Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Жолудев А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области в составе:
председательствующего - Бабкова В.В.,
судей - Васильевой И.Ю. и Есаковой С.В.,
при секретаре - К.,
с участием прокурора - Степановой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2012 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 9 июля 2012 года, которым исковые требования прокурора Окуловского района удовлетворены и постановлено обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области вывезти отходы с несанкционированной свалки, расположенной в в течение со дня вступления решения в законную силу,
установила:
Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Кулотинского городского поселения Окуловского района Новгородской области о ликвидации свалки отходов и рекультивации земельного участка, указав в обоснование заявленных требований, что по результатам проведения проверки соблюдения законодательства РФ об обращении с отходами прокуратурой Новгородской области установлено следующее: в обнаружена незаконная свалка твердых бытовых отходов. В нарушение требований природоохранного законодательства, каких-либо действий со стороны Администрации Кулотинского городского поселения по ликвидации вышеуказанной незаконной свалки, утилизации отходов не произведено. Размещение бытовых отходов на территориях, не отведенных для этих целей влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем прокурор просил суд обязать Администрацию Кулотинского городского поселения Окуловского района Новгородской области произвести вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной в в течение со дня вступления решения в законную силу.
Определением Окуловского районного суда Новгородской области от 19 июня 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее по тексту - Комитет). Прокурор в судебном заседании требования об обязании вывезти отходы с несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, поддержал.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Комитетом ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права. Указывается, что в мотивировочной части решения суд основывает свой вывод об удовлетворении исковых требований со ссылками на нормы закона, которые обязывают муниципальные образования производить регулярную очистку своих территорий от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Какого-либо обоснования в возложении обязанности по вывозу мусора на комитет лесного хозяйства судом не приведено. Также указано, что в обжалуемом решении расположение свалки на местности определено некорректно, в связи с чем могут возникнуть трудности при исполнении решения суда. Кроме того, акт обнаружения свалки, составленный прокурором без участия ответчика Комитет считает доказательством, полученным с нарушением закона.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Комитета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, полагавшего решение суда основанным на законе, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи также запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно пункту "е" статьи 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Как установлено судом из материалов дела, в ходе проведения проверки прокуратурой Окуловского района Новгородской области установлено наличие свалки твердых бытовых отходов в на территории лесного фонда Окуловского участкового лесничества В указанном месте произведено складирование твердых бытовых отходов (шифера, пластиковых и стеклянных бутылок, элементов старой мебели, пластмассовых конструкций, резиновых шлангов, металлических банок, одноразовой посуды, полиэтиленовых пакетов, отходов продуктов питания).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из пункта 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно статье 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель, рекультивации нарушенных земель.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 83 настоящего Кодекса установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (пункт 1.1 Положения о Комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации области от 8 июня 2009 года N 183).
Как усматривается из материалов дела, бытовые отходы обнаружены на участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Исходя из изложенного вывод суда о том, что обязанность по организации охраны участков лесного фонда, в том числе от загрязнения бытовыми отходами, возложена на Комитет, является правильным.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил требования прокурора, обязав Комитет в течение со дня вступления решения в законную силу вывезти отходы с несанкционированной свалки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм материального права и не соответствующие материалам дела, подлежат отклонению.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 09 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.БАБКОВ
Судьи
И.Ю.ВАСИЛЬЕВА
С.В.ЕСАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.09.2012 ПО ДЕЛУ N 2-439-33-1527
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2012 г. по делу N 2-439-33-1527
Судья - Жолудев А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области в составе:
председательствующего - Бабкова В.В.,
судей - Васильевой И.Ю. и Есаковой С.В.,
при секретаре - К.,
с участием прокурора - Степановой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2012 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 9 июля 2012 года, которым исковые требования прокурора Окуловского района удовлетворены и постановлено обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области вывезти отходы с несанкционированной свалки, расположенной в в течение со дня вступления решения в законную силу,
установила:
Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Кулотинского городского поселения Окуловского района Новгородской области о ликвидации свалки отходов и рекультивации земельного участка, указав в обоснование заявленных требований, что по результатам проведения проверки соблюдения законодательства РФ об обращении с отходами прокуратурой Новгородской области установлено следующее: в обнаружена незаконная свалка твердых бытовых отходов. В нарушение требований природоохранного законодательства, каких-либо действий со стороны Администрации Кулотинского городского поселения по ликвидации вышеуказанной незаконной свалки, утилизации отходов не произведено. Размещение бытовых отходов на территориях, не отведенных для этих целей влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем прокурор просил суд обязать Администрацию Кулотинского городского поселения Окуловского района Новгородской области произвести вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной в в течение со дня вступления решения в законную силу.
Определением Окуловского районного суда Новгородской области от 19 июня 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее по тексту - Комитет). Прокурор в судебном заседании требования об обязании вывезти отходы с несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, поддержал.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Комитетом ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права. Указывается, что в мотивировочной части решения суд основывает свой вывод об удовлетворении исковых требований со ссылками на нормы закона, которые обязывают муниципальные образования производить регулярную очистку своих территорий от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Какого-либо обоснования в возложении обязанности по вывозу мусора на комитет лесного хозяйства судом не приведено. Также указано, что в обжалуемом решении расположение свалки на местности определено некорректно, в связи с чем могут возникнуть трудности при исполнении решения суда. Кроме того, акт обнаружения свалки, составленный прокурором без участия ответчика Комитет считает доказательством, полученным с нарушением закона.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Комитета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, полагавшего решение суда основанным на законе, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи также запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно пункту "е" статьи 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Как установлено судом из материалов дела, в ходе проведения проверки прокуратурой Окуловского района Новгородской области установлено наличие свалки твердых бытовых отходов в на территории лесного фонда Окуловского участкового лесничества В указанном месте произведено складирование твердых бытовых отходов (шифера, пластиковых и стеклянных бутылок, элементов старой мебели, пластмассовых конструкций, резиновых шлангов, металлических банок, одноразовой посуды, полиэтиленовых пакетов, отходов продуктов питания).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из пункта 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно статье 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель, рекультивации нарушенных земель.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 83 настоящего Кодекса установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (пункт 1.1 Положения о Комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации области от 8 июня 2009 года N 183).
Как усматривается из материалов дела, бытовые отходы обнаружены на участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Исходя из изложенного вывод суда о том, что обязанность по организации охраны участков лесного фонда, в том числе от загрязнения бытовыми отходами, возложена на Комитет, является правильным.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил требования прокурора, обязав Комитет в течение со дня вступления решения в законную силу вывезти отходы с несанкционированной свалки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм материального права и не соответствующие материалам дела, подлежат отклонению.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 09 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.БАБКОВ
Судьи
И.Ю.ВАСИЛЬЕВА
С.В.ЕСАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)