что привело к неправильному разрешению дела.
Приведенные обстоятельства в силу положений п. п. 1, 3 и 4 ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ являются основанием для отмены судебного решения.
Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционных жалоб решения суда первой инстанции по вышеуказанным основаниям в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, то суд апелляционной инстанции, действуя согласно разъяснениям, изложенным в абз. 1 п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производства в суде апелляционной инстанции", сам принимает новое решение по делу по исковому заявлению Ш.
При вынесении нового решения суд апелляционной инстанции учитывает, что, как отмечено выше, материалы дела содержат сведения о том, что Президиумом Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области с учетом принятия 11 октября 1991 года решения N "Об установлении черты сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов в районе" был разрешен вопрос об отнесении земель поселка Красный Холм, в котором находится принадлежащий Ш. земельный участок площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, к определенной категории земель, а именно к землям населенных пунктов был разрешен (л.д. 46 - 57, 58, 59).
При этом следует отметить, что в силу п. 2 ст. 2 Основ в соответствии с целевым назначением все земли СССР подразделяются, в том числе, на: ... 2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов).
При таком положении дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для признания незаконными действий администрации МО "Выборгский район" ЛО, выразившихся в отказе в издании нормативного акта о внесении земельного участка, принадлежащего Ш., к определенной категории земель и возложения на администрации МО "Выборгский район" ЛО обязанности по принятию решения об отнесении земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, предоставленного Ш. под индивидуальное садоводство, к определенной категории земель.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ш., предъявленных к администрации МО "Выборгский район" ЛО, суд апелляционной инстанции также соглашается с обоснованностью доводов апелляционной жалобы относительно того обстоятельства, что отказ в удовлетворении обращения Ш. имел место от председателя КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО, являющегося самостоятельным субъектом спорных правоотношений.
При этом следует руководствоваться положениями ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, предусматривающей, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Представленные в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции письменные доказательства свидетельствуют о том, что переписка имела место между Ш. и председателем КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО относительно определения категории земель, к которым принадлежит предоставленный в 1994 году Ш. земельный участок, и именно председатель КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО отказал в удовлетворении заявления Ш. (л.д. 11, 55).
Между тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят наряду с федеральными министерствами, службами и агентствами государственные комитеты, которые в установленной для них сфере деятельности осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положениями об указанных органах исполнительной власти.
Таким образом, КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО в силу положений ст. ст. 48 и 49 ГК РФ является самостоятельным носителем гражданских прав и обязанностей, поэтому исковые требования, предъявленные Ш. к администрации МО "Выборгский район" ЛО, являются необоснованными и по данному основанию.
Коль скоро со стороны администрации МО "Выборгский район" ЛО отсутствовал как таковой отказ в установлении определенной категории земель в отношении предоставленного Ш. земельного участка, при этом вопрос об отнесении земель поселка Красный Холм к землям населенных пунктов был ранее разрешен в установленном законом порядке и в пределах полномочий органа местного самоуправления, то права и законные интересы Ш. не были нарушены.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что при вынесении 28 сентября 2012 года судебного акта суд первой инстанции также нарушил норму процессуального права - ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, поскольку не рассмотрел исковые требования Ш., предъявленные к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" об обязании внести изменения в кадастровый учет земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании указать категорию земли - земли населенных пунктов, от которых (требований) Ш. не отказалась по правилам ст. ст. 39 и 173 ГПК РФ.
Разрешая указанные требования по существу в контексте отмены постановленного 28 сентября 2012 года судебного решения, суд апелляционной инстанции находит, что материалы дела не содержат сведений о том, что Ш. до предъявления в Выборгский городской суд искового заявления обращалась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" с заявлением о внесении изменений в ранее учтенный объект недвижимости и в удовлетворении этого заявления именно данным юридическим лицом было отказано.
Между тем статья 56 ГПК РФ закрепляет общий принцип распределения обязанности по доказыванию, устанавливая, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Отсутствие подтверждения вышеуказанных фактов - обращения Ш. в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" и наличие отказа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости с представлением соответствующих доказательств сопряжено с отсутствием правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ш., предъявленных к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО".
Кроме того, в силу полномочий органов кадастрового учета, регламентированных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", с учетом положений абз. 8 п. 1 ст. 1, ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" не обладает компетенцией по установлению категории земель. Поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для возложения на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" обязанности установить категорию земель.
Руководствуясь ч. 2 ст. 327.1, ч. 2 ст. 328, ч. 1 ст. 329, п. п. 1, 3 и 4 ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской от 28 сентября 2012 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Ш. к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области" и администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о:
- - признании незаконным действий администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, выразившихся в отказе в издании нормативного акта о внесении земельного участка, принадлежащего Ш., к определенной категории земель;
- - обязании филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области" внести изменения в кадастровый учет земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании указать категорию земли - земли населенных пунктов;
- - обязании администрации муниципального образования "Выборгский район" ЛО принять решение об отнесении земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, предоставленного Ш. под индивидуальное садоводство, к определенной категории земель отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.12.2012 N 33А-5412/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2012 г. N 33а-5412/2012
Судья Гомзяков А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Ночевника С.Г. и Тумашевич Н.С.,
при секретаре В.Н.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - представителя администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области В.С. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2012 года, которым удовлетворено исковое заявление Ш. к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании незаконным бездействия и обязании издать нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пономаревой Т.А., объяснения ответчика - представителя администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области В.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ш. первоначально 2 мая 2012 года обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО") в городе Выборге об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" внести изменения в кадастровый учет земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, указав категорию земли - земли населенных пунктов.
В обоснование искового требования Ш. ссылалась на те обстоятельства, что постановлением главы администрации Возрожденской волости Выборгского района Ленинградской области от 19 мая 1994 года N истцу был предоставлен земельный участок площадью 0,09 га в поселке Красный Холм в собственность под индивидуальное садоводство. По утверждению Ш., указанный участок зарегистрирован за ней (Ш.) по праву собственности, что подтверждается выданным свидетельством о государственной регистрации права, 15 ноября 2011 года. Кроме того Ш. утверждала о том, что на земельном участке находятся садовый дом и хозяйственные постройки. Имея намерение подарить земельный участок с постройками своему зятю, Ш. утверждала, что не имеет возможности это осуществить по причине отсутствия в свидетельстве о государственной регистрации права не указана категория земли, а также в выписке из государственного кадастра недвижимости. Между тем, на обращение истца о выдаче постановления с указанием категории земельного участка: земли населенных пунктов председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО) ответил отказом. Данный отказ, по утверждению Ш., сопряжен с невозможностью произвести сделку с земельным участком.
В этой связи Ш. требовала судебной защиты имущественного права по избранному средству гражданского судопроизводства (л.д. 2 - 3).
Заместитель директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" К.А.А. представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении искового требования Ш. и исключить филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" в городе Выборге из числа ответчиков, поскольку со стороны правообладателя земельного участка в орган кадастрового учета не было представлено необходимых для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимого имущества документов, регламентированных п. 8 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 "О государственном кадастре недвижимости", то оснований для внесения в государственный кадастр сведений относительно категории объекта недвижимости не имелось. Кроме того, требование об обязании установить категорию земель земельного учета не входит в компетенцию органа кадастрового учета (л.д. 33 - 35).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Ш. в порядке ст. 39 ГПК РФ предъявила исковые требования к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области земель (далее - администрация МО "Выборгский район" ЛО), в которых просила признать незаконным действие администрации МО "Выборгский район" ЛО, выразившееся в отказе в издании нормативного акта о внесении участка Ш. к категории земель, а также обязать администрацию МО "Выборгский район" ЛО принять решение об отнесении земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, предоставленного Ш. под индивидуальное садоводство, к определенной категории земель (л.д. 29 - 29-оборот, 39, 45, 52, 53 - 54).
Выборгский городской суд 28 сентября 2012 года постановил решение, которым удовлетворил исковые требования Ш., при этом суд первой инстанции признал незаконным бездействие администрации МО "Выборгский район" ЛО, выразившееся в отказе Ш. отнесения земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, к определенной категории земель и возложил на администрацию МО "Выборгский район" обязанность издать нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, к определенной категории земель (л.д. 65 - 71).
Представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С., имеющий полномочия на обжалование судебных постановлений на основании письменной доверенности N от <...> сроком до <...> (л.д. 76), не согласился с законностью и обоснованностью постановленного 28 сентября 2012 года решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда полностью и отказать в удовлетворении исковых требований Ш. В качестве оснований для отмены судебного решения представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С. ссылался на вынесение судом первой инстанции судебного решения с нарушением норм материального права и норм процессуального права, имея в виду положения ст. 14, п. 6 ст. 45, п. 2 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". По мнению подателя жалобы, в материалах дела находится обзорный план земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, содержащий сведения о его категории - земли населенных пунктов. Поэтому, по мнению подателя жалобы, имеет место бездействие со стороны федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области" (далее - ФГБУ "ФКП по ЛО"), выраженное в отказе во включении в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости информации о категории земельного участка, которое заявителем не оспаривалось. Поэтому, по мнению представителя ответчика, судом первой инстанции нарушены разъяснения, изложенные в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 2 (имеется в виду Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"). По мнению представителя ответчика, ответы от 26 сентября 2012 года N оз-2356 и от 27 февраля 2012 года N оз-469 не лишают Ш. реализовать в полной мере свои права в отношении земельного участка, поскольку в этих ответах констатируется факт наличия сведений о его категории в Управлении Роснедвижимости по Ленинградской области как ранее учтенного земельного участка и не нарушает положения ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельного участка из одной категории в другую". Кроме того, представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С. обращал внимание суда апелляционной инстанции на те обстоятельства, что Ш. непосредственно в администрацию МО "Выборгский район" с заявлением ЛО о выдаче постановления с указанием категории земельного участка: земли населенных пунктов, не обращалась. Поэтому переписка между Ш. и КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО, обладающим статусом юридического лица, не является действием (бездействием) администрации МО "Выборгский район" ЛО (л.д. 74 - 75).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции не явилась Ш., а также допущенный к участию в деле К.А.М., действовавший в защиту прав, свобод и законных интересов Ш. на основании письменной доверенности от <...> сроком на три года (л.д. 18 - 18-оборот), и представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО".
Между тем, присутствовавший в апелляционном разбирательстве представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С., действовавший на основании письменной доверенности N от <...> сроком до <...> (л.д. 76), поддержал доводы апелляционной жалобы.
В отсутствие возражений со стороны лица, принимавшего участие в деле, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам ст. ст. 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) (л.д. 78 - 81), суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно постановлению главы Возрожденской волости Выборгского района Ленинградской области от 19 мая 1994 года N предусмотрено предоставление Ш. земельного участка площадью 0,09 га в поселке Красный Холм в собственность под индивидуальное садоводство (л.д. 4).
Из содержания свидетельства о государственной регистрации серия <...> N, выданного <...> Управлением Росреестра по ЛО, усматривается, что по правилам ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 15 ноября 2011 года осуществлена государственная регистрация права Ш. на объект права: земельный участок под индивидуальное садоводство, общей площадью 900 кв. м, с кадастровым номером: N, адрес объекта: <адрес>. При этом в указанном свидетельстве о государственной регистрации права содержатся сведения о том, что категория земель не установлена (л.д. 5).
Кроме того, материалы дела содержат другое письменное доказательство - кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости) N, выданный 3 февраля 2012 года отделом по Выборгскому району филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО", согласно пункту 6 которого земельный участок с кадастровым номером: N, принадлежащий Ш. по праву собственности, был ранее 19 мая 1994 года учтен в государственном кадастре. При этом пункт 8 кадастрового паспорта содержит указание на то, что категория данного участка не установлена (л.д. 6).
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции установил, что имела место переписка между Ш. и председателем КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО относительно определения категории земель, к которым принадлежит предоставленный в 1994 году Ш. земельный участок.
Так, в письменном ответе N оз-469 от 27 февраля 2012 года председатель КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО П. в адрес Ш. сообщал о том, что принадлежащий заявителю участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов и изменения в отношении категории данного участка не рассматривались. В этой связи, по утверждению должностного лица, отсутствует необходимость в установлении категории земельного участка (л.д. 11).
Кроме того, в другом ответе N оз-2356 председателя КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО К. в адрес Ш., имевшем место уже в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, а именно 26 сентября 2012 года, содержатся сведения о том, что земли, на которых находится принадлежащий Ш. земельный участок, были включены в состав поселка Красный Холм в состав общей площади решением Президиума Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 11 октября 1991 года N, на основании землеустроительных материалов по передаче земель в ведение области, выполненных институтом Севзапгипрозем в 1991 году. Данное обстоятельство, по утверждению должностного лица, указывает на принадлежность испрашиваемого земельного участка в категории земель - земли населенных пунктов, при этом изменения в отношении данного земельного участка не рассматривались. В связи с чем председатель КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО К. находил, что отсутствует необходимость в издании акта органа местного самоуправления об установлении категории земельного участка (л.д. 55).
На листах дела 56 - 59 представлено решение Президиума Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 11 октября 1991 года N "Об установлении черты сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов в районе" в форме надлежащим образом заверенной копии (л.д. 56 - 57).
При этом в пункте 12 Приложения к решению от 11 октября 1991 года N содержатся сведения о том, что площадь земель, подлежащих изъятию из состава земель сельскохозяйственных и других предприятий, организаций и учреждений и передаче Возрожденскому Совету народных депутатов составляет 583 га, из них сельскохозяйственных угодий - 248 га, в том числе интенсивного использования - 41 га, из них пашни - 21 га, приусадебных земель - 16 га, огородов - 20 га (л.д. 58).
Кроме того, представленный одновременно с решением от 11 октября 1991 года N и приложением к нему ситуационный план земель, передаваемых Возрожденскому Совету народных депутатов, свидетельствует о том, что все земли поселка Красный Холм, входящие в зону компетенции Возрожденского Совета народных депутатов, Президиумом Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области были переданы и закреплены как земли населенных пунктов (л.д. 59).
В этой связи следует отметить, что на момент принятия 11 октября 1991 года Президиумом Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области решения N действовали следующие нормы материального права, регламентировавшие земельные правоотношения.
Так, статьей 13 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 года (далее - Основы), установлена компетенция местных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений, а статьи 27 и 28 данных Основ регламентировали вопросы соответственно о землях городов и поселков городского типа и землях сельских населенных пунктов.
В свою очередь статья 16 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года 374-1 "О земельной реформе", утратившего силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", (в редакции Закона РСФСР от 27 декабря 1990 года N), предусматривала следующее:
Земельная реформа проводится поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей. Одновременно происходит уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли.
На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе осуществляется передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством РСФСР.
Таким образом, со стороны органов государственной власти в период проведения земельной реформы в 1991 году был разрешен вопрос об отнесении земель поселка Красный Холм, в котором находится принадлежащий Ш. земельный участок площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, к определенной категории земель, а именно к землям населенных пунктов.
Между тем, как видно из содержания обжалуемого судебного решения в основу судебного акта об удовлетворении искового заявления Ш. суд первой инстанции положил вывод о том, что в связи с отсутствием указания категории земли в документах государственного земельного кадастра наличествуют основания для предоставления Ш. судебной защиты имущественного права по избранным ею средствам гражданского судопроизводства, предъявленным к администрации МО "Выборгский район" ЛО.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не может согласиться с правомерностью указанного вывода, положенного в основу судебного решения об удовлетворении искового заявления Ш., поскольку судом первой инстанции при постановлении решения были неправильно применены нормы материального права, имея в виду неприменение положений ст. ст. 2, 13, 27 и 28 Основ, ст. 16 Закона РСФСР "О земельной реформе", сделан вывод, не соответствующий обстоятельствам дела, а также нарушены нормы процессуального права - ст. ст. 2, 12, 39, 55, 56, 67, 173, ч. 3 ст. 196 и ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, что привело к неправильному разрешению дела.
Приведенные обстоятельства в силу положений п. п. 1, 3 и 4 ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ являются основанием для отмены судебного решения.
Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционных жалоб решения суда первой инстанции по вышеуказанным основаниям в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, то суд апелляционной инстанции, действуя согласно разъяснениям, изложенным в абз. 1 п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производства в суде апелляционной инстанции", сам принимает новое решение по делу по исковому заявлению Ш.
При вынесении нового решения суд апелляционной инстанции учитывает, что, как отмечено выше, материалы дела содержат сведения о том, что Президиумом Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области с учетом принятия 11 октября 1991 года решения N "Об установлении черты сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов в районе" был разрешен вопрос об отнесении земель поселка Красный Холм, в котором находится принадлежащий Ш. земельный участок площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, к определенной категории земель, а именно к землям населенных пунктов был разрешен (л.д. 46 - 57, 58, 59).
При этом следует отметить, что в силу п. 2 ст. 2 Основ в соответствии с целевым назначением все земли СССР подразделяются, в том числе, на: ... 2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов).
При таком положении дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для признания незаконными действий администрации МО "Выборгский район" ЛО, выразившихся в отказе в издании нормативного акта о внесении земельного участка, принадлежащего Ш., к определенной категории земель и возложения на администрации МО "Выборгский район" ЛО обязанности по принятию решения об отнесении земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, предоставленного Ш. под индивидуальное садоводство, к определенной категории земель.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ш., предъявленных к администрации МО "Выборгский район" ЛО, суд апелляционной инстанции также соглашается с обоснованностью доводов апелляционной жалобы относительно того обстоятельства, что отказ в удовлетворении обращения Ш. имел место от председателя КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО, являющегося самостоятельным субъектом спорных правоотношений.
При этом следует руководствоваться положениями ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, предусматривающей, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Представленные в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции письменные доказательства свидетельствуют о том, что переписка имела место между Ш. и председателем КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО относительно определения категории земель, к которым принадлежит предоставленный в 1994 году Ш. земельный участок, и именно председатель КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО отказал в удовлетворении заявления Ш. (л.д. 11, 55).
Между тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят наряду с федеральными министерствами, службами и агентствами государственные комитеты, которые в установленной для них сфере деятельности осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положениями об указанных органах исполнительной власти.
Таким образом, КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО в силу положений ст. ст. 48 и 49 ГК РФ является самостоятельным носителем гражданских прав и обязанностей, поэтому исковые требования, предъявленные Ш. к администрации МО "Выборгский район" ЛО, являются необоснованными и по данному основанию.
Коль скоро со стороны администрации МО "Выборгский район" ЛО отсутствовал как таковой отказ в установлении определенной категории земель в отношении предоставленного Ш. земельного участка, при этом вопрос об отнесении земель поселка Красный Холм к землям населенных пунктов был ранее разрешен в установленном законом порядке и в пределах полномочий органа местного самоуправления, то права и законные интересы Ш. не были нарушены.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что при вынесении 28 сентября 2012 года судебного акта суд первой инстанции также нарушил норму процессуального права - ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, поскольку не рассмотрел исковые требования Ш., предъявленные к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" об обязании внести изменения в кадастровый учет земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании указать категорию земли - земли населенных пунктов, от которых (требований) Ш. не отказалась по правилам ст. ст. 39 и 173 ГПК РФ.
Разрешая указанные требования по существу в контексте отмены постановленного 28 сентября 2012 года судебного решения, суд апелляционной инстанции находит, что материалы дела не содержат сведений о том, что Ш. до предъявления в Выборгский городской суд искового заявления обращалась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" с заявлением о внесении изменений в ранее учтенный объект недвижимости и в удовлетворении этого заявления именно данным юридическим лицом было отказано.
Между тем статья 56 ГПК РФ закрепляет общий принцип распределения обязанности по доказыванию, устанавливая, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Отсутствие подтверждения вышеуказанных фактов - обращения Ш. в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" и наличие отказа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости с представлением соответствующих доказательств сопряжено с отсутствием правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ш., предъявленных к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО".
Кроме того, в силу полномочий органов кадастрового учета, регламентированных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", с учетом положений абз. 8 п. 1 ст. 1, ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" не обладает компетенцией по установлению категории земель. Поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для возложения на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО" обязанности установить категорию земель.
Руководствуясь ч. 2 ст. 327.1, ч. 2 ст. 328, ч. 1 ст. 329, п. п. 1, 3 и 4 ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской от 28 сентября 2012 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Ш. к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области" и администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о:
- - признании незаконным действий администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, выразившихся в отказе в издании нормативного акта о внесении земельного участка, принадлежащего Ш., к определенной категории земель;
- - обязании филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области" внести изменения в кадастровый учет земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании указать категорию земли - земли населенных пунктов;
- - обязании администрации муниципального образования "Выборгский район" ЛО принять решение об отнесении земельного участка площадью 900 кв. м с кадастровым номером: N, предоставленного Ш. под индивидуальное садоводство, к определенной категории земель отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)