Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-11372

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 г. по делу N 33-11372


Судья: Минкина М.Т.
А-25

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.
судей Деева А.В., Ашихминой Е.Ю.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску Н.В. к муниципальному унитарному предприятию города Минусинска "Земли города" об установлении границы земельного участка, с учетом фактического использования, понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе Н.В.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 13 сентября 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Н.В. к муниципальному унитарному предприятию г. Минусинска "Земли города" об установлении границы земельного участка г. Минусинск, ул. <...>, N в координатах:

X Y
25157.04 9920.13
25164.95 9930.33
25194.04 9944.65
25198.62 9941.23
25202,02 9937.91
25203.91 9935.42
25202.16 9925.81
25182.95 9901.05
25176.83 9905.77
25162.43 9916,39
25159.00 9918.77

с учетом фактического использования, понуждении к выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу г. Минусинск, <адрес> - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Н.В. обратилась в суд с иском к МУП г. Минусинска "Земли города" об установлении границ земельного участка, с учетом фактического использования, понуждении к совершению действий. Требования мотивировала тем, что на основании обменного ордера от 23 марта 1987 г. вселилась в жилой дом с приусадебным участком, по адресу: г. Минусинск, ул., <адрес> <адрес>. На основании договора на передачу жилого помещения в собственность от 23.11.2010 г., зарегистрировала право собственности на указанный жилой дом. Обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Длительное время решения о предоставлении участка не принимается, ответчик отказывается утверждать границы земельного участка расположенного по адресу: г. Минусинск, ул., <адрес> <адрес>, выполнять кадастровые работы. В связи с чем, истица с учетом уточнения исковых требований обязать ответчика выполнить кадастровые работы по границам земельного участка по адресу: г. Минусинск, ул. <адрес> а также установить границы земельного участка в размере 11 соток в следующих координатах:

X Y
25157.04 9920.13
25164.95 9930.33
25194.04 9944.65
25198.62 9941.23
25202,02 9937.91
25203.91 9935.42
25202.16 9925.81
25182.95 9901.05
25176.83 9905.77
25162.43 9916,39
25159.00 9918.77

Судом поставлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Н.В. просит отменить решение суда, указывая на допущенные судом нарушения требований норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции не дал оценки доводам истицы о приобретении права на получение земельного участка в соответствии с положениями ст. 36 ЗК РФ, а также в силу приобретательной давности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились П.Т., П.Н., извещались о слушании дела (Т., 2, л.д. 213, 215), не явился представитель Администрации Селиванихинского сельского совета, извещался о рассмотрении дела (Т. 2, л.д. 216), не явился представитель КГУ "Минусинское лесничество", извещался о рассмотрении дела (Т. 2, л.д. 214), в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о слушании дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Н.В., объяснения представителя Администрации г. Минусинска, представляющего также интересы КУМИ г. Минусинска - П.Е., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
На основании ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ст. 38 ч. 9 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статьей 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,
В силу ст. 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии со ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ч. 1 ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности; пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
- На основании ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи, в том числе в случаях, когда одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);
- Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Н.В. к МУП города Минусинска "Земли города" о понуждении к совершению действий по выполнению кадастровых работ.
При этом, суд первой инстанции объективно исходил из того, что в отношении земельного участка Н.В. с заявленными для кадастровых работ координатами, имеется наложение на соседний земельный участок по адресу: г. Минусинск, ул. <адрес> что подтверждается заключением проведенной по делу экспертизы.
В связи с чем, ответчиком обоснованно не были завершены кадастровые работы.
Так же судебная коллегия согласна с выводами ссуда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований об установлении границы спорного земельного участка по адресу: г. Минусинск, ул. <адрес> в размере 11 соток по фактическому использованию в следующих координатах:

X Y
25157.04 9920.13
25164.95 9930.33
25194.04 9944.65
25198.62 9941.23
25202,02 9937.91
25203.91 9935.42
25202.16 9925.81
25182.95 9901.05
25176.83 9905.77
25162.43 9916,39
25159.00 9918.77

При этом, судебная коллегия учитывает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному о том, что требования об установлении границ указанного земельного участка по координатам характерных точек заявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку в соответствии с уставом МП г. Минусинска "Земли города" (т. 1 л.д. 85 - 91), указанное предприятие не наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из муниципальной собственности, имея целью деятельности осуществление кадастровых работ, проектирования и межевания границ, технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что установление требуемых истицей границ земельного участка, приведет к прекращению права собственности на земельный участок по адресу: г. Минусинск, ул. <адрес> в отношении которого имеется наложение границ. Однако, исковые требования к владельцу названного земельного участка истица не заявляла.
Доводы апелляционной жалобы Н.В. не основаны на фактических обстоятельствах и материалах дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, которым оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 13 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Н.В. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)