Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Хананеева В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Коржакова И.П.,
судей: Шаровой Т.А., Абрамовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 августа 2011 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., возражения К., судебная коллегия
установила:
К., уточнив требования, обратился в суд с требованием к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) о понуждении последнего к выдаче разрешения на формирование земельного участка, расположенного в ..., указав, что на основании Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в ... для индивидуального жилищного строительства. Департамент предложил представить ему схему земельного участка со сведениями о его расположении на местности. Считает, что свободные земли в ... имеются, сведений о точном месте расположения участков у него нет, Департамент их не предоставляет.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента, который в представленном письменном отзыве заявленные требования не признал, сославшись на то, что К. не указал на схеме примерное место расположения земельного участка, не вправе заявлять требования о предоставлении неопределенного земельного участка, им не доказано, что ранее правом бесплатного приобретения земельного участка не воспользовался.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 августа 2011 года требования К. удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент просит решение суда отменить, поскольку оно принято с нарушением норм материального права, не учитывает требования Постановления N 243 от 27.04.2009 г. "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", не выяснено, имеются ли в ... свободные земельные участки, а заявителем не представлено таких доказательств, необоснованны ссылки на то, что требования заявителя относятся к сфере публичных правоотношений.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области, бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства (за исключением земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства) родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам, родителям, имеющим ребенка-инвалида, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф, гражданам, утратившим жилые помещения в результате стихийных бедствий, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вынужденным переселенцам, ветеранам труда.
Судом установлено, что К. проживает в г. Смоленске, является инвалидом, следовательно, на него распространяется действие областного закона от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно".
20.06.2011 г. он обратился в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в черте ..., на что Департамент сообщил ему о необходимости предъявления схемы земельного участка со сведениями о его расположении на местности.
Статьей 2.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" предусмотрено, что в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Из совокупности норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ (ст. ст. 11.3, 11.9, 30 ЗК РФ, ст. ст. 41, 43, 45 ГрК РФ), в их системном толковании, придаваемом ему сложившейся правоприменительной практикой, следует, что для приобретения земельным участком статуса объекта недвижимого имущества необходимо проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка. Межевание включает в себя работы по определению границ земельного участка на местности, закрепления на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства. При предоставлении земельного участка для строительства (в том числе и индивидуального жилищного) без предварительного согласования места размещения объекта строительства, вначале проводятся работы по формированию земельного участка. Формирование земельного участка лицом, претендующим на его получение, производится за счет денежных средств такого лица и осуществляется организацией, полномочной производить такие действия.
Поскольку именно Департамент является уполномоченным органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (Закон Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске"), то действия лица, которое будет осуществлять формирование земельного участка, по существу ставятся в зависимость от получения разрешения на такое формирование, которое должно быть выдано именно Департаментом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из тех обстоятельств, что законом прямо не предусмотрен запрет на выдачу спорного разрешения, что не исключает возможности получения такого разрешения в судебном порядке при уклонении уполномоченным органом от его выдачи. Наличие разрешения Департамента является основанием для выявления территории, достаточной для образования земельного участка, и установления физической возможности формирования с учетом требований градостроительного, земельного законодательства. Возможность предоставления земельного участка определяется с учетом обстоятельств, выявленных в процессе его формирования.
Поскольку законом предусмотрены минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для размещения индивидуального жилого дома, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент выдать разрешение в пределах установленных размеров: от 1000 до 1800 кв. м.
С доводами кассационной жалобы согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции обоснованно отметил в решении, что обязанность доказать факт отсутствия свободных территорий ... лежит на Департаменте, чего им сделано не было. Не представлено таких доказательств и в суд кассационной инстанции.
Как правильно указал суд, предлагая уточнить место расположения земельного участка для решения вопроса о его предоставлении и не приводя иных доводов, Департамент по существу согласился с наличием у заявителя права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.
Ссылку в жалобе на Постановление администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. N 243 судебная коллегия также находит несостоятельной. Обращение в суд как раз и вызвано тем, что Департамент, не предоставляя соответствующих сведений, лишает К. возможности реализовать свое право на приобретение земельного участка. Поэтому именно Департамент должен был представить в суд информацию, касающуюся возможности формирования участков или отсутствие таковой в ... Ввиду изложенного ссылки на неправильное распределение бремени доказывания и нарушение норм процессуального права являются несостоятельными, основанными на ошибочном понимании закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3800
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2011 г. по делу N 33-3800
Судья Хананеева В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Коржакова И.П.,
судей: Шаровой Т.А., Абрамовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 августа 2011 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., возражения К., судебная коллегия
установила:
К., уточнив требования, обратился в суд с требованием к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) о понуждении последнего к выдаче разрешения на формирование земельного участка, расположенного в ..., указав, что на основании Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в ... для индивидуального жилищного строительства. Департамент предложил представить ему схему земельного участка со сведениями о его расположении на местности. Считает, что свободные земли в ... имеются, сведений о точном месте расположения участков у него нет, Департамент их не предоставляет.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента, который в представленном письменном отзыве заявленные требования не признал, сославшись на то, что К. не указал на схеме примерное место расположения земельного участка, не вправе заявлять требования о предоставлении неопределенного земельного участка, им не доказано, что ранее правом бесплатного приобретения земельного участка не воспользовался.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 августа 2011 года требования К. удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент просит решение суда отменить, поскольку оно принято с нарушением норм материального права, не учитывает требования Постановления N 243 от 27.04.2009 г. "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", не выяснено, имеются ли в ... свободные земельные участки, а заявителем не представлено таких доказательств, необоснованны ссылки на то, что требования заявителя относятся к сфере публичных правоотношений.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области, бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства (за исключением земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства) родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам, родителям, имеющим ребенка-инвалида, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф, гражданам, утратившим жилые помещения в результате стихийных бедствий, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вынужденным переселенцам, ветеранам труда.
Судом установлено, что К. проживает в г. Смоленске, является инвалидом, следовательно, на него распространяется действие областного закона от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно".
20.06.2011 г. он обратился в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в черте ..., на что Департамент сообщил ему о необходимости предъявления схемы земельного участка со сведениями о его расположении на местности.
Статьей 2.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" предусмотрено, что в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Из совокупности норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ (ст. ст. 11.3, 11.9, 30 ЗК РФ, ст. ст. 41, 43, 45 ГрК РФ), в их системном толковании, придаваемом ему сложившейся правоприменительной практикой, следует, что для приобретения земельным участком статуса объекта недвижимого имущества необходимо проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка. Межевание включает в себя работы по определению границ земельного участка на местности, закрепления на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства. При предоставлении земельного участка для строительства (в том числе и индивидуального жилищного) без предварительного согласования места размещения объекта строительства, вначале проводятся работы по формированию земельного участка. Формирование земельного участка лицом, претендующим на его получение, производится за счет денежных средств такого лица и осуществляется организацией, полномочной производить такие действия.
Поскольку именно Департамент является уполномоченным органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (Закон Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске"), то действия лица, которое будет осуществлять формирование земельного участка, по существу ставятся в зависимость от получения разрешения на такое формирование, которое должно быть выдано именно Департаментом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из тех обстоятельств, что законом прямо не предусмотрен запрет на выдачу спорного разрешения, что не исключает возможности получения такого разрешения в судебном порядке при уклонении уполномоченным органом от его выдачи. Наличие разрешения Департамента является основанием для выявления территории, достаточной для образования земельного участка, и установления физической возможности формирования с учетом требований градостроительного, земельного законодательства. Возможность предоставления земельного участка определяется с учетом обстоятельств, выявленных в процессе его формирования.
Поскольку законом предусмотрены минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для размещения индивидуального жилого дома, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент выдать разрешение в пределах установленных размеров: от 1000 до 1800 кв. м.
С доводами кассационной жалобы согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции обоснованно отметил в решении, что обязанность доказать факт отсутствия свободных территорий ... лежит на Департаменте, чего им сделано не было. Не представлено таких доказательств и в суд кассационной инстанции.
Как правильно указал суд, предлагая уточнить место расположения земельного участка для решения вопроса о его предоставлении и не приводя иных доводов, Департамент по существу согласился с наличием у заявителя права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.
Ссылку в жалобе на Постановление администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. N 243 судебная коллегия также находит несостоятельной. Обращение в суд как раз и вызвано тем, что Департамент, не предоставляя соответствующих сведений, лишает К. возможности реализовать свое право на приобретение земельного участка. Поэтому именно Департамент должен был представить в суд информацию, касающуюся возможности формирования участков или отсутствие таковой в ... Ввиду изложенного ссылки на неправильное распределение бремени доказывания и нарушение норм процессуального права являются несостоятельными, основанными на ошибочном понимании закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)