Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кукорцева Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковалевой Т.И.
судей Морозовой С.Б., Козлова О.А.,
с участием прокурора Киприяновой Н.В. при секретаре Тяжовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 16.10.2012 в апелляционном порядке жалобу администрации Качканарского городского округа на решение Качканарского городского суда Свердловской области от 30.07.2012
по гражданскому делу по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Качканарского городского округа о понуждении к выполнению действий,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,
установила:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц предъявил к администрации Качканарского городского округа иск о признании незаконными действий по неисполнению требований лесного и земельного законодательства, обязании зарегистрировать право собственности на городские леса, расположенные на территории муниципального образования, установить границы земельных участков, занятых городскими лесами и поставить их на кадастровый учет, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, осуществлять ведение государственного лесного реестра в пределах полномочий, организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов.
Решением суда данные требования удовлетворены частично, постановлено:
в срок до 01.06.2013 обязать администрацию Качканарского городского округа:
- установить границы земельных участков, занятых городскими лесами и поставить их на кадастровый учет,
- разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов.
Осуществлять ведение государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий,
Организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов.
В остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе администрация Качканарского городского округа просит решение, как незаконное и необоснованное, отменить и в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Киприянова Н.В. просила решение суда оставить без изменения.
Ответчик Администрация Качканарского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещался, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное пространство.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно к защитным лесам относятся городские леса (часть 1 статьи 6, п.п. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14, пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и городского округа относятся: организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа.
В соответствии с п.п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение такими участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", согласно пункту 5 которой проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
В соответствии с указанной лесоустроительной инструкцией, а также ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя
- проектирование лесничеств и лесопарков;
- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
- проектирование лесных участков;
- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
- таксацию лесов;
- проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Судом установлено, что на территории Качканарского городского округа расположены городские леса общей площадью 3645 га, в отношении которых органом местного самоуправления в нарушение положений указанных норм никаких мероприятий, связанных с лесоустройством, не проводилось.
Поскольку государственная собственность на занятые данными городскими лесами земельные участки не разграничена, администрация Качканарского городского округа в силу указанных норм обязана осуществлять распоряжение лесными участками в соответствии с земельным законодательством, а также проводить работы по лесоустройству в пределах своей компетенции.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления обладает полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, о наличии оснований для возложения на администрацию Качканарского городского округа обязанности по установлению границ земельных участков занятых городскими лесами и поставке их на кадастровый учет, по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов, а также по осуществлению ведения государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий.
Поскольку осуществление муниципального лесного надзора в отношении городских лесов к полномочиям органов местного самоуправления статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации не отнесено, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда возложение на администрацию Качканарского городского округа обязанности организовать муниципальный лесной надзор в отношении городских лесов.
Кроме того, в мотивированном решении суда в его резолютивной части допущена описка - указана дата "01.06.2012", вместо "01.06.2013", что подтверждается содержанием оглашенной в судебном заседании резолютивной части, которая исходя из положений ст. ст. 6.1, 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит исправлению.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Качканарского городского суда Свердловской области от 30.07.2012 в части возложения на администрацию Качканарского городского округа обязанности организовать муниципальный лесной надзор в отношении городских лесов изменить, исключив из резолютивной части данное требование,
исправить описку, допущенную в резолютивной части: указать дату "01.06.2013", вместо ошибочно указанной - "01.06.2012",
в остальной части - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Качканарского городского округа - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-12558/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2012 г. по делу N 33-12558/2012
Судья Кукорцева Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковалевой Т.И.
судей Морозовой С.Б., Козлова О.А.,
с участием прокурора Киприяновой Н.В. при секретаре Тяжовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 16.10.2012 в апелляционном порядке жалобу администрации Качканарского городского округа на решение Качканарского городского суда Свердловской области от 30.07.2012
по гражданскому делу по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Качканарского городского округа о понуждении к выполнению действий,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,
установила:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц предъявил к администрации Качканарского городского округа иск о признании незаконными действий по неисполнению требований лесного и земельного законодательства, обязании зарегистрировать право собственности на городские леса, расположенные на территории муниципального образования, установить границы земельных участков, занятых городскими лесами и поставить их на кадастровый учет, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, осуществлять ведение государственного лесного реестра в пределах полномочий, организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов.
Решением суда данные требования удовлетворены частично, постановлено:
в срок до 01.06.2013 обязать администрацию Качканарского городского округа:
- установить границы земельных участков, занятых городскими лесами и поставить их на кадастровый учет,
- разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов.
Осуществлять ведение государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий,
Организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов.
В остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе администрация Качканарского городского округа просит решение, как незаконное и необоснованное, отменить и в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Киприянова Н.В. просила решение суда оставить без изменения.
Ответчик Администрация Качканарского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещался, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное пространство.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно к защитным лесам относятся городские леса (часть 1 статьи 6, п.п. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14, пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и городского округа относятся: организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа.
В соответствии с п.п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение такими участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", согласно пункту 5 которой проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
В соответствии с указанной лесоустроительной инструкцией, а также ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя
- проектирование лесничеств и лесопарков;
- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
- проектирование лесных участков;
- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
- таксацию лесов;
- проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Судом установлено, что на территории Качканарского городского округа расположены городские леса общей площадью 3645 га, в отношении которых органом местного самоуправления в нарушение положений указанных норм никаких мероприятий, связанных с лесоустройством, не проводилось.
Поскольку государственная собственность на занятые данными городскими лесами земельные участки не разграничена, администрация Качканарского городского округа в силу указанных норм обязана осуществлять распоряжение лесными участками в соответствии с земельным законодательством, а также проводить работы по лесоустройству в пределах своей компетенции.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления обладает полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, о наличии оснований для возложения на администрацию Качканарского городского округа обязанности по установлению границ земельных участков занятых городскими лесами и поставке их на кадастровый учет, по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов, а также по осуществлению ведения государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий.
Поскольку осуществление муниципального лесного надзора в отношении городских лесов к полномочиям органов местного самоуправления статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации не отнесено, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда возложение на администрацию Качканарского городского округа обязанности организовать муниципальный лесной надзор в отношении городских лесов.
Кроме того, в мотивированном решении суда в его резолютивной части допущена описка - указана дата "01.06.2012", вместо "01.06.2013", что подтверждается содержанием оглашенной в судебном заседании резолютивной части, которая исходя из положений ст. ст. 6.1, 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит исправлению.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Качканарского городского суда Свердловской области от 30.07.2012 в части возложения на администрацию Качканарского городского округа обязанности организовать муниципальный лесной надзор в отношении городских лесов изменить, исключив из резолютивной части данное требование,
исправить описку, допущенную в резолютивной части: указать дату "01.06.2013", вместо ошибочно указанной - "01.06.2012",
в остальной части - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Качканарского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
КОВАЛЕВА Т.И.
Судьи
МОРОЗОВА С.Б.
КОЗЛОВ О.А.
КОВАЛЕВА Т.И.
Судьи
МОРОЗОВА С.Б.
КОЗЛОВ О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)