Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Никонова Ж.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Ребровой И.В., Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Н.,
с участием: представителя Администрации Великого Новгорода П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарасовой Н.В. 10 октября 2012 г. дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода
на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 06 июля 2012 г., которым частично удовлетворен иск З. и постановлено: обязать Администрацию Великого Новгорода предоставить З. в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории Великого Новгорода; в удовлетворении требований З. к Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области об обязании предоставить земельный участок в собственность отказать,
установила:
З. обратился в суд с иском к Комитету по управлению государственным имуществом области (далее Комитет) о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, указав, что он является инвалидом группы и, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Комитетом ему в предоставлении участка отказано со ссылкой на отсутствие нормативно-правовых актов на льготный порядок предоставления участков, что нарушает его права.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Великого Новгорода.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Администрация не согласна, ставит в апелляционной жалобе вопрос о его отмене и принятии нового решения, полагая, что выводы суда противоречат действующему земельному законодательству, не предоставляющему гражданам льготы при выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, поддержавшего жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Из материалов дела видно, что З. является инвалидом группы с детства бессрочно. .2011 г. З. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Письмом от .2012 г. Комитет в предоставлении земельного участка отказал, ссылаясь на то, что положения вышеприведенного Федерального закона противоречат требованиям Земельного кодекса, которым не установлен льготный порядок приобретения земельного участка инвалидами.
Удовлетворяя требование истца, суд правильно исходил из того, что аукцион представляет собой продажу имущества с публичных торгов, не предусматривающих каких-либо льгот для его участников. При этом продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение имущества предполагает безусловное его предоставление при отсутствии торгов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий и обязательное участие в нем нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, суд обоснованно руководствовался положениями ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляющим инвалидам льготу в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов.
В этой связи не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные доводы жалобы о противоречии норм земельного законодательства и федерального законодательства в области социальной поддержки инвалидов.
Поскольку при предоставлении жилого помещения инвалидам, закон обязывает учитывать состояние их здоровья и другие заслуживающие внимания обстоятельства (ч. 5 ст. 17 вышеприведенного Федерального закона), то вывод суда о необходимости предоставления истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте Великого Новгорода, где он постоянно проживает, является правильным.
Таким образом, суд первой инстанции, верно истолковав нормы материального права, подлежащие применению к настоящему спору, правомерно признал, что отказ Комитета в предоставлении земельного участка без проведения торгов нарушает права З. на его первоочередное получение, а потому вывод суда об удовлетворении иска соответствует закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Областного закона Новгородской области от 05.12.2011 г. N 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляют органы местного самоуправления городского округа Великий Новгород в отношении земельных участков, предоставленных для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов и вновь предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, судом верно признана надлежащим ответчиком по делу Администрация Великого Новгорода.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к изложению обстоятельств, бывших предметом исследования и оценки суда 1 инстанции, а потому они не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 06 июля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.П.БОБРЯШОВА
Судьи
И.В.РЕБРОВА
Н.В.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.10.2012 ПО ДЕЛУ N 2-3752-33-1613
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2012 г. по делу N 2-3752-33-1613
Судья: Никонова Ж.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Ребровой И.В., Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Н.,
с участием: представителя Администрации Великого Новгорода П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарасовой Н.В. 10 октября 2012 г. дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода
на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 06 июля 2012 г., которым частично удовлетворен иск З. и постановлено: обязать Администрацию Великого Новгорода предоставить З. в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории Великого Новгорода; в удовлетворении требований З. к Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области об обязании предоставить земельный участок в собственность отказать,
установила:
З. обратился в суд с иском к Комитету по управлению государственным имуществом области (далее Комитет) о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, указав, что он является инвалидом группы и, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Комитетом ему в предоставлении участка отказано со ссылкой на отсутствие нормативно-правовых актов на льготный порядок предоставления участков, что нарушает его права.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Великого Новгорода.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Администрация не согласна, ставит в апелляционной жалобе вопрос о его отмене и принятии нового решения, полагая, что выводы суда противоречат действующему земельному законодательству, не предоставляющему гражданам льготы при выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, поддержавшего жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Из материалов дела видно, что З. является инвалидом группы с детства бессрочно. .2011 г. З. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Письмом от .2012 г. Комитет в предоставлении земельного участка отказал, ссылаясь на то, что положения вышеприведенного Федерального закона противоречат требованиям Земельного кодекса, которым не установлен льготный порядок приобретения земельного участка инвалидами.
Удовлетворяя требование истца, суд правильно исходил из того, что аукцион представляет собой продажу имущества с публичных торгов, не предусматривающих каких-либо льгот для его участников. При этом продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение имущества предполагает безусловное его предоставление при отсутствии торгов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий и обязательное участие в нем нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, суд обоснованно руководствовался положениями ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляющим инвалидам льготу в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов.
В этой связи не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные доводы жалобы о противоречии норм земельного законодательства и федерального законодательства в области социальной поддержки инвалидов.
Поскольку при предоставлении жилого помещения инвалидам, закон обязывает учитывать состояние их здоровья и другие заслуживающие внимания обстоятельства (ч. 5 ст. 17 вышеприведенного Федерального закона), то вывод суда о необходимости предоставления истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте Великого Новгорода, где он постоянно проживает, является правильным.
Таким образом, суд первой инстанции, верно истолковав нормы материального права, подлежащие применению к настоящему спору, правомерно признал, что отказ Комитета в предоставлении земельного участка без проведения торгов нарушает права З. на его первоочередное получение, а потому вывод суда об удовлетворении иска соответствует закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Областного закона Новгородской области от 05.12.2011 г. N 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляют органы местного самоуправления городского округа Великий Новгород в отношении земельных участков, предоставленных для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов и вновь предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, судом верно признана надлежащим ответчиком по делу Администрация Великого Новгорода.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к изложению обстоятельств, бывших предметом исследования и оценки суда 1 инстанции, а потому они не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 06 июля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.П.БОБРЯШОВА
Судьи
И.В.РЕБРОВА
Н.В.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)