Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-13562/2011

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2011 г. по делу N 33-13562/2011


Судья: Овсиенко И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Куратовой Л.В., Самойловой Н.Г.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика ФИО
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 31 августа 2011 года, которым постановлено:
Изъять для государственных нужд Волгоградской области в принудительном порядке у ФИО, ФИО, ФИО земельный участок площадью кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: , , , принадлежащий ФИО, ФИО, ФИО на праве общей долевой собственности.
Прекратить право собственности ФИО, ФИО, ФИО на земельный участок площадью кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: , , , с выплатой ФИО, ФИО, ФИО денежной компенсации в размере рублей каждому.
В остальной части иска Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области отказать.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., объяснения ФИО и ФИО, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Управление автомобильных дорог администрации Волгоградской области обратилось в суд с иском к ФИО, ФИО, ФИО о выкупе земельного участка для государственных нужд.
В обоснование требований указало, что распоряжением Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О внесении изменений в распоряжения Nр от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области" перечень земельных участков, резервируемых на территории Среднеахтубинского муниципального района в соответствии с распоряжением Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области", дополнен земельным участком с кадастровым номером N и Приложение к Распоряжению Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об изъятии земельных участков и частей земельных участков, изымаемых для государственных нужд Волгоградской области под "Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волга в городе Волгограде. Второй пусковой комплекс" дополнено пунктом 28 следующего содержания: "земельный участок, кадастровый номер N, расположенный по адресу: , , ". Указанный земельный участок принадлежит ФИО, ФИО, ФИО на праве общей долевой собственности. Ответчики не согласны с указанным решением об изъятии у них земельного участка для государственных нужд, с ними не достигнуто соглашение о выкупной цене и других условиях выкупа. Управление автомобильных дорог администрации Волгоградской области просило суд изъять для государственных нужд Волгоградской области в принудительном порядке у ФИО, ФИО и ФИО земельный участок площадью кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: , , , принадлежащий ФИО, ФИО, ФИО на праве общей долевой собственности; прекратить право собственности ФИО, ФИО и ФИО на земельный участок площадью кв. м, кадастровый номер N расположенный по адресу: , , , с выплатой каждому из них денежной компенсации в размере рублей; обязать ФИО, ФИО и ФИО подписать соглашение об установлении (определении) компенсации за изымаемый земельный участок для государственных нужд Волгоградской области на условиях, предлагаемых Управлением автомобильных дорог администрации Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик ФИО просит решение отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в оспариваемой части в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 279. ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно ст. 281 ГК РФ, плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 57 ЗК РФ, возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:
- 1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- 2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
- 3) временным занятием земельных участков;
- 4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
- 5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
Убытки возмещаются:
- 1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;
- 2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц", основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:
- а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
- в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;
- г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
- д) решение суда.
Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель (п. 4).
При рассмотрении спора судом установлено, что постановлением главы администрации Волгоградской области N 712 от 11 июня 2008 года "О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области" принято решение зарезервировать земли для государственных нужд Волгоградской области для строительства объектов мостового перехода через реку Волгу, на территориях городского округа город-герой Волгоград, городского округа город Волжский и Среднеахтубинского муниципального района в границах, утвержденных приказом Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Волгоградской области от 21 мая 2008 г.
В соответствии с пунктом 2.11. Положения об Управлении автомобильных дорог Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 18 июня 2008 года N 739, и пунктом 1 части 3 постановления администрации Волгоградской области от 09 ноября 2009 года N 399-п "О полномочиях органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений", к полномочиям Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области относится принятие решений о резервировании земель и об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для целей строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, обустройства таких автомобильных дорог объектами дорожного сервиса в пределах придорожных полос, а также организация в установленном порядке работы по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и резервированию земель для государственных нужд в указанных целях.
Распоряжением Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области N 15 от 05 июня 2009 года "О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области" установлен семилетний срок резервирования земель, указанных в постановлении главы администрации Волгоградской области N 712 от 11 июня 2008 года "О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области", а также на данный срок резервирования установлены ограничения в отношении земельных участков, перечисленных в приложениях 1, 2, 3 к постановлению главы администрации Волгоградской области N 712 от 11 июня 2008 года "О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области".
Распоряжением Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области от 25 июня 2009 года N 18 "Об изъятии земельных участков и частей земельных участков для государственных нужд Волгоградской области под строительство объекта: "Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волга в городе Волгограде. Второй пусковой комплекс" было принято решение об изъятии, в том числе путем выкупа, для государственных нужд Волгоградской области под строительство второго пускового комплекса мостового перехода через р. Волгу земельных участков или части земельных участков, находящихся в частной (общей, долевой) собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, безвозмездном срочном пользовании и аренде физических и юридических лиц, согласно приложению, с письменным, в установленном законодательством порядке, уведомлением об изъятии земельных участков всех собственников, пользователей, владельцев и арендаторов земельных участков, включенных в приложение к распоряжению, с проведением мероприятий по государственной регистрации указанного распоряжения и соответствующих ограничений (обременений) на изымаемые земельные участки и расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, с письменным извещением всех правообладателей изымаемых земельных участков о произведенной государственной регистрации указанного распоряжения с указанием ее даты, с возмещением в установленном порядке правообладателям указанных земельных участков убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных нужд Волгоградской области (по согласованию с Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области) путем заключения соглашения: с собственниками изымаемых земельных участков о выкупе земельных участков в собственность Волгоградской области.
Распоряжением Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области от 19 октября 2009 года N 25-05-01\\\\55-р "О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области" перечень резервируемых земель был дополнен.
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано решение об изъятии принадлежащего ФИО, ФИО, ФИО земельного участка, кадастровый номер N, расположенного по адресу: , , для государственных нужд Волгоградской области под строительство объекта: "Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волга в городе Волгограде. Второй пусковой комплекс", а также ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы ограничения в виде резервирования указанного земельного участка для государственных нужд Волгоградской области сроком на лет.
О принятом решении об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: , , , для государственных нужд Волгоградской области под строительство объекта: "Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волга в городе Волгограде, и о проведенной ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации Распоряжения Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р, ответчики были надлежаще уведомлены истцом заказными письмами с уведомлением о их вручении: ФИО - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО - ДД.ММ.ГГГГ, а также в адрес каждого из них Управлением автомобильных дорог администрации Волгоградской области были направлены копии распоряжений Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р, от ДД.ММ.ГГГГ N-р, от ДД.ММ.ГГГГ N.
Правомерность действий Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области по резервированию и изъятию указанного земельного участка, принадлежащего ответчикам, подтверждается также вступившими в законную силу судебными решениями Центрального районного суда города Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N и от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 2-406/2011.
На основании Государственного контракта N на выполнение работ по оценке земельных участков и объектов недвижимости, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Управлением автомобильных дорог администрации Волгоградской области и Волгоградским областным государственным унитарным предприятием "Волгоградоблтехинвентаризация", последним были выполнены отчет ВГУП "Волгоградоблтехинвентаризация" от 19 октября 2010 года, а также составлено заключение от 25 октября 2010 года о величине убытков, причиненных изъятием земельного участка с находящимися на нем улучшениями, площадью кв. м, расположенного по адресу: , , .
ДД.ММ.ГГГГ специалистами ВО ГУП "Волгоградоблтехинвентаризация" по результатам обследования сооружений, расположенных на земельном участке, было вынесено техническое заключение о состоянии основных конструкций жилого дома N N от, в соответствии с которым имеющиеся на данном земельном участке строения признаны аварийными и не пригодными для дальней эксплуатации, оценщиком были исключены из состава объекта оценки строения, находящиеся на оцениваемом земельном участке.
Рыночная стоимость земельного участка площадью кв. м с находящимися на нем улучшениями, расположенного по адресу: , , , кадастровый номер N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила рублей.
Согласно заключению N ЧСЗ-N о величине убытков, причиненных изъятием земельного участка с находящимися на нем улучшениями, расположенного по адресу: , , , составленному ВГУП "Волгоградоблтехинвентаризация" ДД.ММ.ГГГГ, убытков, связанных с упущенной выгодой, с перебазированием, с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, с оплатой услуг риэлторов, с затратами на аренду недвижимого имущества в период поиска недвижимости взаимен изымаемой, установлено не было, вместе с тем, были установлены убытки, связанные с регистрацией объекта недвижимости, которые с учетом количества правообладателей составили рублей.
Управлением автомобильных дорог администрации Волгоградской области были подготовлены проекты соответствующих соглашений об установлении (определении) компенсации за изымаемый земельный, которые, были направлены на согласование в Комитет по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области письмом N согласовал указанные проекты соглашений.
Однако ответчики не согласились с выкупной ценой изымаемого у них земельного участка с находящимися на нем улучшениями.
ДД.ММ.ГГГГ истек один год с момента уведомления ответчиков о предстоящем изъятии у них земельного участка и расположенных на нем улучшений и соглашение о выкупной цене и других условиях выкупа между ними и истцом не достигнуто.
При данных обстоятельствах, оценив представленные доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истцом выполнены требования положений ст. 281 Гражданского кодекса РФ, и постановил правильное решение о частичном удовлетворении исковых требований Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции, вынося решение об изъятии земельного участка, не определил судьбу индивидуального жилого дома, принадлежащего истцам, не свидетельствуют о необоснованности решения, поскольку, согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Требований об определении судьбы указанного жилого дома истцом Управлением автомобильных дорог администрации Волгоградской области суду заявлено не было. При этом в выкупную цену в соответствии с правилами ст. 281 ГК РФ включены рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества.
Также необоснованными являются доводы кассационной жалобы о том, что проведенная Волгоградским областным государственным унитарным предприятием "Волгоградоблтехинвентаризация" оценка земельного участка и величины убытков, причиненных изъятием земельного участка с находящимися на нем улучшениями, является предвзятой и составлена в интересах истца. Доказательств тому, что при проведении работ по оценке изымаемого земельного участка и расположенных на нем улучшений, а также убытков, связанных с изъятием, ВОГУП "Волгоградоблтехинвентаризация" было допущено нарушение действующего законодательства об оценочной деятельности, суду представлено не было. При указанных обстоятельствах, оснований не доверять выводам ВОГУП "Волгоградоблтехинвентаризация" у суда не имелось.
Не могут служить основанием к отмене решения доводы кассационной жалобы о том, что решение суда не содержит указания на порядок выплаты компенсации и плательщика компенсации, поскольку в случае возникновения неясности при исполнении решения суда, в соответствии со ст. 202 ГПК РФ и ФЗ "Об исполнительном производстве", лица, участвующим в деле, либо судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения суда либо о разъяснении порядка и способа исполнения исполнительного документа.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом при вынесении решения не были учтены требования ст. 57 ЗК РФ о том, что при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, также несостоятельны к отмене решения. Основное значение данной нормы в том, чтобы определить фиксированный размер компенсации. Поскольку реализация отдельных актов (например, акта об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд) занимает достаточно длительное время, определение размера компенсации на момент изъятия участка может значительно увеличить сумму выплаты. Таким образом, указанная норма не позволяет собственникам земельных участков и вторичным землепользователям произвольно влиять на размер компенсации. При этом доказательств какой-либо иной выкупной цены земельного участка, отвечающих требованиям относимости и допустимости, ответчиками суду представлено не было.
При изложенных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 31 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)